Медико-социальная помощь семьям "группы риска"
p align="left">Известно, что родители из семей «группы риска» склонны в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Наибольшую трудность по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию, по словам О.А Селивановой, специалисты по социальной работе испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Поэтому, приглашая таких родителей на собеседование, следует составить план предстоящего разговора и тщательно подготовиться к нему.

В начале беседы следует представиться, назвать официальное учреждение, в котором работают специалист по социальной работе и другие участники разговора. Затем специалист по социальной работе формулирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Для достижения доверительной атмосферы, снятия психологического напряжения рекомендуется использовать такой прием как беседа за чаем с печеньем и конфетами. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа с небольшим перерывом через 30 минут. Перерыв используется работниками для совещания в соседней комнате с целью определения правильности выбранной тактики, и при необходимости, корректировки направления дальнейшей беседы. В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозу физическому и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию. В результате первой встречи с семьей «группы риска» специалист по социальной работе должен получить ответы на следующие вопросы:

1) позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему (аргументы)?

2) какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?

3) какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье, и требуется их сформировать дополнительно в процессе реабилитационной работы?

Если ответ на первый вопрос будет отрицательным и существует неуверенность в безопасности пребывания ребенка с родителями, то специалист по социальной работе вправе поставить вопрос о его немедленной передаче в учреждение защиты детства. Однако при этом следует помнить, что родительская семья - наиболее благоприятная среда пребывания ребенка и идти на столь крайние меры следует лишь в случае реальной угрозы его здоровью и жизни. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании может присутствовать обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей. Далее следует посещение специалистом по социальной работе семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт со специалистом по социальной работе как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта специалиста по социальной работе с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуется использовать этот прием лишь в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Кардинальная задача специалиста по социальной работе: демонстрируя миролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача ? не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка. Результатом успешной работы специалиста по социальной работе в этом направлении станет готовность семьи идти на контакт с представителем власти и следовать предлагаемым рекомендациям. Визит в семью позволяет специалисту по социальной работе провести углубленное обследование условий проживания семьи и ребенка: санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка собственной постели, своего угла или комнаты и т.п. Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами и другими взрослыми, так и между родителями и детьми. Необходимо зафиксировать реакцию родителей на приводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать супруга и т.п. При проживании в семье других взрослых следует определить отношение к ним каждого из супругов, а также отношение ребенка к этим членам семьи (нейтральное, доброжелательное, уважительное, неприязненное боязливое и т.п.). Исследуя характер отношений родителей с ребенком, важно обратить внимание на особенности его поведения в их присутствии (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе наедине со специалистом по социальной работе и при родителях и т.п.). Углубленное ознакомление с семьей «группы риска» позволяет специалисту по социальной работе сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Специалисты рекомендуют подключать членов семьи к разработке плана действий или, по крайней мере, согласовывать предполагаемые меры с каждым взрослым ее членом. Семья должна быть поставлена в известность относительно всех методов, которыми будет; проводиться работа, включая возможность видеозаписи и применение других визуальных, психологических, медицинских и иных технологий. Применение такого рода диагностических и терапевтических методик без информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека [12, с. 66-75, 230-233].

Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизованность, зарубежные специалисты применяют практику подписания совместного соглашения между органами опеки как представителями власти и семьей. В соглашении констатируются внутренние проблемы, свойственные семье и мешающие ей осуществлять воспитание ребенка; определяются причины ухудшения условий пребывания ребенка в семье; обозначаются цели и задачи предстоящей работы специалиста по социальной работе с семьей. Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Четко расписываются права и обязанности сторон ? участников соглашения. Устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом. Отдельным пунктом оговариваются оценки результатов осуществляемых мер по созданию необходимых условий жизнедеятельности ребенка в семье.

Схематично структура соглашения выглядит следующим образом:

- причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи;

- цель совместных действий сторон;

- срок действия соглашения;

- обязанности сторон;

- права сторон;

- процедуры совместных действий;

- оценка эффективности проведенной работы [11, с. 16-22].

Необходимо учитывать, в какой семье будет проводиться медико-социальный патронаж, так как от этого зависит, какую помощь в дальнейшем будет оказывать специалист по социальной работе.

Практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения.

При проведении медико-социального патронажа в многодетной и неполной семье необходимо выявить материальные и жилищно-бытовые трудности данной семьи и учитывать трудности, которые испытывает мать в связи с необходимостью посещения детской поликлиники. Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной и неполной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии.

При обслуживании таких семей необходимо более обстоятельно контролировать выполнение рекомендаций разного вида патронажей: приобретение предметов ухода за новорожденным, организация уголка новорожденного (выбор места кроватки с учетом освещенности, расположения дверей), режима питания, бодрствования ребенка и др.

В семье, проживающей в плохих материально-бытовых условиях, если нет возможности их улучшить, необходимо проводить работу по активизации усилий семьи в проведении санитарно - гигиенических мероприятий с обязательным постоянным контролем над выполнением данных рекомендаций по созданию надлежащих условий на дому для развития здорового ребенка. Дети из таких семей должны первоочередно устраиваться в детские учреждения, обеспечиваться бесплатным питанием и лечением при заболевании детей первого года жизни. Медико-социальная помощь таким семьям состоит в организации медицинской помощи больным детям, в выдаче путёвок в санатории, в информировании о льготах и других выплатах, в проведении профилактических занятий, в социально-правовом консультировании, в санитарно-гигиеническом просвещении, в проведении мероприятий на формирование ЗОЖ.

При проведении медико-социального патронажа в семье, где мать или оба родителя являются учащимися или несовершеннолетними необходимо учитывать трудности по воспитанию ребенка (отсутствие жизненного опыта, навыков по уходу за ребенком, материальных средств, плохих или неустроенных материально-бытовых условий), трудности, связанные с учебой, нервные перенапряжения, особенно во время сессии. Молодая семья - одна из самых незащищенных групп населения. Медико-социальная помощь таким семьям состоит в проведении профилактических мероприятий по планированию и жизнедеятельности семьи, формированию ЗОЖ.

Специалист по социальной работе должен наладить контакт с родителями молодой семьи для оказания последним моральной и материальной поддержки до и после рождения ребенка, связаться с администрацией учебного заведения для возможного выделения для такой семьи отдельной комнаты в общежитии, места в детском дошкольном учреждении, стипендии; организовать свободный график посещения занятий. Дети первого года жизни из таких семей должны получать бесплатное питание. Несовершеннолетние матери должны получать психологическую поддержку и квалифицированную психолого-медицинскую помощь, находиться под постоянным контролем медицинских и социальных работников, так как такие семьи нуждаются в повышенном внимании, моральной и материальной поддержке [2, с. 126-127].

При работе в семьях алкоголиков специалист по социальной работе должен постоянно разъяснять пагубное влияние алкоголя на здоровье членов семьи, особенно детей. Злоупотребление алкоголем приводит к семейным конфликтам, увеличивает число разводов, разрушает семью. Почти всегда в семье отмечается общий дискомфорт, резко снижается трудовая деятельность, производительность труда, ухудшается материальное положение. Постоянная напряженная обстановка в семье значительно отражается на успеваемости детей, приводит к развитию у них неврозов, заболеваемости, травматизму. Заболеваемость в семьях, злоупотребляющих алкоголем, в 3,5 раза выше, чем в благополучных [2, c. 128].

Мартыненко А.В. выделил особенность социальной работы с данной группой - целенаправленная профилактика как неадекватного поведения больного члена семьи, так и развития декомпенсации психического и соматического статуса у членов его семьи и его ближайшего окружения, информирование соответствующих служб о наличии социальных проблем, организация наркологической и другой помощи с целью оптимизации личностного и социального статуса [12, c. 205].

Специалистом по социальной работе составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи [12, c. 233].

К мероприятиям, направленным на социальное оздоровление, относятся коммуникативный тренинг, социально-психологический тренинг, техника самоконтроля, семейная психотерапия, оценка социального статуса семьи в целом и отдельных ее членов, выявление потенциальных проблем, приобщение к социально благополучному кругу общения и др.

Особенности медико-социальной работы с этой группой клиентов - выявление окружающего больного неблагополучного контингента и его оздоровление, личностно-ориентированная психотерапия, психическая саморегуляция, содействие в проведении наркологического лечения и реабилитации в условиях, оптимизирующих социальный статус (терапевтические сообщества, группы взаимопомощи), комплексная оценка социального статуса и предупреждение потенциальных проблем, содействие в решении материальных проблем больного за счет реализации его собственного потенциала (в частности, профессиональное обучение и трудоустройство [12, с. 205].

При работе с семьёй, в которой есть ребёнок-инвалид специалист по социальной работе должен взять на учет и составить характеристику семьи, имеющей ребенка с ОВ, с учетом всех ее членов [2, c. 158].

Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальную реабилитацию. Главным результатом медико-социальной реабилитации как направления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям [8].

Совместно с медицинскими учреждениями он должен составить план лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий с учетом динамического состояния больного, оказать помощь в организации стационара на дому, санаторно-курортном лечении, приобретении корректирующих медицинских аппаратов, тренажеров и т.д. Он должен также содействовать оздоровлению, диспансеризации, семейному отдыху всех членов семьи. Специалист по социальной работе должен оказывать консультативную помощь семье юридического, психолого-педагогического характера, представлять собой своеобразную службу доверия и т.д.

Специалист по социальной работе должен помочь ребенку вести образ жизни, соответствующий возрасту, помочь ему максимально приспособиться к окружающей среде и обществу, привить навыки самообслуживания, помочь в приобретении знаний, профессионального опыта для участия в общественно полезном труде.

Такие семьи нуждаются в консультации и коррекции внутрисемейных отношений специалистом по социальной работе [2, c. 158-159].

Таким образом, раннее выявление семей «группы риска» и своевременная медико-социальная помощь им является самым эффективным методом профилактики и реабилитации семейного неблагополучия [13, с. 80-81].

2.2 Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска»

Специалистами СПЦ г. Бреста были разработаны рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска».

Если мы имеем дело с семьёй, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, то необходимо оказывать такие виды помощи семье и детям:

- наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения

- оказание психиатрической, наркологической помощи семье или отдельным её членам

- дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в учёбе

- вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)

- консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов

- приглашение на родительские собрания специалистов

- организация родительских собраний «на дому»

- консультирование ребёнка на ПМПК и определение программы обучения

- работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи

Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:

- ДОУ, завуч, социальный педагог, психолог, СПЦ, органы здравоохранения, медики, КДН, ИДН.

Если мы имеем дело с семьёй после развода или во время развода, то необходимо ей оказывать такие виды помощи:

- наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения социального педагога, учителей-предметников.

- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях

- консультационная помощь психолога и психотерапевта

- дополнительная помощь в выполнении домашнего задания в учёбе

- постановка ребёнка на учёт (по необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу

- помощь ребёнку со стороны его окружения

- помощь ребёнку со стороны его сверстников (по рекомендации учителя)

- привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму, тематическим родительским собраниям

- использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода)

Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:

- психолог, социальный педагог, учителя - предметники, классный руководитель, классный коллектив, родительский комитет класса.

Если мы имеем дело с неполными семьями, то необходимо им оказывать такую помощь:

- привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка

- привлечение семьи к занятиям детско-родительской группы

- наблюдение и консультации психолога и социального педагога (по запросу семьи)

- активная деятельность классного руководителя по вовлечению ребёнка в систему внеклассной и внешкольной работы

- проведение родительского лектория, тематического родительского собрания

- обучение родителя навыкам воспитания детей при отсутствии одного из супругов

- постановка на учёт в учреждение и органы социальной защиты

- оказание материальной помощи малоимущей неполной семье

Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:

- классный руководитель, социальный педагог, психолог, отдел социальной защиты, Дом творчества, ЦКРОиР.

Если мы имеем дело с опекунской семьёй, в которой родители престарелые, злоупотребляющие алкоголем, педагогически несостоятельные опекуны, то оказывается семье такая помощь:

- вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы

- консультации психолога образовательного учреждения для опекунов

- индивидуальная работа психолога с ребёнком

- помощь педагогов школы ребёнку в учёбе

- консультации психиатра

- возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приёмная семья, детский дом, приют и т.д.)

- направление ребёнка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения

Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:

- учитель-предметник, психолог, психиатр, отдел охраны детства и попечительства, социальный педагог, руководитель кружков, секций, ПМПК.

Если мы имеем дело с семьёй, у которой недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, то ей оказывается такая помощь:

- наблюдение и консультации классного руководителя, психолога, социального педагога

- помощь психотерапевта семье и ребёнку

- проведение семинаров, бесед, терапевтических родительских собраний на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов

- вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции

Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:

- ДОУ, социальный педагог, психолог, ЦКРОиР, Дом творчества, спортивная школа, педагог-организатор, классный руководитель.

2.3 Цели и стратегии программ социальной помощи детям и семьям в Республике Беларусь

Правительство Республики Беларусь ратифицировало Конвенцию о правах ребенка в 1990 году. Первый доклад страны был представлен в Комитет ООН по правам ребенка в 1995 году. Национальная программа действий (НПД) по защите прав ребенка. В январе 1998 года Президентом страны была утверждена президентская программа «Дети Беларуси». НПД предполагает осуществление таких мероприятий, как распространение информации о правах ребенка, гармонизация национального законодательства с положениями Конвенции о правах ребенка и помощь детям в особо трудных обстоятельствах [9].

В мае 2006 года Глава государства Александр Лукашенко своим Указом утвердил президентскую программу «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы.

Главной задачей программы является улучшение качества жизни, защита подрастающего поколения, укрепление престижа и авторитета женщины-матери и крепкой семьи в обществе.

Президентская программа определяет шесть основных направлений: социальная защита семьи и детей, дети-инвалиды, дети-сироты, дети Чернобыля, развитие социального обслуживания семьи и детей, развитие индустрии детского питания. Для поддержки этих инициатив был создан специальный президентский фонд. Беларусь стала одной из первых стран бывшего Советского Союза, где был принят Закон о правах ребенка. Закон не только закрепляет правовой статус детей, но также определяет принципы государственной политики в отношении детей и ответственность государственных органов по защите прав и интересов [5].

В подпрограмме «Социальная защита семьи и детей» предусмотрено повышение к 2009 году размера пособия по уходу за детьми в возрасте до 3 лет до 100% бюджета прожиточного минимума, расширения круга семей, которым предоставляется бесплатное питание детей первых двух лет жизни. Реализация подпрограммы обеспечит увеличение размера финансовой поддержки семей, имеющих троих и более детей, в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, а также предоставление финансовой помощи молодым семьям на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья при рождении первого и последующих детей.

В подпрограмму «Дети-сироты» включены мероприятия по повышению престижа семей, которые взяли на воспитание детей-сирот, строительству для таких семей домов усадебного типа и квартир.

В подпрограммах «Дети Чернобыля» и «Дети-инвалиды» предусмотрены меры по совершенствованию медицинской помощи и оздоровления детей, профилактики заболеваемости и инвалидности в детском возрасте, улучшению системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов.

Подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности» направлена на повышение эффективности воспитательно-профилактической работы с детьми, предупреждение семейного неблагополучия и детской безнадзорности.

Подпрограммой «Детское питание» запланированы техническое переоснащение и реконструкция предприятий детского питания с целью полного удовлетворения потребностей белорусских семей в данном виде продукции.

Реализация президентской программы позволит усилить государственную поддержку семьи и детей, создать благоприятные условия для повышения рождаемости, профилактики социального неблагополучия в семьях, сохранения и укрепления здоровья, физического, умственного и духовного развития подрастающего поколения.

24 ноября 2006 года принят Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», ответственным за подготовку которого являлось Министерство юстиции. Данный акт призван обеспечить регулирование всех аспектов данной сферы отношений ? от отобрания ребенка из неблагополучной семьи, определения его на государственное обеспечение, до мер воздействия на родителей в целях их ресоциализации и обеспечения возмещения ими средств на содержание детей.

Ребенок будет отбираться из неблагополучной семьи, родители, чтобы, не скрылись от исполнения обязанностей по возмещению средств, будут браться на учет в органах внутренних дел.

Если родители не работают, они будут трудоустраиваться в целях обеспечения выполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Подбор организации для трудоустройства возложен на органы государственной службы занятости.

Контроль за явкой родителей для трудоустройства будут осуществлять наниматели, органы внутренних дел, органы государственной службы занятости.

За уклонение от явки для трудоустройства предусмотрена уголовная ответственность.

В настоящее время Правительством завершается работа по принятию мер по приведению законодательства в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

В рамках указанной работы разработан проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях», которым внесены изменения в четырнадцать законов Республики Беларусь.

Кроме того, внесены изменения и дополнения в семь постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

В целях реализации Декрета потребовалась разработка ряда нормативных правовых актов Правительства Республики Беларусь. В частности, порядка признания детей нуждающимися в государственной защите; порядка предоставления детям, нуждающимся в государственной защите, статуса детей, оставшихся без попечения родителей, и утраты этого статуса, а также порядок возврата таких детей родителям; порядка трудоустройства лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; порядка закрепления временно свободных жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, за этими детьми; правила проставления в удостоверяющих личность документах лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, отметки о наличии указанной обязанности; размера базовой ставки платы за поднаем жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сдаваемых по договорам поднайма; порядка и условий перечисления сумм, полученных от сдачи жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, на погашение указанных расходов.

В соответствии с нормами Декрета в республике создается банк данных о лицах, обязанных по решению суда возмещать расходы по содержанию детей.

Создание такого банка позволит:

- усилить контроль над состоянием исполнения судебных постановлений о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

- обеспечить своевременность сбора и актуализации данных как об обязанных лицах (месте жительства, месте работы, сведений о заработке и иных доходах должника, о наложении ареста на имущество обязанного лица), так и о детях (учреждения в которых они находятся, сумма расходов на их содержание);

- накапливать информацию о неисполнении или неполном исполнении ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, что позволит своевременно решать вопрос о привлечении таких лиц к ответственности в соответствии со статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

18 ноября 2008 г. состоялось совещание с участием Главы государства Александра Лукашенко по реализации Декрета от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Как было доложено Главе государства, наметилась положительная тенденция к возмещению затрат на содержание детей государством: в 2008 году по сравнению с 2007 годом сумма взысканий возросла почти в 2,3 раза. Кроме того, из 5903 детей, нуждающихся в государственной защите, 3261 ребенок возвращен в родные семьи, еще 606 детей возвращено родителям, ранее лишенным родительских прав и восстановленных в них по решению [9].

Заключение

Изучив литературу по социальной работе многих авторов, я определила сущность и особенности семей «группы риска». К семьям «группы риска» относятся неполные, многодетные, молодые, замещающие семьи, семьи, где дети-инвалиды или родители инвалиды, семьи с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), семьи во время или после развода, семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, семьи с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей. Такие семьи имеют относительные материальные блага, жилищные проблемы.

В семьях «группы риска» наблюдается слабая способность членов к анализу того, что происходит в семье, неспособность выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов, слабая способность обсуждать словесно проблемы семьи. Члены такой семьи часто агрессивно настроены друг к другу.

Семьям «группы риска» необходима медико-социальная помощь. Данная помощь оказывается разными структурами, которые работают сообща. Но главная ответственность на восстановлении данной семьи лежит на специалисте по социальной работе.

Медико-социальная помощь направлена не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения.

Медико-социальная помощь семьям «группы риска» заключается в оказании наркологической, психотерапевтической поддержки родителей и детей, обеспечении детей до 1 года детским льготным питанием, направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности, медицинском обследовании и лечении, формировании установок на здоровый образ жизни, обеспечении доступа к информации по вопросам здоровья, проведении медико-социальной экспертизы, санаторном оздоровлении, выявлении проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска», социально-педагогической поддержке семьи, в восстановлении гармонизации взаимоотношений между членами семьи, разработке индивидуального плана социально-педагогической поддержки семьи.

Правильная организация медико-социальной деятельности способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.

Список литературы

1. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13-15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. - С. 114-115

2. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.

3. Краткий словарь современной педагогики. Сост. К 786 Т.Б. Сажиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.

4. Особенности семьи группы риска - http://steps.ucoz.ru/publ/2-1-0-5

5. Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь - http://www.president.gov.by/press28084.html

6. Раннее выявление семей «группы риска» - http://steps.ucoz.ru/publ/2-1-0-10

7. Сайт «Кто такой социальный работник» // Причины и последствия семейного неблагополучия - http://sw.myalmalyk.ru/publ/2-1-0-13

8. Сайт «Научные публикации» // Медико-социальные и психолого-педагогические проблемы реабилитации детей-инвалидов http://kraspubl.ru/content/view/149/1

9. Сводный план действий правительства Республики Беларусь и детского фонда ООН (юнисеф) на 2000-2001 гг. // Законодательство РБ. - http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd2399.htm

10. Селиванова О.А., Фалько В.В. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» // Педагогика. - 2006. - №6. - С. 58-62.

11. Стош Н.Н. Организация работы социально-педагогической службы с учащимися «группы риска» // Сацыяльна-педагогагічная работа. - 2006. - №7. - С. 16-22.

12. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА_М, 2001. - 400 с.

13. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей // Понятие и типы неблагополучных семей - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 272 с.

14. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. - 134 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты