Культура народов Востока
p align="left">В VII-VIII в.в. государство пыталось идейно обновить свои институты. Этому в первую очередь должны были служить мифологическо-летописные своды - «Кодзики» (712 г.) и «Нихон секи» (720 г.). Основной целью их составления было создание государственной идеологии на основе существенной обработки народных сказаний и мифов, а также легендарных и исторических событий. Произошла своего рода состыковка мифа и истории.

Составление «Кодзикки» или «Нихон секи» ознаменовало оформление религии синтоизма как государственной. Положение царствующего рода и других могущественных родов нашло обоснование в той роли, которую играли их божества-первопредки. Следует отметить, что сложившаяся система этих сакральных идеологий играла значительную роль в японской истории вплоть до XX в.

На государственном уровне синтоизм воплотился в культ богини солнца Аматэрасу, считавшейся предком царственного рода. Она была прародительницей Ниниги - первого из её прямых потомков, начавшего управлять землей людей. Среди целого цикла мифов, посвященных Аматэрасу, центральное место занимает повесть о её сокрытии в небесной пещере. мир погрузился во тьму до тех пор, пока богам спомощью магических приемов не удалось выманить Аматэрасу из её убежища.

Синтоизм оформился как типичная религия классового общества. Для него было характерно обожествление особы японского императора, как потомка Аматэрасу. Формально официальный культ императора был отменен лишь в 1945 г. Однако многие современные синтоисты почитают как богов умерших японских императоров.

Одной из наиболее распространенных религий современности является ислам. Это одна из мировых религий, сыгравшая значительную роль в истории человечества и продолжающая оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран. В настоящее время только в «Организацию исламской конференции», созданную в 1969 г., входит 39 государств. Кроме того в различных странах существуют многочисленные мусульманские общины, представленные в Лиге исламского мира.

Ислам в переводе с арабского означает покорность, его приверженцы - мусульмане. Эта религия возникла в Аравии в VII в. Огромный Аравийский полуостров с древнейших времен были заселены арабами. Эти семитические племена были близки по языку, природным качествам и месту жительства к древним евреям.

Происхождение этого народа по преданию идет от Авраама -одного из патриархов (прародителей человечества) и родоначальника евреев. Авраам, не имея долго детей от Сары, с ее разрешения взял себе в жены служанку Агарь, от которой у него родился сын Измаил. Когда позже у Сары тоже родился сын, то Агари пришлось оставить дом Авраама. Она взяла сына Измаила и отправилась о ним на юг, в ту сторону, которая известна ныне как Аравия. Утомленная путешествием по пустыне, мучимая жаждой, Агарь с умирающим сыном на руках обратилась с молитвой о спасении к Богу. Господь услышал ее. Явился ангел, ударил посохом по каменной скале, у которой сидела Агарь, и оттуда заструился источник воды. Здесь и поселилась Агарь со своим сыном Измаилом - родоначальником всех арабов.

Когда спустя некоторое время Авраам (в арабской традиции Ибрагим) захотел проведать Агарь и Измаила, то он пришел к ним и в честь их опасения устроил здесь жилище Богу - Каабу. В основание Каабы он заложил посланный ему Богом камень (метеорит. В то время камень этот сиял необыкновенным блеском. Но, по мере того, как человек грешил, камень тускнел и темнел и стал совершенно черным. На месте спасения Агари возник город Мекка - главный город мусульманского мира. До сих пор каждый правоверный мусульманин считает главной задачей жизни побывать в Мекке, обойти семь раз Каабу, семь раз поцеловать черный камень и семь раз испить из источника Земь-Земь, ниспосланного Аллахом Агари и Измаилу.

Считая свое происхождение от Ибрагима (Авраама), бедуин имел веру в него. Это была вера в единого вечного Бога, сотворившего Адама, пославшего потоп, давшего возможность Ною продолжить человеческий род и т. д. Так как эти предания передавались в устной форме, они подвергались искажениям, но сущность оставалась. Арабы признавали Бога единого, который жил на небе и который имел резиденцию на земле - Каабу. Однако каждое племя арабов имело своего бога-идола, которому и поклонялось. А поскольку арабских родов было много, то и идолов вокруг Каабы и в ней набралось более четырехсот, так единобожие (монотеизм) у арабов постепенно превратилось в идолопоклонство и многобожие (политеизм).

20 апреля 571 г. в Мекке в племени корейшитов, в роде Гашиминов, у Абдулы Муталиба родился сын, Мухаммед (Мохаммед, Магомет, Магомед) - будущий основатель ислама.

Свою религиозную деятельность - проповеди - Мухаммед начал в сорокалетнем возрасте. Он объявил близким, что ему является архангел Джабраил (Гавриил) и внушает откровения от Аллаха. В течение четырех лет он проповедовал в своем доме, куда собирались его последователи. Когда их стало около 30 человек, один из богатых последователей предоставил свой дом и двор, где проповеди продолжались около года. В 615 г. Мухаммед начинает открытую проповедь на возвышенном месте в центре Мекки, где обычно народ собирался, чтобы слушать глашатаев, поэтов, рассказчиков, гадателей и проповедников. Но вскоре родовая аристократия Мекки, в руках которой находилась экономическая и политическая власть, стала враждебно относиться к проповедям Мухаммеда, подрывавшим их влияние. В 619 г. Мухаммед предпринял неудачную попытку переселиться в расположенный недалеко город Такиф, чтобы найти там убежище и последователей. Но там его не приняли, подверг ли насмешкам и забросали камнями. Вернувшись в Мекку Мухаммед жил под постоянной угрозой расправы со стороны аристократии.

В июле 622 г. Мухаммед с самым верным своим последователем Абу Бакром скрытно переезжает в находящийся севернее город Медину. Через несколько лет эта дата была принята началом мусульманского лунного летоисчисления, которое называется «год хиджры» (хиджра - переселение). За Мухамме-дом в Медину переезжают его последователи - мухаджиры (переселенцы). На новом месте он приобретает помощников -ансаров. В Медине Мухаммед постепенно стал религиозным и светским предводителем, образовалась совершенно новая общность, отличающаяся от кровнородственной. Это было объединение последователей нового религиозного учения, то есть община верующих (умма). Она стала зачатком будущего арабского теократического государства.

За десять лет жизни Мухаммеда в Медине произошло много событий: были нападения мединцев на мекканские караваны, произошли три крупные битвы между войсками мекканских аристократов и мусульманами Медины. Общая победа оказалась на стороне мединцев.

Мухаммед скончался 8 июня 632 г. Похоронен в Мекке. За свою жизнь он не накопил богатства и не принял никакого титула властелина. Верующие называли его пророком - посланником Аллаха. За двадцатидвухлетную религиозную деятельность Мухаммед произнес много проповедей в основном в форме «пророческих откровений» - сур (наиважнейшее), которые в условиях неграмотности запоминались наизусть. После смерти пророка и гибели многих его близких и последователей, знавших суры, возник вопрос о сборе текстов проповедей и письменной их фиксации. Эта работа была в целом завершена к 651 г. Так возникла священная книга мусульман Коран (от арабского ал-куръан - чтение вслух, наизусть)

Значительную часть содержания Корана составляют релгиозно-правовые предписания, определяющие образ жизни и поведение мусульман. Главная мысль Корана - божественное происхождение имущественного и социального неравенства.

На основе Корана сложился своеобразный свод нравственно-правовых норм ислама - шариат (от арабского шария - надлежащий путь).

Запретные и дозволенные шариатом принципы действуют во всех сферах мусульманского общества. Они касаются судопроизводства, ритуальных обрядов, семейной жизни, имущественных вопросов, пищи и бытовой сферы общества. Шариат как бы контролирует поведение и действия людей от колыбели до могилы. Существует четыре принципа шариатских установок.

Харам (запретное) - это категорический запрет, который не подлежит сомнению, спариваний. Нарушать его ни в коем случае не дозволено. Например, нельзя отрицать Бога, священность Корана, существование загробной жизни, запрещается употреблять алкогольные напитки и свинину, мусульманке выходить замуж за немусульманина.

Макрух (порицаемое) - то, чего мусульмане должны остерегаться. Например, не одобряется сидение без дела. Активно порицается курение, но конкретного запрета на него нет.

Мубах и мустахеб - желательное и дозволенное. Есть вещи, исполнение которых желательно, но нет запрета на отказ от них. например, человек имеет право сидеть, спать, есть, пить, когда он этого хочет.

Халал - дозволенное. Исполнение велений Аллаха, пророка - доброта, милосердие, благородный поступок - все это есть халал - дозволенное шариатом.

Особое место в исламе занимает понятие «дин» - божественное установление, ведущее человека к спасению. Мусульманские теологи включают в «дин» три основных элемента: «пять столпов ислама», веру (иман) и благие дела (ихсан).

«Пять столпов ислама»:

- исповедание единобожия (таухед) и пророческой миссии Мухаммеда;

- ежедневная пятикратная молитва (салат);

- добровольная очистительная милостыня (закят);

- пост (саум) раз в году в месяц рамадан;

- паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (хаджж).

Исповедание единобожия выражается прежде всего в произнесении известной формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его посланник». Иноверец, произнеся эту формулу после обрядового омовения и в присутствии хотя бы двух мусульман, может считать себя мусульманином.

В исламе выделяются четыре основных предмета веры:

- в единого Бога;

- в его посланников и Писания (всего признается пять посланников-пророков: Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед, завершивший цепь пророчеств);

- в ангелов;

- в воскресение после смерти и Судный день.

В мусульманской мифологии ангелы созданы из света, они бесполы, выполняют поручения Аллаха. Выше всех стоят Джабраил, Микаил, Израил и Исрафил. Демоны, или джинны (шайтаны), были созданы раньше людей и ведут свое происхождение от Иблиса (Шайтана), который отказался поклониться человеку, за что Аллах низвергнул его.

Представления о загробной жизни в мусульманском вероучении развивались под очевидным влиянием христианства. Согласно этим представлениям, все деяния людей будут учтены и взвешены Аллахом, достойные будут отправлены в рай, недостойные - в ад. Будет всеобщее воскресение, но перед этим - «конец света», когда в мире воцарится чудовищный Даджжал (соответствует Антихристу). Конец его злокозненным деяниям положит Иса (в христианском вероучении - Иисус Христос). Лишь после этого судьба каждого человека решится окончательно: праведники войдут в рай, грешники - в ад. Грешников ожидают пытки и истязания, праведников - все то, о чем мечтает человек в земной жизни, в том числе и чувственные наслаждения.

В середине VII в. в исламе оформилось основные направления.

Суннизм представляет собой ортодоксальное направление, которое имеет наибольшее число приверженцев и распространился в Средней и Малой Азии, Закавказье, Поволжье, Сибири, на Урале, в Египте и Северной Африке.

Начало шиизму положила группа сторонников Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда), которому, по их убеждению, должен принадлежать титул халифа. Шииты считали, что все суннитские халифы в свое время незаконно захватили власть и лишь потомки Али, который был первым имамом, руководителем шиитской общины, являлись бы законными правителями.

Как и сунниты, шииты признают святость Корана, посланническую миссию Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность. Но в Коран шиитскими богословами была добавлена сура «Два светила», под которыми подразумеваются Мухаммед и Али.

Ваххабиты (ал-ваххабийа) - сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда бен Абд ал-Ваххаба.

Стержнем его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей; однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым, вводя различные новшества (бида). По мнению Ваххаба, необходимо очищение ислама, социальная гармония, братство и единство всех мусульман, строе соблюдение морально-этических принципов ислама, осуждение роскоши и стяжательства.

Важное место отводилось идее о джихаде против многобожников и мусульман, «отступивших» от принципов раннего ислама

Для раннего ваххабизма. характерны крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками.

Проповедь Ваххаба встретила поддержку среди шейхов Ал Са'уд. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке.

В настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.

Джихад («усилие») - борьба за веру - «борьба на пути Аллаха». Первоначально под джихадом понималась борьба в защиту и за распространение ислама. В отношении этой борьбы в Коране содержатся неоднозначные указания.

В разработанных позднее концепциях термин наполняется новым содержанием. Духовное самосовершенствование объявляется «великим Джихадом», а война с неверными - «малым Джихадом».

Джихад обычно означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама, и в этом значении его синонимами у мусульман выступают слова фатх и газават.

Согласно классической доктрине от участия в джихаде освобождаются несовершеннолетние, умалишенные, слуги, женщины, больные и немощные, лица, не имеющие походного снаряжения

В стане противника запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, если те не сражаются против мусульман. Взрослые же мужчины обращаются в военнопленных. С военнопленными имам мог поступить трояко: предать смерти, освободить за выкуп или превратить в рабов. Если он решал предать военнопленного смерти, то до выполнения этого решения никто не имел права калечить последнего или подвергать физическим мукам. Военнопленных, обратившихся в ислам, убивать не разрешается.

В последние десятилетия торжество ислама во всемирном масштабе как цель джихада прокламируется лишь некоторыми крайними фундаменталистами.

3.Традиции художественного творчества народов Востока

Помимо ведической литературы, о которой уже говорилось, приблизительно в это же время (конец II - начало III тысячелетия до н.э.) оформилась эпическая литература Индии. Это две большие поэмы-легенды «Махабхарата» и «Рамаяна».

«Махабхарата» или «Великая война потомков Бхараты», которую индийцы называют «океаном мудрости и красоты», состоит из 200 тысяч стихов, собранных в 18 книг. Её сюжетом является борьба двух царских родов за власть. Это история борьбы ста братьев Кауравов и пяти братьев Пандавов. Последние были богородными богатырями, которых любил народ. Много раз коварный Дурьодхана, старший из братьев Кауравов, пытался неправдами погубить Пандавов, но тем всегда удавалось спастись благодаря мудрости и героизму. Обманом Дурьодхана завладел богатством Пандавов и изгнал их из страны. Тридцать лет они скитались по лесам, приобретая много друзей и союзников. В жестокой и долгой битве погибли все Кауравы, Пандавы же воцарились в стране. Главный сюжет «Махабхараты» сопровождает большое количество разных преданий, мифов и сказок, которые делабт поэму интересной и яркой.

В поэме Рамаяна повествуется о царевиче Рама. Рама должен был стать правителем стран, но младшая жена отца хотела видеть на его месте своего сына Бхарату. Она хитростью заставила царя изгнать Раму. В изгнании Раму сопровождали жена Сита и брат Лакшман. Владыка демонов Раван похитил Ситу и на воздушной колеснице увез в свое царство. В союзе с обезьянами и медведями братья победили демонов. Вместе они вернулись в свой город и братья стали мудро и справедливо править страной.

Обе поэмы занимали в течение двух тысяч лет большое место в духовной жизни индийцев. Все поэты и драматурги Индии черпали из них темы для своих произведений. Герои поэм Кришна и Рама, как уже говорилось ранее, обожествлены и считаются воплощением Вишну. И сегодня по всей Индии идут представления на темы «Махабхараты» и «Рамаяны». А в осенний праздник Дашера на площадях играют сцены из «Рамаяны». В конце представления сжигают огромное чучело Равана: Рама победил и зло на Земле уничтожено.

В начале нашей эры было оформлено четыре основных сборника древних индийских сказок: «Панчатантра» - «Пять книг»; «Хито падеша» - «Скрытое поучение»; «Щука саптати» - «Сказки попугая»; «Ветала-панчавимшатика» - «Двадцать пять сказок мертвеца». Как правило, действующими лицами сказок выступают животные, наделенные человеческими характерами. Сказки полны юмора и высмеивают жадность, трусость и лживость богачей и восхваляют достоинства простого народа.

В народных и культовых обрядах индийцев широко использовалась танцевальная пантомима. Она сопровождалась комментариями. На основе этих традиций в Индии родилась драматургия.

Классиком индийской драматургии и поэзии признан Калидаса, живший на рубеже IV-V веков. Сюжеты его драм в основном заимствованы из Эпоса. Они содержали не только прозаические монологи и стихотворения, но и танцевально-песенные интермедии.

Всемирно известна классическая драма Калидасы «Шакунтала, или перстень-примета»., которая была написана на сюжет одной из легенд «Махабхараты». В лесу в хижине отшельника выросла красавица Шакунтала. Ее встретил и женился на ней юный царь Душьянта. Вскоре он уехал в столицу и забыл о своей жене. У Шакунталы родился и вырос сын, с которым она через несколько лет пошла к царю. Но по дороге она потеряла кольцо, по которому царь мог бы ее узнать. Царь отказался от своей жены и сына. Когда Шакунтала покинула столицу, Душьянту принесли найденное рыбаками кольцо. Царь все вспомнил и велел вернуть во дворец жену и сына.

Лучшей поэмой Калидасы считается «Мегхадунта» - «Облако-вестник». Боги в наказание за прегрешения разлучили человека с любимой женой. В прекрасных стихах человек просит облако передать привет жене и рассказывает о тех местах, над которыми будет проплывать облако.

Известны имена и других индийских драматургов. Шудрака написал пьсу «Мриччха-катика» - «Глиняная повозка» о любви юноши высокой касты и девушки низкого происхождения. Васантасену преследует своей любовью родственник царя. Она его отвергает, за что тот пытается убить девушку, обвиняя в преступлении ее возлюбленного Чарудатту. Юношу приговаривают к смерти, но в день казни выясняется, что Васантасена жива. Царь благославляет брак бедной девушки и благородного юноши.

Драматург Вишаки-датта написал драму «Мудра-ракшаса»-»Печать Ракшасы», в которой изобразил нравы горожан и придворных кругов Индии в ШМ в. до н.э. Известен и драматург Бхаса, писавший пьесы на темы эпоса «Махабхарата».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты