Молодежные субкультуры
p align="left">Одежды рокера - кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров - мотоцикл, также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл - символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. При вождении широко используются особые приемы управления мотоциклом - езда на заднем колесе или без рук, часто устраиваются групповые гонки на высокой скорости. Основная форма объединения рокеров - мотоклубы.

Важное место в субкультуре рокеров занимает рок-музыка, прослушивание записей является одним из основных занятий рокеров.

Особенности поведения рокеров в целом составляют тот специфический маскулинный стиль, который является принадлежностью неквалифицированной и мало оплачиваемой части рабочего класса.

Субъективный мир рокера - конкретный, в нем нет места сомнению, и чувствам вины, абстрактные понятия и отвлеченные рассуждения не свойственны этому стилю, а межличностным контактам присущи прямота, открытость и простота.

Одно из проявлений этого стиля - широкое использование кличек вместо настоящих имен. Другое - популярность "физических" способов общения, т.е. всевозможные потасовки, толчки, удары, выпады агрессивного типа. Это необходимая составная часть стиля рокеров, позволяющая им демонстрировать и доказывать свою "мужественность". В сущности, фактор маскулинности - феминности является основной для оценки «своих» и «чужих», чем, например, можно объяснить взаимную неприязнь рокеров и модов.

Типичная для данной социальной группы речь - громкая, быстрая, грамматически неправильная, с обилием жаргонизмов и жестикуляции.

"Классические" рокеры отрицательно относились к наркотикам. Наркотики закономерно воспринимались как угроза целостности мира рокеров, угроза способности быстро и эффективно действовать, самостоятельно принимать решения. Позднее наркотики постепенно проникали и в эту субкультуру (особенно стимулирующие и возбуждающие препараты). Употребление алкоголя и курение почти всегда являются атрибутами маскулинного стиля рокеров.

Группы рокеров, как правило, имеют излюбленные участки со своими клубами, кафе, барами, пивными и т.д., которые регулярно посещают, что составляет, своеобразный ритуал, что-то вроде объезда своей территории.

В настоящее время существует огромное количество различных моторизованных субкультур, которые точнее было бы назвать уже не рокеры (rockers), а просто «байкеры». Среди них могут быть обнаружены и «классические» рокеры, и панк-рокеры, и продукты эволюции близкой рокерам субкультуры бритоголовых, и влияния хиппи. Различия определяются особенностями социального происхождения, половозрастного и этнического состава.

2.2.4 Бритоголовые или скинхэды

Бритоголовые (или скинхэдз) во многом схожи с рокерами. По социальному происхождению члены этой группы преимущественно из среды неквалифицированных рабочих, среди них много безработных, им свойствен низкий общеобразовательный и культурный уровень, многие из них из неполных и проблемных семей.

Стиль бритоголовых - это большие грубые башмаки, подвернутые снизу джинсы, выбритые головы.

Появление этого стиля в конце 60-х - начале 70-х годов связано с ухудшением экономического положения, которое особенно сильно затронуло неквалифицированную рабочую молодежь. Изменение экономической ситуации привело к разрушению традиционных для рабочих кварталов форм поведения. Стиль бритоголовых представляет собой попытку восстановить эти традиционные нормы и ценности и даже усилить некоторые элементы "родительской" культуры: консерватизм, тяжелый физический труд, патриотизм, защита местной территории, этноцентризм и неприятие "чужаков".

Три основные элемента этого стиля:

- групповая солидарность;

- чувство "своей территории" и

- маскулинность.

Групповая солидарность в ситуация экономического кризиса приобрела у бритоголовых особенно угрожающие, агрессивные формы - нападения на «чужаков», активный поиск «виновников» среди этнических меньшинств, иммигрантов и маргинальных групп, в том числе представителей других субкультур.

Группы бритоголовых были организованы по территориальному принципу - каждая группа имела свой участок, метила его специальными надписями, защищала от других групп. Такие участки обычно имели ключевые точки - место встреч, пивная и футбольная площадка. Футбол занимает особое место в субкультуре бритоголовых, прославившихся прежде всего беспорядками во время футбольных матчей. Футбол - это то, что сплачивает парней и как мужчин, и как «проживающих на одной территории».

По характеру общения бритоголовые во многом похожи на рокеров - много невербальных реакций (т.е., не словесных), агрессивность. Этой группе присуща неразборчивость в средствах получения сильных ощущений - в ход идут алкоголь, стимулирующие наркотики, создание опасных ситуаций и т.д.

Бритоголовые в Англии вновь заявили о себе в конце 70-х - начале 80-х годов активными расистскими выступлениями и хулиганством во время футбольных матчей. Многие современные бритоголовые являются членами неонацистских«Национального фронта» и «Британского движения».

К бритоголовым вплотную примыкает субкультура «футбольных болельщиков». По социальному составу футбольные хулиганы в основном из низших слоев рабочего класса. Для этой категории молодежи, как и для бритоголовых, агрессивное поведение, связанное с футбольными матчами является естественным содержанием принятого ими традиционного образа «настоящих мужчин».

2.2.5 Панки

Панки - последняя по времени появления крупная субкультура рабочей молодежи. Среди панков очень высок процент безработных, а также наиболее неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев. Появление панк-стиля - закономерная реакция части молодежи, оказавшейся в критическом положении. Пусть современный молодой безработный не испытывает наиболее тяжелых материальных лишений, но психологические последствия безработицы очень серьезны.

Панк-стиль во многом продолжил и усилил тенденции, проявившиеся уже у рокеров и бритоголовых. Низкий общеобразовательный и культурный уровень, традиционные маскулинные стереотипы, тесно связанные с агрессивным самоутверждением, однако, кроме этого, панк-стиль во многом строится именно как оппозиция традиционным моральным ценностям. Основное содержание панк-стиля - вызов, провокация, "шок-эффекты". Первоначально с этой целью использовался внешний вид - необычные прически и окраска волос, разностилье в одежде и демонстративное поведение. Со временем были найдены и более сильные приемы воздействия - через темы смерти, вампиризма, насилия.

Панк-культура демонстрирует крайние варианты развития тех норм поведения, которые приняты в низших слоях, в том числе агрессивной маскулинности. Половая идентичность для панка во многом заменяет формы самоутверждения в профессиональной, семейной и прочих сферах.

Видное место в этой субкультуре занимает рок-музыка (панк-рок). Необходимо отметить, что панк-рок сыграл ведущую роль в возникновении и распространении панк-культуры; само появление этого направления рок-музыки отразило особенности экономической ситуации середины 70-х годов. Темы их песен в большей степени затрагивали реальные проблемы; грамматические нормы и нормы произношения были приближены к разговорным. Слушатели стали спонтанно создавать самодельные журналы, освещавшие мир рок-музыки иначе, чем это делали коммерческие издания.

2.2.6 Хиппи

Движение хиппи зародилось в 60-х годах в США, и если более точно - в штате Калифорния, и очень быстро распространилось на весь мир. Хиппи в свое время эволюционировали из битников - субкультуры среднего класса, которые оказывают более длительное влияние на жизнь своих членов, более четко определяют свои ценности и формируют альтернативные стили жизни и институты (совместное воспитание детей, свободные школы, эксперименты в экологии, медицине и т.д.) Важнейшая особенность этих субкультур - это наличие выраженной в словах идеологии.

Основные элементы стиля, или если угодно, мировозрения хиппи, это:

Пацифизм (миролюбие и ненасилие) - один из главных аспектов идеологии хиппи, отсюда-то и их аполитичность, игнорирование власти, так как именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.

Для них очень важно саморазвитие, а индивидуализм - как реакция на обезличенность массового общества

Как уже было замечено выше, им характерен отход от формальных социальных институтов, неудовлетворенность ими

Поиск глубокого духовного удовлетворения (в творческой работе). При выборе работы, критерием является ее творческий характер, а не оплата

Сознательное упрощение, т.е. сознательно переходят от обеспеченности к нищете

И как большая часть молодежи с ее бунтарским характером, протестуют против упорядоченности, стандартизации жизни, а жить нужно только сегодняшним днем.

Среди наиболее ярких особенностей субкультуры хиппи - употребление наркотиков, сексуальные эксперименты, коммуны, фестивали, путешествия (они обожают путешествовать как по стране, так и за рубежом, обычно автостопом). Число употребляемых наркотиков увеличивается вместе с частотой ситуаций употребления, чаще встречается полинаркомания.

В сфере сексуальных отношений у хиппи - терпимость к добрачным и внебрачным связям, иногда полигамные (групповые) отношения, терпимость к гомо- и бисексуальности. Кстати, говорят, что именно хипповская идея «свободной любви» стала толчком к сексуальной революции в 60-70-х.

Совместное проживание (коммуны) - отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается. Коммунальная жизнь хиппи имеет множество вариантов, отличающихся характером сексуальных отношений, употреблением наркотиков, участием в общественном производстве и т.д.

2.2.7 Хитч-хайкеры

«Всё началось с того, что в каком-то журнале я прочитал десять вещей, которые, как считал Лайэм Галахер (Oasis), должен сделать каждый человек. Из них мне почему-то запомнились две: прослушать альбом Металлики «Master of Puppets>» и заиметь опыт путешествия автостопом. Металлику я тогда помнил наизусть, а вот «стоп» был для меня лишь голубой мечтой и небольшим сожалением, что я не американский хиппи 68-го года.

Но тут выяснилось, что один мой друг недавно вернулся из Крыма, куда к моему удивлению, он добрался на попутках. Я решил почаще с ним общаться. Затем к нему начали приезжать такие же путешественники из других городов, а я говорил с ними, слушал, удивлялся, запоминал, втягивался постепенно в абсолютно новую для меня субкультуру. Я видел как в слове «хитч-хайк» органично сочетаются абсолютно разные вещи. Нирвана и вечный стрём, самодостаточность(?) и надежда на других людей, перебои в питании и уверенность в завтрашнем дне, отсутствие постоянной крыши над головой, но наличие места, где всегда можно отдохнуть. Да, вообще это другой мир, со своими законами, обычаями, традициями, даже культурой. Ведь путешествия на попутках(?) возникли, наверное, одновременно с изобретением телеги.

Жизнь каждого хитч-хайкера во многом зависит от удачи. Думаю, именно поэтому большинство из тех, с кем я общался, если и не являлись приверженцами какой-либо религии, то, по крайней мере, были хорошо просвещены в этом вопросе. Вообще, я удивлялся начитанности и осведомлённости этих людей чуть ли не во всех вопросах, которые я мог придумать. Это сейчас я начинаю понимать, что они пользовались своим умением казаться умными, и что оно приходит с опытом. Сейчас я тоже могу кого угодно загрузить, но ведь тогда я этого не знал. Хотя мне попадались и довольно «тёмные» и скучные экземпляры.

Несмотря на то, что удача и играет важную роль, только с нею далеко не уедешь. Поэтому в первые дни трассы начинают проявляться такие качества, которые, может быть, и не были присущи в повседневной жизни, но наличие которых является важным для удачного путешествия. Из моего опыта - это терпение, уравновешенность в общении с людьми, умение хорошо, красиво и интересно рассказывать, умение слушать, и ещё, пожалуй, умение рано просыпаться, быстро одеваться и собираться (= сматываться, ведь наша жизнь так полна неожиданностей…). Если же этого не происходит, то появляется вероятность никуда не уехать, либо быть высаженным в каких-либо «Гребенях».

Теперь пол и возраст. К пребольшому сожалению, стопом в основном ездят парни. И, несмотря на то, что девушке легче остановить машину, в силу природного различия и социальной обусловленности, садясь в нее, она подвергается большей опасности, чем парень, Хотя у меня есть пара знакомых девушек, которые столько уже наездили, что не всякий за всю свою жизнь столько пройдёт. Ещё практикуется способ передвижения «влюблёнными парочками» (чаще всего парень+девушка), хоть это и связано с определёнными напрягами типа влезть в машину и т.п., но зато сколько кайфа, наверное. Это я себе могу только представить, поскольку сам такого опыта не имею.

Возраст «любителей подышать пылью», из тех, кого я видел, 14 - 40 лет. Действительно, разница большая, но ведь и в футбол играют совсем разные люди. Вот постепенно вырисовывается стереотипный портрет среднестатистической лягушки-путешественницы, хотя дополнять его можно ещё долго-предолго, хотя бы гитарой, сопилкой, губной гармошкой и какими-то самодельными муз. инструментами.

Теперь особенности украинского «стопа». По предварительным подсчётам, наблюдениям, догадкам, рассказам, на Украине людей, для которых Стоп - это способ существования и стиль жизни, около полусотни, а то и меньше, наверное, никто больше не хочет круглый год отрывать свои попки от насиженных мест. Это, как правило, люди, которые уже всё поняли о нашем мире, имеют устоявшуюся точку зрения, которым уже нечего терять либо просто негде жить. Думаю, сюда же можно отнести тех, кто бежит из своей страны подальше (как несколько моих друзей из Минска и Гомеля). Другая группа - это сезонные хитч-хайкеры, которые возникают летом, когда только и делаешь, что размышляешь, куда пойти, куда податься. Они огромными толпами щемятся в Крым, на разные пресловутые ЮБК и Казантипы. Вот там и не продохнуть после этого. К ним, на мой взгляд, относится обычная молодёжь, которой надоел родной город и которая любит рисковать. Ну, хоть немножко, хотя бы раз в год. Следующая группа - просто те, у кого нет денег и времени. Для них автостоп - это всего лишь способ передвижения. Больше, мне кажется, говорить ничего не надо. Есть, наверное, ещё одна категория путешественников. Это те, кто просто хочет своими глазами увидеть правду жизни, свой мир, свою страну, новые марки машин, проверить наличие удачи и обаяния. Сюда, я считаю, входят просто странные люди и не люди.

Как в любой субкультуре, здесь имеет место такое понятие, как рейтинг, что ли. Короче, самым крутым считается тот, кто наездил больше километров (в тысячах, конечно). И, как все нормальные люди, путешественники тоже любят немного приврать (точнее - досочинить). Например, своих друзей я ловил на том, что они рассказывали о тех местах, где сами не были. Также популярны самые различные байки про встречи с милиционерами, героические пересечения границы, разборки с контролёрами из электричек и, конечно, о вине и женщинах. Но тех, кто сильно много сочиняет (травит байки), шуточно-пренебрежительно называют «байкером», и это слово говорит о человеке всё.

Естественно, это лишь малая часть того, что можно сказать про этот народец. А если ты хочешь узнать больше, то выйди как-то ранним утром на выезд из города, и, я уверен, ты найдёшь там кого-нибудь с вытянутой рукой, рюкзаком в ногах мечтательно смотрящего в никуда…» [4, с. 121- 126].

2.2.8 Хакеры

Хакер - это человек, который испытывает желание разобраться в компьютерах. Ничуть не меньше, чем вдохновленный физик. Хакер нуждается в компьютере так же, как в еде, тепле и одежде. Даже больше. Это то, что есть хакер. Не школьник, читающий Phrack и испытывающий нулевой интерес ко всему, что не дает ему возможность позже гордиться перед своими одноклассниками.

Хакер - это не тот, кто ломает защиту. Не путайте причину со следствием. Если цель - разобраться в устройстве системы, строение которой так упорно скрывает мульти-миллионная компания, то реализует эту цель хакер. И то, что хакер взломал систему, является не самоцелью, а лишь попыткой получить знания. В то же время на каждого хакера существует сотня людей, которые ломают для того, чтобы ломать. Вы можете возразить, сказать, что вам дела нет до того, из-за чего они это делают. Конечно, вам нет дела. Это и не удивительно. Но поймите, одни хотят знаний, другие просто вандалы. Есть миллионы причин, по которым люди "ломают" системы. Почитайте "Преступление и Наказание"... там человек сделал что-то гораздо более серьезное - он нарушил святую всех святых - отобрал жизнь у другого человека. Чувствовали ли вы сострадание к убийце? Если да, то почему? Потому что вы знали причины. Так и не пытайтесь осудить человека, не зная, что побудило его на такие действия.

Еще один очень веский аргумент, тупо повторяемый тысячу раз-закон есть закон. Если ты нарушил, то должен отвечать. Так же наверно думали люди, копирующие от руки работы Оруэлла при свете тусклой лампочки (нарушая не только советскую цензуру, но и - о ужас! - закон об авторском праве), в зловещей тишине. Так же думал Ленин, рисковавший своей жизнью, чтобы создать новый строй (что двигало им - идея или жажда власти?). Если бы законы не нарушались, мы бы до сих пор жили бы в рабстве, работая на плантациях у "законодателей". Закон не абсолютен. Люди, его создающие, не боги. Законы не должны приниматься как должное.

2.2.9 Секты

Пребывание в сектах отрицательно действует на психику.

У бывших участников религиозных сект часто встречаются психические нарушения. К таким неутешительным выводам пришли британские ученые в своем исследовании, доложенном на последней конференции британского психологического общества, сообщает ВВС. Ученые опросили бывших участников знаменитой в Великобритании секты Exclusive Brethren. Эта религиозная группа известна своим информационным аскетизмом. Так, людям, состоящим в этом движении запрещается смотреть телевизор, слушать радио, иметь компьютер. Дети не должны посещать общеобразовательные школы.В ходе опроса выяснилось, что большинство бывших сектантов испытывают психологические проблемы, среди которых наиболее часто встречаются замкнутость, потеря способности общаться с другими людьми. Психологи считают, что самоизлечение от сектантской жизни не может произойти спонтанно, скорее всего понадобится психологическая помощь.

3. Проблемы молодежных субкультур и их решение

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в Украине является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты