Маргинальность в современной России
Федеральное агентство по науке и образованию Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Факультет социально-политических наук
Кафедра социальных технологий
Реферат
«Маргинальность в современной России»
Выполнила
студентка группы СР-31
Катышева Е. А.
Проверила преподаватель
Буторина А.А.
Ярославль, 2009 г.
План
1.2 Теория маргинальности в современной социологии
2. Маргиналы и социальная структура современного российского обществаЗаключение- Список использованной литературы
Маргиналии (от лат. marginalis находящийся на краю) 1) пометки на полях книги; 2) полиграф. - заголовки, вынесенные на поля книги, журнала и т.п. (иначе "фонарики", "боковинки") Словарь иностранных слов - 7-е изд., перераб. - Русский язык, M., 1980. С. 48..
Маргиналии (новолат marginalis - находящийся на краю, от лат margo - край) заголовок, помещенный на полях книги, т.н. боковине. Применяется преим. в научной литературе Энциклопедический словарь ГНИ «СЭ». М., 1963..
И лишь только в пору предреволюционной осторожной вольности появляется следующее определение маргинальности:
Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю, от лат. margo - край, граница), социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. В современной литературе понятие М. распространения не получило «Философский энциклопедический словарь», «Советская энциклопедия», М., 1983..
Однако в современное время понятие «маргинал» получило широкое распространение. По заданному понятию в интернете находится огромное количество документов. Так что же оно обозначает в сети?
Маргиналы - обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример - перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры Мегаэнциклопедия Кирилл и Мефодий. Экономический словарь..
Обратим внимание на то, что за 17 лет между словарями маргиналы сдвинулись из середины общества на его границу.
Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой В. Добреньков, А. Кравченко. Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. .
Таким образом, ключевой характеристикой понятия «маргинальность» является «внесистемность». Маргинал находится вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. Как таковой маргинал не принадлежит ни к господствующей, ни к основным оппозиционным группам и субкультурам.
Понятие «маргинал» оценить нельзя. Это ни «хорошо», ни «плохо». Ибо может быть и «хорошо», и «плохо», но современники об этом, как правило, знать не могут. Не имеет данное слово и постоянного обозначаемого им конкретного предметного содержания. То, что сейчас внесистемно, завтра может войти в систему. Но может и не войти. То, что сегодня системно и даже господствует, завтра окажется на обочине и социальной структуры, и художественной культуры Тот, кто "не в ногу" Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 62..
Маргинала можно рассматривать с двух основных позиций. Во-первых, как человека, который отстал от ценностей, норм, мышления и языка господствующей культуры. А во-вторых, как человека будущего, чьи творения, не понятые и не принятые современниками, войдут в основание грядущей культуры. Помимо этих двух аспектов, может существовать еще и третий. Маргинал - это тот, кто «заблудился», кто производит действия, продукты и ценности, которые не имеют ни «прошлого», ни «будущего».
Таким образом, можно выделить три основные функции маргиналов в обществе Там же.:
· консервирующую;
· развивающую;
· разлагающую.
В первых двух случаях маргинал нужен человечеству. Культура должна быть благодарна тем «чудикам», которые не могут поступиться принципами прошлого. Ибо культура - это всегда сохранение прошлого. Тем более что никогда неизвестно, что в этом прошлом, казалось, отжившем, актуализируется, пусть в далеком, будущем, как говорится, все новое - это хорошо забытое старое. Хотя, конечно, консерватор тормозит развитие. Но не слишком, так как он одинок, его единомышленников мало, и не они определяют судьбы культуры.
Кроме того, обществу нужен и маргинал-человек будущего. Так как именно такие люди нарабатывают принципы мышления, поведения, ценности и язык, которые будут необходимы следующим поколениям, которые «откроют» своих предшественников и воздадут им должное.
Таким образом, мы пришли к выводу, что маргинал довольно сложное в определении понятие. Но все же в основном оно обозначает человека вне социальной системы, структуры и культуры.
1.2 Теория маргинальности в современной социологии
Как уже было отмечено, интерес к проблеме маргинальности заметно возрастает в годы перестройки, когда кризисные процессы начинают выносить ее на поверхность общественной жизни.
Обращение к теме маргинальности начинается с углубленного исследования этого феномена в русле общепринятых концепций и постепенного осмысления его в контексте современной российской реальности. Стремительное изменение последней существенно меняет акценты в формировании взглядов на «российскую маргинальность» до рубежа 90-х годов (на «взлете» перестройки), после «революционной ситуации» 1991 года и после некоторой стабилизации процессов трансформации в середине 90-х Маргинальность в современной России / коллективная монография. М. 2000. С. 33..
Следует отметить, что традиция понимания и использования самого термина в отечественной науке связывает его именно со структурной маргинальностью, т.е. концепцией, характерной для Западной Европы.
Структурная маргинальность - относится к политическому, социальному и экономическому бессилию некоторых лишенных избирательных прав и/или поставленных в невыгодное положение сегментов внутри общества Там же. С. 25..
В дальнейшем же маргинальность осознается как социальный феномен, характерный именно для нашей реальности. В совместной советско-французской работе, Е. Рашковский находит тот ракурс проблемы маргинальности, который больше всего волновал советское общество в первые годы перестройки. Он связан с начавшимся на переломе 70-80-х годов активным процессом становления так называемых «неформальных» общественных движений. По мнению автора, они были призваны выразить интересы маргинализированных групп Рашковский Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 147..
Особо в работах советских авторов подчеркивается политический аспект проблемы маргинальности. Особенно ярко это выражено в работах Е. Старикова. Советское общество предстает маргинализированным изначально, фактом маргинального «первородства» (революция, гражданская война). Источники маргинализации - массовые процессы мобильности и формирование «азиатской» парадигмы общественного развития, разрушение гражданского общества и господство редистрибутивной системы (которую автор называет «социальной имитацией»). Размывание социальных связей и потеря социально-классовых позиций имеет скорее не экономическую, а социально-психологическую основу - разрушение профессионального кодекса чести, трудовой этики, потерю профессионализма Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе// Рабочий класс и соврем. мир. 1989. № 4. С. 142-155..
В 90-е годы появляются новые публикации, посвященные проблеме маргинальности. Это - свидетельство открытого современной ситуацией «белого пятна» в отечественной социологии и потребности его «заполнения».
Первая половина 90-х годов характеризовалась наличием двух основных подходов.
1. В. Шапинский: маргинальность - это культурный феномен. Характеризуя сам феномен культурной маргинальности, автор акцентирует внимание на «включенности субъекта (индивида, группы, сообщества и т.д.) в социальную структуру общества, в политические институты, экономические механизмы и «нахождении» его, в то же самое время, в пограничном, пороговом состоянии по отношению к культурным ценностям данного социума» Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема / Автореферат дисс... канд. филос. наук. М., 1990. С. 14..
2. Н.О. Навджавонов: маргинальность - это проблема личности в контексте социальных изменений. Автор пытается расширить подход к определению маргинальности в ее личностном аспекте, предлагая рассматривать проблему «в свете различных аспектов социального определения человека: человек как трансисторический субъект; как персонификация общественных отношений определенной эпохи» Навджавонов Н.О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов// Социальная философия в конце ХХ века. Деп. рук. М., 1991. С. 163..
К середине 90-х годов исследования и публикации по проблеме маргинальности в России набирают количественный рост и перерастают на новый качественный уровень. Развиваются заложенные в начале перестройки три основных направления, которые определяются достаточно четко:
1. Публицистическое направление. Оно выступает продолжением традиции, начатой еще в конце 80-х годов.
2. Социологическое направление. Основная часть работ по маргинальности сосредотачивается на анализе этого явления в социальной структуре.
3. Культурологическое направление.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные черты отечественной модели концепции маргинальности начинают складываться к середине 90-х гг. Центральным пунктом в смысловом определении понятия становится образ переходности, промежуточности, что отвечает специфике российской ситуации. Главное внимание направлено на анализ феномена в социальной структуре. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений.
2. Маргиналы и социальная структура современного российского обществаСоциальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, объединяемые на основе одного или нескольких признаков и различаемые по общественному положению. Социальная структура подразумевает устойчивую связь элементов в социальной системе. Одними из основных элементов социальной структуры являются социальные общности (классы, нации, профессиональные группы и др.).
Можно выделить следующие общие тенденции в изменении структуры современных обществ Кошкина С.Г. Общая социология / Конспекты / Лекция №9 // http://herzenfsn.narod.ru/leksion/obshaya/soc4 (дата обращения: 05.05.09).:
· количественные и качественные изменения в социально-классовой структуре;
· изменения в демографическом составе индустриальных стран, возрастание маргинализации общества. Маргинализация связана как с активной горизонтальной и вертикальной активностью, так и с социальными катастрофами, кризисами, падением производства;
· рост бюрократизации общества;
· изменения социально-профессиональной структуры: В России с переходом к рыночным отношениям появляются новые статусы (акционер, фермер). Осуществляется приватизация предприятий, создаются различного типа организации; в связи с этим появляются новые социальные группы и в то же время происходит размывание ряда групп (интеллигенция).
Нас же в большей степени интересуют процессы маргинализации как один из источников формирования современной структуры российского общества.
В настоящее время в российской науке отмечается тенденция к определению новых концептуальных подходов в исследовании маргинальности в современных социальных процессах. Исходя из этого, можно предложить следующее уточнение понятия «маргинальность» - состояние групп и индивидов в ситуации, вынуждающей их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социокультурным переструктуированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводящей к существенному изменению или утрате прежнего статуса, социальных связей, социальной среды, а также ценностных ориентаций С. Сусарева Маргинальная ситуация переходного периода http://www.pmuc.ru/jornal/number13/susareva (дата обращения: 06.05.09)..
Таким образом, маргинальность выступает феноменом социальных процессов. Фундаментальным, системообразующим типом социальных перемещений являются социально-профессиональные перемещения, связанные с изменениями в профессионально-должностном статусе - базовом статусе личности. Именно социально-профессиональная структура, которая является основой социальной структуры, сегодня переживает наиболее радикальные перемены. Эти процессы и создают новую ситуацию социальной маргинальности, являются импульсами для образования маргинального статуса, образующегося в процессе трансформации базового статуса личности.
Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве http://www.emc.komi.com/02/12/020.htm (дата обращения: 06.05.09)..
Процессы маргинализации характерны для всего общества в целом. Можно выделить следующие основные тенденции С. Сусарева Маргинальная ситуация переходного периода http://www.pmuc.ru/jornal/number13/susareva (дата обращения: 06.05.09).:
· в процессе маргинализации на окраинах социальной структуры появляются наряду с традиционными маргиналами - люмпен-пролетариатом с низким образовательным уровнем, упрощенной системой потребностей, отстраненностью от общественных процессов - новые маргиналы, имеющие образование и квалификацию, развитую систему потребностей, большие социальные ожидания и политическую активность;
· нисходящее перемещение социальных групп, еще полностью не отторгнутых от общества, но постепенно «сползающих» со своих социальных позиций;
· новая система ценностей у маргинальных групп (нетерпимость по отношению к существующим социальным институтам, крайние формы проявления асоциального поведения, индивидуализм, моральный релятивизм, отрицание любых форм организованности);
· свойственная маргиналам система ценностей, выходит за рамки групповой и распространяется на другие социальные слои, таким образом, проникая в традиционные мировоззренческие структуры;
· появление маргинальных субкультур и контркультур, которые могут оформляться в альтернативные движения самого разного направления;
· постоянный рост и воспроизводство маргинальных групп влекут за собой существенные сдвиги в расстановке социальных и политических сил, которые, в конечном счете, становятся источником социальных конфликтов;
· крупные потоки маргинализации создают безработные; лица, вынужденные заниматься трудом, не требующим полученной квалификации; национальные меньшинства (иностранные рабочие);
· осознание необходимости создания условий для блокировки путей, ведущих к люмпенству: разработка комплексных программ по государственному регулированию социальных процессов, создание правовой и законодательной основы для их реализации.
В настоящее время процессы социальных перемещений приобретают принципиально новое качество и характеристики, обусловленные изменением масштабов, интенсивности, направления и других параметров в результате кардинальной перегруппировки факторов и каналов мобильности под влиянием новой исторической ситуации, которая, по сути, является широкомасштабной маргинальной ситуацией. Это понятие становится ключевым в определении тех новых качественных характеристик, которые приобретают социальные процессы переходного периода, в том числе социально-профессиональные перемещения.
Главный фактор современных социально-профессиональных перемещений - это бурные процессы формирования многоукладности экономики, оплачиваемые достаточно высокой социальной ценой. Перераспределение работающего населения между различными типами собственности, формирование существенных различий в их социально-экономическом положении по этому признаку и составляет основу и содержание процессов социально-профессиональных перемещений в данный момент. Возрастает интенсивность этих перемещений, их различная направленность. Современная ситуация приводит к перемещениям в группах специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих, происходящим чаще всего вынуждено, на фоне неблагоприятных характеристик социального самочувствия, изменения самих условий труда С. Сусарева Маргинальная ситуация переходного периода http://www.pmuc.ru/jornal/number13/susareva (дата обращения: 06.05.09)..
Маргинальные статусы работников формируются под влиянием следующих процессов Там же.:
· перехода специалистов с высшим образованием (часто и высококвалифицированных рабочих), а также руководителей и работников управления в более низкую социально-профессиональную группу;
· перехода работников, бывших определенное время безработными, на новое место работы и на новую должность, чаще всего не по специальности;
· перехода (как правило вынужденного) работников на предприятие другого типа собственности, сопровождающегося изменением социально-профессионального статуса и условий труда;
· резкого падения уровня материального дохода (как правило на государственных предприятиях), создающего условия для вынужденного перехода на другое место работы.
Рассмотрение проблемы маргинальности в социально-профессиональных перемещениях актуализирует задачу создания условий для гармоничного развития профессионально-квалификационной структуры рынка труда, рационального использования потенциала различных категорий активного трудоспособного населения, ищущих свое место в формирующейся социальной структуре.
В итоге, важно отметить, что изучение процессов маргинализации имеет особое значение для прогнозирования развития социальной структуры общества, а также для поиска адекватных мер для предотвращения полного распада социальной структуры, который чреват не только усилением общественной нестабильности, но и другими серьезными последствиями.
ЗаключениеИтак, мы рассмотрели содержание понятия «маргинальность».Дадим ему определение.Маргинальность - это социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью.В качестве основных отечественных концепций современного периода можно выделить следующие:1. Публицистическое направление. Оно выступает продолжением традиции, начатой еще в конце 80-х годов.
2. Социологическое направление. Основная часть работ по маргинальности сосредотачивается на анализе этого явления в социальной структуре.
3. Культурологическое направление, связанное с ценностями и нормами культуры.
В настоящее время в российской науке отмечается тенденция к определению новых концептуальных подходов в исследовании маргинальности в современных социальных процессах.
Процессы социальных перемещений приобретают принципиально новое качество и характеристики, обусловленные изменением масштабов, интенсивности, направления и других параметров в результате кардинальной перегруппировки факторов и каналов мобильности под влиянием новой исторической ситуации, которая, по сути, является широкомасштабной маргинальной ситуацией. Это понятие становится ключевым в определении тех новых качественных характеристик, которые приобретают социальные процессы переходного периода.
Таким образом, мы видим, что процессы маргинализации имеют первостепенное значение в формировании современной социальной структуры российского общества.
Список использованной литературыЛитература:1. В. Добреньков, А. Кравченко. Социология: в 3-ех томах: словарь по книге.2. Маргинальность в современной России / коллективная монография. М. 2000.3. Навджавонов Н.О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов// Социальная философия в конце ХХ века. Деп. рук. М., 1991.4. Рашковский Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.5. Словарь иностранных слов - 7-е изд., перераб. - Русский язык, M., 1980.6. Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе// Рабочий класс и соврем. мир. 1989. № 4.7. Тот, кто "не в ногу" Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999.8. «Философский энциклопедический словарь», «Советская энциклопедия», М., 1983.9. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема / Автореферат дисс... канд. филос. наук. М., 1990.10. Энциклопедический словарь ГНИ «СЭ». М., 1963.Интернет-источники1. Кошкина С.Г. Общая социология / Конспекты / Лекция №9 // http://herzenfsn.narod.ru/leksion/obshaya/soc4 (дата обращения: 05.05.09).2. Мегаэнциклопедия Кирилл и Мефодий. Экономический словарь.3. С. Сусарева Маргинальная ситуация переходного периода http://www.pmuc.ru/jornal/number13/susareva (дата обращения: 06.05.09).4. http://www.emc.komi.com/02/12/020.htm (дата обращения: 06.05.09).