Молодая семья в кризисной демографической обстановке
табильность семьи иногда связывается с уровнем разводов. Это не совсем верное понимание. Частота разводов характеризует состояние и устойчивость института брака, а не семьи. Стабильность семьи, на наш взгляд, выражается в устойчивости и гармоничности внутрисемейных отношений (причем не только между супругами, но и между родителями, детьми). Напротив, для нестабильных семей характерны повышенная нервозность в отношениях между их членами, напряженность, отсутствие взаимопонимания. Именно поэтому в таких семьях часто наблюдаются психологические срывы и конфликты, нередко ведущие к распаду семьи.

Нестабильность семьи прямым образом влияет на уровень рождаемости, так как напряженность в супружеских отношениях, неуверенность в брачном партнере, негативная оценка семейной жизни во многих случаях оказываются решающими в решении о рождении второго или третьего ребенка

Участвуя в воспроизводстве новых поколений, семья не только выполняет детородную и воспитательную функции, но и выступает в качестве своеобразного генератора и хранилища взглядов, норм морали, психологических установок и образцов поведения. Репродуктивные установки, ориентация на желаемое число детей в семье формируются уже в детском и юношеском возрасте. Семья является особым передаточным механизмом, обеспечивающим преемственность поколений. При этом, будучи хранительницей традиций и норм поведения, семья передает по наследству не только позитивные, но и негативные образцы поведения. Новые поколения, естественно, усваивают и воспроизводят эти образцы в виде имитаций, ценностных ориентаций и психологических установок на виды занятий, место проживания.

Семейные образцы поведения, с одной стороны, способствуют продлению контроля родителей над молодыми супругами, которые осознанно или неосознанно производят "сверку" своих поступков по этим образцам. С другой стороны, они могут стать источником социальных аномалий, отклоняющегося от норм поведения.

В частности, обращает на себя внимание тот факт, что дезинтеграция молодых семей чаще наблюдается в случае наследования негативных образцов поведения в родительских семьях.

Следовательно, семья может не только стать источником нравственного и физического здоровья, но и перенимать негативные установки: терпимость к спиртным напиткам, эгоистическое отношение к детям, женщине, повышенное стремление к приобретению модных и престижных вещей и т.п. Хорошо известно, что многие из правонарушителей являются выходцами из неполных семей. Существует довольно распространенное мнение, что каждая супружеская пара устраивает семейную жизнь исключительно по-своему, отлично от других. В какой-то мере это так и есть, однако многие черты и формы поведения семьи носят массовый характер и типичны для большинства семей.

Существует несколько самых распространенных типов семей. Прежде всего это простые, так называемые нуклеарные семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми или без них. Семьи же с двумя брачными парами (как правило, родители с женатыми детьми) нетипичны. Однако немало молодоженов, которые в первые годы супружества проживают совместно с родителями первые пять лет совместной жизни.

Раздельное проживание молодых супружеских пар в основном соответствует их стремлению жить самостоятельно, автономно. Это желание молодых жить отдельно совпадает и с желанием их родителей. Автономная семейная жизнь молодых супругов, безусловно, имеет свои положительные моменты, однако нужно учитывать и другое. Все меньше бабушек и дедушек воспитывают своих внуков, все чаще помощь молодым родителям сводится лишь к материальной стороне, а не к нравственной (только каждая третья бабушка участвует в воспитании своих внуков). Возникают вопросы: сказывается ли это на преемственности поколений, не приводит ли к утрате фамильных черт? По нашему убеждению, внуки должны не только знать своих бабушек и дедушек, но и понимать их, видеть в них нравственную опору в жизни. Вместе с тем житейский опыт подсказывает, что молодые семьи, прошедшие сложный, но самостоятельный путь, оказываются прочнее. Совместное преодоление первых трудностей скорее сплачивает, чем разобщает супругов.

2. Молодая семья в кризисной демографической обстановке

2.1 Молодая семья о проблемах брака и рождаемости

Проблема изучения молодежных семей в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране представляется весьма актуальной, учитывая роль молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демократической структуры общества. В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. За последние десятилетия среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям. В литературе этот факт расценивается как "свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом" [1, с.10].

Добрачное поведение представляет для демографа серьезный и многообъясняющий предмет исследования, так как в результате него, несомненно, закладываются основные моменты будущих брачных отношений в юридически оформленном союзе. Более того, отношения студенческой молодежи к добрачным связям непосредственно сказываются на дальнейших качественных и количественных показателях будущего поколения.

Социологические исследования, проведенные в конце XX века, показывают, что такая форма брака, как сожительство, с каждым годом все активнее распространяется среди студенческой молодежи: около 60% опрошенных студентов допускают возможность сексуальных внебрачных отношений, если между партнерами установились "тесные духовные отношения" [2, с.125].

Однако, несмотря на отмеченный выше рост положительного отношения студенческой молодежи к внебрачным формам связей (оправдывали их в 1964 г. - 45,0%, а в 1995 г. - 70,0% опрошенных студентов), все же приоритетными в студенческих кругах остаются юридически оформленные браки.

В последние годы фактические браки становятся среди молодежи своего рода новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному союзу. Объясняется это тем, что уже несколько десятилетий наблюдается ранее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции соответствующих ориентаций в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи. Подтверждается уже на протяжении многих лет тендерных исследований четкая закономерность раннего и более активного вступления женщин в брачные отношения. Причем данная тенденция, по итогам нашего исследования, характерна для студентов и абсолютно одинакова как для юридически оформленных браков (10,1% мужчин против 19,7% женщин), так и для фактических союзов (соответственно 7,1% против 12,4%).

В отличие от мнения большинства студентов, состоящих в свободном браке, будто добрачное сожительство является лучшей формой узнавания человека в быту, приспособления друг к другу, научно доказано, что внесемейный опыт может затруднить переход от сконцентрированности на своих делах к учету потребностей и желаний других членов семьи, прежде всего детей. Сожительство не является той системой, которая успешно готовит будущих супругов к браку, так как отсутствие обязательств в несемейном домохозяйстве может привести к их отсутствию в браке. В то же время в ряде исследований доказывается, что сожительства находятся на меньшем уровне счастья, чем оформленные союзы.

Так как не все формы сожительства можно считать нерегистрируемым браком (многие пары только встречаются время от времени, не ведя общего хозяйства), то, возможно, полученные данные (всего 39% сожительствующих студентов) не являются такими уж показательными. Снятие запретов, культ секса, по мнению ученых, влекут за собой утрату остроты переживания. То, что общедоступно, не может стать предметом страсти; наблюдается обесценивание близости, в неформальных браках супругов связывают только взаимные чувства и устный договор. В то же время наряду с отрицательными сторонами фактического брака (нет прочности положения и отношений в таких союзах, наблюдается отсутствие социального статуса, невосприятие таких союзов большинством общества, нет также защиты имущественных прав супругов и детей в таких браках) есть и положительные моменты: данные отношения в какой-то мере позволяют приобрести начальный опыт совместной жизни, такие отношения выгоднее ранних браков, которые в основной массе своей через 5-7 лет распадаются [6, с.56].

На вопрос о том, по какой причине студенты не оформляют официально свои брачные отношения, были получены следующие ответы: вне зависимости от пола и места обучения большинство студентов считают необязательной официальную регистрацию брака; отмечают отсутствие средств на содержание семьи, а также неготовность к ответственности, налагаемой браком. Однако категорически утверждать, что у молодежи отсутствуют семейные ценности, нельзя, семья остается одной из важнейших жизненных целей, обязательной частью жизненной стратегии молодых людей. Но все же другие ценности, особенно поощряемая родителями ориентация на образование, интересную работу, карьеру, преобладают над семейными не только у юношей, но и у девушек [7, с.34].

В последние годы сокращается количество семейных пар, где оба супруга являются студентами. Как показывают исследования западных и отечественных ученых и как видно из проведенного нами исследования, уменьшение официальных брачных союзов в значительной мере компенсируется ростом числа фактических браков. Последнее приводит к тому, что доля людей, которые ни в какой форме брачного союза не состоят, меняется очень незначительно.

На уменьшение числа заключаемых браков и, как следствие, снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как падение уровня жизни, трудности с обеспечением жильем, социальные потрясения и др. Показатель брачности студентов находится в прямой зависимости от наличия собственного жилья. Большинство студентов считают, что молодая семья должна жить порознь с родителями и только 1,8% желают жить после заключения брака с родителями. Эти ответы лишний раз подтверждают, что в последнее время среди молодежи отмечается стремление к нуклеарной семье, и, как следствие, откладывание браков до достижения материально-бытового благополучия. Характерно и некоторое противоречие в отношении молодежи к поддержанию семейных контактов с родителями. С одной стороны, налицо их укрепление, так как в современных рыночных условиях большинству студенческих пар самостоятельно практически невозможно содержать свою семью. С другой стороны, просматривается четкое стремление молодых супругов к самостоятельной жизни, без вмешательства родителей в семейные отношения. По мнению специалистов, значительный рост нуклеарных семей в нашей стране произойдет с решением жилищной проблемы [9, с.89]. Вместе с тем широкое распространение нуклеарных семей среди молодежи не может не вызывать некоторых опасений, ибо самостоятельно не обслуживающая себя в финансово-материальном и психологическом плане молодая семья не может быть достаточно подготовленной к жизненным трудностям.

А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности. В связи с последним важной становится также проблема рождаемости в молодых семьях, так как фактическое образование семьи происходит только после того, когда в результате союза двух людей появляется новая жизнь. Именно студенческие семьи, имеющие детей, сталкиваются с самыми большими трудностями, например, - совмещение учебы с решением проблем устройства быта семьи и воспитания детей. Просматривается четкая взаимосвязь наличия детей в студенческой семье в зависимости от того, кто в семье является студентом. Так, детей имеет только четверть студентов, состоящих в полной студенческой семье. В свою очередь, больше половины студентов-мужчин, состоящих в неполной студенческой семье, имеют детей, в то время как у большей половины женщин-студенток, состоящих в неполной студенческой семье, детей нет.

Сохраняется четкая тенденция помощи по уходу за ребенком семейным студентам со стороны третьих лиц. Она носит разнообразный характер: это и материальная, и хозяйственно-бытовая помощь, н помощь по воспитанию ребенка и т.п. В то же время в связи с ухудшением экономической ситуации в стране, из-за инфляции денежные сбережения поколения родителей резко обесценились, а следовательно, и уменьшилась их материальная помощь молодой семье. Хотя представители старшего поколения утратили свою главенствующую роль в семьях, но их помощь по уходу за детьми и в их воспитании часто является практически единственной возможностью, позволяющей самим молодым родителям продолжать учиться, работать после рождения ребенка.

Студенческая молодежь в большинстве своем имеет финансовые затруднения, что достаточно сильно "ориентирует" супругов на бездетную или однодетную семью.

Среди состоящих в какой-либо форме брака студентов (в зависимости от материального дохода в семье) наблюдается следующая тенденция планирования детей. Как правило, рождение ребенка откладывают на неопределенный период. Только 54,1% (материальное положение - не могут себе позволить все, но живут удовлетворительно), планируют скоро завести детей. То есть, зависимость репродуктивных ориентации от ориентации "на доход" носит "колоколообразный" характер: сначала величины желаемого и ожидаемого чисел детей незначительно увеличиваются, а затем уменьшаются. Причем, данная зависимость лишний раз подтверждает факт нарастания внесемейных ориентаций и уменьшения потребности в детях.

В то же время, вне зависимости от пола и возраста, абсолютное большинство наших респондентов отметили, что лучшие условия для воспитания ребенка будут созданы в семье, где есть двое детей, либо один ребенок. А ведь для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы среди общего числа семей превалировали семьи с тремя и более детьми. Заслуживают внимания сравнительные данные о планируемом и желаемом числе детей среди семейных студентов, ведь демографическое благополучие страны во многом зависит от установки планирования рождаемости среди молодежи.

Как показывают исследования, более высокие репродуктивные установки наблюдаются среди мужчин. А отношение к ожидаемому числу детей среди молодых супругов вне зависимости от того, в какой форме брака они состоят, примерно одинаково: один или двое детей. В то же время эти репродуктивные установки далеки от расчетов ученых об эффективном числе рождений в семьях во избежание депопуляции [11, с.26]. Таким образом, показатель среднего желаемого числа детей указывает ту границу, до которой реально может подняться рождаемость и, как показывают наши исследования, этот показатель среди студентов составляет 2,19 ребенка. Полученные данные являются оптимистичными. Они дают надежду повышения рождаемости среди студенчества с помощью грамотно организованной поддержки (экономического и социального характера) семейных студентов.

Как правило, рождение первенца не откладывается надолго, в то время как потребность во втором ребенке не столь значительна - она ослабляется рядом материальных и духовных проблем - и уж абсолютной редкостью является наличие в студенческой семье 3-х и 5олее детей. Подтверждается установка студенческой молодежи, в основном, на двухдетную семью.

2.2 Демографический кризис в России: факторы и последствия

Склонности и обретение занятия и статуса, личные планы молодежи и ее трудоустройство - все это, в конечном счете, зависит от объективных условий развития как общества в целом, так и отдельных регионов. Поэтому, стремясь все больше расширить степень свободы при выборе профессии и трудоустройстве, нельзя игнорировать социально-экономические проблемы, в частности те, которые обусловлены особенностями демографической ситуации в стране.

Именно демографические процессы, в большой мере складывающиеся стихийно и чрезвычайно трудно управляемые, ставят перед общественной практикой очень сложные и порой быстро меняющиеся проблемы. Поэтому чрезвычайно важно при решении вопросов финансирования образования, при создании новых рабочих мест не механически экстраполировать прошлые тенденции на будущее с неизменным приростом, а опираться на реальные данные о численности тех, кто из года в год заполняет школьные классы, кто вступает в самостоятельную трудовую жизнь.

Всестороннее, глубокое изучение социальных последствий демографических волн и связанных с ними резких перепадов численности подрастающих поколений становится, таким образом, важным условием практического решения сложных проблем выбора профессии и трудоустройства молодежи.

Исследование и учет подобных демографических явлений имеют важное значение не только в историческом плане, но и для настоящего и будущего. Демографические волны, как уже говорилось, не являются уникальным феноменом. Достаточно пристально вглядеться в неровные очертания половозрастных пирамид, которые широко используются в науке о народонаселении, чтобы понять, что бурная история человечества, запечатленная в них, обусловливала, и будет обусловливать непрерывные перемены. Через поколения до нас докатываются волны Первой мировой войны и других, казалось бы, давно минувших исторических событий, как бы подчеркивая связь времен. Если мы отнесемся к этим процессам с вниманием, которого они, безусловно, заслуживают, будем систематически изучать их, то получим все основания не только для ретроспективного анализа данных процессов, но и для прогнозирования их с достаточной степенью вероятности. А это особенно важно сейчас.

Впервые столкнуться с явлением, которое было названо "демографическое эхо войны", исследователям пришлось около сорока лет назад при изучении проблем трудоустройства и выбора профессии молодежи. Тогда, в 1963 г., при проведении первого обследования численность 17-18-летних достигла минимума, а затем стала быстро возрастать. Поэтому под понятием "демографическое эхо войны" было объединено как сокращение определенных групп населения, так и последующий рост их численности.

На уровне повторного пика демографической волны, который пришелся на 80-е годы и был по абсолютным показателям гораздо ниже первого пика 50-х годов, шло увеличение численности первоклассников, наблюдавшееся нами недавно в первой половине 90-х годов, и происходящее сейчас (с конца 90-х годов) увеличение числа учащихся одиннадцатых классов, которое еще продлится в первом пятилетии XXI века. А далее, как неумолимо свидетельствует кривая числа рождений, нас вскоре ждет очередное и довольно глубокое падение численности первоклассников, уже начавшееся с 1995 г., и далее, с 2004 г., длительное уменьшение числа учащихся 11-х классов.

Тесная зависимость между демографическими показателями рождаемости и численностью тех или иных контингентов школьников проявляется на протяжении последних пяти десятилетий вполне отчетливо. Знание этой закономерности создает возможности рационально планировать развитие системы просвещения, предвидеть будущие проблемы и с большой степенью точности рассчитывать, каковы будут дополнительные потребности в педагогических кадрах, учебных помещениях, оборудовании, пособиях и т.п., или, напротив, переключать высвободившиеся резервы в другие сферы деятельности в зависимости от подъема или спуска докатившейся до той или другой группы школьников демографической волны.

Уменьшение числа учащихся в связи со спадом рождаемости приводит к уменьшению отсева, повышает удельный вес окончивших школу. Далее это должно способствовать росту доли поступивших в вузы и техникумы из числа принятых десять лет назад в первый класс школы. В то же время это резко уменьшает удельный вес выпускников, которые сразу после окончания школы должны начать работать, укрепляет в них скрытую "вузовскую ориентацию", основанную на надежде, что вузы способны поглотить всех окончивших среднюю школу.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты