Молодежная культура
b>

Таблица 3

Формы поведения

Индекс (пятичленная шкала от (+2) до (-2))

Ранг

Доля тех, кто осуждает (в %)

Воровство

«Дедовщина»

Шантаж, вымогательство

Наркомания, токсикомания

Мошенничество, обман

Религиозный фанатизм

Решение конфликтов с помощью силы

Национализм

Мат, сквернословие

Злоупотребление алкоголем

Азартные игры на деньги (в т.ч. карты)

Мистицизм

Проституция

Курение

Свободная сексуальная жизнь

+1,81

+1,80

+1,80

+1,70

+1,63

+1,36

+1,35

+1,33

+1,18

+0,96

+0,85

+0,84

+0,83

+,079

+0,04

I-III

I-III

I-III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

96

96

96

92

91

80

86

83

77

67

60

56

64

56

27

Обратим внимание на отношение студентов к различным формам поведения, оцениваемым в обществе как негативные, девиантные, не одобряемые (см. табл. 3). Мы видим, что студенты города толерантны к тем формам поведения, которые распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.

Максимальное неприятие вызывают те форму девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.

Профессиональное самоопределение студентов

Таблица 4

Мотивы выбора

Весь массив

Направления обучения

технич.

естеств.

экон.

гуман.

1. Желание получить диплом

2. Престиж, авторитет вуза

3. Интерес к профессии

4. Наилучшие способности именно в этой области

5. Учеба в специализированном классе, техникуме

6. Семейная традиция, желание родителей

7. Совет учителей, специалистов по профориентации

8. Перспектива найти хорошую работу после вуза

9. Стремление продлить беззаботный период жизни

10. Нежелание идти в армию

11. Другие мотивы

9

32

45

33

15

22

5

30

15

17

14

32

31

23

23

20

6

25

19

33

5

7

22

56

47

20

26

6

18

13

12

3

8

50

38

24

11

18

2

41

14

8

4

6

24

60

43

5

26

6

36

14

8

2

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза (см. табл. 4). В пятерке приоритетных мотивов - интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей.

Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.

В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.

Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза (см. табл. 5).

В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.

Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.

Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин - 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать - 16 % студентов.

Таблица 5

Виды занятий

Направление обучения

технич.

естеств.

экон.

гуман.

Весь массив

1. Работать по специальности в госструктурах

2. Работать по специальности в коммерческих структурах

3. Работать не по специальности в госструктурах

4. Работать не по специальности в коммерческих структурах

5. Продолжить образование

6. Заняться научно-исследовательской работой

7. Работать преподавателем в школе, вузе

8. Основать свое дело

9. Посвятить себя дому, семье

10. Поехать за границу работать или учиться

11. Другие планы

12. Еще нет планов на будущее.

18

41

5

14

5

3

2

23

11

17

7

17

32

35

3

6

18

13

13

15

19

15

4

9

18

55

4

12

14

2

2

28

16

17

5

6

31

37

0

3

10

3

3

23

12

14

4

10

24

42

3

9

11

5

23

14

16

5

11

Политические ориентации студентов

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня - информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя - и это нужно предвидеть - дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы.

Досуг студенческой молодежи

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться.

Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

Для молодёжной культуры характерны преимущественно развлекательно-реактивная направленность в проведении досуга, приоритет потребительских ориентаций. Исследования, проведенные в 1997г. в Беларуси, показали, что 26% опрошенных молодых людей предпочитают «ничегонеделание», а 32% - рассматривают стремление «оттянуться» как лучший вариант проведения свободного времени. Если мы к тому же примем во внимание, что 57% молодых людей Беларуси предпочитают основную часть свободного времени отводить просмотрам телепередач, то станет ясно, что одним из каналов распространения стандартов культуры студенчества является вестернизация, главным образом американизация, суженных культурных потребностей и интересов под влиянием видеотриллеров и героинь так называемых «мыльных опер».

Постановка проблемы

Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых - противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть - «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.

Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект - студенческая молодежь, получающая высшее образование.

Предмет - культура студентов.

Цель - выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее формирование.

Задачи:

1. Выяснить существенные региональные и национальные различия студентов и их влияние на студенческую культуру.

2. Выяснить особенности поколения и их влияние культуру студентов.

3. Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.

4. Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.

5. Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.

6. Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.

2. Теоретическое уточнение

и интерпретация основных понятий

Студенческая молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей ( от 16 до 28 лет ), получающая среднее или высшее профессиональное образование.

Культура студентов - совокупность искусственных порядков, убеждений, созданных студентами для дополнения к общественным, обретенных знаний, образов самопознания, способов организации жизни, досуга, учебной и профессиональной деятельности студентов, а также создаваемых ими ценностей.

Ценности - 1) Этические идеалы и убеждения. 2) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.

Ценностные ориентации - сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.

Досуг - время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.

Мотив - внутреннее побуждение к определенной деятельности.

3. Эмпирические показатели понятия

«КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ»

Субъективные показатели - Ценности и нормы:

Ш Моральные нормы

Ш Семейные ценности

Ш Религиозные ориентации

Ш Политические ориентации

Ш Смысложизненные ориентации

Ш Профессиональное самоопределение

Ш Этические, нравственные предпочтения

Ш Отношение к девиантным формам поведения

Объективные показатели - Уровень культуры:

Ш Проведение досуга

Ш Встречи с друзьями

Ш Интерес к живописи

Ш Предпочтения в музыке

Ш Занятия физкультурой и спортом

Ш Занятия творческой деятельностью

Ш Частота посещения театров, кино, музеев...

Ш Частота чтения художественной литературы

Ш Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте

Ш Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач

4. Предварительный системный анализ предмета исследования

Структурный анализ

Типология культур:

Элитарная культура - культура, ориентированная на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотят расцениваться как лучшая часть общества, его элита. Включает искусство, классическую музыку и литературу.

Народная культура - создаваемая анонимными творцами, как и элитарная культура предназначена для определенной публики, но принадлежала бедным. Включает сказки, фольклор, песни, мифы, танцы, предания.

Массовая культура - культура связанная с появлением массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, магнитофонов), имеет самую широкую аудиторию. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Пример массовой культуры - современная эстрадная музыка.

Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Функциональный анализ

Общие факторы:

1) Социально-экономическая и политическая обстановка в стране

2) Государственная политика в области культуры, досуга и спорта

Специфические факторы:

1) Объективные факторы

а) пол

б) возраст

в) уровень получаемого образования

г) специальность, факультет

д) социальное положение

е) семейное положение

ж) место жительства (территориальное положение)

з) курс

и) уровень культуры родителей

к) материальное положение

2) Субъективные факторы

а) ценностные ориентации

б) жизненные потребности и интересы

5. Гипотезы

1. Культурные ценности студентов отличаются от культурных ценностей взрослых.

2. Уровень культуры студентов крупных городов выше, чем уровень культуры студентов небольших городов, провинций.

3. Традиционные ценностные ориентации студентов полностью уступили место ценностям западного общества.

4. Профессиональное образование воспринимается студентами как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты