Н.К. Михайловский о социальном прогрессе
p align="left">Все идеи, описанные выше, возникли и существовали до появления в русской социологии мыслителя Николая Константиновича Михайловского. Рассмотрим кратко его биографию и проанализируем, чьи идеи повлияли на становление его мировоззрения. Михайловский был одним из родоначальников социологии в нашей стране. Он родился в 1842 году, в дворянской семье. Обучался в институте горных инженеров, в Петербурге, где получил прекрасное физико-математическое и историческое образование. В 1864 году он начинает литературную карьеру как критик и публицист. С 1891 году он являлся редактором журнала «Отечественные записки». Занятие журналистикой наложили особый отпечаток на социологическую систему Михайловского и его манеру оформления материала. Его публицистика была насыщена социологическим содержанием и имела форму непринужденной беседы с читателем Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М, 1997. С. 76. . Огромное влияние на Михайловского оказывали идеи Н.Г. Чернышевского. Он активно защищал труды Чернышевского от нападок критиков, хотя сам иногда трактовал его идеи в духе позитивизма. Несомненно, на формирования взглядов Михайловского оказали также влияние А.И. Герцен и П.Л. Лавров Там же. С. 77..

В 90-х годах XIX века одним из важных течений общественной мысли в России становится марксизм. Михайловский не признает его и начинает ожесточенную идейную борьбу с первыми русскими марксистами. Он занимает позиции либерализма и доказывает невозможность капитализма в русских условиях, активно продвигает идеи о «самостоятельности русской общины и об особых путях к социализму» Кукушкина Е.И. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). М.: «Высшая школа», 2004. С. 424.. Он был известным общественным деятелем и оказывал серьезное влияние на революционное движение в России.

В 80-е годы идеи Михайловского начинают оказывать большее влияние на умы молодого поколения. Свои труды, социологические и критические статьи он публикует в журнале «Отечественные записки»: «Что такое прогресс?», «Герои и толпа», «Теория Дарвина общественная наука» Кареев Н. И. Памяти Н. К. Михайловского как социолога // Русское богатство. 1904. № 3. С. 45.. Авторитет Михайловского среди молодой интеллигенции был огромным. Его труды неоднократно переиздавались при жизни. Сборник его сочинений включает в себя десять томов в последнем варианте.

Михайловский вслед за Лавровым обосновывал значимость субъективного метода в социологии. Первая большая работа Михайловского («Что такое прогресс?») была посвящена, как это видно из названия, проблеме прогресса, речь о ней пойдет далее. В целом ряде работ он подвергает критике социологическую теорию Спенсера, которая отождествляла общество и организм. Проблема личности в обществе составляла важный предмет социологических размышлений Михайловского («Борьба за индивидуальность»). Также он был заинтересован вопросом об отношении между отдельной личностью и массой («Герои и толпа»). Михайловский приходит к ряду интересных выводов в области коллективной психологии. Особо следует отметить критические замечания Михайловского, вызванные переложением идей Дарвина на человеческое общество. Рассмотрим некоторые работы Михайловского и дадим анализ его концепции о социальном прогрессе.

Раздел 2. Н.К. Михайловский о социальном прогрессе

Многие исследователи при изучении творчества Михайловского отмечают тот факт, что выявить хронологическую структуру его социологических воззрений достаточно тяжело. Как правило, он не использовал индукцию, не выводил свои теории путем последовательного написания ряда работ, а давал готовый результат. Так, в 1869 году в журнале «Отечественные записки» Михайловский публикует статью под названием «Что такое прогресс?». Это была одна из первых его социологических статей и в ней он излагает свою знаменитую «формулу прогресса». Исходя из логики развития позитивистского направления в те годы, данный труд должен был стать заключительным аккордом доктрины. В дальнейшем Михайловский давал разные уточнения своей «формуле», редактировал и переписывал ее. Мысли Михайловского как бы рассеяны по сотням его статей и рецензий. В тоже время он говорил, что может подписаться пол любой статьей, написанной им в юношестве или позднее. Он делал попытки свести все в стройное целое, но замысел не был реализован. Заметим, что базовые положения «формулы прогресса» оставались неизменными на протяжении четверти века. Неудобства, возникающие при изучении творчества Михайловского, компенсируются ясностью изложения его работ. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995. С. 78-84.

Как и многие социологи XIX века Михайловский был эволюционистом и пытался найти ответы на вопросы: что есть прогресс, каковы его критерии, каково общее направление движения прогресса. В разное время он дал несколько определений прогрессу, не заботясь о соотнесение их друг с другом Култыгин В.П. История российской социологии. М., 1994. С. 92.

. Стоит отметить, что, не смотря на разбросанность формулировок, всех их объединяет то, что Михайловский рассматривал прогресс через «призму судеб личности». Он рассматривает влияние общества на личность в рамках своей «формулы прогресса».

Многие исследователи полагают, что «формула прогресса» стала результатом критического осмысления работ Чарльза Дарвина и Греберта Спенсера. Рассмотрим критические замечания Михайловского по отношению к теории борьбы за существование Ч.Дарвина Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. С. 114..

По Дарвину, естественный отбор и борьба за существование неизбежно приводят к тому, что слабые особи погибают, тогда, как сильные выживают и производят новое потомство. Таким образом, любой вид в процессе эволюции совершенствуется. Главным способом выживания в животном мире является способность приспосабливаться к постоянно изменяющейся окружающей среде. Данная способность наследуется последующими поколениями. Таким образом, приспособление к среде может служить критерием совершенствования. Последователи Ч. Дарвина - социал-дарвинисты - стали применять данный принцип по отношению к человеческому социуму. Михайловский высказывался с критикой в отношении такого переноса законов, действующих в животном мире, на человеческое общество Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. Теория Дарвина и общественные науки / под ред. Е.Е. Колосовой. СПб., 1913. Т. 1. С. 89-115.. Стоит заметить, что здесь мы снова сталкиваемся с непоследовательностью автора в своих рассуждениях. Практически в одно время, но в разных статьях он пишет: «научная социология должна быть биологической» и «я как никто много сделал для борьбы с биологическими позициями в социологии» Култыгин В.П. История российской социологии. М., 1994. С. 102..

Вернемся к критическим замечаниям Михайловского. Он критикует проведение аналогий между животным миром и сообществом людей, а также выступает против совершенствования общества путем приспособления каждого отдельного его члена к окружающей его среде. Ведь это ведет к расслоению, так, сильные и наиболее приспособленные особи считаются достойным и совершенными, а наименее приспособленные - слабыми. Такое общество становится безнравственным, в нем нет места для развития личности. Согласно теории Дарвина любое живое существо стремиться выжить за счет других, менее приспособленных и более слабых. Михайловский занял позицию сильного критика по отношению к крайностям биологического подхода в социологии, теорий социал-дарвинизма. Кукушкина Е.И. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). М., 2004. С. 75-78. В противоположность работе Ч. Дарвина он называет свой труд «Теория борьбы за индивидуальность». Тем самым Михайловский подчеркивает значимость борьбы за каждую отдельно взятую личность, за ее право на самоопределение и развитие. В центре его концепции находится критерий блага отдельной личности.

Рассмотрим, что же вкладывал Михайловский в понятие «индивидуальность». Стоит отметить, что данное понятие в его концепции определенно довольно широко. «Объективно мир представляет бесконечно сложную систему индивидуальностей, находящихся в самых разнообразных взаимоотношениях. Все единое есть, вместе с тем, и многое, всякое целое состоит из частей, и потому можно различить несколько ступеней индивидуальности, т.е. степеней самостоятельности» Антонова О.Г. Отечественная социология о социальном прогрессе/ под ред. проф. А.Д. Крахмалевой. Саратов, 2001. С. 65. Таким образом, индивидуальность есть ни что иное, как единое целое, выступающее как самостоятельная единица. Группа, общество, государство представляют собой различные социальные индивидуальности. Человек так же является индивидуальностью как определенная совокупность всех черт, свойственных человеческому организму.

Он также доказал, что социальный идеал не может рассматриваться в концепции естественного отбора и приспособительного поведения, что необходим совершенно иной подход, который бы учитывал действия исторических законов. В своей работе Михайловский раскрывает значимость нравственного долга. По его мнению, главное отличие мира животного от мира людей заключается в том, что в обществе наличествуют мораль, духовные ценности, нравственность. Таким образом, он не мог допустить, чтобы отдельные члены общества выживали и даже совершенствовались за счет других людей. Михайловский утверждал, что каждая личность должна развиваться умственно и нравственно только за счет своих способностей и сил, но не отвергал добровольную помощь со стороны других личностей. Данная теория, провозглашавшая ценность каждой личности, органично вписалась в антропологизм Михайловского Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб, 1996. С. 65-98.. По мнению исследователей, «теория борьбы за индивидуальность» занимает центральное место в концепции личности Н.К. Михайловского. Данная теория направлена на выявление сути прогресса личности и общественного прогресса, а также их соотношения. Мишинева А.К. «Теория прогресса» П.Л. Лаврова и «формула прогресса» Н.К. Михайловского. М., 2006. С. 35-36. Михайловский приходит к выводу, что результатом борьбы за существование является появление практических типов, тогда как борьба за индивидуальность ведет к образованию идеальных типов личности. Если говорить о степенях и типах развития, то борьба за существование приведет к высокой степени развития, в то время как, борьба за индивидуальность - к высокому типу развития Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. М., 1997. Т. 2. С. 295..

Свои критические замечания по отношению к органической теории Г.Спенсера Михайловский изложил в работах «Что такое прогресс?» (1869) и «Аналогический метод в общественной науке» (1869). Рассмотрим основные положения органической теории. В свои работах Спенсер неоднократно подчеркивал «смутность» и неопределенность понятия «прогресс». По его мнению, под прогрессом разумеют «немного более простого возрастания, когда речь идет о народе, по отношению к его численности и пространству, занимаемому им». Антонова О.Г. Отечественная социология о социальном прогрессе/ Под ред. проф. А.Д. Крахмалевой. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. С. 61 Данный термин употребляется также по отношению к материальным продуктам, когда речь идет об улучшении и качеств. Социальный прогресс заключается в изменениях строения социального организма. Г. Спенсер говорил, что закон развития одинаков как для органической, так и для общественной жизни. Прогресс рассматривается им как движение «от простого к сложному путем последовательных дифференциаций» Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. С. 117.. В своих работах он заменяет понятие «прогресс» «развитием». Михайловский резко критикует данную трактовку прогресса, называя ее «аморфной» Там же. С. 118.. По его мнению, итогом дальнейшего дифференцирования станет одностороннее развитие какой-либо одной функции личности, что в свою очередь приведет к превращению ее в убогую, недалекую, необразованную и однородную личность. Такие личности образуют общественные объединения, разнородные по своему характеру Мишинева А.К. «Теория прогресса» П.Л. Лаврова и «формула прогресса» Н.К. Михайловского. М., Изд-во МГТУ, 2006. С. 37..

Но критика Михайловского направлена не только на формулировку понятия и смешение терминов. Большее негодование вызывает у него тот факт, что Спенсер не разделяет индивидуального прогресса личности и прогресса общества. В работе «Что такое прогресс?» Михайловский открыто указывает на то, что Спенсер, изучая «Историю цивилизаций» Гизо, «просмотрел одно не лишенное интереса указание, …, что есть два прогресса …., что эти два вида прогресса не всегда совпадают и в сумму цивилизаций входят иногда неравномерно» Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Социология в России XI - начала ХХ веков. Вып. 3. М.,2001. С. 63.. Центром социологической концепции Михайловского является личность. Поэтому главной ошибкой Спенсера он видел в недостаточном внимании к личности, а также в рассмотрение развития безотносительно к человеческому счастью и идеалу. Прогресс, по Михайловскому, заключается в борьбе за индивидуальность, т.е. в развитии всех сил и способностей человека. В своем труде он дает определение прогрессу: «Прогресс есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми» Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Социология в России XI - начала ХХ веков. Вып. 3. М., 2001. С. 71.. Стоит отметить, что данная трактовка понятия не является окончательной. Целью прогресса для Михайловского выступает счастье личности, ее гармоническое развитие. Критерием общественного прогресса является соответствие достижения современного состояния общества такой цели Кареев Н.И. Социальная проблема прогресса // Социология в России XIX - нач. XX вв. М, 2001. Вып. 3. С. 66..

Исследователи отмечают, что Михайловский стремился к целостному анализу при исследовании такого сложного процесса, как общественный прогресс. Он считал, что существует три позиции, по которым необходимо изучать личность и развитие общества. Первая позиция - социальная, здесь нужно рассматривать экономическое разделение труда, создание наилучшей организации, ведущей к сотрудничеству и солидарности. Вторая - биологическая, здесь необходимо говорить о теории борьбы за индивидуальность, речь о которой шла выше. И, наконец, третья позиция - психологическая, здесь рассматривается психологическое взаимодействие личности и масс («Герои и толпа», 1882). Такой целостный подход позволяет всесторонне изучить развитие общества. Также можно отметить тенденцию к постепенным переходам от более общих аспектов (солидарности), к частным (борьбе за индивидуальность) Антонова О.Г. Отечественная социология о социальном прогрессе/ Под ред. проф. А.Д. Крахмалевой. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. С. 63..

При анализе трудов Михайловского, посвященных социальному прогрессу, исследователи выделяют ряд смысловых блоков, которые помогают структурировать «формулу прогресса». Можно также выделить базис, основу данной «формулы» - теорию разделения труда и кооперации Кареев Н.И. Философия, история и теория прогресса // Историко-философские и социологические этюды. СПб., 1899. С. 39.. Автор не случайно взял за основу эту теорию. С помощью неё он хотел показать эволюцию развития общества, затем перейти к анализу индивидуальности, а впоследствии выдвинуть формулу прогресса.

По Михайловскому, смысл разделения труда заключается в «усложнении, увеличении разнородности общества в целом» и, одновременно «в специализации, уменьшении разнородности в каждом неделимом» Михайловский Н.К. Герои и толпа: избранные труды по социологии. СПб., 1898. Т. 1. С. 115.. Общество движется от однородности к разнородности, а личность - наоборот. Здесь возможно упомянуть об ещё одной «ошибке» Г. Спенсера, на которую указывал Михайловский, а именно: отсутствие представления о физиологическом и экономическом разделении труда. Русский мыслитель неоднократно упоминает это понятие (разделение труда) в своих работах и выстраивает свою теорию на критике работ другого западного ученого, Эмиля Дюркгейма. По мнению Михайловского, причина дисгармонии в обществе и противоречий интересов различных социальных групп кроется в разделении труда. Главным недостатком теории Дюркгейма, по мнению Михайловского, является рассмотрение разделения труда в общем аспекте. Западный социолог не рассматривал негативное влияние общественного разделения труда на личность. К тому же он не брал во внимание особенности различных видов разделения труда Михайловский Н.К. Последние сочинения. СПб., 1905, Т. 1. С. 64..

Михайловский, в свою очередь, выделял несколько видов разделения труда: органический, общественный, технический. Первое, физиологическое разделение труда - разделение между органами отдельного человека. Общественное разделение - разделение труда между людьми, группами, сословиями. Третий вид, технический - распадение какого-нибудь производства на отдельные составляющие. Михайловский указывал на то, что физиологическое и общественное разделение труда являются взаимоисключающими. За счет усложнения общественного разделения труда происходит ослабление физиологического разделения. Мыслитель говорит о том, что те, кто больше времени проводит, занимаясь физическим трудом (например, крестьяне, рабочие) или умственным (политики) «утрачивают признаки целостности». Таким образом, происходят серьезные изменения в физиологии человека. В общественном разделении труда Михайловский видит «фактор общества, который задает направленность личности, обуславливает характер ее существования» Мишинева А.К. «Теория прогресса» П.Л. Лаврова и «формула прогресса» Н.К. Михайловского. М., Изд-во МГТУ, 2006. С. 40.. Общество в процессе своего развития усложняется, человечество увеличивает объем знаний о мире, отдельно взятая личность приобретает свою специализацию. Таким образом, личность сужает свой кругозор, специализируясь в одном узком направлении. Она превращается в узкого специалиста, который теряет представление о жизни во всей ее полноте, а лишь сосредотачивается на очень не большой ее части, в которую входит частная жизнь и работа. Михайловский говорит о том, что таких личностей легко подчинить одной воле, поставить их в зависимое положение от других людей. Михайловский выступает против крайней специализации, полагая, что она способствует оскудению, и в какой-то степени деградации личности. Он призывает к независимости личности. По его мнению, этого можно достичь путем овладения личностью других наук, различных ремесел, то есть расширения своего кругозора Блохин В.В. Историческая концепция Николая Михайловского. К анализу мировоззрения российской народнической интеллигенции XIX века. М., 2001.С. 99..

Н.К. Михайловский полагал, что разделение труда является основой социальной дифференциации общества. Возникающие социальные группы можно охарактеризовать рядом черт, а именно - наличие функций, разделение прав и обязанностей, несовпадение частных целей, разнородность нравов и обычаев. Михайловский выделял два вида способов, по средствам которых формируются социальные группы: простая кооперация (сотрудничество) и сложная Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. С. 121-122. . Рассмотрим эти виды подробнее.

Первый тип является исторически более ранним и включает в себя первобытную общину и начальную эпоху варварства. Его можно охарактеризовать следующим образом: деятельность людей носит относительно недифференцированный характер, отсюда сходные общественные функции и интересы, также можно отметить развитую солидарность, взаимопомощь, единство целей. Данный вид кооперации представляет собой форму естественного разделения труда, что способствует формированию общей цели и росту взаимопонимания. Общественное и индивидуальное сознание нераздельны. В социально однородной среде происходит индивидуализация человека, здесь происходит полноценное физическое развитие, личность не подавляется коллективностью, что позволяет ей, становится активным началом общественной жизни. Михайловский отдает предпочтение именно простой форме кооперации, потому как она наиболее приближена к его представлениям об общественном идеале Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. С. 123..

Обратимся ко второму типу коопераций - сложной кооперации. Именно в этой форме кооперации Михайловский видит корень общественного зла Там же. С. 124.. По его мнению, в её основе лежит экономическое разделение труда, что приводит к расслоению общества на разные социальные группы, относительно их уровню дохода. Эти различные группы ведут не прекращающуюся борьбу за власть, которой пронизана вся история человечества. В рамках данной кооперации индивиды становятся однороднее, как правило, выполняют какую-либо одну функцию. Индивидуальность подавлена, «репрессирована», былую целостность расщепляют и разделяют на части. Постепенно наблюдается размывание общей цели, которая дробится на более мелкие и узкие подзадачи, растет враждебность и непонимание между людьми. В общественном сознании, возникшем на основе групповой дифференциации, укрепляются такие понятия как предрассудки, мода, возникают идолы, зарождается конкуренция. С целью защиты общественного целого создается огромное количество правовых, религиозных, политических норм и связок. В таком обществе нет места для солидарности. В итоге получается общество «с неравными, несвободными, специализированными членами, расположенными в некотором иерархическом порядке» Михайловский Н.К. Герои и толпа: избранные труды по социологии. СПб., 1898. Т. 1. С. 130-132.. Михайловский неоднократно подчеркивал, что формы кооперации влияют на индивидуальную и общественную психику человека, формируют его взгляды и волю.

Можно сказать, что кооперация определяет тип развития общества, или качественные характеристики какого-либо явления. Автор вводит понятие «степень развития» Там же. С. 133. для обозначения количественных характеристик. Стоит отметить, что эти два понятия не совпадают. Так, при первобытном обществе высокий тип развития сопровождался низкой степенью развития производства, при рассмотрении индустриального общества замечаем обратную тенденцию. Михайловский говорил, что чем более дифференцировано общество, тем выше и уже специфика его членов, тем однороднее впечатления и беднее общественное сознание, культура личности. И хотя «степень» развития человеческих способностей растет, так как люди постоянно совершенствуют свои навыки, индивидуальность гибнет, «тип» в целом деградирует и социально и даже биологически. По Михайловскому, жизнь европейских обществ последние несколько столетий развивается в русле второго типа кооперации. Такой путь он считал патологическим, так как личность в нем становится частью, функцией социального целого. В рамках этой кооперации постоянно идет борьба между личностью и обществом и носит преимущественно стихийный характер. Именно социология, объясняющая ситуации, должна помочь найти пути решения. Михайловский видел задачу научной социологии в обосновании нового идеала, который бы обеспечил возврат к естественному пути эволюции, т.е. к простой кооперации, к таким формам общежития, которые гарантировали бы самостоятельность, счастье, благополучие личности, помогали ее всестороннему развитию Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. М., 1997. Т. 2. С. 299. .

В своей работе «Герои и толпа» Михайловский призывает к борьбе за сохранение индивидуальности, сохранение личной свободы и независимости. Это, по его мнению, позволит избежать превращения народа как совокупности индивидуальностей в толпу, которая подчинена и ведома человеком с не всегда нравственным убеждениями. А применительно к человеческой истории, борьба за индивидуальность выступает как социальная борьба, которая является основанием для социального взаимодействия и приводит к смене форм кооперации Михайловский Н.К. Герои и толпа: избранные труды по социологии. СПб., 1898. Т. 1. С. 131.

.

Н.К. Михайловский в своих рассуждениях руководствовался нравственно-этическими принципами, что позволило ему выделить простую кооперацию, как наиболее удачную форму объединения общества. Михайловский сформулировал определяющие основы современного общежития - необходимость предоставления индивиду большей свободы, самостоятельности, стремление к взаимоуважению и сотрудничеству. При этом действия и побуждения самой личности также должны основываться на нравственных формах и устоях. Возможно, многие из вышеупомянутых принципов кажутся сегодня идеальными, но именно от действий ныне живущих людей зависит их реальное воплощение и будущее в целом.

Заключение

Михайловский внес огромный вклад в развитие субъективного метода, и, в целом, зарождающийся в нашей стране социологии. В центре его социологических размышлений находится человек - творчески активная личность, которая способна осуществлять изменения в обществе. Его идея о необходимость всестороннего развития личность и постоянного совершенствования можно рассматривать как определяющие принципы развития современного человека.

Некоторые исследователи полагают, что Михайловский создал особый вид критики, который трудно отнести к каком-либо типу. Его волновало все, что происходит в русском обществе, как в сфере научной мысли, так и в простом житейском плане. Михайловским было написано множество критических статей, относящихся не только к произведениям русских мыслителей, но также и к зарубежным. Можно сказать, что его концепция социального прогресса построена как раз на критическом осмыслении трудов Дарвина, Спенсера и Дюркгейма.

В работе «Борьба за индивидуальность» он высказывает свои критические замечания относительно теории борьбы за существования. Он категорически не соглашается с последователями Дарвина, которые переносят законы, действующие в животном мире, на человеческое общество. Ч. Дарвин говорит о том, что в процессе эволюции слабые и не приспособленные особи погибают, тем самым происходит совершенствование популяций. Михайловский утверждал, что человеческое общество должно бороться за каждого индивида, личность. Он выделял наличие морали и нравственности как одни из главных отличительных черт человеческого мира от животного. И потому считал недопустимым совершенствование, тем более выживание, одного человека за счет другого.

Во многом сохраняет свое теоретическое и практическое значение критика Михайловского работ Г.Спенсера, которая направлена на то, что органическая теория не выделяет различий между развитием общества и природы. По Михайловскому, в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, а именно: разделение труда, борьба нового уклада жизни со старым, передовые идеи и общественные идеалы. Отметим, что теория разделения труда занимает важное место в работах Михайловского. Но и здесь не обошлось без критики, она была направлена на теорию Дюркгейма, который, по мнению Михайловского, рассматривал разделение труда лишь в общем аспекте.

В работе «Что такое прогресс?» он указывает на несколько ошибочных, по его мнению, суждений Спенсера. В теории Спенсера нет различий между индивидуальным и общественным прогрессом. Михайловский же разделял прогресс общества и прогресс личности и подчеркивал, что ни один из этих видов не должен осуществляться за счет другого. Он подчеркивал важность создания необходимых условий для того, чтобы каждая личность могла развиваться всесторонне.

Исследователи и критики признают противоречивость работ Михайловского. Главная причина тому - трудность в систематизации его многочисленных трудов. Многие его идеи кажутся утопичными. Но в центре всех работ Михайловского находился человек, а главными категориями являлись понятия: взаимопомощь, общественная солидарность, альтруизм. Счастье отдельной личности он считал целью социального прогресса. На наш взгляд, это и составляет главную ценность его работ.

Список литературы

1. Антонова О.Г. Отечественная социология о социальном прогрессе/ под ред. проф. А.Д. Крахмалевой. Саратов, 2001.

2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000.

3. Блохин В.В. Историческая концепция Николая Михайловского (к анализу мировоззрения российской народнической интеллигенции XIX века). М., 2001.

4. Воронцов А.В., Громов А.И. История социологии XIX-XX вв. М., 2005. Ч. 2.

5. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.

6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2001.

7. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. М., 1997. Т. 2.

8. Кареев Н. И. Памяти Н. К. Михайловского как социолога // Русское богатство. 1904. Вып. 3.

9. Кареев Н.И. Конт как основоположник социологии // Памяти Белинского. СПб, 1899. Вып. 2.

10. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб, 1996.

11. Кареев Н.И. Социальная проблема прогресса // Социология в России XIX - нач. XX вв. М, 2001. Вып. 3.

12. Кареев Н.И. Философия, история и теория прогресса // Историко-философские и социологические этюды. СПб., 1899.

13. Кукушкина Е.И. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). М., 2004.

14. Култыгин В.П. История российской социологии. М., 1994.

15. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.

16. Миронов В.В. Философия. М., 2005.

17. Михайловский Н.К. Герои и толпа: избранные труды по социологии. СПб., 1898. Т. 1.

18. Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. Теория Дарвина и общественные науки / под ред. Е.Е. Колосовой. СПб., 1913. Т. 1.

19. Михайловский Н.К. Последние сочинения. СПб., 1905, Т. 1.

20. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Социология в России XI - начала ХХ веков. М., 2001. Вып. 3.

21. Мишинева А.К. «Теория прогресса» П.Л. Лаврова и «формула прогресса» Н.К. Михайловского. М., 2006.

22. Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2001.

23. Сорвин К.В. Основы социологии (курс лекций). М., 2000.

24. Спиркин А.Г. Философия. М., 2002.

25. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997 г.

26. История социологии (XIX- первая половина XX века) / под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 2004. Кн. 1.

27. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). М., 1985.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты