Междисциплинарные технологии социальной работы
p align="left">· демократизация социальной жизни и образования. Социальный прогресс, активные выступления демократических сил за социальные права вызвали потребность в образованных людях и не менее мощную тягу самих людей к образованию. Все большее значение в перечне жизненных ценностей (карьера, деньги и т.п.) приобретает образование;

· ограниченность финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения потребностей образования[5].

Для удовлетворения растущих образовательных потребностей расширяется сеть негосударственных вузов, помогает распространение «дистантного» обучения с помощью телевидения, компьютеров и т.д.

Все большее значение приобретает термин «пожизненное образование», в основе которого лежит концепция «обучающегося общества». Сущность ее заключается в расширении понятия непрерывного образования, включения в него всех основ формальной и неформальной образовательной деятельности[20].

Концепция «обучающегося общества» коренным образом меняет привычный облик образовательных систем. Она пытается вернуть обучению и воспитанию их естественный характер, чтобы дети, молодежь, взрослые познавали мир, осваивали накопленную культуру в ходе повседневной жизни, под влиянием семьи с раннего детства.

Процесс становления и развития системы непрерывного образования долог и сложен. В каждой конкретной стране он приобретает специфические черты.

Сегодня существует ясное понимание того, что школа средняя или высшая -- должна не только готовить узкого специалиста определенного профиля, но и формировать личность, воспитывать гражданские и духовные качества, учить современным формам коммуникации, умению жить в быстро меняющемся мире, развивать способность осваивать новую информацию и принимать адекватные обстоятельствам решения[10].

Многие процессы жизнедеятельности человека прямо опосредованно зависят от педагогических мер воздействия. Повышение профессионального статуса и компетенции специалистов социальной работы невозможны без педагогических знаний.

Для социальной педагогики, пытающейся найти решение новых социальных проблем, характерно наличие двух противоположных тенденций: дифференциации и интеграции научного знания. Наряду с базовой научной дисциплиной -- общей педагогикой, изучающей общие закономерности воспитания человека и разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в образовательных (воспитательных) учреждениях всех типов, появляются новые направления, и формируется разветвленная система педагогических знаний.

Дифференциация проявляется в возникновении прикладных педагогических дисциплин, таких как андрогогика -- педагогика взрослых; герогогика -- педагогика старости; педагогика перевоспитания детей и подростков; пенитенциарная педагогика -- работа в исправительных учреждениях, а также педагогика детей с различными дефектами -- сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. Также создаются педагогические дисциплины, отражающие отраслевые интересы системы образования: социальная педагогика, семейная педагогика, этнопедагогика, народная педагогика и т.п.[2].

Или, например, кондуктивная педагогика - одно из специфических направлений педагогической деятельности, предусматривающее работу с детьми-инвалидами и другими детьми, имеющими ограниченные возможности. Кондуктивная педагогика сочетает в себе как общепедагогические, так и специализированные принципы и методы.

Интеграция проявляется в синтетическом подходе к воспитанию и обучению, т.е. в понимании целостности педагогического процесса, технологий педагогической деятельности. Развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания. Необходимо, чтобы теория переплавлять в практические технологии. Пока же сближение науки и практики идет недостаточно быстро: по оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой ее реализации составляют 5-10 лет. На стыке педагогики с точными и техническими науками возникают кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.

Однако формирование системы социальной защиты, изменения в социально-экономической и политической жизни общества обусловили потребность в специалистах новых профессий -- социального работника и социального педагога (1991). Само понимание социальной педагогики прошло ряд эволюционных этапов, как за рубежом, так и в России. У истоков отечественной социальной педагогики стояли такие известные педагоги, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Сухомлинский и многие другие. Но сам термин «социальное воспитание» просуществовал сравнительно недолго, например, Н.К. Крупская критиковала его за «аморфность, неопределенность».

Педагогика как научная и практическая дисциплина является одним из важнейших направлений развития социальной работы. Иногда возникают дискуссии о роли и месте социальной работы, социальной педагогики в деятельности социальных служб. Скажем, существует точка зрения, согласно которой всех педагогов можно рассматривать как социальных работников, хотя и не все социальные работники являются педагогами в профессиональном плане[28].

Различие, на наш взгляд, в деятельности этих двух специалистов заключается в первую очередь в том, что работа социального педагога направлена, прежде всего, на детей и среду, в которой живет и развивается ребенок. Деятельность же специалиста по социальной работе направлена на все категории населения, и, следовательно, спектр его социальных услуг гораздо шире. По нашему мнению, работа социального педагога связана с воспитанием и развитием ребенка и созданием условий, которые должны предупреждать асоциальное поведение детей. Деятельность же специалиста по социальной работе направлена е первую очередь на клиентов, имеющих какие-либо отклонения в физическом или психическом развитии, людей с асоциальным поведением, нуждающихся в помощи.

Педагогическая теория вооружает специалистов в области социальной работы профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных и социально-демографических групп, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики крайне необходимы при социальном обслуживании населения.

Применение педагогических технологий в области социальной работы освобождает социального работника от произвольности в построении и реализации педагогического воздействия и дает возможность целеустремленно двигаться к прогнозируемому конечному результату при строгой обоснованности каждого компонента и этапов этого процесса.

Педагогические технологии, применяемые в области социальной работы, следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса воспитательного воздействия, как совокупность методов, способов и средств достижения педагогических целей в системе социального обслуживания.

В социальной работе процесс обучения, образования, просвещения осуществляется в виде взаимодействия двух взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: с одной стороны, клиент усваивает определенные знания за счет активизации собственной деятельности, с другой -- специалист социальной работы предварительно проектирует проблему и управляет процессом ее решения, контролирует качество и ход решения проблемы.

Постоянное пополнение и обновление знаний -- важнейшая сторона профессиональной деятельности социального работника. Объем информации, необходимый для эффективной работы по специальности, сейчас резко возрастает, быстро устаревает и нуждается в систематическом обновлении. По мнению зарубежных специалистов, знаний, полученных в вузе, достаточно для первых 3-5 лет работы, после чего требуется переподготовка. Причем учебно-материальная база системы образования, как показывают оценки, отстает от уровня развития техники и технологии производства на 5-10 лет. Отсюда необходимость постоянного обновления знаний[35].

Одно из самых распространенных предубеждений человека -- предубеждение против нововведений и перемен. Оно объясняется тем, что любые новшества требуют дополнительных затрат времени на переобучение, приспособление и т.д. При этом сама перестройка связана с определенными усилиями.

Современная психолого-педагогическая наука со всей определенностью показала: никогда не поздно совершенствоваться, нет возрастных ограничений в освоении нового. Наоборот, чем больше жизненный и профессиональный опыт, тем успешнее идет обучение новому, однако проходит оно эффективнее при положительном настрое и правильной организации обучения.

Для процесса обучения взрослых применяется термин «андрогогика», в отличие от термина «педагогика», который используется по отношению к детям. Именно андрогогика занимает основное место в социальной работе. Основная ответственность за обучение лежит на самом обучаемом. А значит, во многом меняются отношения между обучаемым и преподавателем. Личные и профессиональные потребности стимулируют у специалиста желание повышать свою квалификацию. Социальному работнику необходимо владеть новыми методиками обучения, учитывающими наличие определенного базиса знаний у обучаемого. Система образования для взрослых опирается на важнейший принцип: образование по потребности, выступающее основным стимулом к социальному развитию индивида.

Методы педагогики помогают достичь поставленной цели, реализовать намеченные планы, наполнить процесс обучения информативностью. В технологии обучения метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В технологической системе обучения «цели -- содержание -- методы -- формы -- средства обучения» методы являются главным звеном. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования[23].

В научной литературе приводятся различные классификации методов, которые строятся на основе тех или иных общих признаков. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод (компьютер), упражнения, лабораторный и практический метод, познавательные игры, методы программирования обучения, обучающий контроль и ситуационный метод. Каждому из этих методов свойственны различные функции, которые в зависимости от объекта воздействия проявляются в различной степени. Вместе с тем, некоторые методы универсальны, так как применяются во многих областях социального развития индивида.

Важнейшим инструментом повышения эффективности обучения является использование активных методов: метода моделирования, методов модульного обучения, ролевых игр, драматизации, метода конкретной ситуации, методов инцидента, тренировки чувствительности, «метода мозговой атаки» («мозгового штурма»), деловых игр, методов погружения (суггестопедия), микропреподавания и многих других.

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педагогика -- это недостаточная разработка ее категориального аппарата, отсутствие точности и однозначности определений основных понятий. Это относится и к понятию «воспитание». Иногда его соотносят с такими родственными и близкими понятиями, как «педагогическая деятельность», «социализация», «образование» и др.

Профессия социального работника, во многом нестандартна, в ее основе лежат наука и искусство. Искусство воспитания основывается на науке. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достигнутому: к идеалу совершенного человека.

Методы воспитания -- это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания -- вершина педагогического профессионализма. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно.

Методов воспитания и особенно их различных модификаций накоплено так много, что выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Существуют определенные технологии воспитания, но, по мнению ряда авторов, до конкретных разработок, опираясь на которые, каждый социальный работник мог бы формировать соответствующую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс более эффективным.

Для того чтобы успешно осуществлять воспитательную деятельность, социальному работнику нужно овладеть искусством воспитания, конкретными педагогическими методами.

Все методы воспитания можно подразделить на две категории:

· методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности. К ним относятся поощрения и порицания;

· методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности. Сюда относятся убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение -- главный метод воспитания. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Этот метод также обеспечивает развитие у людей общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать -- это значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, подчас опираясь на внушение или прибегая к увещеванию, т.е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением[39].

Широко практикуются в социальной работе такие методы, как рассказы на нравственно-этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, инструкции, дискуссии, доклады, диспуты. Сильнодействующий метод убеждения -- пример.

Технология успеха в убеждении зависит от ряда условий, которые социальный работник как воспитатель должен соблюдать:

· Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения в социальной среде (в семье, на работе, в быту и т.д.)

· Эффективность убеждения зависит от личности воспитателя, от его поведения и отношения к обсуждаемой проблеме, от искренности его желания помочь клиенту.

· Успех убеждения зависит от умения профессионально вести беседу. Очень важно уметь правильно и ясно формулировать мысли, владеть техникой речи, вызывать у подопечных интерес и производить на них соответствующее впечатление.

· Убеждать -- значит активизировать деятельность объекта воздействия.

Для этого следует выполнять ряд условий:

· показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения;

· ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом не имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;

· вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида;

· не рекламировать, не выставлять напоказ заботу, доброту, внимание к другим людям.

Метод побуждения. Главное здесь -- нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение -- важнейший метод воспитания, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.

Метод поощрения. С давних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание (порицание). Эти методы используются также и для оценки деятельности людей. В поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида. Эффективность поощрения может быть стимулирующим фактором.

В целом поощрение можно назвать выражением положительной оценки деятельности индивидов. Механизм действия поощрения основан на возбуждении положительных эмоций, которые вселяют уверенность, создают приятный настрой, повышают ответственность клиента. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность или просто пожатие руки.

Умелое использование похвалы -- вот краткий путь достижения успеха. Забота о другом человеке высоко оценивается и признается одной из положительных черт человека. Похвалой можно добиться влияния и любви. Однако следует избегать опасности лести, поскольку лесть -- это похвала, которая может действовать подобно бумерангу.

Метод порицания. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но н по технологическим вопросам: кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать[36].

Порицание будет эффективно, если соблюдается ряд педагогических требований:

· конкретность порицания -- за определенную деятельность или поступок;

· индивидуальный подход -- необходимо учитывать характер совершенного поступка в связи с личностью индивида;

· нельзя высказывать порицание, находясь в состоянии раздражения;

· требуется своевременность и обязательность в применении порицания, формула «проступок -- наказание» должна соблюдаться неукоснительно;

· коллектив не отвечает за негативный поступок одного индивида.

Порицание (наказание) -- сильнодействующий метод. И как метод педагогического воздействия он должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постоянное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Одним из важнейших методов воспитания является метод самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему упражнений и тренировок. Метод самовоспитания не только является важным фактором психического здоровья человека, но и решает сверхзадачу: постепенный перевод процесса воспитания в режим постоянного стремления к самосовершенствованию. В полной мере это относится и к самому социальному работнику, т.к. профессия социального работника требует самоотдачи, самоограничения, стремления помочь подопечному решать сложные проблемы. Такие великие люди, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М. Ганди, К. Маркс, В,И. Ленин и многие другие, -- яркий пример силы и действенности самовоспитания.

Социальный работник должен быть постоянно нацелен на развитие своего педагогического мастерства

Социально-педагогические методы социальной работы применяются при проведении собраний, митингов, бесед, диспутов и т.д.

Беседа может быть индивидуальной или групповой, заразнее спланированной или спонтанной. Основное ее назначение -- расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий определенных событий, поступков, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, своим обязанностям. Беседы стимулируют интерес клиентов к обсуждению актуальных проблем, жизни социума, вследствие чего обладают большим воспитательным потенциалом. Обратная связь между тем, кто проводит беседу, и ее участниками, активизируя их личностный потенциал и жизненный опыт, имеет серьезную диагностическую значимость, так как выбор тем, интерес участников беседы (или отсутствие у них интереса) к предмету беседы, мнения, высказываемые ими, могут дать определенное представление об ожиданиях и предпочтениях аудитории на локальном уровне, о том, что находится в центре внимания индивидов конкретного возраста, пола, профессии, места проживания, социальной и профессиональной принадлежности и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты