Методы сбора информации в социологии
тремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современных цифровых технологий привели к становлению формализованного, качественно-количественного изучения документов. При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую целостность единой концепцией, замыслом. Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. При этом главной смысловой единицей должна быть социальная идея, социально значимая тема, отображённая в операционных понятиях. В тексте она выражается по-разному: словом, сочетанием слов, описанием. Цель исследователя - отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа.

Плодотворным оказывается при анализе текстов деятельностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст или его часть рассматриваются как описание конкретной проблемной ситуации.

Обязательный инструментарий осуществления формализованного анализа документов - бланк кодировки. Он составляется в соответствии со схемой операционных понятий, содержит единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные действия.

Наряду с выполнением функции самостоятельного исследования изучение документов широко применяется в ходе подготовительного этапа для сбора предварительной информации о характере объекта и предмета анализа, а также сопоставления результатов исследований, произведённых в разное время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе описаны три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных:

1. метод опроса;

2. метод наблюдения;

3. метод анализа документов.

Рассмотренные методы сбора информации в социологии актуальны при проведении исследований в самых разных сферах жизни общества. Часто эти методы используются в совокупности для достижения эффективных результатов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Немаловажный аспект здесь - наличие подготовленных исследователей, умеющих правильно поставить задачи, подготовить инструментарий и совершить итоговую обработку полученных данных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1
Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл авторов. Под ред. Ф.Э.Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпакс, 1996 - 184 с.

2 Харчева В. Основы социологии: Учебник. - М.: «Логос»; Высшая школа, 1999 - 302.: ил

3 Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.: ил.

4 www.wikipedia.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Отчет по результатам социологического исследования «Уровень популярности и основные характеристики аудитории радио «Свежий ветер» в городе Первоуральске Свердловской области, март 2009

Объем выборочной совокупности, исходя из задач исследования, был определен в 350 человек. Фактически в опросе приняло участие 368 респондентов. Репрезентативность выборки была обеспечена, благодаря соблюдению следующих правил:

- Состав обследуемых респондентов был определен по соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.

- Данные по составу генеральной совокупности опирались на данные отдела статистики г. Первоуральска по состоянию на 01.01.2008 года.

- Объем выборочной совокупности был определен на основании правила В.И. Паниотто, который определяет выборку для совокупности более 100.000 - в 400 единиц (см. «Стратегия социологического исследования» В.А. Ядова, с.118). В этом случае допускается 5% ошибка выборки.

- При условии квотной выборки (отбираем респондентов по 2 показателям - пол и возраст), которая отражает структуру генеральной совокупности, этот порог может быть несколько снижен (в нашем случае до 350 чел.).

Для обеспечения большей представительности выборки, был организован 2-ступенчатый отбор респондентов. 1 этап - территориальный (составлен список из 14 «точек», микрорайонов, где должен был проходить опрос), 2 этап - отбор респондентов, соответствующих плану выборки по полу и возрасту.

Точками опроса являлись магазины и торговые центры в ряде районов города, в которых было опрошено: ул. Емлина - 21 чел.; пр.Космонавтов - 31 ч.; в центральном районе (ул.Ватутина и пр.Ильича) - 41 ч.; в районе кинотеатра «Восход» - 26 ч.; в «Корабельной роще» - 35 ч.; на Хромпике - 25 ч.; в 8-ом микрорайоне - 36 ч.; 7-ом микрорайоне - 44 ч.; на Веере - 20 ч.; Динасе- 22 ч.; Талице - 19 ч.; пос. Магнитка - 19 ч.; Шайтанке - 14 ч.; Билимбае - 15 ч.

План выборки

Возраст и пол

Всего чел. По данным отдела статистики на 01.01.08 г.

% по столбцу от общего населения города старше 15 лет

Всего

объем выборки

350 чел.

(чел.)

% по столбцу

от общего числа мужчин или женщин в выборке

Мужчины

71777

44%

154

154 ч.-100%

15-24 года

12147

8,9

31

20

25-44

23019

16,86

59

38

45-64

18215

13,3

46

30

Старше 65 лет

6826

5

18

12

Женщины

87237

56%

196

196 ч.-100%

15-24 года

11909

8,7

31

16

25-44

24577

18

63

32

45-64

23875

17,5

61

31

Старше 65 лет

15888

11,6

41

21

ИТОГО

159014

350

Какие радиостанции предпочитают слушать жители г.Первоуральска? Насколько популярно радио «Свежий ветер»? Каковы особенности аудитории этой местной радиостанции?

Одна треть респондентов (30%) вообще не слушает радио, другая треть (29%) слушает в основном радио «Свежий ветер», одна пятая (18%) доля респондентов слушает разные радиостанции, в том числе «Свежий ветер». Отдают предпочтение иным радиостанциям (без прослушивания 88 FM) - 10% участников опроса и 13% респондентов слушают домашний радиоприемник (3-х программное радио, радиоточку).

Таким образом, почти половина (47%) от всех опрошенных респондентов являются радиослушателями радио «Свежий ветер». Опираясь на данные ответов по другому вопросу, можно смело заявлять, что рейтинг популярности этого радио достигает 54% (см.таблицу).

Насколько постоянна эта аудитория? Сколько времени она посвящает радиоэфиру?

% по столбцу

Слушаете ли Вы радио "СВЕЖИЙ ВЕТЕР"

Да, постоянно

20,4%

Время от времени

23,6%

Редко

9,5%

Нет не слушаю

43,8%

Нет ответа

2,7%

Данные таблицы подтверждают, что более-менее регулярно радио 88 FM слушают 44% респондентов, еще 10% являются «редкими» радиослушателями. С учетом «редких» слушателей наш рейтинг может подрасти до 54%. Перевести радиослушателей из категории «редких» в «постоянные» - задача и искусство менеджеров радиостанции.

Попытаемся проанализировать мнение и оценки радиослушателей разных аспектов работы радио «Свежий ветер».

Распределение мнений о работе радио «Свежий ветер» среди тех радиослушателей, кто слушает 88 FM «постоянно» и «время от времени» (в % по строке)

Нет ответа

Устраивает полностью

Что-то нравится, что-то нет

Не устраивает совсем

Затрудняюсь ответить

Музыкальная подборка

2

43

44

9

2

Работа ведущих

2

62

30

3

3

Тематика программ, рубрики

4

52

28

4

12

Подборка новостей

3

70

18

1

7

В целом доминируют положительные оценки радиостанции «Свежий ветер». Для планирования деятельности радиостанции необходимо учитывать поведенческие особенности и привычки аудитории, в частности время прослушивания радио. Изучению этого момента и был посвящен один из вопросов анкеты.

% по столбцу, от опрошенных по всему массиву

% по столбцу,

от ответивших, от тех, кто слушает радио

В какое время вы обычно слушаете радио?

Утром и днем, целый день, с утра до вечера, в рабочее время

24

52

В разное время, случайно, в автобусах, машине

8

18

Вечером

7

14

Утром и вечером

3

6

Только утром

3

8

Другое (ночью, в саду, очень редко)

1

2

нет ответа ( не слушают радио)

56

--

Внимание порядка 20% радиослушателей направлено на радио в вечернее время, тогда как в утренние часы регулярно слушают радио до 14% респондентов от всех радиослушателей. Таким образом, размер нашей аудитории колеблется в зависимости от времени суток. Первая волна - утром, далее идет «постоянная» аудитория. Это те, кто слушает радио на рабочих местах (офисы, торговые центры, автомобилисты). И вторая волна притока радиослушателей во время вечернего эфира.

Социально-демографические характеристики радиослушателей радио «Свежий ветер» Возрастные особенности радиослушателей (в процентах по строке)

Программы каких радиостанций Вы слушаете более-менее регулярно?

Возраст радиослушателей

До 25 лет

От 25 до 35 лет

От 36 до 45 лет

От 46 до 55 лет

От 56 до 65 лет

Старше 65 лет

Только «Свежий ветер»

36

22

15

16

6

4

«Свежий ветер» и другие радиостанции

37

33

10

13

7

0

Разные радиостанции без «СВ»

15

16

18

29

15

6

Радиоточка

2

2

4

9

23

59

Не слушаю радио

9

14

16

19

20

23

Примечательно, что с увеличением возраста, доля наших радиослушателей уменьшается. Максимальное их число приходится на возраст до 25 лет, высокий уровень популярности и в возрастной категории 25-35 лет.

Итак, более половины слушателей радио «Свежий ветер» - это люди в возрасте до 35 лет (до 60%), еще одна треть нашей аудитории - представители зрелого возраста (36-55 лет) и одну десятую долю аудитории составляют люди старше 56 лет.

Кого больше среди радиослушателей - представительниц женского пола или мужчин? Кто чаще проводит время на волнах радиоэфира со «Свежим ветром»?

В первую очередь хочется отметить, что мужчины вообще чаще слушают радио, нежели женщины. Так, «никакие радиостанции не слушаю» ответили 22% мужчин и 32% женщин. Возможно, это связано с тем, что мужчины чаще оказываются за рулем, среди них больше водителей автотранспорта. Эта особенность проявляется и на аудитории радио 88 FM, мужчины несколько чаще слушают это радио, чем женщины. Перевес не очень большой (в 10%), но имеется.

Однако именно мужчины более непостоянны, они чаще переключают радиостанции, спектр их «любимых» радиостанций больше, чем у представительниц женского пола. Мужчины более категоричны в своих мнениях, их в 2 раза больше среди тех, кто вообще не слушает «Свежий ветер».

Если отличия по возрасту и полу среди радиослушателей явно прослеживаются, то уровень образования влияет очень незначительно на предпочтения радиослушателей. Несколько чаще встречаются слушатели со средним полным образованием (на 10% таковых больше), а доля радиослушателей среди людей, имеющих высшее и средне-специальное образование одинакова, и составляет 43-45%. В каждой «образовательной» группе не слушают 88 FM порядка 37-40%.

Неявное влияние имеет уровень материального положения респондентов на выбор радиостанций. Фактор материального обеспечения пересекается в определенной мере с возрастными характеристиками (пенсионеры менее обеспечены). Поэтому прослеживается общая тенденция: чем старше, тем менее материально защищены, тем сильнее традиции к привычным (старым) СМИ типа радиоточки и больше тех, кто вообще не слушает никакое радио.

Так, среди тех кому «денег хватает только на питание и предметы первой необходимости» не слушают радио - 40%, кому «денег не хватает даже на питание» -50%, тогда как в остальных категориях граждан по материальному достатку «не слушающих радио» от 15 до 20% респондентов.

Что же касается аудитории радио «Свежий ветер», обозначенная выше тенденция находит проявления и в данном случае. Чем менее материально обеспечены, тем реже встречаются среди слушателей радио 88 FM.

Основная категория слушателей оценили свое материальное положение словами: «для покупки дорогих вещей (мебели, бытовой техники) нужен кредит». Таковых среди радиослушателей «Свежего ветра» до 47%, далее следуют почти равные по численности (19 и 21% соответственно) группы «можем покупать дорогие вещи, не оформляя кредита» и «денег хватает только на питание и предметы первой необходимости». Обеспеченных граждан в общей социальной структуре населения немного, так и среди наших радиослушателей только 7% отнесли себя к тем, кто «может позволить загранпоездки, строительство, новую иномарку».

Итак, материальное положение большинства радиослушателей оставляет желать лучшего, наша аудитория - отражение общей социальной картины в обществе. Однако, данный факт свидетельствует о том, что всякого рода розыгрыши призов, скидок, бесплатных билетов и т.п. будут находить живейший отклик и активную поддержку у нашей аудитории.

Результаты обработки данных исследования не выявили сколько-нибудь значимого влияния социального положения работающего респондента на его решение слушать или нет радио 88 FM. Социальный состав радиослушателей следующий.

Социальное положение работающих радиослушателей станции 88 FM (в процентах по строке)

Рабочие, служащие

Специа-

листы

Руководители среднего звена

Руководитель предприятия, подразделения, ИП

Нет ответа

Радиослушатели

«Свежего ветра»

50

14

9

5

21

Добавим, что руководители предприятий, индивидуальные предприниматели в целом, радио слушают реже. Именно эта категория оказалась самой многочисленной из тех, кто «Свежий ветер» слушает «редко» - 19%, таких редких радиослушателей среди других категорий (рабочих, специалистов и т.п.) насчитывается не более 10%. Очевидно, что занятость, степень включенности и ответственности за свое дело оставляет минимум времени для всякого рода развлечений, в т.ч. для прослушивания радио. В категорию «нет ответа» (21%), в вышеприведенной таблице, попали студенты, домохозяйки и пенсионеры.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты