Организация социальной помощи пожилым людям (на примере Пенсионного фонда Ульяновской области)
егосударственные благотворители и организации накопили столь значительный опыт социальной работы с престарелыми, что в определенном смысле начали объективно выполнять функцию государственного заказа на организацию подобной работы в широких масштабах [24, с.64].

Таким образом, анализ развития института социальной защиты пожилых людей показал, что социальная защита имеет многовековую историю, так как нуждающиеся в помощи старики существовали на протяжении всей отечественной истории. Социальная защита пожилых людей к началу советского периода в России имела определенную теоретическую базу и практический опыт.

В начале XX в. общественное призрение в контексте данного направления осмысляется как система мер правительства, направленных на социальное страхование индивида от различных социальных рисков. Здесь представляют интерес работы М. Оленова, Н. Вигдорчика, Б. Кистяковского. Так, принцип обязательности призрения стариков и больных как основополагающий принцип гражданского общества, должен, считает М. Оленов, распространяться и на безработных. В данном случае следует осуществлять социальное страхование, пособия которого формируются из отчислений всех работающих граждан, а также государства. Страхование как вид государственного обеспечения наряду с различными видами самопомощи должно "быть не подачкой", а правом гражданина. Однако это право может реализоваться при следующих условиях: государственное страхование - дополнительный институт "самодеятельности пролетариата"; общественное страхование, которое на основе закона становится общегосударственным институтом; участие государства в образовании страховых фондов на основе прямых налогов; все организации государственного страхования подлежат непосредственному управлению и контролю участников организаций.

Разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельном виде социального обеспечения стала проводиться в 1928-1932 гг. Первые пенсии по старости были установлены для рабочих текстильной промышленности постановлением Наркомтруда СССР от 5 января 1928 г. "О предоставлении пенсионного обеспечения престарелым рабочим предприятий текстильной промышленности". Определялся возраст для получения пенсии по старости: для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый для мужчин и женщин - не менее 25 лет.15 мая 1929 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости", в соответствии с которым пенсионное обеспечение было введено и для рабочих таких ведущих отраслей промышленности, как горная, металлургическая, электропромышленность, железнодорожный и водный транспорт. Сложившееся в 1928-1932 гг. законодательство о пенсиях рабочим и служащим было положено в основу развиваемого в последующие годы законодательства о пенсионном обеспечении по старости.

В частности, по официальным данным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений - до 76%, общеобразовательных школ - до 80%.

Министерство социальной защиты к концу 1995 г. обладало самой разветвленной и разнопрофильной системой социальной помощи:

учреждения социального обслуживания семьи (всех типов) -991;

учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов (всех типов) - 1029;

отделения социальной помощи на дому - 9997;

территориальные центры - 999;

службы социальной срочной помощи - 1366 [44, с.38].

Таким образом, система помощи складывается из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формы собственности, систему подчинения, методы работы, направления в оказании поддержки, источники финансирования и юридический статус.

Глава 2. Практические подходы к организации социальной помощи пожилым людям

2.1 Организация социальной помощи пожилым в современной России

В современной России, как, впрочем, и во все времена, пожилым людям необходима определённая помощь. Жизнь порой складывается так, что человек остаётся один на один со своими проблемами в силу как объективных, так и субъективных причин. Вырастают и обзаводятся своими семьями дети, у них появляются свои проблемы, требующие немедленного разрешения, и проблемы родителей уходят на второй план. Человек, в связи с возрастными изменениями, не может далее выполнять свои функциональные обязанности, и ему приходится оставить работу, что неизбежно ведёт к ухудшению уровня жизни. Пожилой человек зачастую не в состоянии один справиться с огромным количеством накопившихся проблем.

Для пожилого человека серьезной поддержкой является оказание ему широкого набора услуг, имеется в виду то, что перечислено в инструкции работника социальной сферы: доставка продуктов, лекарств, уборка помещения, оформление различных документов, платежей и многое другое.

Работник социальной сферы не должен оставлять без внимания проблемы, возникающие у людей пожилого возраста. Прежде всего, следует оказать необходимую консультационную помощь, подсказать, куда следует обратиться в первую очередь, какие документы следует подготовить. В отдельных случаях, когда клиент сам не в состоянии собрать необходимые документы, долг специалиста социальной службы заключается в оказании необходимой правовой помощи и поддержки.

Пенсионное обеспечение

Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства [31, с.18].

Если граждане РФ не имеют регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.

Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания.

Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР.

Порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) определен "Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую" в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 17/19пб.

В соответствии с названными Правилами граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени.

Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по старости:

паспорт,

трудовая книжка, либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя,

справка о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:

документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи,

справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении,

документ о месте пребывания или фактического проживания на территории РФ,

документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ,

документы об изменении фамилии, имени, отчества,

справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

В связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации Правительство предусматривает ряд мер по улучшению уровня жизни пенсионеров [23, с.135]. И, прежде всего, это индексация размера трудовых пенсий - увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий).

В течение 2010 года будут индексироваться трудовые и социальные пенсии. Планируется, что с 1 апреля 2010 года на 6,3% будут увеличены трудовые пенсии. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2010 года будут проиндексированы на 12,0% и еще на 3,5% с 1 июля 2010 года. Помимо этого 1 апреля 2010 года размер ЕДВ будет увеличен на 10%. В результате всех индексаций к концу следующего года средний размер трудовой пенсии составит 7902 рубля.

Технически пенсионерам ничего не надо предпринимать для индексации своих пенсий и для подсчета их нового размера. Пересчет пенсий с учетом утвержденного индекса производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в автоматическом режиме для всех пенсионеров.

Помимо индексации размера трудовых пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации предоставляет гражданам пожилого возраста в дополнение к пенсии следующие виды социальной помощи:

набор социальных услуг;

социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам;

компенсационные выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами

Набор социальных услуг

Набор социальных услуг (НСУ) - перечень социальных услуг, предоставляемых получателям ежемесячной денежной выплаты.

По выбору пенсионера НСУ может предоставляться в натуральной форме либо в денежном выражении в случае отказа от получения набора социальных услуг (социальной услуги) путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

На сегодняшний день стоимость НСУ составляет 705 рублей 10 копеек в месяц, в том числе:

на оплату дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение - 627 рублей;

на оплату проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78рублей 10 копеек.

В состав набора социальных услуг включаются следующие услуги:

Дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствие со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Перечень лекарственных средств, в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Для получения набора социальных услуг необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Датой возникновения права на получение НСУ является дата назначения гражданину ежемесячной денежной выплаты. К заявлениям о предоставлении набора социальных услуг, об отказе или возобновлении получения набора социальных услуг гражданину необходимо предоставить паспорт.

Граждане, получающие набор социальных услуг, могут отказаться от его получения в пользу денежного эквивалента, обратившись с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг:

полностью,

либо от бесплатного лекарственного и санаторно-курортного обеспечения,

либо от проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и пригородном железнодорожном транспорте.

Заявление на следующий год подается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок до 1 октября текущего года и действует в течение периода, пока гражданин имеет право на ЕДВ. Для возобновления предоставления набора социальных услуг со следующего года также необходимо подать заявление до 1 октября текущего года.

Бланки заявлений

Заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги),

Заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги),

Заявление на возобновление получения набора социальных услуг (социальной услуги).

В том случае, когда пенсионер прекращает трудовую деятельность и лишается дополнительного источника дохода, он может обратиться в Пенсионный фонд за социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам

С 1 января 2010 года в России ежемесячное материальное обеспечение пенсионера не будет ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания.

Все неработающие пенсионеры, чей совокупный материальный доход ниже регионального прожиточного минимума пенсионера, будут получать федеральную или региональную социальную доплату к пенсии.

Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему будет установлена федеральная социальная доплата к пенсии, которая будет выплачиваться Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального, то ему будет установлена региональная соцдоплата, которую будут выплачивать органы социальной защиты населения региона. Прожиточный минимум пенсионера ежегодно устанавливается в каждом из регионов Российской Федерации законом субъекта Федерации (или иным актом).

Таким образом, величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации составляет 4 780 руб. Величина прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.09.2009 № 129-ЗО "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области на 2010 финансовый год" составляет 3 966 руб.

Право на получение социальной доплаты к пенсии предоставляется только неработающим пенсионерам, чья общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе. Общая сумма материального обеспечения складывается из:

пенсии;

дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

регулярных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно);

денежных эквивалентов мер социальной поддержки, а также денежных компенсаций расходов:

по оплате за пользование телефоном;

по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;

по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного, междугороднего).

Для получения федеральной социальной доплаты самому пенсионеру ничего делать не надо - Пенсионный фонд Российской Федерации совместно с органами соцзащиты населения региона рассчитает сумму социальной доплаты и до 1 января 2010 года направит пенсионеру эту ин - формацию. В Пенсионный фонд Российской Федерации нужно обращаться только в том случае, если Вы считаете, что сумма федеральной социальной доплаты для Вас определена неверно. Тем, кто выйдет на пенсию в 2010 году, федеральная соцдоплата будет устанавливаться одновременно с назначением пенсии по заявлению гражданина.

Работающие пенсионеры не имеют права на получение социальной доплаты. При поступлении на работу пенсионер, получающий социальную доплату, должен проинформировать об этом Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пересмотр размера федеральной социальной доплаты осуществляется в случае:

изменения величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера (ежегодно на основании закона субъекта Российской Федерации);

изменения (индексации) размеров денежных выплат, установленных пенсионеру;

изменения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций.

Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Если пенсионер не в состоянии самостоятельно обслуживать себя, и ему нужен постоянный посторонний уход, он вправе рассчитывать на компенсационные выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами.

Ежемесячная компенсационная выплата устанавливается неработающему трудоспособному лицу в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособными гражданами, независимо от того, проживают ли они совместно и являются ли они членами его семьи.

К нетрудоспособным гражданам относятся:

инвалиды I группы;

дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;

престарелые граждане, нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшие возраста 80 лет.

С 1 июля 2008 года ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установлены в размере 1 200 рублей.

Ежемесячные компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину.

Для назначения компенсационной выплаты необходимо представить:

заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;

заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. При необходимости орган, осуществляющий выплату пенсии, может подтвердить подлинность подписи нетрудоспособного гражданина актом обследования. В случае, если уход осуществляется за ребенком-инвалидом либо за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным, такое заявление подается от имени его законного представителя. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. От родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется;

справку органа, осуществляющего выплату пенсии по месту жительства либо по месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;

справку органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты