Направленность, как социальное явление

Направленность, как социальное явление

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

«НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Выполнил: студент 2-го курса

К. А. Стуклов

Проверил: зав. кафедрой философии,

профессор Е.А. Андриянова

Саратов, 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под влиянием социальных факторов

1.1 Структура направленности

1.2 Потребности и их социальная обусловленность

1.3 Интересы

1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность

Глава 2. Направленность и культура

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности

Заключение

Список литературы

Введение

Цивилизация растет, развивается, каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъект деятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современной психологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, - какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане - для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этот вопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении - в любой сфере, где важно поведение человека.

Проблема эта слишком широка для этой работы, поэтому необходимо для начала определиться с объектом и предметом исследования, а так же с тем, в каком контексте будет проходить исследование.

Условно, факторы, влияющие на деятельность, можно разделить на внешние и внутренние по отношению к субъекту. Внешними будут называться объективные факторы, предметы материальной действительности, а так же общественные отношения, которые влияют на деятельность субъекта вне зависимости от него самого. Внутренние факторы - это собственно личность, с ее потребностями, желаниями, мотивами, направленностью, характером и темпераментом[2]. Но нужно сразу указать, что влияние многих внешних факторов будет сильно зависеть от внутренних факторов из-за субъективного восприятия мира личностью. Несомненно, и внешние факторы влияют на реализацию личностного аспекта деятельности. Но как они влияют, вопрос открытый, и одной из задач этой работы будет частично ответить на него.

в этой работе наибольшее внимание будет уделяться именно личностному компоненту деятельности, а именно такой ее части как направленность, так как именно она, являясь совокупностью наиболее важных для личности мотивов и потребностей, во многом обуславливает деятельность личности.

Объект: Направленность.

Учитывая специфику науки социальная психология, рассматривать направленность необходимо как явление социальное, порожденное обществом и проявляющееся в общественных отношениях.

Предмет: Направленность как социальное явление

Так же важен контекст, в котором будет изучаться направленность и ее проявление.

Контекст, в котором будет рассматриваться направленность - деятельность, так как направленность обуславливает деятельность и, следовательно, в ней проявляется. Главной опорой в теоретической разработке будет деятельностный подход, как наиболее подходящий для изучения направленности в ее социальном аспекте.

Так же будут использованы: теория мотивации А. Маслоу, понятия интеро- и экстериоризации, а так же понятие знака из культурно-исторической теории Л. С. Выгодского. Эти теории и понятия будут использованы как вспомогательные для создания более целостной картины механизмов генезиса и воздействие направленности на деятельность.

Все вышеизложенное будет необходимо для достижения основной цели этой работы - изучить процесс развития направленности под воздействием социальных условий. В частности под влиянием различных источников потребляемой информации.

По ходу исследования будут решаться следующие задачи: проанализировать подходы к направленности, выделить основные факторы, прямо или косвенно влияющие на формирование направленности, вычленить из общей совокупности факторов социальные и культурные агенты, изучить влияние культурных агентов экспериментально.

Гипотезой для практического исследования станет предположение, что определенный вид источника информации будет формировать и определенную направленность, то есть имеется связь между источником потребляемой информации и направленностью личности. Более подробно это утверждение будет обоснованно в соответствующей главе.

Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под воздействием социальных факторов

1.1 Структура направленности

Прежде чем разбирать природу и структуру направленности необходимо дать этому явлению четкое определение

Направленность - трансситуативная устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий и, прежде всего, поступков человека, а так же комплекс определенных, ведущих мотивов личности[1].

На основании данного определения мы можем сделать вывод, что направленность относиться к психическим свойствам и является частью структуры личности. Это важно, так как говорит об определенной устойчивости и долговременности явления и об его отношении с другими психическими явлениями. То есть можно утверждать, что направленность в определенной степени будет определять протекание психических процессов и характеристики психических состояний.

Но перед тем, как начать разбирать взаимодействие направленности с другими психическими явлениями, нужно рассмотреть ее природу и структуру.

Не смотря на то, что направленность целостный компонент личности, она имеет сложную структуру, состоящую из элементов различной природы, происхождения, разной устойчивости. Их объединяет одна очень важная функция - все вместе они определяют общую динамическую тенденцию личности на ее жизненном пути.

С. Л. Рубинштейн предлагает следующую структуру направленности личности.

1. Установки личности - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

2. Потребность и ее формы - объективная нужда, отраженная в психике.

3. Интересы - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

4. Идеалы - образы, которые служат образцом[2]

Не смотря на достаточную очевидность существования явления направленности, в психологии эта структура личности почти не рассматривалась в целом. Но в современной психологии существуют теории, посвященные отдельным элементам этой структуры. Поэтому для того, чтобы понять природу направленности, придется проанализировать каждый элемент в отдельности и синтезировать все их свойства в единую картину.

1.2 Потребности и их социальная обусловленность

Начать стоит с потребностей, так как это базовый элемент направленности, на его основе развиваются все остальные элементы, и так же обуславливаются ими.

Потребность - это форма связи организма с внешним миром, источник его активности[1].

Потребность есть у всех живых существ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим её отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей[1]

Потребности человека имеют много особенностей, но три из них будут наиболее важны для этой работы.

Во-первых, круг потребностей у человека очень широк и не ограничивается только жизненно-необходимыми предметами[2]

Во-вторых, потребности имеют более сложную природу, возникновение потребности, благодаря наличию сознания, сложный процесс[2]

В-третьих, существует иерархия потребностей, проявляющаяся в порядке возникновения потребности в различных предметах[3]

Рассмотрим каждую особенность подробнее.

Развитие цивилизации, увеличение числа материальных и духовных благ, доступных человеку обуславливает возникновение новых общественных потребностей. То есть, чем более развито общество, тем более широким кругом потребностей обладают его представители[3]. Но, опираясь на теорию мотивации Маслоу нужно указать, что под более развитым обществом в данной ситуации подразумевается то, что смогло удовлетворить базовые потребности и открыло дорогу для возникновения потребностей социальных.

Не смотря на практическое предназначение многих материальных благ, большинством людей они воспринимаются не как средство облегчения их жизни, а, например, как средство достижения уважения или признания[3] Это явление Маслоу назвал скрытой мотивацией, когда предмет, необходимый для удовлетворения одной потребности, воспринимается как средство достижения совсем иной цели. Такое смещение мотивов часто не обусловлено какими-то новыми свойствами, которые индивид заметил в этом предмете и которые могут помочь ему достичь своей цели, а лишь общественным отношением к предмету. Машина может стать для человека не средством увеличения мобильности, но способом завоевать уважение окружающих[7]. Способность стать средством достижения уважения автомобиль получил благодаря тому, что воспринимается порой как «роскошь». А сама по себе потребность человека в уважении имеет чисто социальное происхождение и удовлетворение ее необходимо для интеграции в общество, коллектив и работы в нем. Итак, общество изменяет имеющиеся потребности человека и формирует новые, ранее не возникавшие.

Вторая особенность - сложность протекания процесса возникновения потребности у человека.

Рубинштейн в своих работах выделял несколько этапов развития единичной потребности

1. Влечение

2. Желание

3. Хотение

Органические потребности представлены в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение - это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности. Влечение не осознается человеком как конкретная нужда в чем то, а лишь вызывает дискомфорт, ощущается как чувство неудовольствия[2]. Часто интенсивность влечения не превышает порог сознания, и, поэтому, не осознается. По мере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание - новую форму переживания потребности, в которой представлен предмет потребности[2]. То есть желание начинается с появлением мотива - предмета, обладающего свойством удовлетворить возникшую потребность. И наконец, хотение - этап, непосредственно предшествующий деятельности и выражающийся уже в осознании и нахождении не только мотива, но и средств, необходимых для достижения предмета потребности, уже включает в себя не только эмоциональный, но и волевой компонент. Итак, потребность, как процесс, сложное явление, и основная особенность здесь - работа сознания, предваряющая деятельность по удовлетворению потребности. И сознание может прервать путь реализации удовлетворения потребности на любом этапе с помощью воли, если удовлетворение невозможно в силу различных причин.

Третья особенность - иерархичность потребностей.

Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации, предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

1. Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др.

2. Потребности в безопасности - чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

3. Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.

4. Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

5. Познавательные потребности - знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности - гармония, симметрия, порядок, красота.

7. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Основой концепции является утверждение о строгой иерархичности возникновения потребностей, то есть, пока не удовлетворена низшая, не появляется высшая потребность.

«Когда у человека появляются высшие потребности, именно они скорее доминируют в организме, нежели физиологические стремления, и когда эти потребности удовлетворены, вновь появляются новые, еще более высокие, потребности»

Но все же следует указать, что человек способен усилием воли подавлять одни потребности и удовлетворять другие. Виктор Франкл в своей книге «человек в поисках смысла» критикует позицию Маслоу относительно иерархичности потребностей и постулата - «сначала хлеб, потом мораль». Он, на своем примере и примере других узников, демонстрирует, что даже в нечеловеческих условиях нацистских концентрационных лагерей люди не просто сохраняли человеческий облик, но и пытались как-то самореализовываться, искать уважение и любовь и не думать только о хлебе насущном[8]. Но эти примеры нельзя расценивать как опровергающие концепцию Маслоу, так как движущим фактором здесь становилась личность и сознание, что, с помощью воли, подавляла неудовлетворенные базовые потребности, переходя на более высокий уровень.

Необходимо сгруппировать выводы, что были сделаны при характеристике особенностей потребностей.

Во-первых, потребности социально детерминированы, с одной стороны уровнем развития общества и доступными благами, и нормами поведения в данном обществе, как ограничивающим проявление потребности факторами с другой.

Во-вторых, проявление потребностей, способы и пути их удовлетворения подвластны сознанию, и сознание способно управлять потребностной сферой в определенных границах. Человек избирателен в удовлетворении своих потребностей. А это уже форма проявления направленности.

В третьих, появление новых потребностей обусловлено степенью удовлетворения других, более низших желаний, одна потребность не появляется без удовлетворения другой.

Вернемся еще раз к определению направленности, из него видно, что потребностная сфера не полностью входит в структуру направленности. Это объясняется самой природой направленности, как явления избирательности.

Потребности - это фундамент направленности. Вышеперечисленные особенности потребностной сферы человека - это основа и предпосылка для появления направленности.

На этапе становления направленности, потребности и их удовлетворение играют решающую роль при определении дальнейшего развития личности в целом и направленности в частности.

Например, фрустрация какой-либо потребности в детстве приводит к фиксации человека на ней на протяжении всей жизни. Предмет потребности приобретает особую важность для индивида и становится его главным мотивом деятельности[3]. Маслоу отмечает, что это правило относиться к любым эмоциональным потребностям.

Итак, потребности - фундамент направленности. Факторы, формирующие потребности так же и формируют направленность. Этими факторами будут являться: уровень развития общества, нормы поведения внутри этого общества, и степень удовлетворенности потребностей.

1.3 Интересы

Единого и полноценного определения интересов в психологии нет, поэтому определение будет подобрано такое, какое максимально бы соответствовало тематике работы.

Интерес - Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности[2].

Если исходить из теории мотивации Маслоу, то интересы относятся к пятому уровню пирамиды потребностей - к когнитивным потребностям. Но у явления интереса есть свои особенности.

Потребность в познании порождают познавательную деятельность, часто не имеющую четкого вектора и цели. Классический пример такой деятельности - ребенок от года до трех лет[2]. Он изучает и познает решительно все, что его окружает, у него не возникает необходимости выбора между предметами своего познания, а всякая вещь для него одинаково интересна.

Интерес же всегда предметен и имеет цель. Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется, прежде всего, во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы - восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает[2].

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов - существеннейшая задача обучения[2].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты