Компоненты специальной социологической теории
p align="left">Такая ситуация побудила американских социологов предпринять ряд попыток интегрировать в теоретические объяснительные модели множество утверждений различной степени достоверности (гипотезы, выводы эмпирических исследований ИТ. п.). Одна из них, связанная с именем известного американского специалиста по социологии семьи у. Берра, ставила своей задачей упорядочение понятийного аппарата, сложившегося в рамках общесоциологических теорий (Т. Парсонс, Р. Мертоп, Дж. Хоманс и др.), с последующей его редукцией до уровня специальной социологической теории семьи. Речь шла о том, чтобы «переписать» выявленные эмпирические связи на унифицированном языке упомянутых теорий. Другая состояла в том, что американскими социологами было условно названо «путем наверх». Сгруппировав выводы, извлеченные из эмпирических исследований, они постепенно «поднимали» их на все более высокий уровень обобщения с тем, чтобы сформулировать закономерности, лежащие в основе жизнедеятельности семьи.

«Дедуктивная» стратегия построения объяснительных моделей, реализованная У. Берром, представляла собой последовательное соотнесение общесоциологических категорий с результатами эмпирических исследований в таких областях социологии семьи, как выбор супруга, динамика супружеских отношений, возникновение конфликтов, распределение семейной власти, удовлетворенность браком и др. Его работа состояла из нескольких этапов. На первом теоретически осмысливались основные (зависимые) переменные, входящие в объяснительные модели. Их определения рассматривались в рамках различных теоретических схем. Скажем, при построении объяснительной модели удовлетворенности браком эта переменная подвергалась анализу наряду со сходными понятиями. [5]

По мнению большинства американских авторов, специальная социологическая теория представляет собой совокупность взаимосвязанных объяснительных моделей в данной предметной области.

См.: Burr W. Theory construction and sociology of the family.

Исследовались отношение супругов к понятиям «супружеское счастье», «стабильность брака», «согласие супругов», «любовь», «супружеское приспособление», «индекс супружеской интеграции», «супружеский успех» и т. д.

В результате понятие «удовлетворенность браком» интерпретировалось как субъективная оценка супружеского счастья, представляющая собой одну из целей брака и входящая в качестве одного из элементов в такие обобщенные понятия (индексы), как «супружеский успех» или «индекс супружеской интеграции».

Второй этап включал в себя выбор независимых переменных и обобщение связей, установленных в эмпирических работах. У. Берр разработал процедуру вторичного анализа таких связей, заключающуюся в том, что вначале из опубликованных работ извлекались эмпирически установленные связи между изучаемой зависимой переменной и всеми независимыми. Параллельно с этим анализировался понятийный аппарат ряда общесоциологических теорий (теория групп Дж. Хоманса, теория символического интеракционизма и т. д.), при этом выбирались те понятия, которые описывали влияние различных факторов на удовлетворенность браком. Это делалось для того, чтобы связи между переменными, выявленные на эмпирическом уровне, переформулировать на языке теоретических понятий.

Так, например, вывод одной из работ был сформулирован следующим образом: «Интегративное качество брака проявляется в степени согласия между тем, что супруг ожидает от своего партнера, и тем, как он его воспринимает в действительности». По мнению У. Берра, это утверждение неопределенно и не соотносится ни с какой теорией. Он переформулировал его на язык символического интеракционизма, используя принятое в этой теории понятие ролевого несоответствия, отражающего расхождения ролевого поведения с существующими нормами. В результате приведенное выше утверждение приобрело следующий вид: «Степень ролевого несоответствия в супружеских отношениях влияет на удовлетворенность браком, и эта зависимость обратная».

Из интеракционистской теории групп Дж. Хоманса У. Берр использовал такие понятия, как «взаимодействие», «чувство» (эмоциональное отношение), «объем взаимодействия» (обобщенная характеристика частоты, длительности, интенсивности взаимодействия), «ценность взаимодействия» (в глазах воспринимающего субъекта), «объем чувства» и «ценность чувства», а также понятие «выгоды как отношений обмена». Выгода определяется Хомансом как соотнесение индивидом цены и награды в его реальном проведении. На языке этих понятий Берр переформулировал все эмпирически выявленные связи, в которых в качестве зависимой переменной выступала «удовлетворенность браком».

В результате было получено девять утверждений:

объем взаимодействия между супругами влияет на объем их чувства, и это прямая монотонная зависимость;

объем чувства влияет на объем взаимодействия;

если выгода от взаимодействия между супругами «положительная», то чувство, возникающее при взаимодействии, позитивно, а если выгода отрицательная, то и чувство негативно;

4) ценность взаимодействия влияет на степень выгоды от взаимодействия, и это прямая монотонная зависимость;

выгода от взаимодействия влияет на объем взаимодействия, и это прямая монотонная зависимость;

степень выгоды от взаимодействия связана со степенью влияния объема взаимодействия на объем чувства, и это прямая монотонная зависимость;

ценность чувства влияет на степень выгоды от чувства, и это прямая монотонная зависимость;

выгода от чувства связана с интенсивностью влияния объема чувства на объем взаимодействия;

объем чувства влияет на удовлетворенность браком, и это прямая монотонная зависимость.

Совокупность этих утверждений у. Берр представляет в виде следующей концептуальной схемы (см. рис. 2).

Апробированная У. Берром методология построения объяснительных моделей представляет интерес прежде всего потому, что на ее основе (в отличие от огромного большинства американских социологических работ по браку и семье, страдающих излишним эмпиризмом) проделан опыт наведения мостов между эмпирией и теорией, инвентаризированы и обобщены выводы многочисленных эмпирических исследований и тем самым внесен определенный вклад в теорию. В то же время подход Берра связан с целым рядом серьезных недостатков. Во-первых, обобщению подвергались как достоверные (проверенные), так и мало- или совсем не проверенные суждения, вследствие чего любая погрешность эмпирии усугублялась, будучи «возведена в степень» теории. Во-вторых, отсутствие описания процедуры и правил, по которым совершался процесс обобщения, не позволяет верифицировать его конечные результаты. Читателю остается верить автору на слово, что выводы умещаются именно в 9 утверждений и формулируются они именно так, а не иначе. В-третьих, язык, на который «переводились» все эмпирические связи, -- это все же язык Хоманса, а не специальной социологической теории семьи, так как он не отражает специфики брачно-семейной проблематики.

В ходе работы над проектом были выделены 24 сферы изучения семьи. На примере одной из них -- фактор качества брака -- покажем «кухню» исследования.

Вначале проводился систематический анализ всех понятий, связанных с категорией «качество брака» (удовлетворенность браком, счастье, ролевое напряжение и конфликт, супружеские коммуникации, семейная интеграция, приспособление супругов и т. п.). Было показано, что на эмпирическом уровне значения этих переменных тесно коррелируют между собой. Поэтому для изучения факторов, влияющих на качество брака, использовались работы, в которых в качестве зависимой переменной выступала не только эта категория, но и все тесно коррелирующие с ней понятия (всего было проанализировано около 300 эмпирических исследований).

Промежуточным итогом явилась идентификация свыше 40 различных факторов, которые затем были объединены в 3 группы: добрачные факторы, социально-экономические факторы брака и межличностные факторы. В дальнейшем последовательно анализировались выводы, основанные на эмпирических установленных связях независимых переменных, объединенных в эти группы, с одной стороны, и качеством брака (или коррелирующей переменной) -- с другой. Утверждения, связанные с каждой из независимых переменных, в свою очередь, группировались таким образом, что результаты 30--40 эмпирических исследований входили в одно сводное. Это, помимо прочего, позволило выяснить степень совпадения результатов разных работ со сходной проблематикой, вскрыть содержащиеся в них неточности. В случае выявления противоречивых выводов намечались пути проверки справедливости каждого из них.

В конечном счете было предложено 74 утверждения первого порядка. Многие из них, по замечанию Ф. Берардо, являлись атеоретическими. Ф. Най полагает, что только 52 % работ имеют удовлетворительную обоснованность К тому же авторы эмпирических исследований часто использовали термины обыденного

Качество брака людей различных рас ниже, чем у однорасовых супругов

Чем больше у жениха и невесты ресурсов, связанных с выполнением ими будущих супругов, тем выше качество будущих брачных ролей, тем ниже качество брака

Чем больше разница в социоэкономическом статусе жениха и невесты, тем выше качество брака

Качество брака людей с различным вероисповеданием ниже, чем у людей с одинаковым вероисповеданием

Чем больше различия в уровне образования, тем ниже качество брака

5. Чем больше разница в возрасте будущих супругов, тем ниже качество брака

6.Чем выше степень невротизма в поведении будущих супругов, тем выше качество брака

Чем выше уровень образования будущих супругов тем выше вероятность сохранения брака

Чем выше возраст вступления в первый брак, тем выше качество брака

Чем выше социальный статус обоих супругов, тем выше качество брака

Чем лучше были знакомы будущие супруги, тем выше качество брака

Чем выше качество межличностного взаимодействия будущих супругов, тем выше качество брака

Чем выше уровень культуры каждого из будущих супругов, тем выше качество брака

Чем выше самооценка каждого из будущих супругов, тем выше качество брака

Чем лучше физическое здоровье жениха и невесты, тем выше качество брака

Воспитание и образцы поведения в родительской семье

Чем выше качество брака в родительской семье, тем выше качество воспитания и образ брака в собственной семье

Чем более счастливым было детство каждого из будущих супругов, тем выше качество брака

17. Чем более положительными были отношения между каждым из будущих супругов и его (ее) родителями, тем выше качество брака

Поддержка «значимых других»

Чем выше степень одобрения родителями будущего брачного партнера тем выше устойчивость брака

. Чем большую поддержку оказывают родители для своих сына или дочери, тем выше уровень разводимости

Чем больше жениху или невесте нравятся родители будущего последующее брачного партнера, тем выше качество брака

20. Чем шире оппозиция к браку со стороны друзей жениха или невесты, тем ниже качество брака

Независимые утверждения первого порядка

Чем выше уровень совпадения норм, ценностей и установок жениха и невесты, тем выше уровень брака

Чем выше уровень соответствия добрачного сексуального поведения жениха и невесты их ценностям и нормам в этой сфере, тем выше качество брака

Добрачная беременность обусловливает более низкое качество брака

Чем более мотивация брака независима от внешнего давления, тем выше качество брака

Конструкты языка: «уровень счастья», «уровень интеллигентности» и т. п. стоят в одном ряду с принятыми в социологии конструктами типа «качество брака», «уровень самооценки» и др.

Упомянутые 74 утверждения первого порядка затем сводились в утверждения более высокого -- второго и третьего -- порядка. Ниже представлен фрагмент такой процедуры с утверждениями, касающимися влияния добрачных факторов на качество брака.

Аналогичная операционализации других групп факторов позволила сформулировать еще целый ряд утверждений второго и третьего порядков. На основе их классификации была разработана схема, которая, по мнению авторов, представляет собой теоретическую объяснительную модель качества брака.

Описанный подход к. построению объяснительных моделей весьма полезен для развития исследований по брачно-семейной проблематике и разработки теории семьи. Он способствует реализации описательной и информационной функции науки, так как позволяет проанализировать достигнутые результаты за период многолетней деятельности.

Возвращаясь к замечаниям, предваряющим описание двух подходов к построению теоретических объяснительных моделей, можно сказать, что предпринятые американскими социологами попытки продемонстрировали не только трудности этого процесса, но его эвристические возможности. Заметим также, что описанные выше подходы могут осуществляться только при наличии достаточной теоретической и эмпирической базы (достаточной с точки зрения количественной).

При оценке возможностей использования их в марксистской социологии следует исходить из двух существенных различий в развитии социологии семьи в СССР и США. Во-первых, в США имеет хождение множество плохо или вовсе не согласующихся между собой общесоциологических теорий. Отсюда поразительная «разноголосица» в категориально-понятийном и терминологическом аппаратах.

В советской социологии, опирающейся на единую общесоциологическую теорию, сложности с унификацией категориально-понятийного аппарата, отсутствие терминологического единства связаны не с принципиальными моментами, а с различием подходов, принятых в тех или иных научных дисциплинах (социальная демография, социальная психология и т. п.), либо с многообразием парадигм, сосуществующих в пределах данной области знания (в социологии семьи -- социальный институт, малая группа и т. п.). Поэтому стратегия Берра может лишь указать некоторые ориентиры методического характера в работе по унификации понятийного языка разных научных дисциплин.

Во-вторых, в США накоплено много больше эмпирических данных в области социологии семьи. Это объясняется самой организацией американской социологии, когда исследования проводятся по заказам многочисленных учреждений и ведомств, в учебных целях -- в университетах и колледжах и т. д. Существование огромного числа эмпирических работ обусловливает целесообразность обобщений и попытку приведения их к единому теоретическому «знаменателю».

Проведенный обзор исследований показал, что только в некоторых областях социологии семьи (например, проблемы рождаемости, совмещения профессиональной и семейной ролей женщин) накоплено достаточно материала для того, чтобы провести его систематизацию и обобщение и на этой основе строить теоретические объяснительные модели. Во многих направлениях социологии эти условия пока отсутствуют. Тем не менее, возможности выхода на уровень теоретических объяснительных моделей имеются. Эти модели основаны на принципиально иных предпосылках, суть которых состоит в упорядочении и стандартизации категориально-понятийного аппарата исследований, и прежде всего системы переменных, построения на языке этих переменных широкого класса исследовательских гипотез и объяснительных моделей, отражающих научно обоснованные представления о сторонах, связях и сущности изучаемых явлений, с последующей их эмпирической верификацией.

Таким образом, можно заключить, что рассмотрение большого числа исследований, проведенных на основе плохо сводимых друг с другом переменных, разнородных методик и выборок, может лишь привести к некоторой систематизации факторов, влияющих на изучаемую переменную, с теми существенными недостатками, которые рассматривались выше. Думается, что эти недостатки были бы минимальны, если бы исследования опирались на систему стандартизированных переменных, эмпирических индикаторов и единый подход к определению выборки. В таком случае был бы возможен сравнительный межрегиональный анализ важнейших характеристик брачно-семейных отношений и влияющих на них факторов (с учетом их изменения во времени).

Литература

1. Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. M., 1974; Гостковский

2. Повышение достоверности опроса в социологических исследованиях // Социол. исслед. 1978. № 4. С. 160--165; Докторов Б.

3. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979; Докторов Б. 3., Фирсов Б. М. Методические вопросы формализации социологических анкет // Социол. исслед. 1975. № 3. С. 63--73;

4. Журавлева И. В. Интервью: Современная практика и пути совершенствования: Дис. канд. филос. наук. M., 1975;

5.Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. M., 1969; Лекции по методике конкретных социальных исследований. M., 1972;

6.Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. M., 1975;

7. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. M., 1978;

8. Погосян Г. А. Методы сбора информации в социологии. Ереван, 1985; Процесс социального исследования. M., 1975;

9. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. M., 1972; Рабочая книга социолога. M., 1983;

10. Рукавишников В. О., Паниотто В. И., Чурилов Н. Н. Массовые опросы: (Методический опыт). M., 1984;

11. Саганенко,Г. И. Социологическая информация: Статистическая оценка надежности исходных данных социологического исследования. Д., 1979

12. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984; Ядов В. А. Социологические исследования: Методология, программы, методы. M., 1972.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты