Механизмы влияния СМК на проявление преступного поведение подростков.
p align="left">У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. [15; 212].

Изучая процесс общения подростков с ровесниками, американский исследователь Д. Маккоби отмечал его высокую значимость для всех сторон психического развития. Он подчеркивал, что влияние сверстников на ценности и установки подростков часто сильнее, чем влияние родителей, школы, религиозных организаций или любых других социальных структур. Это связано с тем, что сверстники, переживающие сходные проблемы, помогают друг другу сохранять уверенность в себе, осознавать и принимать те изменения, которые происходят и в физическом облике, и в духовном росте.

Не менее значимым для психического развития является общение подростков со взрослыми, в частности с родителями, однако именно в этой сфере сконцентрировано большинство конфликтов. Их главная причина связана с противоречивостью позиции и внутреннего мира подростка. С одной стороны, он нуждается в любви и заботе родителей, в их совете, с другой - испытывает сильное желание быть самостоятельным, равным в правах с родителями и другими взрослыми. Поэтому для подростков характерно амбивалентное отношение к взрослым: стремление к эмансипации и, одновременно, зависимость от их мнения. Родители, в свою очередь, не всегда готовы осознать тот факт, что ребенок становится взрослым, и адекватным образом перестроить взаимоотношения с ним. Зачастую родители видят только негативные проявления подросткового возраста, не понимают проблем и переживаний детей, поэтому младшие подростки часто жалуются на то, что родители контролируют их, «как маленьких». К 14-15 годам основной причиной конфликтов становится непонимание внутреннего мира ребенка, его стремления понять свою уникальность и отстоять ее, в том числе и в общении с самыми близкими людьми. В то же время исследования показывают, что взрослый все еще остается значимым для подростка лицом. Если поделиться секретом, провести время он, действительно, хочет со сверстником, то посоветоваться в трудную минуту, рассказать о неприятностях стремится именно взрослым. Любовь и признание со стороны родителей важны для подростка не меньше, если не больше, чем для младших детей, и депривация этой потребности также ведет к серьезным отклонениям в их поведении, личностном росте.

На отношения подростков и родителей влияют несколько факторов. Это, прежде всего, стиль воспитания, принятый в семье, и особенности эмоциональных отношений членов семьи с ребенком. Как известно, стиль - авторитарный, демократический, попустительский и т.д. - определяется отвержением или, наоборот, принятием ребенка, степенью контроля за его поведением и дистанцией между детьми и взрослыми. Как и в кризисе трех лет, наиболее неблагоприятен для отношений подростка с родителями авторитарный стиль, особенно если жесткий контроль сочетается с отчуждением, недостаточно теплыми эмоциональными отношениями в семье.

Отсутствие контроля может стать причиной проблем с успеваемостью, в отношениях с учителями, особенно у тревожных, не очень уверенных и одаренных детей. В этом случае неформальные группы сверстников, иногда и компании с асоциальной направленностью, могут заместить и родителей, и педагогов. Но «уход» ребенка из семьи возможен и при самом жестком контроле, если родители совершенно не считаются с новыми переживаниями ребенка, с его новыми друзьями, фрустрируя одно из главных новообразований этого возраста - чувство взрослости, осознание себя самостоятельной и уникальной личностью. Важно помнить и об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в их реакции на чрезмерную опеку или отчуждение взрослого. Импульсивные, демонстративные дети с высокой самооценкой очень болезненно реагируют на авторитарность взрослых. В этом случае даже невнимание к подросткам может принести меньше вреда, чем чрезмерный контроль. Напротив, для ригидных, неуверенных в себе подростков наиболее неблагоприятно отсутствие контроля, в то время как гиперопека ими принимается не так болезненно, как демонстративными детьми, и не ведет к таким негативным последствиям. Естественно, что внимательное отношение, заинтересованность и создание эмоционального комфорта, доверия оптимальны для общения с детьми в любом возрасте, особенно в подростковом. Такой стиль позволит взрослому вовремя заметить происходящие с ребенком изменения, создать новую «социальную ситуацию развития», трансформировав и отношение к нему, и степень контроля за ним. Естественно также, что наличие в семье лиц с асоциальным поведением (страдающих алкоголизмом и наркоманией, акцентуированных личностей и т.д.) может стать причиной серьезных отклонений и проступков подростков. Однако исследования показали, что прямой связи между асоциальностью семьи и поведением подростка не существует.

Рассматривая значение общения со взрослыми и ровесниками в подростковом возрасте для развития ребенка, большинство исследователей отмечают, что подростки склонны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех сферах, где эти ценности и нормы достаточно устойчивы, а также в тех случаях, когда они имеют долговременные последствия, и ориентироваться на сверстников там, где речь идет о достаточно изменчивых моделях и нормах, непосредственно влияющих на повседневную жизнь. В условиях резкой смены социальной ситуации в обществе взрослые люди находятся в состоянии некоторой дезориентации, не всегда адаптированы к новым социальным нормам, установкам и ценностям, поэтому подростки не могут полностью ориентироваться на родительские стереотипы в социальной сфере. Однако и в этом случае взрослые могут и должны быть носителями общечеловеческих ценностей, культурных традиций и идеалов. [13;228].

Итак, одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в эмансипации от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Подросток стремиться к независимости, самостоятельности, в утверждении своей личностной достоинство.

Характеризуя переход от младшего школьного к подростковому возрасту, что к началу переходного возраста возникает стремление занять иную, более «взрослую», позицию, выражающуюся таким поведением, которое не всегда может реализоваться в школьной жизни, фрустрация мотивов, связанных с новым образом себя и новыми ролевыми отношениями, порождает негативные компоненты кризиса подросткового возраста: негативизм, агрессию, конфликты со взрослыми, которых можно избежать в том случае, если окружающие понимают неоднозначность позиции ребенка и признают его права.

2.2 Специфика проявления преступного поведения несовершеннолетних

В годы застоя правоохранительные органы, прежде всего милиция, убаюкивали общественность заверениями о неуклонном снижении преступности несовершеннолетних. За два последних десятилетия прошлого века молодежная преступность в стране выросла в полтора, а подростковая - почти в два раза. В 1987г. только несовершеннолетними совершено 165 тысяч преступлений, треть из них - учащимися ПТУ, 28% - школьниками, каждое пятое - работающими подростками. Только на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состояли почти полмиллиона ребят. [23;105].

Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, 1) несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. 2) К несовершеннолетним, совершившим преступления, могу быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказания, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Несовершеннолетний возраст в разделе 5 Уголовного кодекса РФ («Уголовная ответственность несовершеннолетних», ст. 87 - 96) рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено применение некоторых видов наказания, в частности - исключительной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет (ст. 88 УК РФ).

Если подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т. е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он тем не менее нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальные учебно-воспитательное учреждение.

Согласно ст. 14 Уголовного кодекса России, понятие преступления

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не предоставляющее общественной опасности. [16;31].

В рамке социальной педагогике преступление - действие, нарушающий уголовное право страны. Преступность - относительно распространенное, статистическое устойчивое социальное явление, форма отклоняющегося поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой уголовным законом. [14;222]. Поведения - образ жизни и действий. Форма взаимодействия человека с окружающей средой, опосредованная его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение проявляется в действиях и поступках, привычках, обычаях. [14;205].

Э. Эриксон отмечал, что сплоченность подростковых групп, одинаковая манера одеваться, единообразие телодвижений и мимики, так часто наблюдаемые в этих коллективах, на самом деле служат защитой против запутанной, неопределенной идентичности. Подражание друг другу в одежде, поведении дает подросткам, пока еще точно не осознающим, что они собой представляют, ощущение некоторой уверенности, стабильности и безопасности. Кроме того, своя мода, свой стиль причесок и т. п. подчеркивают дистанцию между подростками и взрослыми. По мнению Эриксона, принадлежность к группе сверстников позволяет подросткам испытывать на себе влияние разных новых идеологических систем - политических, социальных, экономических и религиозных.

Необходимо учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую входит подросток, чтобы понять, что может ей дать подросток и что группа может дать ему. Особенно важен в этом плане анализ ценностей и содержания деятельности неформальных, стихийно возникающих подростковых групп. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них наиболее ценную для себя информацию, следуя образцам, подростки формируют направленность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и асоциальным. Нестандартное, отклоняющееся от норм поведения часто называют девиантным. Девиантность, отклоняющееся поведение, которое с высокой степенью достоверности может быть диагностировано уже в этом возрасте, связано с неуспешностью детей в просоциальным формах деятельности - учебе, общении с близкими взрослыми и педагогами. Естественно, что все эти трудности появляются не в подростковый период, но значительно раньше, однако в это время они становятся устойчивыми, а не ситуативными. Те негативные черты в поведении и в личности, которые достаточно легко можно было компенсировать у младшего школьника, превращаются в черты характера подростка и с большим трудом поддаются коррекции. [13;232].

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение--один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушениям соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половазростных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения является ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм подростков; ранняя наркаматизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. [15; 216].

Таким образом, девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормой, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Основные виды девиантного поведения - это преступность и уголовного ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том что совершению преступления предшествует как правило, какая-то разновидность девиантного поведения, в форме.

Формы девиантного поведения.

Пьянство и алкоголизм;

Наркомания и токсикомания;

Агрессивное поведение;

Суицидальные поведение;

Проституция;

Психологические расстройства;

Преступность[10; 236].

В данной работе нас интересует агрессивное поведения и преступность, поэтому мы раскроем это понятие.

Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Подростковые акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместное совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящие в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить. [10; 256].

Преступность. Это очень сложное социальное явление, определяемое с помощью двух критериев: общественной опасности и наказуемости в законном порядке.

Под преступностью понимается массовое, статистически устойчивое социальное явление, одна из форм девиантного поведения, достигшего степени общественной, определяемой законодателем в уголовном законе.

Преступление - это противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенные вред. Преступления квалифицируется по нормам уголовно-процессуального права.

К причинам роста преступности среди несовершеннолетних следует отнести: бесконтрольность продажи спиртных напитков подросткам, алкоголизм и насилие в семьях, коммерциализация центров досуга, видеотек, игровых залов, что толкает подростков на совершение корыстных преступлений с целью заполучить деньги. Актуальной остается проблема занятости: каждое третье преступление совершается нигде не работающими и не учащимися подростками. Оставшись вне стен учебного заведения и трудового коллектива, несовершеннолетние быстро находят «место работы» в криминальных структурах, чаще в сфере организованной преступности. [10; 265].

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки подростков, которые складывается определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которой начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

Агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

Корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

Распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. [13;216].

Т. о., в процессе потребления информации задействуются такие своеобразные рычаги социально-психологической структуры личности, как потребности, мотивы, интересы, установки, определяющие отбор информации и отношение к ней. Социально-психологические особенности несовершеннолетнего возраста это: повышенная потребность в социальном общении; необходимость самоутверждения, усиление авторитета друзей на фоне падения авторитета родителей обуславливают повышенную внушаемость и склонность подражать кумирам в выборе одежды, стиля жизни, поведении. Проповедуемый в голливудских фильмах, практически ежедневно демонстрируемых российским телевидением, стиль жизни, основанный на власти денег, наживы, силы,- стал в короткий срок как бы общепризнанным, как бы «официальным» в среде нашего общества, особенно в молодежном его спектре.

Результатом влияния СМК является привыкание к росту преступности, формированию неоправданной терпимости по отношению к ней. Тем самым в обыденном сознании как бы снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения уголовного закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений.

2.3 Зависимость проявлений преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты