Мониторинг готовности региональной системы образования к реализации современной казахстанской модели образования
p align="left">· Недостаточное учебно-методическое обеспечение изучения профильных дисциплин и курсов (кроме №38 гимназии) - 22% (критический уровень).

· Недостаточная практическая направленность содержания УМК - 17% (не допустимый уровень).

· Построение процесса обучения по индивидуальным учебным планам учащихся носит единичный характер (не допустимый уровень).

· Учебные кабинеты недостаточно обеспечены необходимыми средствами для проведения занятий по профильному обучению (критический уровень).

· В сельских регионах были учтены не все возможности при формировании профильных направлений обучения (критический уровень).

· Отсутствие специалистов в МКШ влияет на уровень обучения в профильных классах (не допустимый уровень).

· Недостаточный уровень соотрудничества и социального партнерства с организациями дополнительного образования, ПЛ, колледжами, ВУЗами (критический уровень).

Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания в основной и старшей школе в регионе в контексте современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования), необходимо сосредоточить усилия:

1. Районных/городских органов управления образования на:

· разработке технологии (структуры и направлений профилизации) перехода организаций образования к профильному обучению с учетом специфики и перспектив развития района/города;

· определении необходимости и соотношения тех или иных профилей в организациях образования с учетом «профильно-образовательной карты» района/города при формировании сети организаций образования;

· контроле над реализацией прав детей при приеме в старшие профильные классы с учетом согласования интересов учащихся, их родителей, организации образования;

· организационной поддержке организаций образования (включая сетевое взаимодействие) при переходе к профильному обучению;

· оказании материально-технической, кадровой и финансовой помощи организациям образования, реализующим профильное обучение;

· представлении предложений в проект районного/городского и регионального бюджетов с целью дополнительного бюджетного финансирования работы организаций образования, планирующих переход на профильное обучение;

· формировании заказа организациям дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) на обучение педагогов работе в профильных классах.

2. Районных/городских методических кабинетов на:

· обеспечении организационной и научно-методической помощи педагогическим кадрам в проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения;

· проведении краткосрочных и проблемно-целевых курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов и т.п. для педагогов по методике профильного обучения;

· создании районного профессионального объединения (методического объединения, совета, проблемной группы и т.п.) координаторов (кураторов) профильного обучения;

· проведении круглых столов и практических конференций по обмену опытом в области методики предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы;

· создании реестра апробированных в образовательных системах районов/городов профильных и элективных курсов;

· оперативном распространении информации о нормативно-правовых и методических разработках в сфере профильного обучения;

· проведении локального (районного/городского) мониторинга образовательных результатов перехода на профильное обучение.

3. Организаций образования на:

· осуществлении выбора направлений профилизации, профилей и модели обучения на основе всестороннего анализа ресурсного обеспечения и согласование выбора с учредителем;

· разработке образовательных программ, обеспечивающих реализацию профильного обучения;

· использовании новых образовательных технологий (в т.ч. индивидуализированных и проектно-исследовательских форм учебной деятельности), адекватных задачам профильного обучения и способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся;

· создании системы психолого-педагогической поддержки периода «вхождения» учащихся в старшую профильную школу;

· формировании внутришкольной научно-методической, материально-технической базы и механизмов организации профильного обучения;

· заключении договоров (соглашений) с другими организациями образования, культуры, здравоохранения и т.д. о совместной деятельности по реализации профильного обучения;

· внесении необходимых изменений в действующую нормативно-правовую базу организации образования (устав, правила трудового распорядка, режим работы и т.д.).

· организации методической работы и повышения квалификации педагогов с учетом введения профильного обучения;

· формировании системы мотивации, морального и материального стимулирования труда педагогов, участвующих в инновационной деятельности по введению профильного обучения;

· выявлении и обобщении передового опыта педагогов организации образования по профильному обучению;

· проведении внутришкольного мониторинга образовательных результатов перехода на профильное обучение.

4. Подразделениям института - на организацию работы по научно-методическому обеспечению реализации всех вышеперечисленных задач.

3. Техническое и профессиональное образование

Анализ готовности регионального технического и профессионального образования к реализации современной казахстанской модели образования (Республиканской программы развития технического профессионального образования) показал следующие результаты:

Показатели

Индикаторы

Величина, %

колледжи

проф. лицеи

1.1. Показатель соответствия содержания технического и профессионального образования уровню развития технологиям производства

уровень изучения современных производственных технологий в содержании специальных дисциплин;

40

10

уровень соотношения традиционных и современных технологий в содержании спецдисциплин;

40

40

уровень соответствия оборудования учебных мастерских для изучения современных производственных технологий;

50

20

уровень своевременного прохождения инженерно - педагогических работников стажировки на предприятиях

10

10

1. 2. Показатель соответствия уровня профессиональной подготовки заказам работодателей

уровень делового взаимодействия с социальными партнерами по вопросам организации профессионального обучения и прохождения профессиональной практики учащимися

80

100

уровень маркетинговых исследований запросов работодателей к специалистам соответствующей профессии

40

20

степень участия работодателей в оценке уровня развития специальных компетентностей учащихся

100

90

уровень делового взаимодействия с социальными партнерами по вопросу трудоустройства выпускников

20

70

1.3. Показатель соответствия модульных программ по специальностям запросам современного производства

степень соответствия темпа обновления содержания программ запросами современного производства

20

10

степень использования разных видов модульных программ в образовательном процессе профессиональных лицеев

20

20

уровень соответствия перечня специальностей запросам рынка труда

50

70

степень системности процесса обновления модульных программ

10

10

уровень динамики обновления модульных программ по специальностям в соответствии с запросами рынка труда

10

20

уровень соответствия современного оборудования учебных мастерских полноценному образовательному процессу

50

30

Результаты, приведённые в таблице высвечивают множество западающих зон, влияющих на развитие содержания деятельности организаций технического и профессионального образования. Основные из них: уровень своевременного прохождения стажировки на предприятиях инженерно - педагогическими работниками - 10% (недопустимый уровень готовности к реализации Республиканской программы развития технического профессионального образования); степень системности процесса обновления модульных программ - 10% (недопустимый уровень); уровень динамики обновления модульных программ по специальностям в соответствии с запросами рынка труда - 15% (недопустимый уровень); степень соответствия темпа обновления содержания программ запросами современного производства - 15% (недопустимый уровень); степень использования разных видов модульных программ в образовательном процессе профессиональных лицеев - 20% (критический уровень); уровень изучения современных производственных технологий в содержании специальных дисциплин 25% (критический уровень).

Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания регионального технического и профессионального образования необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:

1. Реализация интегрированных модульных программ по специальностям в соответствии с запросами современного производства.

2. Систематическое повышение квалификации инженерно-педагогических работников и своевременное прохождение преподавателями специальных дисциплин, мастерами производственного обучения, стажировки на базе производственных предприятий для изучения новых технологий.

3. Введение в профессиональное образование (помимо знаний, умений и навыков) новых образовательных конструктов - компетенций (базовых, специальных, профессиональных) и квалификаций.

4. Создание системы изучения рынка труда.

5. Обеспечить преемственность профессионально-образовательных программ различных уровней: общего и профессионального образования.

6. Организация управления учреждениями профессионального образования на основе системы менеджмента качества ИСО 9001-2000.

5. Методическая служба (школьный, районный/городской, областной уровни)

Анализ готовности региональной методической службы (школьный, районный/городской, областной уровни) к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования) по результатам самоанализа показал, что деятельность методических служб области направлена на отработку основных стратегических направлений развития содержания образования РК:

Стратегические направления развития содержания образования РК:

Уровень готовности

1.Компетентностно-ориентированного образования

79% высокий уровень

2.Профилизации и профессионализации образования.

83% высокий уровень

3.Элитарного образования (гимназической и лицейской компоненты содержания образования, школ для одарённых детей).

66,6% оптимальный уровень

4.Инклюзивного образования, образования для детей с ограниченными возможностями.

22,3% критический уровень

5.Инновационных моделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системы оценки его результатов (технологии дистанционного обучения, кредитно-рейтинговая системы, сетевой организации)

87,3% высокий уровень

6.Механизмов социального партнёрства в образовании.

66,6% оптимальный уровень

7.Инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности.

0 % недопустимый уровень

8.Инновационной модели повышения квалификации, методической службы, ориентированной на результат (на основе опережающего реагирования на возникающие проблемы).

66,6% оптимальный уровень

9.Управления качеством образования на принципах концепции всеобщего управления качеством.

75% высокий уровень

10.Мониторинга результатов деятельности системы образования

100% высокий уровень

Обеспечение перехода методической службы в режим работы, ориентированного на результат (методических объединений школ в кафедры, методических кабинетов районного/городского в режим работы центров развития образования, ИПК в центр развития регионального образования)

40%

допустимый уровень

Проектирование и реализация программ развития организаций образования, систем образования района/города/области и их методических служб

53,3%

допустимый уровень

Обобщение передового педагогического опыта

66,6% оптимальный уровень

Координация взаимодействия с органами управления, организациями образования, психолого-медико-педагогическими консилиумами, институтами повышения квалификации

50%

допустимый уровень

Обеспечение соответствия методической работы:

6.1.требованиям современной казахстанской модели образования;

6.2.направленности на реализацию стратегических направлений развития системы образования РК;

6.3.новым результатам образования:социализации обучающихся; ключевым компетентностям, ЗУНам;

6.4.принципу поиска рациональных путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);

6.5.принципу поиска возможностей внедрения опыта (т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее)

70,6%

оптимальный уровень готовности

Самоанализ своей деятельности методическими службами области показал допустимый, оптимальный и высокий уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования). Исключение составляет работа по отработке инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности (недопустимый уровень готовности) и инклюзивного образования, образования для детей с ограниченными возможностями (критический уровень).

Однако изучение вопросов, обсуждаемых на методических советах в методических кабинетах районных/городских отделов образования показал, что основные направления развития содержания образования в Республике на них не обсуждаются (за исключением профилизации и профессионализации образования; инновационных моделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системы оценки его результатов).

Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе по обеспечению перехода методической службы в режим работы, ориентированного на результат (особенно в сельской школе). Не проводится работа по выявлению разрывов в профессиональной деятельности, зон затруднений и потребностей в обучении, планированию методической работы с учетом потребностей в развитии профессиональных компетенций работников образования.

Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания работы региональной методической службы необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:

1. Обеспечение перехода методических кабинетов в режим методической работы, ориентированной на результат.

2. Создание условий для проектирования и реализации программ развития организаций образования, систем образования района/города/области и их методических служб.

3. Разработка инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности.

4. Выявление, обобщение, оформление, предъявление и сопровождение освоения передового педагогического опыта.

5. Координация взаимодействия с органами управления, организациями образования, психолого-медико-педагогическими консилиумами, институтами повышения квалификации.

6. Обеспечение деятельности методических служб критериям эффективности методической работы:

Ш Соответствие требованиям методической работы, ориентированной на результат;

Ш Соответствие требованиям современной казахстанской модели образования;

Ш Направленность на реализацию стратегических направлений развития системы образования РК;

Ш Направленность на обеспечение достижения новых результатов образования: социализации обучающихся; ключевых компетентностей, ЗУНов;

Ш Соответствие принципу поиска рациональных путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);

Ш Соответствие принципу поиска возможностей внедрения опыта, т.е. внедрение должно основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее, стратегии, технологии,….

1. Менеджмент в образовании (школьный, районный/городской, областной уровни)

Анализ готовности менеджмента в образовании региона (школьный, районный/городской, областной уровни) к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования) показал, что деятельность управления образованием области направлена на:

· обеспечение соответствия управления образованием основным положениям Концепции Всеобщего управления качеством:

- понимание качества образования - под качеством образования менеджеры понимают: «ЗУНы» - 65%; физическое и нравственное здоровье -33% (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования); сформированность компетенций: коммуникативной, самоменеджмента и др. - 16% (недопустимый уровень); творческие способности - 5% (недопустимый уровень); адаптивность -22% (критический уровень); успешность и конкурентоспособность - 11 % (недопустимый уровень); способность к самореализации и самосовершенствованию - 11% (недопустимый уровень); эрудиция -5% (недопустимый уровень); гражданственность - 5 % (недопустимый уровень).

Таким образом, понимание качества образования у менеджеров области полностью ограничено рамками «ЗУНовской» парадигмы. Вызвана эта ситуация тем, что государственный контроль качества образования в настоящее время базируется на традиционных критериях, которые приходят в противоречие с целевыми установками, провозглашенными в концептуальных документах РК в области образования.

- так как концепция всеобщего управления качеством базируется на удовлетворении потребностей клиентов, как внешних (ученики и их родители), так и внутренних (педагоги), то обязательной является регулярная обратная связь с основными потребителями образовательных услуг. Однако только в 40% (допустимый уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования) организаций образования области данная работа поставлена на должном уровне: мониторинг проводится систематически, информация с должным вниманием рассматривается на совещаниях, принимаются конкретные решения. Директора таких школ имеют очень четкое представление об основных проблемах и зонах неудовлетворенности всех субъектов образования. В большинстве же школ подобная работа проводится от случая к случаю или же вообще не проводится.

- управление, основанное на фактах - ещё один принцип концепции всеобщего управления качеством, реализация которого возможна только на основе грамотного анализа деятельности организации образования. Результаты же мониторинга показали низкий уровень аналитической культуры, как руководителей школы, так и рядовых педагогов, отсутствие отработанной системы критериев и показателей, слабое использование потенциала учителей в анализе деятельности школы. Еще в меньшей мере учителя вовлекаются в постановку целей и задач и планирование работы школы.

· обеспечение соответствия управления образованием основным положениям Системы Менеджмента Качества:

- положениям системы менеджмента качества в большей степени соответствует система самоуправления - система менеджмента, в основе которой лежит идея самоуправления. Результаты мониторинга показали, что приверженность этой системе управления проявляют только 5% руководителей организаций образования - это недопустимый уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования.

Немного лучше ситуация в техническом и профессиональном образовании. Здесь уже 24% организаций образования внедрили СМК - это критический уровень готовности.

В целом же в менеджменте региона по-прежнему преобладает приверженность к командно-административной системе управления и стойкое сопротивление менеджеров на всех уровнях тенденциям децентрализации управления и увеличения доли самоуправления. Причины такого положения, очевидно, связаны с недостаточным уровнем управленческой компетентности основной массы менеджеров и традиционными подходами в системе регионального управления (Управление образования области, городские/районные отделы образования).

Только 10% педагогов отметили, что администрация школ демонстрируют свою приверженность к научному управлению (недопустимый уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования).

Отделы образования, организации образования и их руководители психологически не готовы к деятельности в Системе Менеджмента Качества.

· переориентацию регионального образования со «знаниецентризма» на компетентностно-ориентированное образование:

- как показывают результаты мониторинга лишь в инновационных организациях образования области менеджеры управляют процессом переориентации образовательного процесса со «знаниецентризма» на компетентностно-ориентированное образование через разработку и реализацию программ развития, инновационных проектов и программ опытно-экспериментальной работы. А это лишь 15 - 20% всех организаций образования области (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования).

· внедрение и совершенствование профильного обучения:

- как показывают результаты мониторинга районные/городские отделы образования не стали центрами, координирующими процесс введения и сервисного обслуживания профильного обучения, создания необходимых условий для поддержки школ и межшкольных сетей (как общих, так и дифференцированных, учитывающих специфические возможности каждой организации образования). Причины такой ситуации, на наш взгляд, в том, что условия и механизмы введения профильного обучения в Республике, его модели и соответствующие критерии оценки их эффективности не определены. Поэтому районные/городские образовательные сети профильного обучения не сформированы.

- На школьном уровне необходимые управленческие решения и условия для введения профильного обучения созданы на достаточном уровне за счёт внутренних ресурсов школ.

· развитие творческого потенциала педагогических коллективов:

- лишь 33 % руководителей считают, что творческий потенциал учителей используется рационально (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования). Большинство же (67 %) признают, что потенциал педагогов используется не в полной мере и не всегда рационально. Причины этого связаны, с одной стороны, с недостатками управления, с другой стороны, с внешними объективными обстоятельствами. В числе первых можно отметить то, что в ряде случаев руководители школы «не имеют четкого представления о том, куда вести людей», а также неумение воодушевить и заинтересовать (как правило, эти недостатки логически взаимосвязаны: первое порождает второе).

· проектирование и совершенствование эффективной социально-деятельностной структуры организаций образования:

- сущностью управления является осознанное, систематическое, специально-организованное воздействие на организацию образования по упорядочиванию и совершенствованию её социально-деятельностной структуры. Результаты мониторинга показали следующие уровни развития компонентов социально-деятельностной структуры организаций образования области:

- общие ценности и убеждения - 58,8% - оптимальный уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования;

- чёткие цели - 55,2% - оптимальный уровень;

- лидерство учителя - 57,8% - оптимальный уровень;

- вовлечённость учащихся - 45,8% - допустимый уровень;

- физическое окружение - 50,7% - допустимый уровень;

- система мотивирования - 48,8% - допустимый уровень;

- положительное поведение учащихся - 51,2% - допустимый уровень;

- поддержка активности родителей - 45,8% - допустимый уровень;

- адекватность целей учебных программ целям обучения - 47,4% - допустимый уровень;

- коллегиальность и профессиональное развитие учителей - 48,2% - допустимый уровень;

- высокий уровень ожиданий по отношению к учащимся - 49% - допустимый уровень;

- систематический контроль за успеваемостью учащихся - 55,4% - оптимальный уровень;

- самостоятельная деятельность учащегося - 71,2% - оптимальный уровень.

Таким образом, если оценивать уровень эффективности социально-деятельностной структуры организаций образования области по традиционной пяти бальной шкале, то она заслуживает только - тройки.

· разработку и реализацию программ развития организаций образования, систем образования города/района, области:

- в системе менеджмента качества большое внимание уделяется непрерывному совершенствованию и развитию всех процессов и организации в целом. Видение перспектив и стратегий развития качества становится обязательным для любой организации образования, стремящейся быть успешной. Как правило, стратегии развития и совершенствования оформляются в программах (проектах) развития и опытно-экспериментальной работы. Вместе с тем 33% руководителей отмечают, что видение будущего школы, даже при наличии программы развития, носит фрагментарный характер, является неясным, недостаточно проработанным (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования).

Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания управления образованием области в контексте реализации концепции всеобщего управления качеством, необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:

1. Разработка системы организационных, информационных и финансовых мер, обеспечивающих переориентацию образовательного процесса на компетентностный подход, организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся и мотивацию всех субъектов образовательного процесса.

2. Формирование нормативной, кадровой, ресурсной и методической базы перехода на компетентностно-ориентированное образование.

3. Реализация управленческих механизмов организации и внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

4. Внедрение системы менеджмента качества в управление организациями образования, системой образования района/города, области, республики.

5. Проектирование и совершенствование эффективной социально-деятельностной структуры организации образования, системы образования района/города/области, республики.

6. Наращивание творческого потенциала педагогических коллективов.

7. Разработка и реализация программ развития организаций образования, систем образования города/района, области, республики.

8. Разработка нормативно-правового обеспечения деятельности психологической службы в образовании.

9. Разработка программ психолого-педагогического сопровождения развития образовательного процесса.

Таким образом, результаты мониторинга готовности каждого уровня и подсистемы региональной системы образования к реализации современной казахстанской модели образования не однозначны. Но они определяют те западающие зоны, а значит и приоритеты в их деятельности, которые станут основой программы развития содержания каждого уровня и подсистемы региональной систем образования.

Результаты мониторинга готовности каждого уровня и подсистемы региональной системы образования стали предметом обсуждения на майской республиканской научно-практической конференции «Мониторинг и оценка качества регионального образования: опыт, проблемы, перспективы».

А стратегии развития содержания каждого уровня и подсистемы региональной системы образования были подготовлены для презентации и обсуждения на Областной августовской конференции.

Сейчас в городах и районах области завершилось мониторинговое исследование готовности их систем образования к реализации современной казахстанской модели образования. Результаты данного мониторинга будут использоваться методическими службами городов и районов для разработки программ развития содержания образования в этих регионах области. Завершение разработки этих программ планируется осенью 2010 года после утверждения государственной программы развития образования Республики на 2011 - 2020 годы.

Список литературы

1. «Новое десятилетие - новый экономический подъём - новые возможности Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.

2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы Астана. 2004г.

3. Кудайбердиев Т.К. Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г. Караганды. Караганда 2007 год.

4. Кудайбердиев Т.К. Концептуальные положения Современной Казахстанской модели образования. Караганда. 2010г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты