Молодежная субкультура. Толкиенисты
p align="left">Так, например, широкий резонанс и, можно сказать, раскол среди толкиенистов вызвала книга Ника Перумова (Николай Данилович Перумов - известный петербургский писатель в стиле фэнтэзи) "Кольцо Тьмы", где он воспользовался миром Толкиена и написал сиквел "Властелина колец". Автор посмел ПРОСТО ПИСАТЬ КHИГУ! Он не вел доскональных исследований темы, не играл в СОУЧАСТHИКА процесса, не бегал по лесу с мечом - а взял и написал. Да еще и как много! И как быстро! Это было "оскорбление" профессора. Это было оскорбление всех тех, кто потратил годы на "тонкости эльфийского" и готов был отдать всю жизнь - за полчаса в мире Средиземья. Увидеть Мордор - и умереть... А тут Hик Перумов взял да и написал книжку - без дрожи в руках и преклонения перед темой. Как такое простишь... и не простили. Hавеpное, это был первый случай, когда "эльфийская" этика столкнулась с человеческой.

Сейчас немалой популярностью пользуется "Черная книга Арды", написанная в первоначальном варианте Ниенной и Иллет (в этой книге события "Сильмариллиона" - истории Средиземья - описаны с точки зрения тех, кто у самого Толкиена выступают в роли "темных". В этом варианте почти все "злые" толкиеновские персонажи оказываются более человечными, а конфликты возникают, в основном, из-за непонимания).

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Много информации о питерском ролевом движении, а значит и толкиенистах, можно узнать из произведения «Сказки Темного Леса». Вот что пишет автор Джонни:

«По сравнению с 93-м, к началу 96-го года питерское ролевое движение увеличилось свою численность едва ли не втрое. Появились новые «мастерские группы» (о которых еще пойдет речь) и, конечно же, новые игроки. Некоторые из них были из числа «сорокоманов» и «перумистов», массовая экспансия которых началась в тусовку еще в прошлом году.

Словно соль из раствора, эти люди стали кристаллизоваться вокруг тех «центров движения», которые пришлись им больше всего по душе. И я бы ни в коем случае не похвалил этих людей за их выбор. Часть из них попала к таким «учителям», как Княжна, Кот-Фотограф или Толмуд, навсегда погрязнув в «биоэнергетике», «колдовстве» и «астральных путешествиях». Большинство из них лишились из-за этих практик ума, в кратчайшие сроки превратившись в чванливых ничтожеств, очарованных обещаниями невиданного могущества.

Другие ушли к Эрику в его «Школу Игрока», чтобы выйти оттуда с головами, забитыми тысячами болезненных «этюдов» и «театральных техник», и с руками, раз и навсегда приученными «правильно останавливать удар». Две трети из них мнили себя величайшими бойцами в истории (ну как же, мы ведь занимались у САМОГО Эрика), и очень злились, если кто-нибудь их в этом разочаровывал. Такие люди не умели (да и откуда бы им?) терпеть боль и начинали орать при каждой малейшей ссадине. Дескать, недоучки, не умеющие «останавливать удар», взяли и «покалечили их вроде как ни за что».

Третьи начали создавать собственные «мастерские группы» и писать новые правила, поражающие воображение даже опытных игроков. В этих правилах они назначали себя не меньше, чем властителями или богами, и требовали от окружающих соответствующего к себе отношения. Именно тогда слово «мастер» утратило первоначально свободное, почти булгаковское толкование и стало значить то, что оно испокон веков означает в английском -- то есть просто «хозяин». Не доверенный устроитель, а полноправный Хозяин игры. Человек, облеченный властью отбирать у людей оружие, выгонять с полигона неугодных ему игроков, требовать к себе и своим помощникам ОСОБОГО уважения. Вольный составлять «черные списки», куда будут внесены все, кто хоть в чем-нибудь провинится перед всемогущими слугами «нового режима»».

Ролевые игры

Любопытно, но считается, что свой вклад в дело становления ролевиков в России внесла светлой памяти пионерско-комсомольская игра "Зарница". Первая всесоюзная (!) игра по "Властелину колец" прошла летом 1990 года под Красноярском. И с тех пор пошло-поехало! В настоящий момент только московских региональных игр проходит до десяти в год.

Ролевики занимаются организацией и проведением игр - как по Толкиену, так и по другим авторам. Их можно условно подразделить на мечемашцев, которые приходят в основном ради того, чтобы помахать разнообразным оружием, и Мастеров - собственно, тех, кто игры организует.

Проходят игры следующим образом: большая группа участников - с оружием, обязательно в костюмах - едет куда-нибудь в лес. Там, согласно сюжету, придуманному мастером (или мастерами-устроителями игры) распределяются роли. Игры проводятся по книгам, историческим эпохам или по придуманной мастером ситуации. Ролевухи могут идти от нескольких часов до несколько дней. За это время можно прожить целую жизнь, или даже несколько - жизнь героя или предателя, короля, менестреля или воина. Однако сценария в ролевых играх не бывает. Сюжет представляет собой только вводную информацию и более или менее определенные задачи у игроков - команд или отдельных личностей. Игра включает не только боевые действия, но также экономику и магию.

По правилам игры-Нуменорки игрок обязан иметь на одежде кусок ткани, цвет которой указывает на принадлежность к одному из народов Средиземья: синий - эльфы, красный - люди, зеленый - гномы, коричневый - орки. В каждой команде по несколько крестьян и бойцов (файтеров), а также ремесленники - ткачи, кузнецы и т.д. и, как минимум, один аристократ и, возможно, маг. У всех свои функции.

Для нормальной жизни все они нуждаются в определенном количестве чипов (от английского chip) - игровых эквивалентов еды и питья. Если в "стране" развито сельское хозяйство, то чипы выдает Мастер команды, если же нет, чипы покупают у соседей. Например, если в деревне гномов есть только огороды, а условия для содержания скота отсутствуют, то мясные чипы могут достаться в качестве платы за услуги умелого гномьего кузнеца - хотя бы за "усиление" доспеха. По окончании цикла каждый игрок обязан сдавать Мастеру необходимое количество чипов, подтверждающих, что он не умер с голода. В случае голодной смерти (или гибели на поле брани) игрок отправляется в Мандос (в просторечии мертвятник), где проводит три часа, а затем возвращается уже другим персонажем - каким именно, решают Мастера по согласованию с игроком.

У каждого участника игры определенное количество хитов (от английского hit) - жизней. Доспехи и уровень воинских навыков увеличивают их число. Оружие должно удовлетворять жестким требованиям безопасности и иметь сертификат Мастера. Каждый вид оружия обладает оговоренной в правилах поражающей силой и при нанесении удара снимает некое число хитов. Игрок считается убитым, если все хиты с него сняты и ему нанесен еще один удар.

Любое магическое умение также должно быть заверено сертификатом на бланке. Например, весьма полезный дар - так задавать вопросы, что отвечающий обязан говорить правду. Правда, другие игроки могут потребовать предъявить сертификат. Поверить на слово - возможное право, но блеф не запрещен.

Особое место, и очень важное, в играх занимают бои. Драки бывают трех видов: стенка, когда в ратном бою сходятся две группы товарищей, поединок один на один и, наконец, волчарник. Это когда собираются больше двух человек и "мочат" друг друга, при этом каждый сам за себя. Девушки в стенках и волчарниках участвуют редко, разве что самые грозные. Но от поединков между собой не отказываются. Серьезные увечий, как правило, никто никому не наносит. Самое страшное - это травма пальца с последующим синяком: в тусовке действует святое правило - "По голове не бить".

На ролевых играх в девяностых годах пользовался популярностью напиток, имя которому «Элебертовка». Все в той же книге «Сказки Темного Леса» автор раскрывает нам секрет этого напитка.

«Чтобы его приготовить, необходимо взять мед (примерно две жмени, т.е. пригоршни), лучше всего гречишный или липовый, и положить его в кастрюльку, куда уже налито немного - чуть меньше полулитра холодной воды. Под кастрюлькой зажигают небольшой огонь, и так мед томят, пока он не разойдется в воде весь, без остатка. Туда же кидают порезанные на четыре части два апельсина, пять разбитых на части грецких орехов, семь соцветий гвоздики. Когда кидают гвоздику, говорят: “ A Elbereth Gilthoniel!”, взывая к светлой Владычице - тогда Элберетовка получится особенно нажористой и хорошей. Если этого обычая избегать, удачи в этом деле не будет, а по пьяни обязательно случится какая-нибудь. Мускатным орехом с силой проводят по терке над смесью один раз. Мяту (а если есть, то лучше мелиссу) добавляют последней, несколько листочков. Сироп томят еще минут пять-десять, а потом процеживают и заливают в скороварку. Если скороварки нет, берут простую кастрюльку, которую ставят на паровую баню. В таком случае шов между стенками кастрюльки и крышкой нужно будет заделать тестом. Туда же льют спирт из расчета литр спирта на пол-литра приготовленного сиропа. Затем крышку скороварки (кастрюльки) закрывают и ставят смесь на малый огонь, на пять-десять минут. После этого скороварку (кастрюльку), не открывая, ставят в ледяную воду и держат, пока она полностью не остынет. Тогда крышку снимают и скороварку (кастрюльку) ставят в холодильник открытой еще на один час, чтобы отошел свободный спирт, после чего Элберетовка к употреблению готова. Её пьют маленькими стопочками. Не следует затыкать клапан скороварки посторонними предметами (проволокой или спичками), опасаясь, что через него выйдут спиртовые пары. Из-за этого может произойти взрыв скороварки, и тогда спиртовые пары выйдут все сразу, воспламенятся и будет еще один взрыв - как это произошло однажды дома у Слона. »

Стоит так же рассказать о мастерстве владения мечем. На ролевках есть много людей, для которых меч это дополнение к костюму, но были среди них и истинные мастера:

«В вечной заботе о том, чтобы на игре «никого не ушибли», Эрик разработал систему тренировок, при которой боец приучается умышленно задерживать свою руку. Для этого приходится тормозить клинок, начиная с середины ударной траектории, из-за чего из динамики пропадает самое главное -- хлесткость. При длительной практике вырабатывается мышечная память, и нанести по-настоящему хороший удар становится практически невозможно. Но не все смотрели на мир подобно косорукому Эрику. Люди из Берриной тусовки ввели в обращение пластиковое вооружение (дефицитный на тот момент текстолит, считавшийся меж людьми признаком определенного положения) и взяли на себя труд научиться работать такими клинками. Они сплавили воедино спортивное фехтование и сабельный бой, породив красивую и в то же время достаточно гуманную технику. Требующий профессионализма и хорошей реакции, их стиль быстро стал подлинным украшением боев между одиночками и небольшими группами игроков».

Существует множество разновидностей боя в ролевых играх, например искусство владения двумя мечами:

««Пара» -- это обоерукие люди, двигающиеся в бою, словно облака текучего дыма. Это мгновенные связки и комбинации разнонаправленных ударов, бесконечное марево танцующих в воздухе клинков. Это -- подлинный blade dance, самая красивая и одна из самых эффективных техник мечевого боя. И в то же время одна из самых сложных.

В коллективе у Эйва так обучали основам этого мастерства. Небольшую картонку кидают у дерева, а на нее, спиною к стволу, встает человек. В руках у него зажаты пара черенков от лопат, а трое его товарищей обступают дерево и начинают изо всех сил колошматить его другими тремя черенками. Стартовое время -- минута, потом участники меняются местами, и все начинается опять. Через несколько занятий покрытое синяками тело начинает опережать в своих движениях разум -- и тогда деревянные черенки неожиданно оживают. Человек все еще находится на картонке, но попасть по нему становится непростым делом -- его берегут от бед призрачные, смазанные сумасшедшим движением клинки.»

Или копьями:

«Следующий способ, разработанный в нашей собственной банде -- метод «лориэновских копий», иначе говоря, бой тяжелыми кольями. Он сочетает в себе как тычковую, так и ударную технику, с огромным количеством подлых ударов обратной стороною кола. Это совершенно не похоже на общепринятую систему боя копьем и больше напоминает использование алебарды, принятое в исторической реконструкции. Такой бой -- словно горная река, расшвыривающая посреди прибрежных скал оглушенных и перешибленных её бурным течением пловцов. Использование кольев имеет еще один существенный плюс: их можно вырезать на месте, что освобождает от необходимости волочить «военный скарб» из города и обратно».

Были и другие способы: бой с помощью меча и даги, бой топором, кистенем, глефой и т. д. Эти методы не нашли командного применения, выражая предпочтения отдельных умельцев. Некоторые из них вознесли свое любимое оружие на недосягаемую высоту, украсив таким образом немало боев. На общем небосклоне их труд полыхнул подобно холодным и чистым зарницам, породив бесконечное количество отсветов -- небольших «традиций», «техник» и «школ». Их слишком много, чтобы о каждой из них говорить.

Языки и письмена

Толкин разработал несколько искусственных языков и алфавитов для них. Причем в его произведении встречается около полусотни различных стихов и песен на этих языках. Продвинутые толкиенисты владеют некоторыми языками, поэтому имеет смысл о них рассказать.

Языки эльфов. Всего существует три языка Синдарин, Квенья и Аварин. Последние два основаны на кельтском и финских языках, и имеют свои письмена. Вот они:

Древние языки. К ним относится Валарин и произошедший из него всеобщий язык Вестрон и Талиск. В произведении он представлен в виде немного измененного староанглийского языка.

Гномий язык. Кхуздул был создан на основе семитских языков и проработан не достаточно подробно, поэтому разговаривать на нем нельзя и писать пока что тоже. Но тем не менее он отлично вписался в описание некоторых имен, надписей и названий.

Черное наречие. Оно было модификацией древнего эльфийского языка, и как видно из названия использовалось темными персонажами.

Язык энтов (деревьев). Отличается медлительностью, поскольку долгоживущие энты имеют достаточно времени, чтобы все обсудить не торопясь. Пример фразы "Лаурелиндоренан линделорендор малинорнелион орнемалин" переводится так: "Только за пределами Лаурелиндоренана (Лотлориэна), по моему листья падают чаще"

Вот что пишет Олег Изюменко в свое статье «К вопросу о языках Средиземья…» компьютерного журнала «Компьютерра»:

«Роскошь изучать нечто реально не существующее могут позволить себе немногие. Проблемы влияния эльфийского наречия на многочисленные языки людей Третьей Эпохи могут волновать лишь тех, у кого есть крыша над головой, обед на столе, интересная и неплохо оплачиваемая работа и при всём при этом - масса свободного времени. И даже при наличии всех названных «компонентов» никогда не помешает спросить себя: «А может, стоит заняться чем-то ещё?» И только в том случае, если вы - преуспевающий банкир/врач/адвокат, свободно владеющий английским/французским/немецким, если вам уже приелись гольф/поло/сафари, если вы не можете прожить года без того, чтобы не перечитать «Властелина Колец»/«Хоббита»/«Сильмариллиона», тогда можете смело погружаться в выписывание поэм из вышеназванных произведений, изучение манускриптов Профессора и его переписки с коллегами и читателями, пробовать писать только рунами и работать над произношением kh и th (совершенно непохожих на немецкое ch и английское th!) - пригодится при общении с гномами на их языке Khuzdul! А если серьёзно, то всем вышеперечисленным занимаются в основном лишь профессиональные лингвисты и совсем уж «безнадёжные» фанаты творчества Толкиена».

Заключение

Таким образом можно сделать вывод, что Толкиенизм как субкультура имеет право на существование и оказывает огромнейшее влияние на современную культуру и молодежь. Мы рассмотрели убеждения, выразительные средства и ценности толкиенистов. Сложно не заметить, как сильно влияет на современный мир эта культура, ведь она породила множество других произведений как печатных, так и кинематографических и музыкальных, что в свою очередь повлияло на умы людей, воспитав несколько поколений людей.

Многие члены общества и общественные организации уже объективно не могут не признавать существование толкиенизма. Недавно даже православная церковь высказала свое отношение к толкиенизму (интервью одного подмосковного священника в газете "Православная Москва"):

«Сказки, написанные Толкиеном, имеют право на существование... Они могут быть даже полезны, ведь смысл их сводится к борьбе сил добра и зла. Это, может быть, приведет некоторых к поискам смысла жизни, к вопросу о бытии Бога. Если же использовать эти произведения только как повод потусоваться, тогда и говорить не о чем....

В играх я тоже ничего не вижу дурного. Даже человек верующий, серьезный не чужд игры, особенно в юности. Правда, здесь есть некоторые нюансы, на которые следует обратить особое внимание. Дети вживаются в роль, чаще всего злую. Это проще, ведь пробуждение в себе сил добра требует воли. Иногда молодые люди идентифицируют себя с темными силами - с девятью злыми героями - и даже называют друг друга этими именами. Заигравшись, они могут и в жизни оставаться в этой роли. Трудно и тяжело порой бывает вернуть их в реальный мир...»

Но тут есть и некоторые проблемы. Как и многие субкультуры, толкиенизм изменяется с приходом новых членов. Множество молодежи приходит сейчас к этой культуре, следуя все более простым и "низким" побуждениям, и создается угроза вырождения толкиенизма, но основания для оптимизма все равно остаются.

Список используемой литературы

1. Б.С. Ерасов "Социальная культурология" (2006, I) Изд. «Феникс»

2. Л.Г. Ионин "Социология культуры" (2007) г. Санкт-Петербург, Изд. Дом «Питер»

3. Н. Смелзер "Социология" (2005) г. Москва, Изд. Дом «Нова Пресс»

4. С.С. Фролов "Социология" (1999), г. Санкт-Петербург, Изд.

5. Материалы Internet (www.olmer.ru - некоторые абзацы из монографии Олмера)

6. Djonny «Сказки Темного Леса» Mushroom Elves Press (2007), 452с, г. Санкт-Петербург, Иллюстрированное интернет издание.

7. Иллюстрации и языки были взяты из Свободной Энциклопедии - «Википедия» и поисковой системы Google

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты