Основные социально-педагогические институты и факторы развития личности
p align="left">Запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми. А разрешать родители не всегда умеют и не всегда различают, что следует разрешать, а что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию и делает позицию отца и матери в отношениях с детьми не редко драматичной.

Семья -- важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, социально-экономический -- определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический -- зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; наконец, демографический -- определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или иной возрастном этапе играет семья.

Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, его содержание и характер связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье. Первый -- подкрепление: поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие -- нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно и неосознанно) на их пример. И наконец, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняются в них названные выше механизмы социализации. Очень условно можно говорить о нескольких типах семей.

Есть семьи, в которых старшие стремятся не столько “формировать” личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. У других родителей целью является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно родительским представлениям). В ряде семей это дополняется навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся лепить личность (иногда это делается целенаправленно, в большинстве случаев -- стихийно). Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, даже беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

Выше говорилось о семьях, так или иначе занимающихся воспитанием. Однако есть много других, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По некоторым данным до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15 % -- формируют правонарушителей. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях -- родственникам, чаще -- на попечение государства, порой просто выгнать из дому, а то и убить нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи как социального института, отражающей негативные процессы в мире, обществе, государстве.

Стиль семейной социализации тесно связан с национальными традициями, культурой общества, а в их рамках -- с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей. Эти обстоятельства влияют на соотношение названных выше стилей, определяют доминирование одних и меру распространенности других.

Религиозные организации. Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации подрастающих поколений религиозные организации были важнейшим -- после семьи -- институтом. В процессе секуляризации, то есть освобождения общества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации детей. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

В последние два десятилетия влияние всех конфессий на подрастающие поколения стало возрастать. Особенно значительный рост отмечен за последние пять лет, что связано с общими процессами, идущими в государстве и обществе.

Зарегистрированы 5500 новых религиозных организаций, верующим возвращены почти 4 тысячи культовых сооружений, отведено более тысячи участков для строительства новых храмов, мечетей, костелов, кирх, молитвенных домов. В России, Туркмении, в других регионах возникли политические партии, в основе которых лежит религиозная идеология. Наконец, что очень важно, церковь возобновила деятельность милосердия.

Главное же то, что резко изменилось социально-психологическая ситуация в обществе.

В молодежной среде процессы проявляются в трех, как минимум, тенденциях. Во-первых, растет религиозность. Увеличилось число юных верующих, резко возросло число крещений, венчаний, число участников различных религиозных обрядов. Во-вторых, партии христианского и особенно исламского толка среди своих последователей имеют немало молодых людей, а в организуемых ими массовых мероприятиях участвует относительно много подростков. В-третьих, среди юношества и даже подростков растет интерес к религии, который проявляется по-разному, в том числе и в посещении занятий в воскресных школах, факультативов по истории религии.

Все эти тенденции в целом положительные и могут внести свой вклад в нравственное оздоровление общества.

Впрочем, всплеск интереса к религии вряд ли станет массовым в среде детей, подростков,. юношей. Не исключено также, что у многих их них этот интерес может оказаться временным. И пожалуй, самое существенное -- сегодня не все конфессии в состоянии оказывать эффективное воспитательное влияние. Так, православная церковь сможет делать это лишь в том случае и тогда, если и когда ей удастся возродить в новых условиях традиционную приходскую жизнь и сделать приходы центрами своей воспитательной и милосердной деятельности.

Общество сверстников. В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений. Его роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств.

Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний -- средства массовой коммуникации -- привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню информированности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков и юношей в общество сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.

В результате возросла автономия детей от родителей, а подрастающих поколений в целом -- от взрослых вообще. Сегодня это делает еще более рельефным ситуация перемен, в которой увеличиваются различия между взрослыми и юными в мировосприятии, в стиле жизни, в восприятии себя и в самореализации.

Общество сверстников -- во многом модель взрослого общества -- отражает в гипертрофированном виде его основные, особенно негативные, тенденции. Здесь дети, подростки, юноши учатся тому поведению, которое на самом деле принято в обществе взрослых; усваивают нормы морали -- единой или двойной, а то и тройной,-- которые превалируют в мире взрослых; учатся выполнять роли юноши и девушки, мужчины и женщины.

Как уже упоминалось, подрастающие поколения много быстрее и легче, чем старшие, осваиваются в меняющихся социальных реалиях. И поэтому естественно то, что ряд норм, еще далеко не общепринятых во взрослом обществе, уже усвоены в подростково-юношеской среде.

И речь идет не столько о различиях в сексуальном поведении (на чем нередко “зацикливаются” взрослые), сколько об отношениях к заработку, деньгам, предпринимательству и т.д. И, надо заметить, что эти нормы вполне реализуются ими, к примеру, в школьной жизни. Всплеск фарцовки, торговля шпаргалками и даже плата за новый анекдот -- свидетельство тому, к сожалению, печальное.

Сегодня подростки и юноши значительно автономнее от взрослых. А достичь автономии и утвердить себя как личность -- важнейшие задачи в этих возрастах.

Эта автономия наглядно проявляется в особенностях детской и подростково-юношеской субкультур..

Их важнейшим элементом можно считать жаргон. Как бы заново открывая мир и себя в нем, дети, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято. Этому и служат жаргонные слова и выражения. В то же время жаргон -- своеобразный пароль, пропуск в общество сверстников. Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений ребята пытаются компенсировать эмоциональную и “словарную” невозможность выразить свои переживания и чувства.

Другой элемент субкультуры -- следование моде в одежде, прическе, стремление с ее помощью ощутить свое единство со сверстниками и выделиться по отношению к взрослым.

Субкультура -- это и определенный стиль поведения и пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время.

Для субкультуры современных подростков и юношей характерны две тенденции. С одной стороны, имея общие или сходные черты, она явно дифференцируется по регионам и в русле многочисленных молодежных течений (например, фанатов различных типов). С другой, на нее большое влияние оказывает уголовно-лагерная субкультура, что проявляется в жаргоне, в нормах и стиле поведения, отношения к людям, отношений подростков между собой.

Основа общества сверстников -- неформальные приятельские и дружеские группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. В этих группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так:: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще более жестких, чем в среде взрослых.

И все-таки чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, где он получает действительную или иллюзорную (что чаще всего не осознается) возможность реализовать себя и сущностно, и внешне.

Сущностно -- потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, в стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе “уже выросшим”.

В то же время в обществе сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения. Уже младшего подростка начинает одолевать смутное беспокойство: “Такой ли я как все?” Чем старше он становится, тем неотвязнее это сомнение. Наличие компании помогает убедиться в том, что с этим все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем возрасте параллельно возникает другое беспокойство: “Неужели я такой, как все?”)

Общество сверстников -- это не только неформальные группы. Это и различные коллективы в учебно-воспитательных учреждениях, а также детские и юношеские организации.

Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов.. Компания или организация (а многие организации - объединение компаний) своими нормами, содержанием деятельности и стилем взаимоотношений превращают своих членов в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие и “инакоделание”, а нередко и права выхода из группы.

В результате происходит деформация личности, определяющая весь ее дальнейший жизненный путь. Конечно, у некоторых подростков и юношей может и не происходить глубинных искажений. У них лишь развивается умение приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам. У кого-то эти обстоятельства рано или поздно вызовут протест, бунт, в результате чего будут сломаны сложившиеся стереотипы отношений.

Средства массовой коммуникации. В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, существенной частью которой являются средства массовой коммуникации, стремительно развивающиеся на протяжении двух последних столетий. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей, подростков и юношей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

Это явление, однако, не следует оценивать только негативно. Во-первых, кино, телевидение и видео заменяют чтение в тех социально-культурных слоях, которые и раньше не отличались пристрастием к печатному слову. Но зато теперь эти слои получают с экрана определенную познавательную информацию, которая раньше никак их не затрагивала. Во-вторых, телевидение в ряде случаев стимулирует чтение: показ экранизацией классических произведений резко повышает спрос на эти книги в библиотеках.

Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационное воздействие, благодаря которому не только “раздвигаются стены квартир до границ планеты”, но приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. Как показывают исследования, тот набор средств массовой коммуникации, который использует растущий человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у ребят, живущих в одном городе.

Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы в учебных заведениях.

Они выполняют функцию, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение детей, подростков и юношей, как групповое, так и индивидуальное.

До сих пор не единого мнения на тот счет, что ряд американских исследований считает, например, что массированный просмотр порнофильмов может дать такие последствия. Во-первых, возникает феномен привыкания: зритель вновь и вновь смотрит порнофильмы, чтобы возбуждать себя. Во-вторых, идет эскалация: чтобы вызвать соответствующие ощущения, зрителю требуются все более сильные и грубые сцены. В-третьих, может возникать крепнущее стремление воспроизвести сексуальные действия, показанные на экране, а за этим могут идти сексуальные преступления. Наша пресса уже не раз сообщала о фактах, подтверждающих последний вывод, когда даже просмотр фильмов, относимых киноведами к разряду эротических, а не порнографических, побуждал подростков и молодых людей к диким преступлениям.

Ситуация усугубляется полным отсутствием у нас системы киновоспитания. Если воспринимать литературу мы хотя бы пытаемся учить, то смотреть кинофильмы детей никто не учит.

Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, а для некоторых и чтение становится своеобразной компенсацией дефицитов межличностных контактов, в том числе и при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом дети могут отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы.

Техносфера, рождающая новые компоненты индустрии досуга и портативные средства информации, создает условия для развития детей, в частности обогащения их словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно она формирует слушателя, зрителя, то есть потребителя. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий.

Повсеместное распространение кино и особенно телевидения создало совершенно новую ситуацию формирования потребностей личности. Раньше этот процесс управлялся реальными условиями жизни, и обычно потребности ненамного превышали уровень возможностей для их реализации. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные стандарты жизни, а ребенок не в состоянии трезво оценить возможности -- свои, семьи, государства. В результате у подрастающих людей в массовом порядке формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с возможностями их удовлетворения.

Обладая большой гибкостью и свежестью восприятия, дети уже сегодня легко и быстро “осваивают” и “принимают” новые элементы техносферы, чего не скажешь о взрослых, которым это дается с гораздо большим трудом. В результате в течение определенного периода дети будут обладать более высокой компьютерной грамотностью, чем взрослые, будут легче овладевать новыми технологиями -- сначала обучения, а затем и труда.

Космическое телевидение, видео, компьютеры будут становиться все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на растущего человека. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших,-- со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин “компьютерная психология”. А можно добавить сюда и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин -- например, технопсихология. Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.

И без того сложное положение взрослых усугубиться тем, что изучать эти новые тенденции им придется одновременно с овладением новыми техническими средствами. Фактически мы, еще не успев как следует освоить возможности кино, радио, телевидения в сфере воспитания, стоим перед задачей освоения видео и компьютеров. Это освоение новых элементов техносферы, в которой растут дети, требует не только соответствующих затрат, не только существенного пересмотра содержания, форм организации и методов образования, но и новых идей в сфере социализации и воспитания молодежи.

Социально-педагогические институты. Как уже говорилось, государство и общество создают систему воспитания подрастающих поколений. В нее входят государственные институты: профессиональные учебные заведения (ПТУ, техникумы, вузы, учебно-производственные комбинаты), внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков и юношей ( от лагеря до студенческих строительных отрядов), детские дома, школы-интернаты, специальные учебные заведения для одаренных детей и детей с различными физическими и социальными дефектами и отклонениями.

С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания, в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества меняются их роль и соотношение в системе и процессе воспитания.

Наряду с ростом числа государственных воспитательных учреждений в различных странах приобретают все большее значение частные, церковные, общественные учебно-воспитательные учреждения (школы, детские дома, интернаты и т.д.). Начали они появляться и у нас.

Хотя у всех этих институтов общая задача -- воспитание человека, решается она каждым из них несколько по-разному, и роль их не только неодинакова, но и неравноценна. Школа, безусловно, является ведущей в системе воспитания, и именно на нее возложена основная ответственность за подрастающее поколение.

Таким образом, через систему институтов воспитания государство и общество, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой стороны -- для реализации каждым своих потенциальных возможностей и удовлетворения и развития своих способностей, потребностей и интересов.

Однако все это из ряда “должно быть так”. В массовой практике дело обстоит сложнее. Институты воспитания сегодня переживают кризис -- каждый в отдельности и в системе в целом. Проблемы школы общеизвестны. Внешкольные учреждения теряют контингент детей и не знают, как привлечь в свои стены современных подростков. Ситуация в интересах и специальных учреждениях нередко просто катастрофическая.

Преодолеть кризис институтов воспитания можно только при условии преодоления кризиса всем нашим обществом, решения тех социально-экономических проблем, которые самым непосредственным образом влияют на систему воспитания. И речь идет не только о финансировании. Можно показать это на примере школы.

Школа по своей сути учебное заведение. Ее эффективность как института воспитания зависит не только и не столько от содержания и методов обучения, мастерства педагогов, сколько от отношения к учению самих учащихся. Последнее же определяется тем, сколь сильна мотивация к учению, которая сегодня у большой части детей практически отсутствует. Причины ясны: один из парадоксов нашего общества -- чуть ли не обратно пропорциональна зависимость уровня образования человека и его жизненного успеха и благосостояния.

Только кардинальное изменение ситуации, когда качество образованности будет определять жизненный успех, появится мощная мотивация к учению у масс школьников. И тогда школа станет эффективным институтом воспитания.

III. ВЫВОДЫ

Человек не только свидетель, не только участник Истории. Он в большей или меньшей степени ее творец, который изменяется вместе с окружающей действительностью. Но совсем не тек стремительно, как мир. Он не может меняться столь же быстро, ибо несет в себе груз истории, превращая в жителя различных эпох одновременно -- сегодняшнего дня и дней минувших.

Существенно иначе обстоит дело, когда речь идет о детях, они, образно говоря, стоят на плечах предыдущих поколений. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям. Подрастающие поколения воспринимают реалии жизни как данность. Для них не стоит вопрос о приспособлении к этой данности -- они органично вписаны в нее, живут в ней. Для них иного не надо.

В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема воспитания подрастающих поколений, ибо воспитывать должны взрослые, не вписывающиеся органично в современную жизнь. А именно ее реалии определяют содержание, характер и в конечном счете результат социализации молодежи.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты