Насилие как социально-психологический феномен
ети, которые являются свидетелями насилия в родительских отношениях, часто приобретают те же самые психологические проблемы, что и дети, которые подвергаются насилию. Результаты исследований, проведенных в США, показали, что в семьях, где женщины подвергаются насилию со стороны мужей, дети также становятся объектами насилия (от 30% до 60% семей). Эти данные подтверждаются и российскими исследованиями Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. - М.: Асаdemia, 1999. С. 240.. Реакции детей на насилие различаются в зависимости от их возраста, пола и социальной поддержки, которая им предоставляется, но те дети, которые являются и свидетелями, и объектами насилия, имеют наиболее серьезные поведенческие проблемы.

1.2 Цикл насилия

Практически все исследователи, работающие с проблемой домашнего насилия, отмечают, что существует цикл насилия. Впервые данная теория появилась в известнейшей книге «Избиваемая женщина» американской исследовательницы и видного специалиста по проблеме семейного насилия Линор Уокер, которая в ходе практической работы с пострадавшими выявила цикличность инцидентов насилия. Ее теория была подтверждена и в рамках работы российских кризисных центров. Хотя, конечно, эта теория не может быть использована как универсальный шаблон для оценки всех случаев насилия, но в большинстве случаев она вполне применима.

Данная теория заключается в том, что в целом ситуация домашнего насилия развивается циклично, складываясь из трех следующих друг за другом фаз. Рецидивы здесь просто неизбежны. Повторение вновь и вновь актов насилия по отношению к близким словно запрограммировано заранее и вытекает из логики динамичного развития насильственной ситуации. Контексты, на фоне которых разворачивается домашний террор, могут широко варьироваться, но динамика всегда одна и та же.

Фаза первая: напряжение. Первая фаза характеризуется отдельными вспышками оскорблений, которые могут быть вербальными и / или эмоциональными. При этом они несколько отличаются по интенсивности от привычных и ожидаемых от партнера.

Женщины обычно могут реагировать спокойно, стараясь разрядить обстановку, или могут пытаться защитить свое положение в семье или в этих отношениях с помощью ответной реакции. В то же самое время оба партнера могут попытаться оправдать поведение обидчика, ища объяснение его срывам в стрессах из-за работы, денег и т.д.

Продолжительность по времени этой фазы роста напряжения широко варьируется для различных отношений. Для одних промежутком между фактическими случаями насилия могут быть дни и недели, а для других - годы. Однако с ростом напряжения способности женщины к регулированию ситуации, к балансировке и конформизму могут становиться все менее эффективными. Именно на этой стадии женщина наиболее часто пытается найти поддержку и помощь, сначала у своих близких, а потом и со стороны. На этой стадии женщины обычно обращаются за помощью в кризисные центры.

Фаза вторая: инцидент острого насилия. Эта фаза отличается наиболее интенсивной разрядкой, основными разрушениями и крайними эмоциональными выплесками в их самой негативной форме, а также осознанием того, что эти ситуации не могут быть спрогнозированы или контролируемы. Припадки гнева настолько сильны и деструктивны, что обидчик уже не может отрицать их существование, а женщина не может не признавать, что они оказывают на нее сильное влияние.

Это самая короткая фаза, которая может продолжаться от двух до двадцати четырех часов. После этого обычно наступает некоторое отрезвление со стороны обидчика и отрицание им серьезности инцидента или же минимизация всего случившегося. Во время этой фазы может быть обращение в милицию, кризисные центры для женщин, а также в травмопункт за медицинской помощью.

Фаза третья: «медовый месяц». Во время этой фазы мужчина может преобразиться и стать очень любящим, демонстрировать необыкновенную доброту и раскаяние в содеянном. Он может выглядеть великолепным отцом и мужем, предлагать любую помощь и обещать никогда больше не совершать насилия, или, наоборот, обвинить женщину в том, что это она спровоцировала насилие, «довела его до срыва». Но это больше никогда не повторится, он обещает ей это! В этот период женщина может ощущать себя очень счастливой: она любит этого человека, верит в то, что он может измениться. Но механизмы насилия продолжают работать. Мужчина все-таки одержал «победу» над женщиной, и теперь он хочет закрепить свой «успех», захлопнуть ловушку и удержать женщину в этих отношениях. Вполне вероятно, что в это же самое время мужчина может продолжать применять другие формы насилия, такие как экономический контроль, эмоциональные оскорбления для того, чтобы поддерживать свое чувство контроля даже во время этой фазы.

Необходимо помнить о том, что, однажды случившись, насилие, скорее всего, будет продолжаться с постепенным усилением - напряжение в семье будет вновь возрастать и учащающиеся срывы будут свидетельствовать о наступлении уже хорошо знакомой первой фазы насилия. Все повторяется опять.

2. Жестокое обращение с детьми

2.1 Виды насилия над детьми

Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого они выделяют, зачастую неосознанно, основные сценарии и базовые принципы организации внутрисемейной жизни. Как демонстрируют проведенные в России и на Западе исследования, зачастую, когда опыт жизни подростка в семье связан с насилием, эти уроки отличаются жестокостью.

Примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье; согласно опросу школьников, проведенному в Барнауле, более 40 процентов опрошенных учащихся 8-11х классов признались, что они являются жертвами насилия в семье Середа Н. Настолько широко, что даже и не видно // Насилие и социальные изменения. - №2. - 2000. С. 29.. Некоторые приблизительные цифры может предоставить и статистическая база данных по беспризорным детям. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице. При этом, 90% беспризорных детей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться; но эти дети бежали из дома именно потому, что их к этому вынудила сложная ситуация в семье: алкоголизм родителей и домашнее насилие.

Можно выделить три основных типа вовлеченности детей и подростков в ситуацию домашнего насилия. Необходимо заметить, что данные типы могут присутствовать в каждой конкретной ситуации как отдельно, так и вместе. Первый тип - это непосредственная вовлеченность в качестве объекта агрессивных действий. Данный тип включает в себя акты физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к ребенку с целью установления над ним своей власти.

Данные западных исследований предоставляют довольно запутанную картину взаимосвязи между этими двумя проблемами: жестоким обращением с ребенком и насилием мужа по отношению к жене. С одной стороны, исследования демонстрируют, что семейная жестокость по отношению к детям вовсе не предполагает обязательного наличия насилия мужей по отношению к женам. С другой стороны, если в семье имеют место акты агрессии отца по отношению к матери, то насилие по отношению к ребенку здесь присутствует автоматически. Агрессия по отношению к жене создает своеобразный контекст для отношений между всеми членами семьи, на фоне которого особо ярко проявляется и жестокость отца по отношению к ребенку.

Согласно исследованиям, проведенным австралийскими учеными, примерно каждый третий ребенок избивается отцом, когда он пытается остановить избиения матери. При этом девочки гораздо чаще, чем мальчики становятся жертвами агрессивного поведения отца. Также для девочек из семей, во главе которых находится отец-обидчик, риск подвергнуться сексуальному насилию с его стороны почти в семь раз выше, чем для их ровесниц из семей, где нет насилия.

Известно, что насилие оказывает негативное множественное воздействие на ребенка, становясь причиной травматического опыта, переживаемого им. Это выражается как в физических повреждениях, так и во вреде, который наносится его психическому здоровью. Результатом насилия могут стать серьезные физические травмы (ушибы, сотрясение мозга, переломы и т.п.), повреждения внутренних органов, развитие или обострение хронических заболеваний, нарушение физического развития. Зачастую насилие представляет непосредственную угрозу его жизни: из ста случаев физического насилия над детьми примерно один - два заканчиваются смертью жертвы насилия Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. - М.: ТЦ «Сфера», 1993. С. 270..

Второй тип вовлеченности, который во многом смыкается с первым - это непосредственная вовлеченность в качестве объекта манипуляций. Этот тип представляет собой одну из тактик установления власти и контроля, часто используемую обидчиком. Данный тип вовлеченности обычно проявляется в такой форме как использование детей обидчиком для установления контроля над взрослой жертвой. Этот тип может включать в себя эпизоды физического и(ли) сексуального насилия над детьми, при этом основная цель актов насилия здесь - не ребенок, но его мать. К насилию по отношению к ребенку обидчики прибегают с целью подчинения основной жертвы, ее устрашения и установления над ней полного контроля. Этот тип вовлеченности также включает в себя использование детей как заложников, принуждение детей к вовлечению в физическое и психологическое насилие над взрослой жертвой, борьбу за родительские права с использованием манипуляции над детьми, и т.п.

Третий тип вовлеченности подростков в ситуацию домашнего насилия обозначают как опосредованную вовлеченность: ребенок не является жертвой агрессивных действий, а «всего лишь» наблюдает за развитием ситуации, в которой присутствует насилие. Проблема здесь заключается в том, что домашнее насилие наносит ущерб ребенку не только тогда, когда он является непосредственным объектом насилия со стороны отца, но даже когда он просто наблюдает за его жестокостью по отношению к матери. Как свидетельствуют западные специалисты, психологическая травма, которую получают подобные дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Испытываемые ими поведенческие, соматические и эмоциональные проблемы практически такие же. Детям - «просто» свидетелям домашнего насилия наносится огромная психологическая травма, которая приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.

Если физическое насилие может и не касаться ребенка, то психологические травмы присутствуют у всех детей, выросших в атмосфере агрессии. Насилие в семье является серьезным барьером на пути нормального психического развития подростка. Проведенные на Западе исследования подтверждают, что последствия насилия в семье незамедлительно проявляются в поведенческих характеристиках подростков, в особенностях их социального поведения на улице и в школе. Исследователи доказывают, что у детей, живущих в ситуации насилия в семье, снижается способность усваивать новые знания в школе, падает успеваемость. У многих подростков, страдающих от насилия в семье, из-за неумения контролировать свои эмоции появляются проблемы в общении со своими сверстниками. Опытные преподаватели и психологи учебных заведений, работающие с подобными подростками, конечно, замечают эти особенности поведения детей из так называемых трудных семей.

Проблема психического здоровья подростков и молодежи особенно актуальна для современной России. Так, например, по словам главного детского и подросткового психиатра Минздрава РФ В. Волошина, около 2 млн. детей и подростков в России страдают психическими расстройствами. Основными психическими расстройствами у подростков являются поведенческие расстройства, посттравматические стрессовые состояния и депрессии. По словам представителя Минздрава, именно выраженное депрессивное состояние чаще всего становится причиной суицида у детей и подростков, и подвержены ему в основном дети от 11 до 18 лет, хотя бывают случаи, когда депрессия возникает и у детей в 3-4 года. Известно, что психические расстройства не возникают у подростков на пустом месте. Также известно, что характер отношений в семье играет огромную роль в психологическом состоянии детей и подростков. При отсутствии отечественных исследований о причинах подобных психических проблем у подростков и при том масштабе насилия в семье, который существует в нашем обществе, можно предположить, что именно семейное неблагополучие зачастую оказывается основной причиной. Это предположение не будет преувеличением, ведь сама жизнь в ситуации домашнего насилия наносит серьезный ущерб их психическому здоровью.

2.2 Последствия жестокого обращения

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются:

1. Нарушения физического и психического развития:

а) отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;

б) позже начинают ходить, говорить, реже смеются;

в) значительно хуже успевают в школе, чем их ровесники;

г) часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;

д) у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

2. Различные заболевания как следствие жестокого обращения:

а) при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей;

б) при сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

3. Психосоматические заболевания:

а) ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита;

б) при эмоционально-психологическом насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота.

в) часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

4. Психологические особенности детей, пострадавших от насилия:

а) часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины, или они бывают чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.

б) любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

в) несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии)

г) низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности, «я хуже всех».

д) высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

5. Социальные последствия жестокого обращения с детьми:

а) трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.

б) пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия

в) проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Общественные потери насилия над детьми следующие:

1. потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств;

2. потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения;

3. потери в их лице родителей, способных воспитать детей, здоровых в физическом и нравственном отношении;

4. воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся обидчиками.

Заключение

Социальная помощь жертвам насилия

Человек может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: на работе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья. Неотъемлемая часть безопасности - это безопасность в семье. «Мой дом - моя крепость», - гласит известная поговорка, т.е. в ней подчеркивается, что дом - символ безопасности. Однако многие члены семьи оказались узниками в этой крепости.

В России насилие в семье в различных его формах приобрело значительные масштабы, а борьба с ним ведется неудовлетворительно. 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений и значительно опережают по количеству жертв от новых видов насильственных преступлений. Женщины и дети составляют 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье. Дети, престарелые, инвалиды, женщины, не способные защищать себя вследствие зависимого положения в семье, составляют ежегодно более трети (38%) всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений. Выросли до масштабов социально значимого явления убийства с целью избавления от больных и немощных членов семей, а также с целью овладения их правами на имущество Сидоренко Т.А, Максудов Р.Р. Комплексный подход к защите от насилия в семье// Социальные работники за безопасность в семье / Под ред. Либоракиной М.И., Шапиро Б.Ю., и др. - М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1999. С. 137..

Насилие в семье разрушает нравственность, приводит к ослаблению семейного воспитания, препятствует обучению подрастающего поколения, порождает безнадзорность и т.д. Насилие в семье не только подрывает основы жизнедеятельности самой семьи, но разрушает фундамент безопасности общества.

Считается, что решение проблемы требует изменений и в законодательстве, и в структурах, реализующих законодательство, и в общественном сознании. Социальная работа с жертвами семейного насилия должна основываться на том постулате, что насилие в семье - это социальное явление, характеризующееся взаимосвязанностью и взаимопроникновением различных его форм (таких как физическое, сексуальное, экономическое насилие, жестокое обращение с детьми, психическое насилие, принуждение к потреблению алкоголя, наркотических средств в немедицинских целях, к занятию проституцией и другие преступные деяния).

Выделение насилия в семье в самостоятельную и значимую социальную проблему - только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути возникает ряд препятствий: отсутствие четких определений и теоретической базы; недостаток информации о степени распространения и причинах применения силы в семье; позиция правоохранительных органов, которые в силу разных причин практически устранились от работы в семье и не принимают меры, направленные на разрешение кризисных ситуаций в семье. На государственном уровне это прослеживается на примере законопроекта «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье», в котором всю ответственность в деле разрешения тяжелой ситуации в семье предполагается возложить на плечи социального работника, без должной конкретизации его прав и полномочий, без указаний на то, какова может быть его частная роль в более широкой системе действий, что социальный работник может делать в условиях строительства правового государства и что он делать не может.

И мировой, и отечественный опыт подсказывают, что ориентация на карательную функцию закона не обеспечивает безопасности в семье, необходим комплекс мероприятий - программы экстренной и долговременной помощи жертвам насилия и их семьям, специальные программы просвещения, консультирования и психологической коррекции для виновника насилия, жертвы и других членов семьи, включая детей. Соответственно требуется соединение усилий правоохранительных органов, судов, социальных служб, кризисных центров, психоневрологических диспансеров, общественных правозащитных организаций, образовательных учреждений. Речь идет не просто о некой сумме мероприятий, а об очень сложной технологии, объединяющей деятельность представителей разных структур, далеких друг от друга организаций, зачастую включенных в разные ведомства.

В российских условиях социальный работник становится ключевой фигурой в этой цепочке. Он не только непосредственно работает с семьей, но и несет ответственность за координацию усилий разных структур. Подготовка к роли координатора требует дополнительных знаний, знакомства с современными социально-правовыми технологиями, понимания трудностей практической работы кризисных центров, создавших за последние три года уникальные методики работы с жертвами насилия и членами их семей, и других общественных организаций.

Список литературы

1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. - М.: Изд. гр. «Инсайт», 2000. - 362 с.

2. Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над женами в современных российских семьях. - М.: МАКС-Пресс, 2003. - 214 с.

3. Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия. // Насилие и социальные изменения. - №3. - 2000. С. 58.

4. Писклакова М., Синельников А. Анатомия насилия // Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / Сост. Е. Потапова, А. Синельников. - М.: Проспект, 2001. - 378 с.

5. Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. - М.: Асаdemia, 1999. - 360 с.

6. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. - М.: ТЦ «Сфера», 1993. -268 с.

7. Середа Н. Настолько широко, что даже и не видно // Насилие и социальные изменения. - №2. - 2000. С. 29.

8. Сидоренко Т.А, Максудов Р.Р. Комплексный подход к защите от насилия в семье // Социальные работники за безопасность в семье / Под ред. Либоракиной М.И., Шапиро Б.Ю., и др. - М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1999. - 144 с.

9. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. - 112 с.

10. Хасина А. Женщины, домашнее насилие, стресс. // Насилие и социальные изменения. - №2. - 2000. С. 14.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты