История становления социологии

История становления социологии

2

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГОУ ВПО РГАЗУ)

Факультет КИОВР

КАФЕДРА ИСТОРИИ

СОЦИОЛОГИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

студентам 1 курса

всех специальностей

Составитель:

доц. Алешков В.И.

Содержание

  • Лекция 1. История становления социологии
    • 1.1Возникновение и развитие научной социологии на Западе
    • 1.2 История русской социологии
    • 1.3 Основные направления развития социологии
    • 1.3.1 Философия истории
    • 1.4 Глобализация современной социологии
    • Литература
    • Лекция 2. Социальная структура и социальная стратификация
    • 2.1 Социальное неравенство
    • 2.2 Социальная структура общества
    • 2.3 Теория стратификации в западной социологии
    • 2.4 Социальная мобильность населения
    • 2.5 Специфика структуры российского общества
    • Литература
    • Лекция 3. Методология и методы социологического исследования
    • 3.1 Типология социологических исследований
    • 3.2 Основные требования к разработке программы
    • 3.3 Требования к программе исследования
    • 3.4 Основные приёмы социологического исследования
    • 3.4.1 Формирование социологической выборки. Типы выборок
    • 3.4.2 Принципы социологических измерений
    • 3.4.3 Приемы сбора эмпирической информации
    • 3.4.4 Наблюдение как метод сбора социологической информации
    • 3.4.5 Документальные источники
    • 3.4.6 Анкетные опросы и интервью
    • 3.5 Методы обработки социологической информации
    • Литература
Лекция 1. История становления социологии

До возникновения социологии как самостоятельной науки социологическое видение мира существовало в виде социальной философии, которая под влиянием быстрых успехов механики и других точных наук чаще всего называлась "социальная физика".

Как во всех физических науках социальное объяснялось через постулат, согласно которому общество являлось частью природы, а обществоведение определялось как часть естествознания. Целью социальной физики было не описание социальных фактов, а их сведение к небольшому числу имманентных природе общих знаков.

Для того времени это была прогрессивная позиция, направленная против богословских догматов и божественного объяснения происхождения мира и роди Провидения в управлении историей.

Предтечи социологического учения искали некие закономерности в историческом развитии, позволяющие объяснить стихийность мировых движений, общественного устройства и взаимодействия человека с окружающей средой.

Один из сторонников идеи законообразности исторического развития Ш. Монтескье в работе "О духе законов" объяснял, что Законы в самом широком значении этого слова - суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей, и в этом смысле все, что существует, имеет свои законы.

Хотя такой подход в известной мере и отражал теорию прогрессивных изменений в обществе, он не мог вполне отвечать потребностям тех новых отношений, на которых строился капитализм. Чтобы глубже познать суть общественных процессов, нужно было опираться не только на философские постулаты, сколько на их эмпирические доказательства.

Сама общественная жизнь требовала новых подходов. И на смену социальной философии приходит социологическая интерпретация социальных явлений. Вот тогда-то и возникает социологический стиль мышления, который предполагает:

? взгляд на общество как на некое системное целое, функционирующее и развивающееся по своим собственным законам;

? осознанную установку на изучение реально существующих общественных отношений, а не умозрительных утопий;

? опору на эмпирические методы исследования. Все дальнейшее развитие социологии, в том числе в различных ее направлениях, было связано с реализацией этих подходов.

Вполне осознавая все разнообразие социологических школ и течений, всю историю социологии можно условно разделить на две основные ветви. Одна из них - немарксистская - начинается с трудов О. Конта и его западноевропейских последователей Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Герберта Спенсера, Макса Вебера до современной западноевропейской и американской социологии, включая сюда социологическую мысль России XIX - начала XX в. Вторая ветвь, собственно марксистская, связана с именами основоположников марксизма, их интерпретаторов в России - П. Лаврова, Г.В. Плеханова, а также с работами В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, социологов-марксистов 20-30-х гг. - к современной социологии 60-80-х гг. Каждая из названных ветвей богата своими идеями и разнообразна представительством выдающихся мыслителей, анализ учений которых и представляет в своей совокупности содержание этапов развития социологической мысли.

1.1Возникновение и развитие научной социологии на Западе

Традиционно возникновение социологии относят к 30-м гг. XX в., связывая с именем французского философа-позитивиста Огюста Конта, который в 1839 г. в 47 лекции "Курс положительной философии" ввел в научный оборот термин "социология", заменив им употреблявшееся ранее понятие "социальная физика".

Воззрения О. Конта во многом предопределяли взгляды утопистов и особенно учения А. Сен-Симона, секретарем у которого О. Конт долгое время работал.

Как социолог, помимо стройной системы методов социологического анализа, где главное место он отводил наблюдению (здесь еще сказывалась неразвитость методического анализа социологии и поэтому пока специфизировался общенаучный метод), О. Конт, разрабатывая методологию социологического познания, сформулировал теорию социальной динамики и теорию социальной статики.

В соответствии с первой в основе человеческой (социальной) жизни лежит прогресс, который предполагает изменения материального порядка, а также форм правления. Теория социальной динамики допускает изменения человеческой природы (физиологии человека), моральный прогресс, под которым понимается установление некой коллективной солидарности общества. Как следствие научного (интеллектуального) прогресса О. Конт допускал изменения в религиозно-мировоззренческой сфере.

Помимо законов социальной динамики в обществе проявляются законы социальной статики. Именно их действие объясняет целостность общества. Вместе с тем сущность общества как целостного образования познается через его части, которые помогают его нормальному функционированию. Это основные институты общества - семья, государство, религия.

О. Конт уделял определенное внимание проблемам "социальной политики", в основе которой лежат человеческие интересы и идеалы. Его взгляды относительно общественного устройства достаточно многообразны. Высшая ценность социальной жизни - государство, в котором личность должна раствориться. Властные отношения такого общества строятся с учетом полного разделения экономических, политических и моральных функций государства. Власть должна предупреждать и соблюдать и разделения. Это наиболее удобно достигнуть при форме правления в виде диктатуры триумвирата, в который входят высшие финансовые круги, промышленные магнаты и руководители сельского хозяйства.

В эту элитарную группу входят также ученые и артисты, которые должны соблюдать роль блюстителей нового общества и его ценностей. Своеобразно оценивается в этом обществе роль пролетариата, который может стать действительным помощником элиты в случае, если порвет с социалистическими учениями, так как они посягают на институт собственности. Власть должна быть у элиты, а на долю других слоев общества отводится труд, приносящий моральное удовлетворение и общественное признание.

Несмотря на несовершенность отдельных взглядов, социология О. Конта положила начало научному изучению общества. Его взгляды сыграли выдающуюся роль в деле становления социологии как науки.

Весомый вклад в продолжение развития социологической теории внесли последователи О. Конта. Одним из наиболее значительных представителей социологизма был французский ученый Эмиль Дюркгейм, Выступая с критикой индивидуально-психологического подхода, он считал, что социальная реальность тождественна общему, коллективистскому в сознании. Его концепция явилась по существу обоснованием социологического эмпиризма. Из анализа природы социальных связей в современном ему обществе Э. Дюркгейм делал вывод о том, что обществу присущи конфликты. Главное их содержание и причины связаны с профессиональными противоречиями. Классовым конфликтам он придавал второстепенное значение. Государство, считал Э. Дюркгейм, в своей социальной политике должно вести работу по упорядочению конфликтов, что предполагает социальную сплоченность общества. Помимо экономических задач государство призвано осуществлять моральную регуляцию общества.

Э. Дюркгейм одним из первых поставил задачу предметного изучения социальных явлений. В связи с этим он подчеркивал значение вспомогательных дисциплин - истории, этнографии, статистики - для социологии. Э. Дюркгейм одним из первых начал социологически изучать отклоняющееся поведение, где попытался осуществить преемственность в исследовательских методах.

Характеризуя вклад Э. Дюркгейма в развитие научной социологии, следует помнить, что он во многом отражал сущность современной ему эпохи, и в этом смысле стоял на позициях поиска "третьего пути" между клерикальным роялизмом и социализмом, что тогда отвечало интересам буржуазных республиканцев.

Э. Дюркгейм занимает заметное место в истории развития социологии своими методологическими трудами и внес огромный вклад в разработку исследовательской техники.

Другим мыслителем этой эпохи контовского направления был немецкий социолог и культуролог Георг Зиммель. В своих работах он затрагивал довольно широкий спектр социальных и культурологических проблем общественной жизни. Отдельные его разработки, особенно посвященные систематике социологии, способствовали возникновению различных отраслей социологического знания. Г. Зиммель одним из первых предпринял попытку определения предмета социологии как учения об обществе, которое познает все то, что в обществе является действительно общественным. Г. Зиммель исследовал такие социальные формы, как "господство и подчинение", "конфликты", много внимания уделял разработке социальной типологии. Им осуществлена классификация таких социальных форм, как социальные процессы, социальные типы и модели социального развития. Хотя эти разработки во многом носили формальный характер, они оказали влияние на концепции современной социологии и нашли свое отражение в работах социологов США - Р. Мертона, М. Липсета, С. Линда и др.

Наиболее ярким представителем западноевропейской ветви в развитии социологии был выдающийся ученый, классик буржуазной социологической науки Макс Вебер. Воззрения М. Вебера неразрывно связаны с содержанием той эпохи, в которой он жил. Это был период, богатый на серьезные общественно-политические и экономические изменения. Европа переживала последствия франко-прусской войны и Парижской Коммуны, происходили серьезные изменения в экономике под влиянием промышленной революции, социальные конфликты в странах Европы принимали резкие формы, началось серьезное обнищание широких масс. Пролетариат выходит на арену политической борьбы, заявляет о себе как о самостоятельной силе, укрепляется и развивается социологическое учение. Россия заявляет о себе как капиталистическая держава, в ее недрах зреют революционные настроения, приведшие к трем русским революциям, последняя из которых расколола начавшийся преобразовываться в ходе Первой мировой войны мир на две противоположные системы.

Все эти коллизии нашли отражение в идейном пути М. Вебера. Будучи на первых этапах становления приверженцем милитаризированной идеологии прусского типа, он через признание социалистических идей пришел в конце своего жизненного пути к отрицанию насильственных методов в политике и жизни общества. Под влиянием личной трагедии (в период первой мировой войны погиб его сын) М. Вебер встал на пацифистские позиции. Его деятельность была многообразной и разносторонней. М. Вебер был и ученый, и педагог, и общественный деятель. Будучи современником К. Маркса, М. Вебер хорошо был знаком с марксистскими трудами. Он высоко оценивал экономическую теорию марксизма, но совершенно не воспринимал социально-политические теории. М. Вебер был одним из тех, кто дал отрицательную оценку революционным выступлениям 1905 г. в России.

Как методолог и теоретик социологической науки М. Вебер выдвинул идею "понимающей социологии", т.е. теории, согласно которой необходимо понимать и толковать действия людей. Концепция социального действия занимает одно из центральных мест в веберовской социологии. Разрабатывая ее, М. Вебер подробно сформулировал учение о типах господства. Он выделял три типа: первый - легальное господство. При нем подчиняются не личностям, а установленным в обществе законам. Этот тип подчиненности характерен для буржуазного государства. Второй тип - традиционное господство. К нему относится подчинение типа "господин - слуга", сформировавшееся в патриархальном смысле. При таком господстве аппарат управления всецело зависит от господина. И третий тип - так называемое харизматическое господство, где под харизмой понимается некий божественный дар. К харизматическим качествам М. Вебер относил дар пророчества и силу духа и слова, а к числу харизматических личностей, обладающих харизмой, - героев, великих полководцев, выдающихся политиков, основателей мировых религий. Занимаясь вопросами жизнедеятельности в философско-социологическом плане, М. Вебер много внимания уделял месту религии в обществе. Ему принадлежит ряд серьезных исследований, положивших начало одному из самостоятельных направлений в социологии - социологии религии. Оценивая роль и значение М. Вебера в развитии социологии, нужно иметь в виду, что он был крупным методологом и теоретиком - интерпретатором. Его влияние на теоретическую социологию исключительно сильно настолько, что его последователи называли его "буржуазным Марксом", подчеркивая тем самым идейное влияние М. Вебера на последующие поколения западных социологов.

Социология развивалась в основном в Западной Европе, но свой вклад в социологическую науку внесли и русские мыслители:

? Г.В. Плеханов,

? П.Л. Лавров,

? Н.К. Михайловский,

? В.И. Ленин,

? Н.Я. Данилевский,

? П.А. Сорокин.

Вероятно, особые условия повлияли на то, что в России социология не была востребована обществом. Достаточно назвать Питирима Сорокина - молодого профессора Петербургского университета, талантливого социолога, насильно высланного властями за границу в 20-е гг.

1.2 История русской социологии

В XIX веке бурно начинает развиваться русская социология.

Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Б. Чичерина, который рассматривал ее как часть курса государственной науки. По его замыслу, данная наука включала в себя философское обоснование изучения общества и государства, собственно социологию как дисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящую своей задачей обоснование разумной политической деятельности.Б. Чичерин определяет государство и общество как два разных союза, "из которых один представляет общество как единое целое, а другой заключает в себе совокупность частных отношений".

Б. Чичерин подчеркивает необходимость четко различать сферу государства и общества, а предмет социологии видит в изучении общества, но в его многообразных отношениях и противоречиях с государством. В социологическом курсе Чичерин вычленяет специальные разделы: природа и люди, экономический быт, духовные интересы.

В творчестве А. Градовского можно выделить ряд ключевых моментов. Это прежде всего общество и государство - проблемы конституционализма и реформа 1861 г., история России в сопоставлении с историей стран Западной Европы. В его трудах мы находим идею правового государства, в котором закон, выражая отношение власти, вместе с тем является выражением народного сознания, опытом выработанных убеждений и общественных представлений о социальной справедливости.

Социологический подход к праву и государству позволил А. Градовскому рассмотреть социальные институты, учреждения, историю управления в качестве конкретно-исторических проявлений отношений собственности, власти и личности. Идеи государственной школы имели важное значение для развития русской социологической мысли.

Переход от традиционной теории права к новому социологическому позитивному его пониманию наметился под влиянием идей О. Конта и был реализован в трудах С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, В.И. Сергеева и других. Это означало появление ряда новых теорий права - оно понималось теперь и как социальное (С. Муромцев), и как разграничение интересов (Н. Коркунов).

Отметим, что русские социологи критически воспринимали идеи О. Конта. Так, В.Н. Сергеевич подчеркивал спорность положения Конта о возможности сопоставления и сближения законов развития природы и общества. Он считал, что это положение вступает в противоречие с тезисом о свободе воли индивида. В.Н. Сергеевич отмежевался и от позиции органицистов, полагая, что применение приемов естествознания может принести определенную пользу политическим наукам, однако простой перенос законов механики, химии, физиологии в область государственных наук ничего не дает, оставаясь элементарным сопоставлением внешних сходных черт явлений.

Сергеевич разработал систему взглядов на статическое и динамическое состояние общества. Он выдвигал концепцию прогресса на позитивной основе, полагая, что главное достижение О. Конта состоит в выборке правильного метода наблюдения социальных явлений.

Развивая концепцию прогресса, Н.К. Михайловский в качестве главного критерия прогресса выдвинул степень социальной интеграции. Сходные идеи мы находим у М.М. Ковалевского.

Формирование социологической концепции М.М. Ковалевского происходило под влиянием идей О. Конта и достижений сравнительно-исторического метода, разработанного в юриспруденции.

Социологическая теория М. Ковалевского включает в себя учение о солидарности, прогрессе, теории факторов, стадиях экономического роста; концепцию русского исторического процесса. По Ковалевскому, солидарность должна восторжествовать над антагонизмом. Ковалевский определил социологию как науку о порядке и прогрессе.

Взгляды Ковалевского взял за основу для своих размышлений П. Сорокин, от отдельных из них впоследствии отказался, другие развил.

П.А. Сорокин был крупнейшим социологом ХХ века. Его идеи оказали огромное влияние на всю современную социологическую науку. Главный труд П. Сорокина - "Система социологии". Социология, по Сорокину, представлена двумя частями: теоретической и практической.

Общее и систематическое изложение классификации всех общественных наук, определение места социологии среди них и обоснование ее специальных методов осуществлено русским социологом Н.И. Кареевым. В самом общем виде Кареев определял социологию как науку, изучающую законы общества, хотя и подчеркивал, что сами эти законы отнюдь не тождественны тем, с которыми имеют дело естественные науки, а представляют скорее общие, более или менее определенные тенденции развития социальных процессов.

Создателем социологии политических партий и учения об элите можно считать М.Я. Острогорского. Он первым поставил проблемы политической социологии в качестве предмета социального научного исследования, привлек для их решений большой эмпирический материал и сформулировал выводы, получившие характер парадигмы.

1.3 Основные направления развития социологии

В современной социологической науке, которая, в основном, сложилась в ХХ в., можно выделить главные направления:

1.3.1 Философия истории

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях