Общество и личность
p align="left">2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);

3) монополия на легальное применение насилия.

Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой), социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства.

Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

18. Духовное производство и духовное потребление

Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи. Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его продуктом являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Ученые выделяют три вида духовного производства: 1) наука; 2) искусство; 3) религия.

Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука. Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Искусство есть специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способность вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Духовное потребление представляет собой удовлетворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической потребности в обмене идеалами и ценностями.

Основным свойством духовного потребления, отличающим его от материального, является его всеобщий характер. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем, являются достоянием всего человечества.

19. Политическая система общества, ее структура

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе -- несобственно-политических -- относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы общества -- это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым -- отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях: теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии -- чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений. Политическая культура -- это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше государство демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдум), через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда), избирается Президент, депутаты Государственной Думы, члены высших законодательных органов и главы высших органов исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, главы городских и районных администраций. В Конституции нашего государства закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реальное формирование демократического режима в России только началось.

20. Трудовая деятельность человека

Трудовая деятельность людей (или процесс материального производства) -- это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели -- производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;

2) предметы труда -- те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства труда -- все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии -- приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:

1) производительность труда -- количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда -- соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов -- с другой;

3) уровень разделения труда -- распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

21. Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации

Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод, которые принадлежат ей по закону. Под правами человека понимается гарантируемая законом мера возможного поведения индивида. Эти права присущи природе человека, без них он не может существовать как биосоциальное существо. Свобода человека определяется как узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека.

Долгое время советская политическая и правовая наука исходила из представления о производности прав человека от воли государства. Считалось, что правовой статус личности определяется властью в соответствии с ее представлениями о границах свободы человека. Государство определяло перечень и содержание прав человека, даруя их своим гражданам. Оно же могло ограничить или вообще лишить личность прав и свобод. К тому же закрепленные конституциями СССР и РСФСР права человека оставались декларативными и не обеспечивались в реальной практике.

Современная правовая теория восприняла естественно-правовую концепцию. Права человека принадлежат ему от рождения в силу природных законов, они неотчуждаемы, не зависят от признания государства, их нельзя отобрать или ликвидировать. Государство должно закрепить в законах, обеспечить возможность осуществления и создать действенный механизм защиты прав и свобод человека. Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г., в ряде региональных документов. Российская Федерация является участником фактически всех международных соглашений в этой области, закрепив фундаментальные права и свободы человека в Конституции Российской Федерации 1993 г., в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 г. При этом в нашей стране права человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя, признаны неотчуждаемыми и утверждены в качестве непосредственно действующих и определяющих смысл и содержание деятельности государства.

Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Восприняла эту классификацию и российская Конституция: в статьях 19---25, 45--54, 60, 62 закреплены гражданские права, в статьях 28--33 и 63 -- политические, в статьях 34--37 -- экономические, в статьях 38--43 -- социальные, статьи 26 и 44 закрепляют культурные права.

Гражданские (личные) права -- это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (а следовательно, на защиту государства), равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, другие права. Политические права -- права, обеспечивающие возможности участия граждан в политической жизни страны. В Российской Федерации каждому гарантированы избирательные права, то есть право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, закреплены свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений. Граждане имеют право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.

К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся: право быть собственником (т. е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом), право наследования, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, право на труд и свободный выбор профессии и рода занятий, на отдых, на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом), на защиту от безработицы и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты