· Недостаточная практическая направленность содержания УМК - 17% (не допустимый уровень).
· Построение процесса обучения по индивидуальным учебным планам учащихся носит единичный характер (не допустимый уровень).
· Учебные кабинеты недостаточно обеспечены необходимыми средствами для проведения занятий по профильному обучению (критический уровень).
· В сельских регионах были учтены не все возможности при формировании профильных направлений обучения (критический уровень).
· Отсутствие специалистов в МКШ влияет на уровень обучения в профильных классах (не допустимый уровень).
· Недостаточный уровень соотрудничества и социального партнерства с организациями дополнительного образования, ПЛ, колледжами, ВУЗами (критический уровень).
Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания в основной и старшей школе в регионе в контексте современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования), необходимо сосредоточить усилия:
1. Районных/городских органов управления образования на:
· разработке технологии (структуры и направлений профилизации) перехода организаций образования к профильному обучению с учетом специфики и перспектив развития района/города;
· определении необходимости и соотношения тех или иных профилей в организациях образования с учетом «профильно-образовательной карты» района/города при формировании сети организаций образования;
· контроле над реализацией прав детей при приеме в старшие профильные классы с учетом согласования интересов учащихся, их родителей, организации образования;
· организационной поддержке организаций образования (включая сетевое взаимодействие) при переходе к профильному обучению;
· оказании материально-технической, кадровой и финансовой помощи организациям образования, реализующим профильное обучение;
· представлении предложений в проект районного/городского и регионального бюджетов с целью дополнительного бюджетного финансирования работы организаций образования, планирующих переход на профильное обучение;
· формировании заказа организациям дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) на обучение педагогов работе в профильных классах.
2. Районных/городских методических кабинетов на:
· обеспечении организационной и научно-методической помощи педагогическим кадрам в проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения;
· проведении краткосрочных и проблемно-целевых курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов и т.п. для педагогов по методике профильного обучения;
· создании районного профессионального объединения (методического объединения, совета, проблемной группы и т.п.) координаторов (кураторов) профильного обучения;
· проведении круглых столов и практических конференций по обмену опытом в области методики предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы;
· создании реестра апробированных в образовательных системах районов/городов профильных и элективных курсов;
· оперативном распространении информации о нормативно-правовых и методических разработках в сфере профильного обучения;
· проведении локального (районного/городского) мониторинга образовательных результатов перехода на профильное обучение.
3. Организаций образования на:
· осуществлении выбора направлений профилизации, профилей и модели обучения на основе всестороннего анализа ресурсного обеспечения и согласование выбора с учредителем;
· разработке образовательных программ, обеспечивающих реализацию профильного обучения;
· использовании новых образовательных технологий (в т.ч. индивидуализированных и проектно-исследовательских форм учебной деятельности), адекватных задачам профильного обучения и способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся;
· создании системы психолого-педагогической поддержки периода «вхождения» учащихся в старшую профильную школу;
· формировании внутришкольной научно-методической, материально-технической базы и механизмов организации профильного обучения;
· заключении договоров (соглашений) с другими организациями образования, культуры, здравоохранения и т.д. о совместной деятельности по реализации профильного обучения;
· внесении необходимых изменений в действующую нормативно-правовую базу организации образования (устав, правила трудового распорядка, режим работы и т.д.).
· организации методической работы и повышения квалификации педагогов с учетом введения профильного обучения;
· формировании системы мотивации, морального и материального стимулирования труда педагогов, участвующих в инновационной деятельности по введению профильного обучения;
· выявлении и обобщении передового опыта педагогов организации образования по профильному обучению;
· проведении внутришкольного мониторинга образовательных результатов перехода на профильное обучение.
4. Подразделениям института - на организацию работы по научно-методическому обеспечению реализации всех вышеперечисленных задач.
3. Техническое и профессиональное образование
Анализ готовности регионального технического и профессионального образования к реализации современной казахстанской модели образования (Республиканской программы развития технического профессионального образования) показал следующие результаты:
Показатели | Индикаторы | Величина, % | ||
колледжи | проф. лицеи | |||
1.1. Показатель соответствия содержания технического и профессионального образования уровню развития технологиям производства | уровень изучения современных производственных технологий в содержании специальных дисциплин; | 40 | 10 | |
уровень соотношения традиционных и современных технологий в содержании спецдисциплин; | 40 | 40 | ||
уровень соответствия оборудования учебных мастерских для изучения современных производственных технологий; | 50 | 20 | ||
уровень своевременного прохождения инженерно - педагогических работников стажировки на предприятиях | 10 | 10 | ||
1. 2. Показатель соответствия уровня профессиональной подготовки заказам работодателей | уровень делового взаимодействия с социальными партнерами по вопросам организации профессионального обучения и прохождения профессиональной практики учащимися | 80 | 100 | |
уровень маркетинговых исследований запросов работодателей к специалистам соответствующей профессии | 40 | 20 | ||
степень участия работодателей в оценке уровня развития специальных компетентностей учащихся | 100 | 90 | ||
уровень делового взаимодействия с социальными партнерами по вопросу трудоустройства выпускников | 20 | 70 | ||
1.3. Показатель соответствия модульных программ по специальностям запросам современного производства | степень соответствия темпа обновления содержания программ запросами современного производства | 20 | 10 | |
степень использования разных видов модульных программ в образовательном процессе профессиональных лицеев | 20 | 20 | ||
уровень соответствия перечня специальностей запросам рынка труда | 50 | 70 | ||
степень системности процесса обновления модульных программ | 10 | 10 | ||
уровень динамики обновления модульных программ по специальностям в соответствии с запросами рынка труда | 10 | 20 | ||
уровень соответствия современного оборудования учебных мастерских полноценному образовательному процессу | 50 | 30 |
Результаты, приведённые в таблице высвечивают множество западающих зон, влияющих на развитие содержания деятельности организаций технического и профессионального образования. Основные из них: уровень своевременного прохождения стажировки на предприятиях инженерно - педагогическими работниками - 10% (недопустимый уровень готовности к реализации Республиканской программы развития технического профессионального образования); степень системности процесса обновления модульных программ - 10% (недопустимый уровень); уровень динамики обновления модульных программ по специальностям в соответствии с запросами рынка труда - 15% (недопустимый уровень); степень соответствия темпа обновления содержания программ запросами современного производства - 15% (недопустимый уровень); степень использования разных видов модульных программ в образовательном процессе профессиональных лицеев - 20% (критический уровень); уровень изучения современных производственных технологий в содержании специальных дисциплин 25% (критический уровень).
Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания регионального технического и профессионального образования необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:
1. Реализация интегрированных модульных программ по специальностям в соответствии с запросами современного производства.
2. Систематическое повышение квалификации инженерно-педагогических работников и своевременное прохождение преподавателями специальных дисциплин, мастерами производственного обучения, стажировки на базе производственных предприятий для изучения новых технологий.
3. Введение в профессиональное образование (помимо знаний, умений и навыков) новых образовательных конструктов - компетенций (базовых, специальных, профессиональных) и квалификаций.
4. Создание системы изучения рынка труда.
5. Обеспечить преемственность профессионально-образовательных программ различных уровней: общего и профессионального образования.
6. Организация управления учреждениями профессионального образования на основе системы менеджмента качества ИСО 9001-2000.
5. Методическая служба (школьный, районный/городской, областной уровни)
Анализ готовности региональной методической службы (школьный, районный/городской, областной уровни) к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования) по результатам самоанализа показал, что деятельность методических служб области направлена на отработку основных стратегических направлений развития содержания образования РК:
Стратегические направления развития содержания образования РК: | Уровень готовности | |
1.Компетентностно-ориентированного образования | 79% высокий уровень | |
2.Профилизации и профессионализации образования. | 83% высокий уровень | |
3.Элитарного образования (гимназической и лицейской компоненты содержания образования, школ для одарённых детей). | 66,6% оптимальный уровень | |
4.Инклюзивного образования, образования для детей с ограниченными возможностями. | 22,3% критический уровень | |
5.Инновационных моделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системы оценки его результатов (технологии дистанционного обучения, кредитно-рейтинговая системы, сетевой организации) | 87,3% высокий уровень | |
6.Механизмов социального партнёрства в образовании. | 66,6% оптимальный уровень | |
7.Инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности. | 0 % недопустимый уровень | |
8.Инновационной модели повышения квалификации, методической службы, ориентированной на результат (на основе опережающего реагирования на возникающие проблемы). | 66,6% оптимальный уровень | |
9.Управления качеством образования на принципах концепции всеобщего управления качеством. | 75% высокий уровень | |
10.Мониторинга результатов деятельности системы образования | 100% высокий уровень | |
Обеспечение перехода методической службы в режим работы, ориентированного на результат (методических объединений школ в кафедры, методических кабинетов районного/городского в режим работы центров развития образования, ИПК в центр развития регионального образования) | 40% допустимый уровень | |
Проектирование и реализация программ развития организаций образования, систем образования района/города/области и их методических служб | 53,3% допустимый уровень | |
Обобщение передового педагогического опыта | 66,6% оптимальный уровень | |
Координация взаимодействия с органами управления, организациями образования, психолого-медико-педагогическими консилиумами, институтами повышения квалификации | 50% допустимый уровень | |
Обеспечение соответствия методической работы: 6.1.требованиям современной казахстанской модели образования; 6.2.направленности на реализацию стратегических направлений развития системы образования РК; 6.3.новым результатам образования:социализации обучающихся; ключевым компетентностям, ЗУНам; 6.4.принципу поиска рациональных путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств); 6.5.принципу поиска возможностей внедрения опыта (т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее) | 70,6% оптимальный уровень готовности |
Самоанализ своей деятельности методическими службами области показал допустимый, оптимальный и высокий уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования). Исключение составляет работа по отработке инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности (недопустимый уровень готовности) и инклюзивного образования, образования для детей с ограниченными возможностями (критический уровень).
Однако изучение вопросов, обсуждаемых на методических советах в методических кабинетах районных/городских отделов образования показал, что основные направления развития содержания образования в Республике на них не обсуждаются (за исключением профилизации и профессионализации образования; инновационных моделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системы оценки его результатов).
Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе по обеспечению перехода методической службы в режим работы, ориентированного на результат (особенно в сельской школе). Не проводится работа по выявлению разрывов в профессиональной деятельности, зон затруднений и потребностей в обучении, планированию методической работы с учетом потребностей в развитии профессиональных компетенций работников образования.
Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания работы региональной методической службы необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:
1. Обеспечение перехода методических кабинетов в режим методической работы, ориентированной на результат.
2. Создание условий для проектирования и реализации программ развития организаций образования, систем образования района/города/области и их методических служб.
3. Разработка инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности.
4. Выявление, обобщение, оформление, предъявление и сопровождение освоения передового педагогического опыта.
5. Координация взаимодействия с органами управления, организациями образования, психолого-медико-педагогическими консилиумами, институтами повышения квалификации.
6. Обеспечение деятельности методических служб критериям эффективности методической работы:
Ш Соответствие требованиям методической работы, ориентированной на результат;
Ш Соответствие требованиям современной казахстанской модели образования;
Ш Направленность на реализацию стратегических направлений развития системы образования РК;
Ш Направленность на обеспечение достижения новых результатов образования: социализации обучающихся; ключевых компетентностей, ЗУНов;
Ш Соответствие принципу поиска рациональных путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);
Ш Соответствие принципу поиска возможностей внедрения опыта, т.е. внедрение должно основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее, стратегии, технологии,….
1. Менеджмент в образовании (школьный, районный/городской, областной уровни)
Анализ готовности менеджмента в образовании региона (школьный, районный/городской, областной уровни) к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования) показал, что деятельность управления образованием области направлена на:
· обеспечение соответствия управления образованием основным положениям Концепции Всеобщего управления качеством:
- понимание качества образования - под качеством образования менеджеры понимают: «ЗУНы» - 65%; физическое и нравственное здоровье -33% (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования); сформированность компетенций: коммуникативной, самоменеджмента и др. - 16% (недопустимый уровень); творческие способности - 5% (недопустимый уровень); адаптивность -22% (критический уровень); успешность и конкурентоспособность - 11 % (недопустимый уровень); способность к самореализации и самосовершенствованию - 11% (недопустимый уровень); эрудиция -5% (недопустимый уровень); гражданственность - 5 % (недопустимый уровень).
Таким образом, понимание качества образования у менеджеров области полностью ограничено рамками «ЗУНовской» парадигмы. Вызвана эта ситуация тем, что государственный контроль качества образования в настоящее время базируется на традиционных критериях, которые приходят в противоречие с целевыми установками, провозглашенными в концептуальных документах РК в области образования.
- так как концепция всеобщего управления качеством базируется на удовлетворении потребностей клиентов, как внешних (ученики и их родители), так и внутренних (педагоги), то обязательной является регулярная обратная связь с основными потребителями образовательных услуг. Однако только в 40% (допустимый уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования) организаций образования области данная работа поставлена на должном уровне: мониторинг проводится систематически, информация с должным вниманием рассматривается на совещаниях, принимаются конкретные решения. Директора таких школ имеют очень четкое представление об основных проблемах и зонах неудовлетворенности всех субъектов образования. В большинстве же школ подобная работа проводится от случая к случаю или же вообще не проводится.
- управление, основанное на фактах - ещё один принцип концепции всеобщего управления качеством, реализация которого возможна только на основе грамотного анализа деятельности организации образования. Результаты же мониторинга показали низкий уровень аналитической культуры, как руководителей школы, так и рядовых педагогов, отсутствие отработанной системы критериев и показателей, слабое использование потенциала учителей в анализе деятельности школы. Еще в меньшей мере учителя вовлекаются в постановку целей и задач и планирование работы школы.
· обеспечение соответствия управления образованием основным положениям Системы Менеджмента Качества:
- положениям системы менеджмента качества в большей степени соответствует система самоуправления - система менеджмента, в основе которой лежит идея самоуправления. Результаты мониторинга показали, что приверженность этой системе управления проявляют только 5% руководителей организаций образования - это недопустимый уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования.
Немного лучше ситуация в техническом и профессиональном образовании. Здесь уже 24% организаций образования внедрили СМК - это критический уровень готовности.
В целом же в менеджменте региона по-прежнему преобладает приверженность к командно-административной системе управления и стойкое сопротивление менеджеров на всех уровнях тенденциям децентрализации управления и увеличения доли самоуправления. Причины такого положения, очевидно, связаны с недостаточным уровнем управленческой компетентности основной массы менеджеров и традиционными подходами в системе регионального управления (Управление образования области, городские/районные отделы образования).
Только 10% педагогов отметили, что администрация школ демонстрируют свою приверженность к научному управлению (недопустимый уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования).
Отделы образования, организации образования и их руководители психологически не готовы к деятельности в Системе Менеджмента Качества.
· переориентацию регионального образования со «знаниецентризма» на компетентностно-ориентированное образование:
- как показывают результаты мониторинга лишь в инновационных организациях образования области менеджеры управляют процессом переориентации образовательного процесса со «знаниецентризма» на компетентностно-ориентированное образование через разработку и реализацию программ развития, инновационных проектов и программ опытно-экспериментальной работы. А это лишь 15 - 20% всех организаций образования области (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования).
· внедрение и совершенствование профильного обучения:
- как показывают результаты мониторинга районные/городские отделы образования не стали центрами, координирующими процесс введения и сервисного обслуживания профильного обучения, создания необходимых условий для поддержки школ и межшкольных сетей (как общих, так и дифференцированных, учитывающих специфические возможности каждой организации образования). Причины такой ситуации, на наш взгляд, в том, что условия и механизмы введения профильного обучения в Республике, его модели и соответствующие критерии оценки их эффективности не определены. Поэтому районные/городские образовательные сети профильного обучения не сформированы.
- На школьном уровне необходимые управленческие решения и условия для введения профильного обучения созданы на достаточном уровне за счёт внутренних ресурсов школ.
· развитие творческого потенциала педагогических коллективов:
- лишь 33 % руководителей считают, что творческий потенциал учителей используется рационально (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования). Большинство же (67 %) признают, что потенциал педагогов используется не в полной мере и не всегда рационально. Причины этого связаны, с одной стороны, с недостатками управления, с другой стороны, с внешними объективными обстоятельствами. В числе первых можно отметить то, что в ряде случаев руководители школы «не имеют четкого представления о том, куда вести людей», а также неумение воодушевить и заинтересовать (как правило, эти недостатки логически взаимосвязаны: первое порождает второе).
· проектирование и совершенствование эффективной социально-деятельностной структуры организаций образования:
- сущностью управления является осознанное, систематическое, специально-организованное воздействие на организацию образования по упорядочиванию и совершенствованию её социально-деятельностной структуры. Результаты мониторинга показали следующие уровни развития компонентов социально-деятельностной структуры организаций образования области:
- общие ценности и убеждения - 58,8% - оптимальный уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования;
- чёткие цели - 55,2% - оптимальный уровень;
- лидерство учителя - 57,8% - оптимальный уровень;
- вовлечённость учащихся - 45,8% - допустимый уровень;
- физическое окружение - 50,7% - допустимый уровень;
- система мотивирования - 48,8% - допустимый уровень;
- положительное поведение учащихся - 51,2% - допустимый уровень;
- поддержка активности родителей - 45,8% - допустимый уровень;
- адекватность целей учебных программ целям обучения - 47,4% - допустимый уровень;
- коллегиальность и профессиональное развитие учителей - 48,2% - допустимый уровень;
- высокий уровень ожиданий по отношению к учащимся - 49% - допустимый уровень;
- систематический контроль за успеваемостью учащихся - 55,4% - оптимальный уровень;
- самостоятельная деятельность учащегося - 71,2% - оптимальный уровень.
Таким образом, если оценивать уровень эффективности социально-деятельностной структуры организаций образования области по традиционной пяти бальной шкале, то она заслуживает только - тройки.
· разработку и реализацию программ развития организаций образования, систем образования города/района, области:
- в системе менеджмента качества большое внимание уделяется непрерывному совершенствованию и развитию всех процессов и организации в целом. Видение перспектив и стратегий развития качества становится обязательным для любой организации образования, стремящейся быть успешной. Как правило, стратегии развития и совершенствования оформляются в программах (проектах) развития и опытно-экспериментальной работы. Вместе с тем 33% руководителей отмечают, что видение будущего школы, даже при наличии программы развития, носит фрагментарный характер, является неясным, недостаточно проработанным (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования).
Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания управления образованием области в контексте реализации концепции всеобщего управления качеством, необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:
1. Разработка системы организационных, информационных и финансовых мер, обеспечивающих переориентацию образовательного процесса на компетентностный подход, организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся и мотивацию всех субъектов образовательного процесса.
2. Формирование нормативной, кадровой, ресурсной и методической базы перехода на компетентностно-ориентированное образование.
3. Реализация управленческих механизмов организации и внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
4. Внедрение системы менеджмента качества в управление организациями образования, системой образования района/города, области, республики.
5. Проектирование и совершенствование эффективной социально-деятельностной структуры организации образования, системы образования района/города/области, республики.
6. Наращивание творческого потенциала педагогических коллективов.
7. Разработка и реализация программ развития организаций образования, систем образования города/района, области, республики.
8. Разработка нормативно-правового обеспечения деятельности психологической службы в образовании.
9. Разработка программ психолого-педагогического сопровождения развития образовательного процесса.
Таким образом, результаты мониторинга готовности каждого уровня и подсистемы региональной системы образования к реализации современной казахстанской модели образования не однозначны. Но они определяют те западающие зоны, а значит и приоритеты в их деятельности, которые станут основой программы развития содержания каждого уровня и подсистемы региональной систем образования.
Результаты мониторинга готовности каждого уровня и подсистемы региональной системы образования стали предметом обсуждения на майской республиканской научно-практической конференции «Мониторинг и оценка качества регионального образования: опыт, проблемы, перспективы».
А стратегии развития содержания каждого уровня и подсистемы региональной системы образования были подготовлены для презентации и обсуждения на Областной августовской конференции.
Сейчас в городах и районах области завершилось мониторинговое исследование готовности их систем образования к реализации современной казахстанской модели образования. Результаты данного мониторинга будут использоваться методическими службами городов и районов для разработки программ развития содержания образования в этих регионах области. Завершение разработки этих программ планируется осенью 2010 года после утверждения государственной программы развития образования Республики на 2011 - 2020 годы.
Список литературы
1. «Новое десятилетие - новый экономический подъём - новые возможности Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.
2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы Астана. 2004г.
3. Кудайбердиев Т.К. Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г. Караганды. Караганда 2007 год.
4. Кудайбердиев Т.К. Концептуальные положения Современной Казахстанской модели образования. Караганда. 2010г.
Страницы: 1, 2