Молодежная политика в Республике Беларусь

Молодежная политика в Республике Беларусь

5

Учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел

Республики Беларусь»

Факультет повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров

Дисциплина: «Основы идеологии белорусского государства»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теме: «Молодежная политика в Республике Беларусь»

Выполнил: слушатель группы переподготовки сотрудников подразделений МОБиСМ, обучающихся по специальности «Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности» старший инспектор УОП УВД Гомельского облисполкома майор милиции Киселёв К.И.

Минск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Социально - психологическая и характеристика молодежи
  • Глава 2. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы
    • 2.1 Направления реализации программы
    • 2.2 Ожидаемые результаты и мероприятия, направленные на реализацию республиканской программы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Молодежная политика является частью государственной политики в области социально - экономического, культурного и национального развития Республики Беларусь. Ее реализация - одно из приоритетных направлений деятельности белорусского государства.
  • Реализация государственной молодежной политики представляет собой целостную систему мер правового, организационно - управленческого, финансово - экономического, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в жизни и развитии белорусского общества.
  • Основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в соответствии с Республиканской программой «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 04.04.2006 № 200. [ 10, Приложение 1] Данная программа является продолжением комплекса мероприятий по реализации молодежной политики, отраженных в ранее действующих программах «Молодежь Беларуси» на 2000-2003 г.г. и на 2004 - 2005 г.г. [9, 10] Следует отметить, что ныне действующая программа принята на более длительный срок. Это позволит осуществлять плановый, системный и дифференцированный подход в осуществлении государственной молодежной политики.
  • Программа «Молодежь Беларуси» на 2006 - 2010 годы разработана для улучшения социально - экономического положения молодых граждан и молодых семей, сохранения и повышения уровня духовно - нравственной, гражданско- правовой и физической культуры молодежи.
  • В реализации программы принимает участие целый ряд государственных органов: министерства, местные исполнительные и распорядительные органы власти, государственные комитеты, ведущие высшие учебные заведения страны, общественные организации и т.д.

Целью настоящей работы является обоснование выбора путей реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы отраженных в программе «Молодежь Беларуси».

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Обозначить приоритеты молодежной политики на современном этапе;

2. Изучить социально - психологические особенности молодежи;

3. Проанализировать содержание республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006 - 2010 годы.

4. Определить предполагаемые результаты от реализации программы и их актуальность.

Объект исследования: молодежь Беларуси как социально - демографическая группа, проходящая социализацию в конкретных условиях жизнедеятельности белорусского общества.

Предмет исследования: содержание республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006 - 2010 годы.

Методология исследования базировалась на проблемах реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь, политической, экономической и культурной социализации молодежи.

ГЛАВА 1. Социально - психологическая и характеристика молодежи

Молодежь - социально-демографическая группа, обладающая совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями, проходящая стадии социализации в реальных условиях жизнедеятельности общества. [12, с.9] Это поколение людей, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет. [5, с.32] В настоящее время почти четверть населения Беларуси - молодежь (23,7 %). При этом в городах проживает 70%, в сельской местности 21 %. Учащаяся молодежь составляет более половины в общем количестве молодежи республики. Причем значительную долю учащейся молодежи составляет студенчество. [15, с.191-192]

Возрастная дифференциация (стратификация молодежи) - процесс объективный и многомерный. Со всей определенностью можно сказать, что переход от детства к зрелости охватывает большой период и длится примерно около 10 лет (от 12 - 13 до 23 - 24 лет). Причем этот переход можно условно разделить на несколько промежуточных периодов.

Первый период - подростковый (от 12 до 14 - 15 лет). Этот период является фазой первичной социализации индивида. Для подростков характерен ряд общих социально-психологических и физиологических особенностей, отличающих их от других возрастных групп молодежи. Процесс взросления - первичной социализации - наиболее сложный и чреват различными социальными последствиями. Неадекватное восприятие и усвоение норм жизнедеятельности общества, равно как и социальное становление, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, весьма характерны для подростков. Причем девочки - подростки заметно быстрее адаптируются в социальной среде, несмотря на то, что большинство из них сложно переживают свое физическое развитие. Осознание своего места и роли в обществе, равно как и осознание своей социальной значимости, сопричастности с другими половозрастными группами молодежи, безусловно, сказывается на дальнейшей социализации молодежи. Поэтому, как никто другой, подросток нуждается в очень корректном отношении со стороны взрослых. Несмотря на сложность подросткового возраста, большинство молодых людей достаточно быстро адаптируются в социальной среде и переходят в новую стадию - стадию юношества.

Второй период - юношество (от 14 - 15 до 18 лет). Он наступает, как правило, к 14 - 15 годам. В этот период завершается физическое созревание, хотя не в полной мере формируются социальные качества личности. Для периода юношества характерна большая самостоятельность во всех областях жизнедеятельности: в быту, в учебе, а также в посильном труде. В то же время этот период является пограничным со взрослой жизнью, ибо уже с 16 - 18 лет молодые люди могут выполнять профессионально-трудовые функции на законных основаниях. Законодательством, как известно, определены соответствующие ограничения и льготы для этой категории молодежи в сфере трудовой деятельности. Однако это вовсе не означает, что молодые Люди в этом возрасте не должны трудиться. Напротив, именно в этом возрасте реально проявляются способности, наклонности, интересы и другие ценные качества, с помощью которых можно определить, в какой конкретной сфере трудовой деятельности может в будущем работать, реализовать себя как личность молодой человек. Искусственное навязывание молодым людям той или иной профессии, будь то рабочей или творческой, или военной, гуманитарной или технической, может привести к отрицательным результатам в будущем. Именно на этой стадии необходимо использовать наиболее современные методики изучения профессиональной ориентации молодежи на основе социально-психологических и физиологических характеристик, ее интеллектуальных данных.

Третий период (от 18 до 23 - 24 лет) - наиболее важный период социализации молодежи, ибо он связан с профессиональным и гражданским становлением, дальнейшим физическим и интеллектуальным развитием личности. Объектом социализации молодой человек становится с гораздо более четко выраженными социальными качествами, поэтому общество вправе не только оказывать ему всяческую поддержку, но и рассчитывать на его ответственное отношение к выполнению своих обязанностей. Несмотря на то, что молодые люди в этот период еще получают соответствующие профессии, завершая учебу в средних, средних специальных и высших. учебных заведениях, или проходят службу в армии, большинство из них имеют более четко выраженные ценностные ориентации и жизненные ориентиры, связанные со своим будущим: трудом, местом жительства, социальным положением и др. Молодые люди в этой возрастной группе обладают большей степенью самоконтроля, более осознанно выполняют те или иные функции. Тем не менее, они по-прежнему отличаются повышенной эмоциональностью и чрезмерной критичностью к событиям и людям. Порой завышенная самооценка превалирует над реальными возможностями реализовать себя как личность. Большинство молодых людей не признают навязываемых авторитетов, но, тем не менее, склонны сами создавать себе кумиров и ориентироваться на тех из них, кто в большей степени соответствует их ценностным ориентациям. Освоение профессиональных знаний в этом возрасте происходит сравнительно несложно, поскольку, как правило, связано с научением, стажерством, т.е. с продолжением обучения без большой личной ответственности за результаты труда. Они по-прежнему считают, что имеют право на ошибки, и этот психологический барьер им трудно преодолевать. Как в сфере учебы, так и, трудовой, и семейно-бытовой жизни, молодые люди этой возрастной группы все еще рассчитывают на снисходительное к ним отношение. Между тем, если именно в этот период не сформировалась высокая доля личной ответственности за содеянное, в более старшем возрасте ее уже трудно сформировать.

Четвертый период (от 25 до 30 лет). Характеризуется большей самостоятельностью личности во всех сферах жизнедеятельности. Большинство молодых людей к этому возрасту вступают в брак и у них появляются свои наследники - дети, которым они обязаны передавать свой жизненный опыт и воспитывать их должным образом. В то же время этот период является наиболее сложным в профессиональном и социальном становлении. Молодые люди после получения в системе образования соответствующей профессии участвуют в трудовой деятельности, стремятся создать необходимые материально-бытовые условия для себя и своей семьи. Однако далеко не всем это удается сделать, поскольку разнятся стартовые экономические возможности у различных социальных групп. По данным социологических исследований, лишь около 10% опрошенных молодых людей обходятся без материальной помощи родителей и ближайших родственников; 75% из них получают ее постоянно и около 15% - периодически. Размеры этой материальной помощи, безусловно, неравнозначны. Процесс социализации, таким образом, в этот период связан не только с передачей социального опыта старших, но и с реальной материальной помощью. В этой связи многие молодые люди серьезно задумываются над дальнейшим своим пребыванием в тех или иных регионах, городах, городских поселках, селах, на тех или иных работах. Более половины, по данным социологических исследований, проведенных в 2003 году, при благоприятных условиях хотели бы выехать за пределы Беларуси на временные заработки или постоянное жительство. Это связано, прежде всего, с относительно низким Уровнем заработной платы, не позволяющей молодым людям приобретать дорогостоящие предметы длительного пользования и особенно - строить свое собственное жилье. Несмотря на реальную поддержку со стороны государства (гарантированное предоставление первого рабочего места, льготные кредиты, материальная поддержка предприятиями и т.д.), тем не менее, по мнению молодых людей, эти реальные виды государственной помощи трудно получить, и ее бывает недостаточно для реализации первоначальных жизненно важных целей. Таким образом, значительная часть молодежи находится перед альтернативой или искать дополнительные заработки, порой связанные с нелегальным бизнесом, или искать возможность выехать за пределы страны с целью создания материальных условий для жизни молодой семьи. К сожалению, эти мотивы часто становятся иллюзорными, нереализуемыми, так как и в ближнем, и в дальнем зарубежье молодых людей встречает множество трудностей, с которыми сложно справиться, и процесс социализации, адаптации к новым условиям жизни затягивается. В этой связи, безусловно, необходима более эффективная политика, направленная на поддержку молодежи страны, создание благоприятных условий для реализации ее образовательного и интеллектуального потенциала на родине. Безусловно, молодые люди могли бы оставаться на местах своего прежнего жительства при условии, если бы им была обеспечена перспектива служебного и профессионального роста, перспектива создания благоприятных материальных и социальных условий жизни. Ситуация усугубляется тем, что молодые пары, у которых есть дети, нуждаются гораздо в большей поддержке, чем те, кто находится вне брака. Однако вступление в брак как юношей, так и девушек связано с определенной тревогой за будущее и, прежде всего, с возможностью содержать семью, обеспечивать ее материально, воспитывать детей. Поэтому многие молодые люди поневоле откладывают время вступления в брак до достижения определенных целей, получения образования, приобретения жилья и др.

Таким образом, вышеуказанные периоды возрастной стратификации имеют определенные особенности в процессе адаптации и социализации молодых людей. Молодежь как города, так и села находится в большой зависимости от условий социально-экономического развития страны и отдельных регионов, от реальной помощи государства в их гражданском и профессиональном становлении, в создании благоприятных условий жизнедеятельности. [2, с. 157-160]

Молодежь является важнейшим стратегическим социальным ресурсом общества. Эту социально-демографическую группу недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Роль и значение молодежи в общественном воспроизводстве определяется спецификой ее положения в обществе. [4, с.38]

Молодежь имеет свои особые функции в воспроизводственном процессе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. На этом основаны сущность и содержание особой политики государства в отношении молодежи. Понимание этого аксиоматического тезиса присутствует в Основном законе нашей страны и стратегическом курсе государства. В жизни белорусского общества последовательно реализуются принципы социально-ориентированного государства. Формирование жизнеспособного молодого поколения становится одной из главных стратегических задач молодого белорусского государства. Молодежь - важнейший объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения социально-экономического развития страны. [12, с. 149-254]

Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. На сегодняшнем этапе истории белорусского общества государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. Молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества. Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, обеспечивающих стратегию государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения, создании законодательно закрепленных гарантий для молодежи в правовой, экономической и других сферах жизни. [13, с.48]

Государственная молодежная политика в Республике Беларусь осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь и других основополагающих законов, основным из которых является Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». [Приложение 2]В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие. Государство призвано создавать необходимые условия для свободного участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. В других статьях Конституции (статьи 45,47,49,64,92) гарантируется право молодежи на охрану здоровья, получения жилья, образования и участие в общественно-политической жизни страны. В соответствии с законом Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» определяются семь основных принципов этой политики (статья 5):

ы сочетание государственных, общественных интересов и прав
личности в формировании и реализации государственной молодежной
политики;

ы последовательность государственной молодежной политики;

ы научная обоснованность и комплексность разработки государственной молодежной политики;

ы учет интересов и потребностей молодых граждан;

ы обеспечение защиты прав и законных интересов молодых граждан;

ы гласность государственной молодежной политики;

ы привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и всего общества.

Принципы государственной молодежной политики являются определяющими для принятия других законодательных актов по актуальным проблемам молодежи.

Важным этапом в формировании законодательной базы в области государственной молодежной политики явился Указ Президента Республики Беларусь от 17 нюня 1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь», [Приложение 3] В соответствии с этим Указом определен комплекс мер по качественному улучшению социально-экономических и социально-бытовых условий жизни молодежи, созданию благоприятных условий для духовного, культурного и физического ее развития, формированию правовой и нравственной культуры, установлению социальных гарантий для различных категорий молодежи в области образования, труда и занятости, организации досуговой деятельности; осуществлению реальной поддержки молодых семей, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также развитию международного сотрудничества белорусской молодежи с зарубежными сверстниками.

На основании вышеуказанных законов был разработан важнейший рабочий документ по реализации государственной молодежной политики - Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006 - 2010 годы, о которой пойдет речь в следующей главе работы.

Глава 2. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006 - 2010 годы

2.1 Направления реализации программы

Основной целью республиканской программы является развитие потенциала молодых граждан для их самореализации и участия в созидании сильной и процветающей Беларуси через создание оптимальных социально-экономических, правовых и организационных условий.

В рамках реализации республиканской программы предполагается решение следующих задач:

1. повышение образовательного уровня молодежи, ее готовности к труду;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты