Молодая семья как объект социальной работы в России
p align="left"> Куликова Т.А. выделяет три основных типа молодых семей:

1. Традиционный тип. Семьи такого типа характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидером в хозяйственно-бытовой сфере ее деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый [5, с.109].

2. Супруги ориентированны преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства - демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи [5, с.109].

3. Молодые супруги ориентированны преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим [5, с.109].

В статье «Таинство брака и семьи» Ничипорова Б.В. говориться, что ядром каждой семьи составляют муж, жена и их дети. Нередко с ними проживают и родители супругов. Каждый член семьи. Находясь в постоянном взаимодействии с другими ее членами, играет в ней определенную роль, заботится об удовлетворении тех или иных потребностей каждого и всей семьи в целом, а также интересов общества. Личные качества супругов, характер взаимоотношений между ними определяют облик семьи и специфику реализации присущих ей функций [10, с.93].

Общение в семье обеспечивает согласованность и целенаправленность усилий супругов для достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любимым человеком. В ходе такого общения супруги обмениваются сокровенной и значимой только для них информацией, сопереживая, еще лучше понимают друг друга, обогащаются интеллектуально и нравственно. Духовное общение у супругов неразрывно связанно с интимным [26, с.18].

В «Энциклопедии молодой семьи» молодую семью рассматривают как социально-экономическую ячейку, в рамках кото-рой ведётся домашнее хозяйство и бюджет семьи, проис-ходят приобретение либо производство и организация по-требления различного рода благ и услуг, удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище и т. д. Осуществление этой хозяйственной функции ложится, прежде всего, на супругов. Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех чле-нов семьи, а не считалась прерогативой жены. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человече-ские отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формиру-ются черты характера. В ежедневных обязанностях (приготовить пищу, убрать жилище, привести в порядок одежду и т. д.) члены се-мьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать вни-мание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привыч-кам, вкусам близких [26, с.19].

Одна из предпосылок существования нормальной семьи - ее экономическая общность. Автор статьи «Семья в современном обществе» Савельева О.О. считает, что семейная экономика требует планирова-ния, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, по-требности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в ос-нове ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. Глубокое овладение избранными профессиями в полной мере гарантирует супругам заработную плату, а семьям -- достаток [16,с.3].

Организация культурного досуга -- одна из важнейших функций семьи. Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Разумихин Г.П. под досугом понимает внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбо-ру и усмотрению. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы [15, с.47]. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, про-смотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). Характерной чертой семейного досуга явля-ется атмосфера особой эмоциональности, теплоты, которая позволяет человеку полностью раскрыться, быть искрен-ним [15,с.48].

Автор статьи «Семья и общество» Щербич Л.И. уделяет большое внимание воспитательной функции семьи. В семье рождаются и воспитываются дети. Эти функции, выполняемые семьей, чрезвычайно важны и незаменимы. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Нуждающимся родителям в старости и в случае инвалидности принадлежит право находиться на содержании детей. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права [25, с.6].

Под представительской функцией семьи понимается пове-дение «от имени и в интересах» семьи в контактах с соседями, знакомыми, школой, различными общественными институтами [26, с.19].

Брак «функционирует» тем лучше, чем шире взаимодей-ствие супругов. Но состав функций в конкретном браке мо-жет быть различным в зависимости от стадий развития семьи и конкретных условий её существования. Невыполнение семьей тех или иных функций может и не отразиться на прочности бра-ка, если к определенному виду деятельности утратили интерес оба супруга. Если же интерес потерян только одним и стремление другого к сотрудничеству в какой-либо сфере деятельности семьи не найдет необходимого отклика, появится постоянный источник недовольства партнером, источник конфликтов [26, с.19].

Бывает и так, что один или оба супруга после регистрации брака пытаются сохранить холостой образ жизни. Тогда большинство функций остаются «невключёнными». Брак в этом случае существует лишь номинально [26, с.20].

Юркевич Н.Г. считает, что каждая функция семьи является социаль-ной (общественной). Она социальна уже пото-му, что семья -- первичная ячейки общества. Общество не может быть безразличным к тому, что происходит в его ячейках. По функции семьи социальны и в более широком смыс-ле слова. Дело в том, что в результате осущест-вления семейных функций удовлетворяются потребности не только членов семьи, но и общества в целом. Разумеется, каждая отдель-ная семья может участвовать в удовлетво-рении соответствующих потребностей общества лишь в посильной для нее мере. Но все семьи вместе способны целиком удов-летворять соответствующие потребности об-щества. Так, родители имеют детей. Но все дети одновременно являются гражданами своей страны, ее подрастающим поколением, ее будущими работниками и защитниками. Следо-вательно, через функции рождения и содер-жания детей семья обеспечивает численное воспроизводство населения [27, с.23].

Занимаясь воспитанием сыновей и дочерей, родители участвуют в качественном воспроизводстве и развитии населения страны. Пол-ноценный отдых и нормальное удовлетворение бытовых потребностей в семье позволяет взрослым и детям начинать каждый рабочий или учебный день с новыми силами. Забота супругов о необходимых материальных сред-ствах для семьи помогает повышению произ-водительности труда на фабриках, заводах и в других организациях [27, с.23].

Таким образом, семья -- одна из тех социальных формирований, которые оказывают сущест-венное влияние на общественную жизнь фактически во всех её сферах: от экономики до духовной культуры. Ядром со-циального предназначения семьи является её способность творить человека, развивать его наклонности и общественную активность.

Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги.

Кроме того, необходимо проанализировать трудности, с которыми сталкиваются будущие молодожены, затем молодые супруги, а на следующей ступени -- молодая семья с новорожденным.

На общем жизненном пути встречаются разные трудности. В совместной жизни они могут начаться уже в первые месяцы, когда он и она, прислушиваясь скорее к внешним нормам, чем к внутреннему голосу, попадают во всевозможные психологические ловушки и, вместо того чтобы выйти из них, входят во Дворец бракосочетания [7, с.63].

Начало семейной жизни, «медовый месяц» -- особенно приятный по общему представлению этап развития семьи. Такой же установкой руководствуются и большинство молодоженов. Но на протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов, устанавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженами и их генетическими семьями и т.д. Но эти задачи не всегда решаются гладко [26, с.8].

Даже если путь к Дворцу бракосочетания был вполне удачным, - говорит Арджанова Л.М., это еще не гарантирует безоблачной долгой совме-стной жизни, что подтверждает тот факт, что около 2 % распадающихся браков существовали менее года. Малая часть таких разводов приходится на первые недели брака. Основная причина столь быстрых разводов -- новая, отрицательная информация о супруге [7, с.63].

Около половины «быстрых» разводов связаны с обманом, а другая половина -- с недостаточным знанием будущего супруга или его семьи. Данная причина обусловливает за-метную часть трудностей, возникающих в первые месяцы се-мейной жизни [7, с.63].

Даже в сказках со счастливым концом героям приходится преодолевать немало трудностей. Точно так же больше прео-доленных трудностей оказывается не в печальных, а в счастливых семейных историях, герои которых были свободны в выборе друг друга. Эти трудности отношений в счастливых парах можно назвать «подножками». «Подножка» предполагает, что путь уже выбран и начат, но что-то, кто-то мешает, заставляет спотыкаться и даже падать [23, с.251].

«Подножкой» первых отчуждений А. Кроник называет испытание, которое часто поджидает влюбленных молодоже-нов. Она появляется, когда каждый из них привык быть для другого всем. И вот в распоряжении часы, месяцы, годы, и по контрасту возникает парадоксальное чувство ненужности, тесноты в общении друг с другом. Если раньше самый близ-кий человек был всем, расширял горизонты, то теперь все свелось лишь к нему, горизонт сузился. А за горизонтом осталась большая часть мира, для любимого -- посторонняя, чужая. Можно увлечь его в невиданные дали, и первые от-чуждения окажутся позади. А можно, напротив, не допускать его в сферу своих интересов, но попытаться, уважая другого, настоять на их неприкосновенности. Если это удастся, острота отчуждения пройдет, на смену придут приятные воспоминания. А вместе с ними и новые трудности роста [23, с.251].

Психологическая суть брака, считает Шнейдер Л.Б. - это подтверждение отноше-ний в паре, их включение и согласование с другими отноше-ниями, которые уже поддерживают будущие супруги. Такое согласование не всегда протекает легко. Иногда к нему не го-товы будущие супруги, иногда их ближайшее окружение мо-жет не одобрять брак или сопротивляться ему. Поэтому даже в тех случаях, когда задача выбора брачного партнера реше-на, у пары могут возникнуть серьезные трудности [23, с.251].

Одна из главных трудностей, по мнению Артамоновой Е.И., с которой сталкивается молодая семья -- несо-гласие родителей на брак. Его причины не всегда осознаются, но ча-сто имеют реальную основу. Большинство родителей жела-ют, чтобы брак их детей был удачным, поэтому не одобряют, по их мнению, необдуманного и поспешного решения вступления в брак. Таким образом, они заботятся о стабиль-ности будущей семьи, о ее способности выполнять все се-мейные функции. Такое поведение родителей соответствует одной из общественных функций семьи -- контролю над по-ведением детей. Но точно оценить обоснованность решения детей вступить в брак довольно трудно. Поэтому возможны ошибки в оценке этого решения. Ошибки выбора брачного партнера, ошибки сопротивления родителей браку могли бы относительно успешно преодолеваться в процессе обсужде-ния перспектив будущей семьи. Но нередко дети спешат за-ключить брак, а родители вместо обсуждения выражают сла-бо аргументированное категорическое несогласие, что осложняет взаимоотношения молодоженов и близких им людей. А если молодая пара эмоционально или материально очень зависима от родителей, нелегко урегулировать слож-ные, иногда конфликтные отношения [13, с.24].

Сулимова Т.С. считает, что психологическая зависимость молодых людей от родите-лей проявляется в попытках руководствоваться установками родителей, а не своими потребностями и решениями, семейные ритуалы отождествлять с содержанием семейных отношений, попытками, демонстрируя лояльность к генетиче-ской семье, создавать свою, независимую от нее. Эту зависи-мость детей поддерживает чувство небезопасности родителей, которое заставляет их постоянно контролировать детей и сопротивляться (часто не полностью осознав мотивы сопротивления, а потому еще эмоциональнее) их самостоя-тельности. Контроль усиливает и осложняет психологичес-кие проблемы взрослых детей, в частности, свойственное многим молодым людям противоречие отношений к автоно-мии, желание пользоваться опекой в одних областях семей-ной жизни и быть самостоятельными в других [18, с.43].

Данное противоречие отчетливо проявляется в отноше-нии молодежи и молодых супругов к материальной помощи со стороны родителей.

Таким образом, начальная, имеющаяся до заключения брака установка предполагает и помощь, и невмешательство со стороны родителей в жизнь молодой семьи. Понятно, что реализация подобной установки проблематична.

В учебнике Меньшутина В.П. говориться о том, что материальная и эмоциональная зависимость многих мо-лодых семей указывает на необходимость достижения само-стоятельности, ответственности, автономии, т. е. зрелости. Здесь следует отметить, что психологическая зрелость дости-гается труднее, чем материальная. Молодожены часто не имеют достаточного опыта применения совместных реше-ний. Кроме того, при деловом обсуждении конкретных се-мейных вопросов нередко выясняется, что для принятия ре-шений молодым супругам хватало и информации, и ясного понимания своих интересов, но согласованно действовать они не могли, так как не стремились к взаимопониманию, пробовали возникшую проблему решить не совместно, а один за другого. Также нередко выясняется, что «неумение» найти решение опирается на эгоцентрическое представле-ние о семье, нежелание отказаться от некоторых привилегий или интересов [6, с.175].

В семейной жизни сталкиваются разные привычки, уна-следованные от прежних лет жизни в генетической семье, и в борьбе за отстаивание себя каждый искренне старается пере-делать любимого в лучшую сторону, а точнее - сделать его похожим на маму, папу, друзей - говорит Шнейдер Л.Б. В праздники первых встреч все было иначе: вырываясь из привычного круга, оба радова-лись новизне другого, непохожести на старых знакомых. А теперь именно это почему-то мешает, т. к., во-первых, по-водов и времени для сравнений стало намного больше - 24 часа в сутки, во-вторых, чтобы очаровать другого, прихо-дилось улучшать себя, а теперь пришло, наконец, время воспитывать, совершенствовать его [23, с.254].

Если повезет -- можно переделать своего любимого, единственного и неповторимого. Он станет таким же, как все, перестанет быть единственным, будет таким повторимым. Тогда -- так как в созвездии значимых людей осво-бождается место «единственного и неповторимого» - воз-никает разочарование в партнере [23, с.255].

Мустаева Ф.А считает, что человек, хотя бы немного знакомый с педагогикой, не будет тратить свою жизнь на то, чтобы переделывать супруга, перекраивать его на свой манер, бесконечно критиковать его и негодовать, если он просто не похож на выдуманного ге-роя. Тем уж и интересно жить на свете, что не до конца мы все понимаем [8, с.321].

Во многих семьях в первый год после заключения брака рождается ребенок. Его появление в семье изменяет позиции и роли супругов, им приходится приспосабливаться к ново-му образу жизни, к возросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т. д. Если все эти и другие задачи приходится решать быстро, а к ним еще при-бавляются нерешенные проблемы из предыдущих этапов развития семьи, то сама ситуация, требующая быстрого из-менения семейных отношений, становится стрессором [6, с.97].

До рождения ребенка оба супруга имеют похожие воз-можности работать, учиться, общаться с близкими и друзья-ми. После рождения ребенка, даже очень помогающий отец и далее работает, встречается с друзьями, а жена некоторое время в основном заботится только о ребенке. Кроме того, рождение ребенка как бы предлагает молодым родителям новые возможности общения и сотрудничества и сужает уже имевшиеся. Вот это создает предпосылки, как для благопри-ятного, так и для неблагоприятного развития семьи. Реали-зация этих предпосылок зависит от многих факторов, среди которых особенно влиятельным становится имеющийся опыт общения супругов. Если они научились учитывать ин-тересы друг друга, понимать чувства, совместно решали воз-никавшие перед семьей задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет семейные связи. Супруги и дальше делятся своими переживаниями и таким образом расширяют инте-ресы друг друга, сообщают один другому эмоциональную и деловую информацию о различных сферах деятельности. В таком случае разделение ролей супругов не ослабевает, а усиливает общность семьи [6, с.98].

Указание на возможность семейного конфликта иллюст-рирует одну из типичных схем кризиса молодой семьи. В «Энциклопедии молодой семьи» говориться что непосредственными причинами конфлик-та между супругами обычно являются несоответствие одного из них или обоих требованиям брака как такового, несоответ-ствие супругов друг другу (включая несовместимость характеров), разрушительные внешние воздействия [26, с.24].

За этими общими непосредственными причинами кроются группы причин более конкретных. Общая (тотальная) непригод-ность к браку, исполнению ролей мужа или жены имеет место при алкоголизме, устойчивом преступном поведении одного из супругов, далеко зашедшем эгоизме, вещизме, потребительстве, фанатичной религиозности. Во всех случаях этого рода лич-ность жестко ориентирована на достижение таких целей или использование таких средств достижения целей, которые принципиально несовместимы с браком [26, с.24].

По мнению Сулимовой Т.С. не соответствовать требованиям брака могут и отдельные свойства личности супруга -- духовная недоразвитость и мо-ральная неустойчивость, неспособность вести домашнее хозяй-ство или зарабатывать необходимые для семьи средства и др. Каждый такой недостаток может разрушить любую семью. Такие же последствия обычно влечёт комплекс психических черт, именуемый неуживчивостью, когда все действия одного из супругой независимо от его действительных качеств подвергают-ся критике и осмеянию [18, с.24].

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты