г) в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника;
д) с применением пытки;
е) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
ж) по найму;
з) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет Уголовный кодекс Российской Федерации: http://ukrf.narod.ru/.
В комментарии к данной статье указывается, что под истязанием следует понимать причинение потерпевшему физических или психических страданий, включая систематическое нанесение побоев, применение пыток, угроз, оскорблений. К иным насильственным способам истязания следует отнести, например, лишение сна, пищи, воды, запирание в холодное помещение, укусы, порку, связывание. Все эти действия, особенно систематические побои, не говоря уже об угрозах и оскорблениях, наблюдаются практически в каждом случае домашнего насилия.
Для признания действий истязанием важно установить систематический характер таких действий виновного. По указанию Верховного Суда РСФСР, чьим толкованием систематичности следуют сегодня, при истязании систематическим следует считать совершение трех и более преступных действий Вопросы уголовного права и процесса в практике Верховных Судов СССР и РСФСР. М., 1980, с. 102. Как известно, домашнее насилие также характеризуется систематичностью.
Далее, из статьи 117 УК следует, что в результате истязания наступают только последствия, указанные в ст.115 УК, т.е. причиняется легкий вред здоровью пострадавшей, что тоже соответствует большинству дел, связанных с домашним насилием. При наступлении последствий истязания, перечисленных в ст.ст.111 ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью") и 112 ("Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью") УК, преступление квалифицируется по совокупности: соответственно по этим статьям и по ст.117 УК.
Вместе с тем, Верховный Суд РФ в п.14 постановления Пленума в редакции от 21 декабря 1993 г. "О практике рассмотрения судами жалоб и дел о преступлениях, предусмотренных ст.112, ч.1 ст.130 и 131 УК РСФСР" Сб. пост. Пленума Верх. Суда РФ. 1961 - 1994\3. М., 1994, с. 230, разъяснил, что неоднократное нанесение легких телесных повреждений или побоев не может рассматриваться как истязание в следующих случаях:
если по одному или нескольким эпизодам обвинения, дающим основание для квалификации действий лица как систематических, истек срок давности для привлечения к уголовной ответственности;
если к лицу за эти действия ранее уже были применены меры административного взыскания и постановления о применении этих мер не отменены.
В соответствии со ст.78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
два года после совершения преступления небольшой тяжести (когда максимальное наказание не превышает 2 лет лишения свободы);
шесть лет после совершения преступления средней тяжести (соответственно пять лет);
десять лет после совершения тяжкого преступления (соответственно десять лет);
пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления (при сроке наказания свыше десять лет).
Таким образом, срок давности для дел, связанных с насилием в семье по отношению к женщинам и проходящих в основном по статьям 112, 115 и 116 УК, определен как два года после совершения преступления.
Также, согласно постановлению Верховного Суда РФ, нанесение побоев, не носящее характера истязания, во время обоюдных ссор, на почве личных неприязненных взаимоотношений не может расцениваться как истязание Сборник постановлений и определений ВС РСФСР, 1974, с. 296.
Здесь мы явно сталкиваемся с проблемой толкования преступления. С одной стороны, истязания квалифицируются как совершенные три раза и более насильственные действия, такие как нанесение побоев, применение пыток, угроз, оскорблений, причинившие легкий вред здоровью пострадавшей.
С другой стороны, закон не обозначает четкого периода времени, во время которого данные систематические насильственные действия должны быть совершены - год, месяц или день. Более того, формулировка "нанесение побоев, не носящее характера истязания, во время обоюдных ссор, на почве личных неприязненных взаимоотношений не может расцениваться как истязание" оставляет слишком большое пространство для интерпретации: является ли насилие "обоюдной ссорой" или проявлением "личных неприязненных отношений"? Что именно значит "нанесение побоев, не носящее характера истязания"? Совершенно понятно, что интерпретируются эти нечеткие определения не в пользу пострадавшей женщины.
Таким образом, единственная статья Уголовного кодекса, под описание которой подходят преступления, относящиеся к домашнему насилию, остается неработающей.
1.3 Отсутствие защитных мерВ российском законодательстве нет такой необходимой меры предотвращения последующих актов насилия как охранный (защитный) ордер. Эта мера, как показывает международный опыт, является в первую очередь профилактической, и могла бы помочь предотвратить более жестокие преступления: согласно данным международных исследований, жизнь и здоровье женщины подвергаются гораздо большей угрозе именно тогда, когда она уходит от обидчика. В России подобные убийства также происходят. Вот, например, случай, произошедший в Воронеже в июне 2008 года: 37-летний учитель из спецшколы жестоко расправился с ушедшей от него женой. Убийца, работавший прежде в угрозыске, прикончил жертву отверткой. По данным следствия, в понедельник утром подозреваемый приехал к аптеке, в которой работала фармацевтом его бывшая жена. Однако разговор между экс-супругами перерос в ссору. В ярости мужчина более 60 раз ударил бывшую жену отверткой в голову и шею, отчего она скончалась на месте По информации на портале newsru.com.
http://www.newsru.com/crime/03jun2008/screwmurd_60_print.html.Охранный ордер - это правовой документ, предназначенный для защиты от жестокого обращения и предоставления жертвам насилия в семье соответствующих форм правовой помощи. Они обычно выдаются судьями после судебного разбирательства, проводящегося в соответствии со специальными положениями гражданского кодекса, направленными против насилия в семье, по требованию жертв жестокого обращения, их юристов или их представителей. Охранные ордера предоставляют жертвам насилия в семье широкий спектр правовой защиты. Прежде всего, виновник жестокого обращения должен прекратить преследование, угрозы, физическое насилие. Охранный ордер запрещает ответчику вступать в любой контакт с заявителем: по телефону, письмом, в виде подарков или личных визитов. Ордер также может запретить ответчику приближаться к своей бывшей жертве, посещать те места, где она работает или учится. Иногда судьи обязывают ответчика пройти курс лечения в связи со злоупотреблением наркотиков или алкоголя или посещать психологическую консультацию для прекращения физического насилия.Таким образом, главная цель охранного ордера - это разъединение двух конфликтующих сторон: предполагаемого обидчика и его возможной жертвы. Выдавая охранный ордер, судья еще не решает по существу вопрос о виновности и об ответственности, но предписывает обеим сторонам определенный порядок правомерного поведения на ближайшие месяцы. Главное - предотвратить дальнейшую эскалацию насилия и возможные тяжкие последствия.Как показал наш экспертный опрос, представители судебной системы также поддерживают необходимость расширения профилактических мер. При этом они должны обязательно подкрепляться законодательством.Вывод:Комиссия обращает внимание на неэффективность существующего российского законодательства, особенно в такой сфере как насилие в семье. Существующая нормативно-правовая база не учитывает специфики преступных действий в отношении женщин и угрозы, которую представляет насилие, их здоровью, безопасности и жизни. Отсутствуют защитные меры для пострадавших в виде охранного ордера, которые особенно необходимы в ситуации насилия в семье.Комиссия считает, что отнесение большинства дел о насилии в семье в категорию дел частного обвинения (ст.115, 116. ч.1 УК РФ) приводит к тому, что пострадавшие остаются без надлежащей защиты со стороны государства. Они вынуждены самостоятельно выступать в роли обвинителя, не имея при этом ни специального юридического образования, ни права на бесплатную помощь со стороны адвоката или юриста. Данное положение дел вступает в противоречие с принятыми Российской Федерацией обязательствами по защите прав и свобод граждан. В частности, это нарушает Ст.2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, требующую от государства обеспечения с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективной защиты женщин против любого акта дискриминации.Рекомендации:В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации Комиссия призывает обеспечить защиту жизни, здоровья и безопасности женщин с помощью принятия нового закона и (или) внесения дополнений и изменений в соответствующие статьи Уголовного Кодекса РФ:а) Принять федеральный закон о мерах правовой и социальной защиты пострадавших от насилия в семье.б) Исключить преступления, совершенные в семье, из категории дел частного обвинения, и перевести их в категорию дел публичного обвинения. Для этого внести поправки в действующий УК РФ и УПК РФ. В частности, внести дополнительные пункты в Ст.115 ч.2 и Ст.116 ч.2 УК РФ, указывающие на то, что если противоправные деяния совершались по отношению к родственникам или бывшим родственникам, то наказание будет строже. Необходимо также внести соответствующие изменения в УПК РФ, Ст.20 ч.4. о том, что руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора должны возбуждать уголовные дела о любом преступлении, указанном в Ст.115 и 116 и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которого связывают с обвиняемым родственные или бывшие родственными отношения.в) В целях снижения криминализации населения и предотвращения рецидивов агрессивного поведения, внести в Ст.44. УК РФ "Виды наказаний" дополнительный вид наказания, а именно принудительное посещение курсов перевоспитания, который мог бы применяться в качестве и основного, и дополнительного вида наказания. При этом из заработной платы осужденного к принудительному посещению курсов перевоспитания должны производиться удержания в доход учреждений, организующих данные курсы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Внести соответствующие изменения в другие статьи УК РФ, касающиеся наказаний.г) Гарантировать полноценную защиту пострадавших от домашнего насилия в рамках гражданской и уголовной судебной системы. Эти гарантии должны быть подкреплены или специальным законодательством, или поправками к существующему законодательству. Комиссия рекомендует ввести как отдельную меру защиты охранный ордер, или внести дополнения в Закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", включив защитный ордер в Главу 2 "Виды государственной защиты" как один из видов защиты. Необходимо также предусмотреть наказание за нарушение данной защитной меры.1.4 Отсутствие государственной поддержки и государственной политики, направленной на борьбу с насилием в отношении женщинОсновным барьером в эффективном реагировании на проблему насилия в отношении женщин в России сегодня является отсутствие принятой на Федеральном уровне государственной политики, определяющей эту проблему как серьезное препятствие в соблюдении и реализации прав женщин как прав человека.В начале 90-х наблюдался значительный подъем не только общественной активности в области соблюдения прав женщин, но и со стороны государства. Особенно это было заметно в период Пекинской Конференции 1995 г., которая стимулировала принятие Пекинской Платформы действий по улучшению положения женщин как на региональном, так и Федеральном уровнях. Это привело к созданию Национального и региональных механизмов мониторинга положения женщин и развитию эффективного взаимодействия общественных организаций с различными государственными структурами. К этому же периоду относятся и первые попытки принятия законодательства по профилактике насилия в семье, которые, к сожалению, так и не привели к нужному результату. Однако, постепенно, проблема прав женщин в целом, а в том числе и насилия в отношении женщин, перестала быть приоритетом и звучать на должном уровне.Административная реформа федеральных органов власти (с 2004 г.), сопровождавшаяся структурными изменениями и кадровыми перестановками, фактически разрушила существовавший ранее Национальный механизм по обеспечению равных прав женщин. На сегодняшний день ликвидированы или свернули свою работу практически все государственные структуры, занимающиеся вопросами гендерного равенства.Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе (2001-2005) закончился в 2005 году. В 2004 г. прекратила свою работу Комиссия по вопросам положения женщин в Российской Федерации под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. Также была ликвидирована Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, в Совете Федерации.Созданная в 2002 году при Председателе Совета Федерации, Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России, продолжая номинально существовать, на практике уже давно свернула свою деятельность. Однако, как показывают наблюдения независимых экспертов, даже когда данные структуры работали, проблема насилия в отношении женщин не только не являлась для них приоритетной, но и вообще не упоминалась в их задачах. Тем не менее, вопросы, связанные с насилием, все-таки входили в зону внимания, и отдельные представители данных структур поддерживали работу по предотвращению насилия.Единственная государственная структура, в работу которой напрямую входило рассмотрение проблемы насилия в отношении женщин - Межведомственная комиссия по проблемам домашнего насилия, сексуального насилия и торговле людьми - прекратила свою деятельность в 2005 году.На сегодняшний день, фактическую деятельность по самому широкому кругу гендерных вопросов на государственном уровне осуществляют Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин, и детей и Министерство социального развития и здравоохранения. Вопросы насилия также не являются приоритетными в их работе.Недостаточные действия государства начинает замечать и население России: согласно результатам опроса Gallup (2008), 73,3 процента опрошенных заявили, что государство не предпринимает необходимых мер для борьбы с насилием в семье.Другой пример, демонстрирующий неприоритетность проблемы - неучастие Российской Федерации в кампании по борьбе с насилием в отношении женщин, проводимой Советом Европы в 2006 - 2007 гг. На сегодняшний день Россия - единственная страна-член Совета Европы, не ответившая на вопросник Совета Европы, касающийся данной кампании.Неприоритетность для государства проблемы насилия в отношении женщин сказывается и на отсутствии необходимого количества специализированных учреждений - социальных гостиниц и убежищ, в которых пострадавшие женщины могли бы безопасность. На сегодняшний день, согласно нашему исследованию, в России имеется всего двадцать три подобных заведений, финансируемых, как правило, из местного бюджета. Общее количество мест - около 200, причем это число включает не только женщин, но и детей. В отличие от государства, население России гораздо больше осознает важность специализированных организаций, которые оказывали бы помощь пострадавшим. Согласно исследованию 2006 года, примерно 70% опрошенных заявили о необходимости создания кризисных центров Насилие в семье - насилие в обществе. Отчет о проведенном исследовании. М.: 2007..Вывод:Несмотря на то, что за последние двадцать лет в России была проведена большая работа по противодействию насилию в отношении женщин, до сих пор на государственном уровне отсутствует системный подход к ее решению. Несмотря на определенные успехи, отраженные в Докладе, Российским правительством все еще сделано недостаточно шагов для борьбы с данным явлением. В законодательной и исполнительной власти на общероссийском уровне отсутствует какая-либо структура, единая федеральная программа или национальный план действий по борьбе с насилием и оказанию помощи его жертвам. Правительству Российской Федерации необходимо проявить политическую волю и отнести соблюдение прав женщин, особенно в области насилия в отношении женщин, к категории приоритетных вопросов. Необходимы единая федеральная программа или национальный план действий по борьбе с насилием и оказанию помощи его жертвам.Рекомендации:Создать действенный Национальный механизм улучшения положения женщин на федеральном уровне, наделенный правом принимать решения, обязательные к исполнению. Для создания Национального механизма необходима разработка и принятие соответствующего Федерального Закона "О национальном механизме реализации конституционного принципа равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации" и создание уполномоченных органов на федеральном, региональном и местном уровнях с выделением соответствующего бюджетного финансирования. Одна из функций Национального механизма должна включать в себя разработку мер по противодействию насилию в отношении женщин и мониторинг их выполнения.Принять Федеральную программу по борьбе с насилием в отношении женщин и профилактике данного явления.1.5 Отсутствие статистикиНа сегодняшний день в России отсутствует четкая система сбора статистики по насильственным преступлениям. В общих статистических данных МВД по совершенным преступлениям до сих пор нет разбивки пострадавших по полу.По официальным данным МВД РФ на декабрь 2008 года, приведенным на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, на учётах в милиции стоит 253,9 тыс. людей, страдающих хроническим алкоголизмом, и 212,7 тыс. семейных дебоширов на почве пьянства По сообщению пресс-центра МВД России «В МВД России прошло очередное заседание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений» на сайте МВД:
http://www.mvd.ru/anounce/6022/. И опять-таки из этих данных непонятно по каким критериям данная информация собиралась: входят ли алкоголики в число семейных дебоширов или же это две разные категории. Более того, даже официальные данные, предоставляемые одним ведомством, занимающимся организацией защиты правопорядка - МВД РФ, - разительно отличаются друг от друга. Так, тремя месяцами ранее, в сентябре того же 2008 года глава МВД РФ Рашид Нургалиев заявлял в интервью ИТАР-ТАСС, что на учете в милиции состоит около 191 тысячи хронических алкоголиков и 142,6 тысячи семейных дебоширов на почве пьянства По сообщению новостного сайта: http://www.newsru.com/russia/08sep2008/sambuka_print.html.Вывод:Комиссию тревожит отсутствие единой системы сбора статистических данных структурами МВД, в которых бы учитывался характер отношений между преступником и пострадавшей, и которые включали бы разбивку пострадавших по полу.Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8