Мотивация волонтеров (на материале исследования мотивации волонтеров Кризисного центра г. Апатиты)
p align="left">Е. Шекова выделяет виды нематериального стимулирования: "Результаты исследований добровольческих трудовых отношений позволяют выделить три вида нематериального стимулирования: практическое, информационное и привилегированное... К первому виду можно отнести предоставление волонтерам возможности приобретения дополнительных навыков, знаний, опыта работы в различных направлениях и так далее. Ко второму - обеспечение свободного доступа к информационным источникам и материалам (новым технологиям, научно-исследовательским разработкам и др.), к третьему - предоставление права бесплатного пользования услугами некоммерческой организации, участие в торжественных, юбилейных мероприятиях, получение поддержки со стороны государственных органов власти, некоммерческих организаций и так далее" [48, с. 74].

Специалист по менеджменту Г.Б. Казначевская в своей работе, давая советы по работе с персоналом, выделяет принцип "благодарности": "За ту или иную работу, необходимо отблагодарить человека, даже если работа являлась безвозмездной" [12, с. 71]. Здесь же выделяются способы нематериального поощрения: "Это могут быть грамоты, дипломы после участия в каких-либо акциях, письменная благодарность, сувениры, грамота от администрации города, проекта, персональное упоминание в прессе, бесплатные билеты, еда, книги" [12, с. 71]. О.Н. Яницкий пишет о том, что одним из важнейших способов мотивирования волонтеров является своевременное признание его заслуг [54, с. 62].

М. Олчман и П. Джордан отмечают, что "когда мы говорим о мотивированности личности, мы имеем ввиду создание такой атмосферы, которая позволила бы волонтеру аккумулировать опыт, удовлетворяющий его мотивационные потребности. Мотивация лиц, заинтересованных волонтерской деятельностью, представляет собой отправную точку в распределении постов, которые могут быть распределены волонтерам... некоторые люди действуют согласно моральным принципам. они считают, что использовать свое время и энергию для улучшения окружающей среды является их долгом. Волонтер - это лицо, которое безвозмездно и добровольно соглашается работать на человека или группу, которая обратилась с просьбой о поддержке" [60, с. 75]. Авторы добавляют: "личная, профессиональная заинтересованность, моральные принципы - вот несколько типов мотиваций, которые способствуют появлению новых волонтеров" [33, с. 75]. Психологи О. Фетисова, Е. Буглак, О. Кликунова в сборнике материалов по подготовке волонтеров приводят примерный перечень работы, которую можно предложить волонтеру, в соответствии с его потребностями: "В связи с теми или иными потребностями человеку можно предложить и соответствующую работу, например: 1. Удовлетворение физиологических потребностей: приготовление и раздача пищи; пошив одежды; работа на свежем воздухе; работа, связанная с различными спортивными мероприятиями и непосредственным участием в них" [38]. Также психологи выделяют удовлетворение потребностей в безопасности: распространение экологически чистых продуктов; работа в коллективе (расширение круга безопасного общения); работа с правоохранительными организациями, а также работа для повышения уже имеющегося профессионализма, что поможет укрепить свои позиции на основной работе, или же получение знаний в поиске новой работы [38]. Третий вариант работы - удовлетворение социальных потребностей: организация и участие в публичных мероприятиях; работа в качестве регистратора, диспетчера на телефоне, работа в качестве преподавателя, воспитателя; совместная работа лиц противоположного пола [38].

Для сохранения числа волонтеров в организации ее лидеры должны уделять особое внимание демотивации волонтеров [49]. "Демотивация - понятие обратное мотивации, которое понимается как снижение уровня заинтересованности, желания продолжать работать... снижение мотивированности. Этот негативный процесс, который может возникнуть в организации, в большей степени влияет на ее достижения [49]. Отечественный психолог Е. Щербина обозначает факторы, способствующие возникновению демотивации. Во-первых, это отсутствие необходимой информации / блокирование информации; отсутствие уважения и конфиденциальности (мания секретов, сплетен, существование лидеров с особыми мнениями по определенным вопросам); отсутствие поддержки со стороны коллег и руководителей [49]. Также Щербина выделяет такие факторы, как субъективность, отсутствие внимания, отсутствие конструктивного сотрудничества; большой спрос, невостребованность [48].

И. Левдер также предлагает несколько способов мотивации волонтеров к дальнейшей деятельности: "Очень важно уважать чувства и желания волонтеров, создать приятную среду для их деятельности... Для эффективной мотивации специалистам необходимо организовывать различные тренинги для других волонтеров, проводимые волонтерами той или иной организации. Также немаловажно предложение волонтерам стипендии на участие в различных конференциях, семинарах, или в работах мастерских... Необходимо предоставить добровольцам возможность участвовать в различных мероприятиях, проводимых в организации, с правом консультативного голоса" [15, с. 87]. Российский психолог С.В. Михайлова пишет, что, наряду с периодической похвалой, выражением благодарности, одним из основных факторов мотивации добровольцев является их обучение. К этому можно отнести различные тренинги, семинары, посвященные той или иной проблеме, лекции, различные обучающие занятия, "группы" и так далее. Обучение волонтеров проводится как специалистами учреждения, так и, зачастую, самими волонтерами. "Когда добровольцы сами проводят семинары и лекции, делятся своим опытом, своими мыслями, идеями, это дает очень мощный толчок для мотивации... Вследствие того, что многие волонтеры начинают заниматься добровольческой деятельностью с целью получения знания, данный метод мотивации будет являться для них основным" [26, с. 59].

Касаясь поощрения, как одной из форм мотивации добровольцев, необходимо также отметить некоторые моменты. Зарубежные психологи С. Маккарлей и С. Линч выделяют несколько особенностей поощрения, которые необходимо иметь ввиду тем, кто работает с волонтерами: "1. Похвала действует на сотрудника намного эффективнее, чем порицание и неконструктивная критика; 2. Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (стоит минимизировать разрыв между положительным результатом труда и поощрением сотрудника). 3. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем ожидаемые и легко прогнозируемые. 4. Работник и члены его семьи заслуживают постоянного внимания со стороны руководства организации. 5. Даже достижение работником промежуточных целей должно поощряться" [34].

В заключении данной главы можно сделать следующие выводы. Базовое понятие "мотивация" определяется специалистами как процесс стимулирования к деятельности. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Волонтеры - люди, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Волонтеры осуществляют волонтерскую (добровольческую) помощь. Существует несколько видов такой помощи: взаимопомощь и самопомощь, благотворительность, участие или самоуправление. Основными характеристиками субкультуры волонтеров является безвозмездная, бескорыстная работа; оказание добровольческой помощи по собственной воле. К числу приоритетных ценностей волонтеров относится: благополучие в семье, возможность для самосовершенствования, самореализации, общение, получение знаний, взаимоотношения с коллегами. Самые распространенные способы мотивации добровольцев: выражение благодарности волонтеру, обучение (семинары, тренинги, лекции, обучающие занятия), периодическое общение с волонтером, предоставление ему возможности участвовать в различных мероприятиях, проводимых организацией, предоставление какой-то материальной помощи, поддержки (подарок, грамота, благодарственное письмо и так далее).

Глава 2. Мотивация волонтеров кризисного центра города апатиты

2.1 Программа исследования

Проблема исследования: недостаток стимулов, мотивации у волонтеров, работающих в Кризисном центре города Апатиты.

Актуальность исследования: В настоящее время в городе Апатиты существует несколько организаций, центров, которые предоставляют социальную помощь населению. По причине того, что каждая взятая в отдельности такая организация не имеет возможности предоставления всех видов социальных услуг, по необходимости, создаются подобные социальные организации. Вследствие этого, в каждой из таких организаций (центров) все больше возрастает потребность в добровольческой помощи, волонтерской инициативе. В Кризисном центре г. Апатиты такая помощь тем более актуальна потому, что данный центр предоставляет очень широкий диапазон услуг населению, поэтому добровольческая помощь в Центре особенно востребована. По данным статистики, проводимой специалистами Кризисного центра, волонтерская помощь в данной организации постоянно востребована. Всего в Кризисном центре города Апатиты работают 25 волонтеров. Они занимаются оказанием психологической помощи клиентам Центра («телефон доверия», тренинги), консультированием, связью с общественностью (например, с другими общественными организациями). Однако, основная их работа заключается в проведении психологических, тематических тренингов, занятий с детьми и взрослыми. Также не так давно в Кризисном центре произошли некоторые нововведения, касающиеся работы с добровольцами. Сейчас каждый волонтер Центра работает по интересующему его направлению. Волонтеры по своему желанию теперь выбирают направление своей деятельности.

Цель исследования: Выявление мнений волонтеров и специалистов о мотивации волонтеров Кризисного центра города Апатиты.

Задачи исследования: 1). Выявление мнений волонтеров и специалистов Кризисного центра города Апатиты о причинах прихода людей в Центр для работы на добровольной основе;

2) Выявление мнений волонтеров об использовании ими способов, стимулов, с помощью которых они мотивируют себя к добровольческому труду;

3) Выявление мнения специалистов, а также волонтеров Кризисного центра об использовании специалистами каких-либо способов, методов, приемов стимулирования волонтеров, работающих в данной организации;

4) Выявление мнений волонтеров и специалистов Кризисного центра о наличии или отсутствии каких-либо обучающих занятий/тренингов для волонтеров Кризисного центра;

5) Выявление мнений волонтеров и специалистов Кризисного центра о заинтересованности в дальнейшей работе на добровольческой основе в данной организации;

6) Выявление мнения специалистов Кризисного центра об использовании ими опыта по работе с добровольцами (а также их мотивации) других организаций (в городе, стране), в которых работают волонтеры.

Объект исследования: волонтеры Кризисного Центра г. Апатиты, а также специалисты Центра, проводящие отбор на места добровольцев

Предмет исследования: Мотивация волонтеров Кризисного центра города Апатиты

Интерпретация понятий: Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Самомотивация - процесс внутреннего самостимулирования человека к действию.

Волонтеры (от англ. volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций.

Альтруизм - "от французского "другой" - бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами (противоположность эгоизму).

Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Обоснованность выборки: В качестве метода отбора респондентов был выбран неслучайный направленный (целевой) тип выборки (интервью). В качестве критериев отбора респондентов были выбраны следующие качества: опыт волонтерской работы в области социальной помощи, а также опыт проведения собеседования при приеме на работу волонтеров. В соответствии с данными критериями, в качестве респондентов были выбраны волонтеры Кризисного центра города Апатиты, а также специалисты Кризисного центра, проводящие собеседование и опросы с будущими (потенциальными) волонтерами данного Центра.

Обоснование методов исследования:

Методом исследования явилось полуструктурированное интервью. Инструментом для данного метода явились два опросных листа (вопросы для интервью волонтерам, а также вопросы для интервью специалистам Кризисного центра). Данный метод исследования был выбран по причинам того, что: 1) интервьюирование предполагает получение наиболее развернутых ответов на вопросы от респондента (в отличие от анкетирования); 2) интервьюирование позволяет получить целостное систематическое описание представлений или взглядов респондента по изучаемому вопросу; 3) Так как основу интервью составляет беседа, оно дает возможность исследовать глубинные мотивы и мнения респондентов. К описанным выше особенностям интервью можно добавить тот факт, что при интервьюировании неопределенные вопросы или противоречивые ответы могут быть уточнены. Вопросы, оставленные без ответов при интервьюировании практически исключаются. При этом при методе исследования в форме интервью, возможна перепроверка, а также уточнение («детализация») информации [59]. 4) Еще одним преимуществом интервьюирования заключается в более тесном контакте с исследуемой аудиторией, что позволяет получить максимально полную информацию об изучаемом объекте, позволяет более полно представить проблему, и исследуемый вопрос.

2.2 Ход исследования

В соответствие в целями и задачами данной работы была составлена программа исследования. в соответствии с требованиями выборки были найдены несколько респондентов - три специалиста Кризисного центра, работающие с волонтерами, а также девять волонтеров Кризисного центра. С данными респондентами было проведено исследование. Методом исследования явилось полуструктурированное интервью. Всего было проведено двенадцать интервью с респондентами в количестве двенадцати человек. В процессе интервью предполагалось прояснить следующие тематические блоки: а) выявление причин прихода людей в Кризисный центр города Апатиты для работы на добровольной основе; б) выявление способов, стимулов, с помощью которых волонтеры Центра мотивируют себя к волонтерскому труду; в) выявление степени заинтересованности волонтеров Кризисного центра в дельнейшей работе на добровольческой основе в данной организации; г) выявление наличия или отсутствия каких-либо обучающих занятий/тренингов для волонтеров Кризисного центра; д) выявление наличия или отсутствия стимулов, которые предлагают волонтерам специалисты Кризисного центра города Апатиты; е) выявление мнений специалистов Кризисного центра о том, какие мотивы толкают человека на работу добровольцем; ж) выявление наличия использования специалистами Кризисного центр опыта по работе с добровольцами (а также их мотивации) других организаций, в которых работают волонтеры. Для прояснения данных тематических блоков, было проведено двенадцать интервью с таким же количеством респондентов. Интервью проводились в период с 08.05.07 по 29.05.07. Средняя продолжительность одного интервью составила 20 минут. Для проведения исследования (интервью) были составлены опросные листы - вопросы для волонтеров и специалистов Кризисного центра. Образцы данных опросных листов см. в Приложениях 2, 3. Образцы интервью с респондентами (в данном случае - образец интервью с волонтером, а также образец интервью со специалистом Кризисного центра г. Апатиты) см. в Приложениях 4, 5.

2.3 Анализ исследования

Выявление мнений волонтеров и специалистов Кризисного центра города Апатиты о причинах прихода людей в Центр для работы на добровольной основе

В ходе исследования было выявлено следующее. В Кризисный центр города Апатиты опрашиваемые респонденты (которыми являлись волонтеры Центра) пришли по следующим причинам: желание помогать другим, желание делиться своими знаниями и умениями с другими. Из интервью со специалистом Кризисного центра: "Если говорить об основных причинах прихода людей на работу волонтером, можно, я думаю, выделить, самое главное, это желание кому-то помочь... желание оказать помощь человеку, решить его проблему. Ведь, очень много волонтеров приходит работать для того, чтобы помочь решить ту проблему, с которой они когда-то справились... Желание быть кому-то опорой, поддержкой, желание безвозмездно помогать" (ин-вью №3, с. 3, 15 стр.). Также можно привести цитату из интервью с одним из волонтеров: "Мне кажется, это желание помочь другим в чем-то, в какой-то проблеме... Если говорить обо мне, наверно, это было естественное желание помогать людям, делиться с ними своим опытом решения каких-то проблем различного характера, помогать" (ин-вью № 9, с. 2, 9 стр.). Как видно из данных цитат, волонтеры, а также специалисты сходятся во мнениях о причинах, побуждающих людей к работе на добровольной основе. Так же, одними из основных причин, по которым волонтеры Кризисного центра пришли работать добровольцами является получение дополнительных знаний, умений и навыков, а также "расширение круга знакомых": "Ну, моя причина... это желание получить дополнительные полезные знания. В Центре нам давали знания по психологии, которые очень полезны, даже не столько в работе волонтером, сколько в повседневной жизни... Это и практические занятия, и просто какие-то лекции, семинары, уроки. Это и тренинги, вообще, все то, что дает какие-то дополнительные знания, навыки и умения" (ин-вью № 1, см. Приложение 4, с.1, 10-16 стр.). Также можно привести следующую цитату: "В Центре при группе работы с волонтерами, существуют различные семинары, лекции, которые ведут специалисты... Данные лекции, а также обучающие занятия дают очень много ценнейших знаний по психологии, которые могут пригодиться и в жизни. Одной из главных причин моего прихода в Кризисный центр являлось желание получения знаний по психологии" (Из интервью с волонтером Кризисного центра, работающего на телефоне доверия, интервью № 4, с. 2, 21-24 стр.). "Одной из причин, толкающих человека пойти работать волонтером, это - самообразование. У нас очень много учащихся, так скажем, и поэтому каждому их них весьма полезно получить дополнительные знания, которые мы даем специально для волонтеров... В основном, это, конечно, знания в области психологии... Эти знания, они полезны также тем, что могут пригодиться не только при работе с клиентами, но и вообще, в каких-то жизненных ситуациях" (ин-вью №2, с. 2, 17-24стр.) Как видно из данных цитат интервью, немало волонтеров работают в Кризисном центре вследствие желания получения дополнительных знаний в области психологии. Это объясняется, в первую очередь тем, что большое количество волонтеров получают, параллельно работе в Центре, образование в различных ВУЗах. Среди причин, названных респондентами, также оказались достаток свободного времени, желание общения в коллективе. Из интервью с одним из волонтеров-респондентов: "Моим мотивом прийти сюда явилась возможность общения, совместная деятельность с кем-то... Я знала, что еще кроме меня в Центре уже давно работают другие волонтеры, поэтому с удовольствием пришла на работу" (ин-вью №7, с. 2, 15-17стр.). "Мотивом также может являться достаток свободного времени у человека, который желает работать добровольцем... Конечно, в большинстве случаев, речь идет о вечернем времени, то есть, в основном, все наши волонтеры имеют дневные работы, а вечером они, как раз, имеют возможность заниматься волонтерством... Днем у нас никто не работает. Время волонтеров, как правило, "занято" на вечер, чтобы у всех было свободное время" (из ин-вью с респондентом-специалистом, ин-вью № 3, с.2, 5-8 стр.). Также, с помощью интервью, у опрошенных респондентов-волонтеров были выявлены мотивы справиться со своими проблемами, а также поделиться с другими опытом удачно преодоленной в прошлом проблемы. У большинства волонтеров-респондентов главной причиной вступления в добровольческие ряды явилось стремление завести новых знакомых, новые связи, как среди работающих в Центре специалистов, так и среди самих волонтеров. Из интервью № 6 с респондентом-волонтером: "Хотелось, конечно, завести себе новых знакомых, я вообще считаю, что данные мероприятия полезны для тебя самого... Да. наверно, первопричиной было именно стремление получить новые знакомства" (ин-вью №6, с. 2, 13-14стр). Также можно привести слова опрашиваемого специалиста: "У многих из наших волонтеров преобладают мотивы завести себе новых знакомых, связей для дальнейшей деятельности, жизни. Очень многие идут работать в ту или иную организацию для того, чтобы познакомиться с новыми людьми, обрести новый круг друзей" (ин-вью № 4, с. 3, стр. 20-23). "Я бы отметила такой фактор, как новые знакомства. Это тоже может являться одним из основных мотивов вступления в волонтеры... Человек начинает работать на добровольной основе, и одной из причин того, что он вступает в волонтерские ряды, является его желание завести как можно больше полезных знакомств. Это вполне нормально, очень многие люди поступают именно так, самое главное, чтобы они полноценно помогали клиентам" (см. Приложение 5, ин-вью № 2, с. 3, стр. 15-21). Также можно привести цитату из интервью с волонтером-консультантом Кризисного центра (ин-вью № 10): "Это также было желание узнать новых людей, может быть, завести новых друзей, знакомых. Ведь, здесь, в любом случае работаешь в коллективе, и поэтому знакомишься со многими людьми" (ин-вью № 10, с. 3, 12-15 стр.). Таким образом, можно увидеть, что одной из распространенных причин вступления в добровольчество, является также желание завести новых знакомых.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты