Неполная семья как объект социальной работы
p align="left">Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются не долеченными. И это происходит на том фоне, что в неполных семьях, по некоторым экспертным оценкам, дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2008г. - 79с.

Зарабатывая средства для детей, одинокая мать вынуждена также лишать их семейного общения и совместных занятий. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки матери ведут к снижению качества семейного воспитания. При этом следует отметить, что большинство российских мужчин почти не участвуют в воспитании своих брошенных детей. По данным социологических опросов, среди подростков, проживающих после развода родителей с матерью, только около 34% мальчиков и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто; 41% и 56% соответственно - видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% - не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом. При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч являются скорее дети, а бывшие мужья чаще всего «не проявляют никакого интереса». Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социологические исследования. - 1997. - №1. - 74с.

Традиция «одиноких отцов» сегодня фактически только зарождается. В СССР такие случаи были крайне редки. Консервативно настроенные судьи, даже вопреки букве закона, требующего руководствоваться прежде всего интересами ребенка, практически всегда отдавали детей на попечение матери. Если же ребенок и передавался на воспитание отцу, то только лишь «в виде исключения» - например, когда мать страдала алкоголизмом или психическим заболеванием.

Эта традиция постепенно начинает уступать свои позиции. Возник существенный фактор, способствующий этим изменениям - экономический. В России постепенно формируется средний класс: по подсчетам социологов, к нему сегодня можно отнести около 20% населения. Добрынина Е. Золотая середина. Социологи нарисовали обобщенный и подробный портрет российского среднего класса //Российская газета. - 2007г. - 24 января. - 9с. И при разводах в этих обеспеченных семьях основные «добытчики» - мужчины все чаще начинают заявлять свои права на воспитание детей. Некоторое время назад была даже создана Всероссийская ассоциация «Союз защиты детства и отцовства», представители которой приводят в пример положительный опыт «одиноких отцов» в западных странах и настаивают на том, чтобы при передаче ребенка на воспитание одному из разведенных родителей предпочтение отдавалось именно отцу. Процент российских неполных семей, возглавляемых отцами, пока остается еще очень низким.

Видимо, российских мужчин пугают не только материальные и бытовые проблемы, но и причины социально-культурного порядка, и прежде всего-то, как неоднозначно воспринимает одиноких родителей сегодня общество. В современном обществе, где пока большинство людей все таки придает браку важное значение, многие одинокие родители, как в России, так и на Западе, зачастую чувствуют себя униженными. Многие специалисты указывают, что у неполных семей, как на Западе, так и в России, существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 2009г. - 419с.

Специалисты отмечают, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности.

Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у матерей, сужается круг общения. Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерями. Тем не менее, как отмечает известный российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния». Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004г. - 473с.

Таким образом, сам по себе факт «неполноты» семьи еще не является главным и неизбежным признаком «однобокого» воспитания ребенка представителем одного пола. Тем не менее, безусловно и то, что примеров неблагополучного воспитания детей в неполных семьях все же хватает.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья.

В настоящее время распространена новая категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности: к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа// Социологические исследования № 3, 2006г.

Таким образом, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.

2. Неполная семья как объект социальной работы

2.1 Основные направления социальной работы с неполными семьями

В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала - середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.

Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г.) №79-р // Российская газета. - 2007. - 2 февраля. - 18с. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.

На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.

Суть этой широкой и многоплановой деятельности - оказание помощи одинокому родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.

В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:

- оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;

- среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;

- долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;

- профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.

Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).

Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается, что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. Мерами экстренного реагирования в этих случаях должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища через помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого родителя родительских прав, сбор необходимых для этого документов.

Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.

Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми - учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.

Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.

Следует отметить, что оказание индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращаются за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, - просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.

В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.

2.2 Законодательные основы и правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в Российской Федерации

Семья в современном обществе представляет собой не только особую социальную группу, но и правовой институт. Как правовой институт семья представляет собой группу связанных между собой брачными и родственными отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими правовыми нормами. Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2007г. - 200с. В российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов.

К числу основных прав семей относится их право на меры дополнительной социальной поддержки. Неполные семьи, согласно российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависит от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, может быть лишена этих прав вовсе.

Так, дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с российскими законами, имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца.

Кроме единовременной страховой выплаты, дети-сироты имеют право на получение ежемесячной страховой выплаты вплоть до достижения ими 18-летнего возраста (учащиеся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме, но не более чем до 23 лет). На получение ежемесячной страховой выплаты имеет право также один из родителей, вдова (вдовец) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми вплоть до наступления ими 18-летнего возраста. Если вдова (вдовец) в период ухода за детьми умершего стала нетрудоспособной, то право на получение страховых выплат сохраняется за ней и после окончания ухода за детьми.

Неполные расширенные семьи, образовавшиеся после потери родителей и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников, согласно пункту 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ, имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых денежных средств на содержание ребенка. Порядок и размер этих выплат устанавливается законами субъекта Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

Основаниями прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей являются:

- достижение подопечным совершеннолетия;

- усыновление ребенка;

- устройство подопечного на полное государственное обеспечение в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другое аналогичное учреждение;

- передача ребенка в приемную семью, семью патронатного воспитателя, детский дом семейного типа;

- вступление подопечного в брак;

- объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

- освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;

- смена места жительства подопечного на другой субъект РФ;

- признание подопечного, опекуна (попечителя) безвестно отсутствующими или объявление их умершими;

- смерть опекуна (попечителя), подопечного;

- возврат подопечного родителям.

В перечисленных случаях прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного производится на основании распоряжения органа опеки и попечительства, которое в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты.

Следует особо отметить, что действующим законодательством предусмотрены дополнительные меры поддержки не только в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), но также отдельные льготы для их опекунов (попечителей). Так, в соответствии со статьей 264 Трудового кодекса РФ, гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются также в полном объеме на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Например, согласно статье 96 ТК РФ опекуны детей в возрасте до пяти лет могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Опекуны (попечители), имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), имеют право на установление неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ). Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет опекунам (попечителям) предоставляются дополнительные оплачиваемые выходные дни (ст. 262 ТК РФ). Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М.: Норма, 2006. - 69с.

Особенность правового статуса неполных семей, образовавшихся в результате развода супругов, заключается в том, что несовершеннолетний ребенок из такой семьи обладает правом получать на свое содержание и воспитание алименты. Ребенок, чьи родители до своего расставания фактически проживали семьей без официального оформления своих отношений путем государственной регистрации брака (так называемый внебрачный союз), также имеет право на алименты в том случае, если отцовство его родителя является официально установленным - через добровольное признание отцовства путем указания в свидетельстве о рождении ребенка и в паспорте, или - через суд.

По Семейному кодексу РФ, размер алиментов на несовершеннолетних детей определяется в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей, однако, может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об исполнительном производстве». - М.: Юридическое бюро «Городец», 2005г. - 146с.

Право детей на алименты вытекает из того, что, согласно статье 80 Семейного кодекса РФ, родители во всех обстоятельствах обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. При этом разводящиеся родители, в соответствии с главой 16 Семейного кодекса, вправе заключать соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов), т.е. определять свои отношения по этому вопросу без участия государства. В случае же, если такое соглашение супругами не достигается или не соблюдается (уклонение родителями (одним из родителей) от уплаты алиментов), алименты взыскиваются в судебном порядке.

Важно обратить внимание на то, что взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка является не столько правом, сколько обязанностью. Алиментная обязанность у родителей в отношении несовершеннолетних детей возникает независимо от того, являются ли родители дееспособными или недееспособными, трудоспособными или нетрудоспособными, совершеннолетними или несовершеннолетними, а также независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет.Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М.: Норма, 2006. - 43с. Поэтому тот из родителей, который взял на себя основную ответственность за дальнейшее воспитание ребенка (как правило, это мать), должен предъявить иск о взыскании алиментов со второго родителя в суд. Если мать этого не делает, то тогда, согласно статье 80 Семейного Кодекса РФ, вместо нее предъявить такой иск должен сделать орган опеки и попечительства.

Таким образом, мать не может отказаться от алиментов, например, из ложного чувства гордости перед бывшим мужем, поскольку это ущемляет права ее ребенка. Впрочем, такие ситуации вообще возникают крайне редко. Зато ситуации, когда отец уклоняется от уплаты алиментов, наоборот, встречаются сплошь и рядом. Статистика по деятельности федеральной службы судебных приставов (ФССП) показывает, что на сегодня из 18 миллионов исполнительных производств около 1,5 миллионов (примерно 8,3%) приходится на алиментные обязательства. Уровень исполнения по этим делам составляет 73%. Дерновой В. ФССП: у порога возможностей нагрузка на приставов превышает нормы в пять, шесть раз (интервью с Н.А. Винниченко, директором Федеральной службы судебных приставов) // Российская юстиция. - 2005. - №12. - 5с. Остальные 27% решений не исполняются. Из этой статистики явствует, что примерно каждый четвертый отец-алиментщик уклоняется от уплаты алиментов и находится в розыске, а каждая четвертая неполная семья, имеющая право на алименты, их не получает.

Розыск алиментщиков осуществляется федеральной службой судебных приставов при активном содействии МВД и Пенсионного фонда РФ. В отношении злостных неплательщиков алиментов применяются уголовно-правовые средства. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена специальная статья (ст. 157), согласно которой злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

В федеральном законодательстве особые меры социальной поддержки неполных семей сохранились лишь в двух законах. В статье 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» значится, что матерям-одиночкам, наряду с гарантией оплаты транспорта для их эвакуации из зоны отчуждения, была предусмотрена дополнительная оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке их имущества. К сегодняшнему дню, однако, эта статья имеет скорее историческое, нежели практическое значение. Закон РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

В статье 5 Закона «О занятости населения в РФ» одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, упомянуты как категория граждан, испытывающих трудности в поиске работе (наряду с инвалидами, беженцами и вынужденными переселенцами, многодетными родителями и т.д.). Согласно данной статье закона, в отношении одиноких родителей несовершеннолетних детей должны осуществляться мероприятия, содействующие их занятости. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

Таким образом, одинокие родители являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. К сожалению, на сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как объекту социальной политики.

Заключение

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Неполные семьи - это та форма семейного жизнеустройства, которая на нынешнем отрезке человеческой истории стала достаточно распространенной. И это исторический факт.

Хорошо это или плохо - об этом можно судить по-разному. С точки зрения экономической безопасности государства, распространение неполных семей влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку, поскольку значительная часть неполных семей на практике оказывается малообеспеченными и нуждающимися в мерах материальной поддержки. Существуют и другие проблемные аспекты, в частности, значительная доля асоциальных неполных семей, слабая защищенность одиноких матерей на рынке труда, теоретически более низкий воспитательный потенциал семьи с одним родителем и т.д.

С другой стороны, в современных условиях демографического спада рождение каждого ребенка является несомненным благом для будущего государства и общества. Сегодня российское общество быстро стареет. По прогнозам Минэкономразвития РФ, численность постоянного населения в России в 2007 году уменьшится на 700 тысяч человек. К началу 2020 года численность населения, по данным Росстата, составит 136,2 млн. человек, что на 7,3 млн. меньше, чем в 2005 году; численность трудоспособного населения - сократится на 13,6 млн. человек. По мнению председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, это может нанести серьезный удар не только по экономике, но и создаст опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире. .Степашин С. Суверенная демография // Российская газета. - 2007. - 7 марта. - 1с.

Спорным остается и распространенное мнение о том, что неполные семьи не всегда благотворно влияют на развитие ребенка. Современная наука с помощью многих данных опровергает точку зрения, что именно факт наличия лишь одного родителя, является причиной различных отклонений в развитии детей. Напротив, есть данные, что иногда это даже является позитивным. По этому поводу убедительными кажутся слова журналистки Н. Нестеровой: «Есть, например, укоренившееся представление, что в семье, где мать одна воспитывает сына, мальчик вырастает инфантильным. Мама-одиночка сыночка в тепленьком тылу держит. И отпрыск выходит в жизнь с пышным букетом инфантилизма. Он уверен, что всегда найдется кто-то, кто решит проблемы (начальство, жена, государство) … Только ведь ерунда! Оглянитесь вокруг и историю вспомните. Как началось с Первой мировой - через революции, коллективизации, репрессии, Вторую мировую, освоение целины … - кто мальчишек, а также девчонок воспитывает? Матери. … И что? Мы общество с поголовно инфантильными мужиками? Ничего подобного! Меньше бы пили, им бы вообще цены не было … Только одинокая мать и способна воспитать настоящего заступника и бойца - мальчик видит, как тяжело маме, и стремится подставить плечо. Он будет лучше понимать жену, избежит многих семейных конфликтов…». Нестерова Н. Игры дилетантов // Известия. - 2007. - 14 февраля. - 6с.

Поэтому категорически заявлять о том, что желание женщины родить и воспитать ребенка в одиночку, безрассудно, легкомысленно и пагубно, нельзя. Семья имеет право на любой образ жизни, на любой тип семейного поведения (кроме криминального). Кроме того, нельзя забывать о том, что не все неполные семьи образуются в результате выбора женщины. Часто это происходит в результате независимых обстоятельств - смерти супруга, развода и т.д. Еще и поэтому рассуждать и морализировать на тему о том, что неполные семьи - это признак разрушения института семьи и брака, с нашей точки зрения, некорректно. Неполные семьи сегодня - это факт жизни. Нужно думать о том, как эффективнее им помогать выживать и развиваться.

Список использованной литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006 г. - 304 с.

2. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. - М: Наука и техника, 2007 г.

3. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. - 1997 г. - №1. - 82 с.

4. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования, 2001 г., №11

5. Дерновой В. ФССП: у порога возможностей нагрузка на приставов превышает нормы в пять, шесть раз (интервью с Н.А. Винниченко, директором Федеральной службы судебных приставов) // Российская юстиция. - 2005 г. - №12. - 4-9 с.

6. Добрынина Е. Золотая середина. Социологи нарисовали обобщенный и подробный портрет российского среднего класса // Российская газета. - 2007 г. - 24 января. - 9 с.

7. Закон РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

8. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

9. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2008 г. - 224 с.

10. Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья.

11. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, ч. 1 (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004 г. - 132 с.

12. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004 г. - 560 с.

13. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г.) №79-р // Российская газета. - 2007 г. - 2 февраля. - 18-20 с.

14. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. - 480 с.

15. Крайг Г. Психология развития / Крайг Г., Бокум Д. - СПб.: Питер, 2006 г.

16. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. - 3-е изд., испр. - Екатеринбург: Деловая книга, М. - 2004 г. - 421 с.

17. Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2007 г. - 272 с.

18. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009 г. - 208 с.

19. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: «Академия», 2007 г. - 192 с.

20. Нарыкова И.Н., Волохова А.Е. Групповые формы работы с семьей и детьми как одно из направлений деятельности центра // Работник социальной службы. - 2001 г. - №1. - 78-82 с.

21. Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об исполнительном производстве». - М.: Юридическое бюро «Городец», 2005 г. - 345 с.

22. Нестерова Н. Игры дилетантов // Известия. - 2007 г. - 14 февраля. - 6 с.

23. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов / Я.Г. Николаева. - М: Владос, 2006 г.

24. Обеспечение власти и населения официальной статистической информацией о социально-экономическом и демографическом положении Российской Федерации (Интернет-конференция председателя Государственного комитета Российской Федерации по статистике В.Л. Соколина). // Гарант - справочная правовая система //www.garant.ru.

25. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / П.Д. Павленок. - М.: «Дашков и Ко», 2004 г.

26. Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общ. ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2007 г. - 352 с.: ил.

27. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М.: Норма, 2006 г. - 343 с.

28. Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей / Л.К. Рашитова, 2007 г.

29. Рылова Э. Будем рожать?! // Антинарк. - 2006. - №1 (8-9). - 20 - 22 с.

30. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

31. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 2009 г. - 688 с.

32. Степашин С. Суверенная демография // Российская газета. - 2007 г. - 7 марта. - 1-6 с.

33. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

34. Указ Президента РФ №2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты