Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях
p align="left">Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, -- не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, позна-вательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе на-выков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговремен-ных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют по-зитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликт-ность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем под-ростковом и юношеском возрасте.

Неблагополучные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отно-шение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою не-нужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из роди-телей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и сча-стливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страда-ния ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отка-за от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации.

Как правило, неблагополучная семья характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от сво-их обязанностей.

Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в неблаго-получных семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.

Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ве-дет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждению от прямых функций по социализации детей, их интегра-ции в общество как полноправных и полноценных его граждан. Са-моустранение родителей от своих обязанностей возникает в связи с отсутствием необходимого уровня общей и педагогической культу-ры, что требует дополнительных усилий от специалистов школы по социально-педагогическому и специально-психологическому со-провождению неблагополучной семьи. Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершен-нолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нуж-ны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи.

Необходимо выделить общие для всех неблагополучных семей особенности. К ним, прежде всего, относятся:

категорический отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;

уклонение от исполнения родительских обязанностей, переклады-вание своих родительских обязанностей на школу;

конфликтность всех членов семьи, агрессивное отношение к окру-жающим;

отсутствие надзора за несовершеннолетними;

злоупотребление родительскими правами- жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами.

Подводя итоги в данной части работы выделим следующее.

Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «неблагополучная семья». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:

Медицинский- это семьи, где наблюдаются медико- биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;

Социально-административный- семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;

Психолого- педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Понятие семьи группы риска включает в себя следующие категории семей:

-внешне благополучные, но подвергшиеся влиянию одного из «рисковых факторов» (потеря одного из родителей, резкое изменение уровня благосостояния…). В данную группу можно отнести беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража);

-семьи с неопределенным социогенезом. В данном случае специалисты имеют дело с семьями, о которых ничего не известно- история развития, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции. В эту категорию можно отнести семьи вновь приехавших в район будущих родителей (определение через женскую консультацию), с детьми дошкольного возраста (дошкольные учреждения), с детьми школьного возраста (образовательные учреждения);

- семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска». В данном случае объектом профилактики являются дети и подростки, воспитывающиеся в семье. Профилактическое воздействие направлено на них в качестве потенциальных родителей, супругов. Необходимо отметить, что работа с детьми осуществляется в основном вне семейного окружения (в школе, специализированных учреждениях для несовершеннолетних). Параллельно ведется коррекционная работа с родителями и иными членами семьи.

В качестве отдельной категории необходимо рассматривать

-семьи благополучные, в которых воспитываются дети школьного возраста. Определение их в отдельную категорию обусловлено резкостью динамики социального окружения детей (новые сверстники, новые идеалы и ценности), появлению новых факторов риска (реклама алкоголя, курения). Все это способствует изменению личностного развития детей и подростков, смене поведения, причем в большинстве случаев родители могут лишь незначительно повлиять на данный негативный процесс.

-семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска», когда в качестве объекта социальной, психологической, педагогической работы необходимо рассматривать родителей, ближайших родственников.

1.2. Особенности подростков, воспитывающихся в

неблагополучных семьях.

Изучая особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях необходимо остановится подробнее на каждом типе семейного неблагополучия.

Рассматривая типы благополучной семьи в зоне риска, где при появлении социально-экономических проблем, морально-психологических испытаний и душевных травм возникают психологические конфликты между родителями, ухудшающие поло-жение детей в семье, М.И. Буянов, З.И. Гарбузов, Титова С.В. и ряд других авторов выделяют следующие особенности подростков, воспитывающихся в данных семьях:

Неполная семья. Семья, в которой ребенка воспитывает одинокий родитель. Это чаще одинокая мать, для которой ребенок может яв-ляться помехой в устройстве личной жизни. Реже -- одинокий отец. Подобное социально-демографическое неблагополучие возникает по причине распада семьи вследствие развода или смерти одного из родителей. В таких семьях дети часто испытывают психологическое, моральное, экономическое неблагополучие. Их тяготит понимание от-личительной особенности своей семьи от других знакомых семей. Дети испытывают ощущение определенной неполноценности, боль и страдание за мать (или отца), их детские мечты и страхи отличны от мироощущения других детей. Часто дети отправляются на поиски второго родителя.

Многодетная семья. Семьи, имеющие на иждивении трех и более несовершеннолетних детей. К сожалению, приходится признать тот факт, что большинство многодетных семей испытывают серьезные финансовые затруднения, имеют плохие материально-жилищные и социально-экономические условия для жизни и воспитания несо-вершеннолетних детей. В некоторых многодетных семьях растут педа-гогически запущенные дети с асоциальным или аддиктивным поведе-нием, поскольку родители вынуждены заниматься постоянным поиском средств к существованию, а жизнь и воспитание детей ото-двигаются на второй план. В результате родители перестают зани-маться воспитанием своих детей, семья становится неблагополучной.

Но, тем не менее, далеко не всегда дети в многодетных семьях чувст-вуют себя несчастными и морально страдают. Чаще всего именно в та-ких семьях значительно возрастает уровень ответственности старших детей за младших братьев и сестер, т. е. одних членов семьи за других. Взаимопонимание и любовь к близким являются приобретенными жизненными качествами людей, воспитанных в многодетных семьях. А когда такие семьи берут на воспитание или опекают детей из детско-го дома, мы говорим о появлении позитивного воспитательного фона, благотворно влияющего на развитие детей в семье.

Малообеспеченные семьи. Семьи с низким уровнем дохода. Часто это семьи, в которых один или оба родителя безработные или заняты низкоквалифицированным трудом. В случае низкой социальной от-ветственности перед близкими родители часто теряют источник за-работка и транслируют аддиктивные формы поведения.

Дети в таких семьях испытывают социально-психологическое не-благополучие но причине низкого образовательного уровня родителей, их ухода в алкоголизацию, аморальный образ жизни.

Семьи участников военных действий. Люди, пережившие мораль-но-психологические потрясения от военных действий, участниками которых они были, нуждаются в профессиональной психологической, а иногда и психиатрической помощи, поддержке, системном лечении. Воспитываясь в такой семье, ребенок попадает в ситуацию полной за-висимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что затем сказывается на его психическом здоровье. Трудности в этом случае испытывают все члены семьи, но в специальной защите, кон-сультировании и педагогическом участии нуждаются несовершен-нолетние дети.

Семьи с детьми-сиротами, оставшимися без попечения роди-телей. Семьи, в которые взяли под опеку несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, также нуж-даются в психолого-педагогической помощи и поддержке. В таких семьях часто возникает эмоционально и психологически напряжен-ная атмосфера для ребенка, он страдает от того, что попал в зависи-мость от незнакомых ранее людей. Ребенок несчастен, поскольку ис-пытывает горечь от утраты близких, его сознание заполняют добрые воспоминания о раннем детстве в родной семье. Он похож на ранено-го зверька, который вынужден быстро повзрослеть, чтобы спастись и выжить. Такие дети нуждаются в дополнительном профессиональ-ном психологическом и социальном сопровождении: консультирова-нии и практической поддержке

Семьи с родителями-инвалидами. Основанием для беспокойства педагогов явля-ется наличие у родителей-инвалидов деформированной картины мира, искаженной интерпретации человеческих ценностей, которые могут негативно повлиять на детское сознание и последующее разви-тие ребенка. Родители-инвалиды имеют физические, психические, интеллектуальные или иные недостатков, препятствующие их полно-ценному социальному функционированию, исполнению прямых родительских обязанностей. Дети в таких семьях вынуждены очень рано брать ответственность за своих родителей на свои хрупкие плечи, даже если моральная ноша им не под силу. Школа обязана оказывать всестороннюю помощь детям из таких семей.

Семьи беженцев. Это семьи, которые вынуждены покинуть род-ную землю, дом, разорвать связь с близкими, друзьями, традициями своего края. На новом месте они испытывают сложности при устрой-стве на работу, часто не имеют отдельного жилья, что может стать причиной серьезной психологической травмы для всех членов семьи.

Особенно сложно адаптироваться к новым условиям несовершен-нолетним детям, которые вынуждены проживать в стесненных, ущербных условиях, слышать жалобы родителей о потерях, существовать в условиях стрессовой семейной ситуации, жить взрослыми на-деждами своих родителей, а не детскими мечтами, играми и забавами.

Воспитываясь в семье, ребенок учится взаимодействовать с окружающей средой, регулировать свои отношения с другими людьми, именно здесь он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Вся сложная система отношений в семье (психофизиологические, психические, социальные и культурные) оказывают влияние на семейное воспитание детей и подростков.

Семья, находящаяся в зоне социально-экономического и психоло-го-педагогического риска, часто применяет деструктивные формы и методы воспитания, что в результате приводит к формированию у ребенка искаженного внутреннего мира, негативно влияет на формы его поведения с другими людьми: педагогами, сверстниками в школе. Дети из неблагополучных семей чаще других попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям. Учебная неуспеваемость связана с немотивированными пропусками уроков па фоне бесконтрольности со стороны родителей; частые болезни возника-ют в результате несоблюдения норм здорового образа жизни; кон-фликтные формы поведения подростков -- не что иное, как проекция семейных ссор, агрессии и жестокости. Незанятость в системе допол-нительного образования, т. е. неспособность к самоопределению и са-мореализации, происходит по вине родителей, которые изначально не дали примера собственных увлечений, не объяснили преимуществ выбранной ими профессии. В результате в дисфункциональной семье вырастает педагогически запущенный ребенок, безнадежно отстав-ший в учебе, транслирующий двойную мораль, жестокость, агрессию, ненависть к окружающим, нежелание включаться в систему социаль-ных взаимодействий (учиться, трудиться). Самое печальное то, что молодые люди из неблагополучных семей испытывают большие труд-ности при создании собственных семей, которые также строят по об-разу и подобию отчего дома.

Изучая особенности подростков, воспитывающихся в асоциальных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, другими психоактивными веществами М.И. Рожков отмечает, что у этих детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительно истощение нервной системы приводит к глубокому нервно- психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в школьном классе. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь к себе внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах.

Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами

По мнению М.А. Галагузовой, неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка.

Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, может сталкиваться с серьезными проблемами и трудностями в межличностных отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах сверстников такой ребенок становится чем- то вроде отверженного, которым либо помыкают, либо его просто игнорируют и выталкивают из игр, компаний и т.д. У такого ребенка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими детьми. Для достижения главенствующего положения он может не только драться, но и становится хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы. В результате никто из детей не хочет с ним дружить.

Развивающиеся с годами неверие в себя, низкая самооценка делают таких детей очень уязвимыми и податливыми для сомнительного рода компаний. В своей стремлении быть среди «избранных» они могут отдавать себя во власть более сильного лидера и рискуют быть вовлеченными в различные занятия недостойного и просто преступного характера.

Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в своеобразном социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому не нужным.

Повседневная жизнь детей из семей имеющих статус неблагополучный постоянно сопровождается эмоциональным стрессом.

Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей из неблагополучных семей. Прежде всего, это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения.

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что семейное неблагополучие является одним из самых мощных неблагоприятных факторов в нарушении развития и поведения детей, воспитывающихся в данных семьях. Подростки, не имеющие возможность получить адекватный опыт взаимоотношений с окружающими, не приобретающие навыки конструктивных форм поведения в различных ситуациях проявляют, как правило, несдержанность, грубость по отношению к другим людям. Проявляют неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность, робость, агрессивность, тревожность, что свидетельствует о низкой адаптации в социуме.

Глава 2. Социально- психологический тренинг как эффективный

метод работы с неблаполучными подростками

2.1. Психологические особенности тренинговой группы

Тренинг -- особая разновид-ность обучения через непо-средственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодейст-вии опыта, которая не своди-ма ни к традиционному обу-чению через трансляцию зна-ний, ни к психологическому консультированию или пси-хотерапии. Иногда для его обозначения используется термин, представляющий собой «каль-ку» с английского языка: «экспериенциальное обучение» (от англ. ехрепепсе -- жизненный опыт). При таком обучении занимающийся Непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не про-сто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что-то с ней сделать» (Баркли, Кэйпл,

В широком смысле под социально- психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития[7,с 36-38].

По сути, тренинг - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

- овладение социально- педагогическими знаниями;

- развитие способности познания себя и других людей;

- повышение представлений о собственной значимости;

- развитие различных способностей, навыков и умений.

Разнообразие психологических тренингов велико. Термины «психологический тренинг», «социально-психологический тренинг» также довольно сложно поддаются однозначному определению. В широ-ком смысле, социально-психологический тренинг -- любое активное социально-психологическое обучение, осуществляемое с опорой на) механизмы группового взаимодействия (в отличие, например, от тренинга развития познавательных процессов -- внимания, памяти, мышления и т. д.). Так, Л. А. Петровская и Л.Ф. Анн обозначают этим термином практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. ( Иногда понятие «социально-психологический тренинг» выступает и как более узкое, обозначающее только одну разновидность психологических тренингов, направленных на совершенствование навы-ков общения посредством ролевых игр с элементами драматизации)[15, с. 56-57].

Для психологических тренингов характерны некоторые общие черты.

Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как активность участников; партнерское общение; исследовательская позиция участников в процессе межличностного взаимодействия; осуществление обратной связи.

Применение активных методов групповой работы. Основных методов два: групповая дискуссия и сюжетно-ролевая игра. В то же время количество конкретных тренинговых упражнений, созда-ваемых на их основе, исчисляется тысячами.

Акцент па взаимоотношениях между участниками группы, ин-тенсивное межличностное взаимодействие.

Наличие более или менее постоянной группы. Пропуски встреч не приветствуются, а обсуждать происходящие в группе события за ее пределами запрещается, поскольку это ведет к потере той эмоциональной энергии, которая должна расходоваться в процес-се работы.

Пространственная организация, направленная на то, чтобы обес-печить наилучшие возможности для интенсивного общения уча-стников и свести к минимуму внешние отвлекающие факторы.

Нацеленность на психологическую помощь участникам группы. Результат тренинга не сводится к формированию у участников системы знаний и умений; большое значение имеет субъективное улучшение психического состояния и получение импульса к даль-нейшему саморазвитию. Поэтому наряду с объективными крите-риями результативности тренингов рассматриваются и субъек-тивные.

Атмосфера раскованности и свободы общения. Общение в усло-виях тренинга более интенсивное, эмоциональное, открытое и ис-креннее, чем в обычных межличностных контактах. На начальных этапах работы с группой основная задача ведущего -- создание со-ответствующей атмосферы, моделирование психологически безо-пасных условий для такого общения[6, с. 68-69].

В подавляющем большинстве случаев психологический тре-нинг проводится в групповой форме, что дает ряд дополнительных преимуществ, отмечаемых многими авторами (Рудестам, 1998; Бач-ков, 2000). В частности, отмечаются следующие преимущества груп-повой формы работы.

Группа отражает общество в миниатюре и поэтому может слу-жить «полигоном» для развития самых разных социальных умений.

- Человек может осваивать в группе новые умения, эксперименти-ровать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

- Группа позволяет получить обратную связь и поддержку от лю-дей со сходными проблемами, участники могут идентифициро-вать себя с другими.

- Групповой опыт противодействует отчуждению, что помогает ус-тановлению более близких отношений с окружающими и реше-нию межличностных проблем.

- Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания участников.

- Взаимодействие в группе создает напряжение, которое может трансформироваться в конструктивную работу по прояснению и решению психологических проблем участников.

- Групповая психологическая работа позволяет привлекать сразу много клиентов и поэтому более доступна участникам, чем инди-видуальная[20, с. 98-99].

На сегодняшний день ряд исследователей (М.Р. Битякова, Г.И.Марасанов, Г.Н. Сартан и др.) выделяют определенные группы социально- психологического тренинга.

Так, рассматривая тренинг в контексте систе-мы отношений личности выделяют следующие виды тренингов:

- «Я -- Я»: тренинги личностного роста, ориентированные в первую очередь на внутриличностный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных способ-ностей. В данной работе группа выступает средством поддержки и источником обратной связи.

- «Я -- другие люди»: тренинги коммуникативных умений и раз-личных социальных навыков. Группа служит своего рода «поли-1 гоном» для отработки соответствующих умений и навыков. Данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения.

- «Я -- социальная группа»: тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, 1 конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены.

- «Я -- профессия»: тренинги профессионального самоопределения. Предмет работы -- система отношений человека к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки, необходимые для становления профессионала[7, с. 34-35].

При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформу-лировать задачи, требующие решения. Данный этап порой вызывает у ведущих скептическое отношение, воспринимается как пустая формальность («Ну ладно, если школьная администрация требует -- задачи напишу, но вообще-то тренинг -- это процесс живой и непред-сказуемый!»). Однако подобная позиция чревата опасностью того, что процесс прохождения тренинга превратится в самоцель, а обу-чающий и развивающий потенциал занятий может быть утрачен. Ведь именно цели и задачи служат путеводными маяками в рабо-те, основой выбора используемых в тренинге упражнений, именно на них делается акцент при обсуждении упражнений и получении обратной связи.

В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей.

1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и спо-собов межличностного взаимодействия для создания основы эф-фективного и гармоничного общения с людьми.

Содействие процессу личностного развития, реализации творче-ского потенциала, достижению оптимального уровня жизнедея-тельности и ощущения счастья и успеха.

Развитие самосознания и самоисследования участников для кор-рекции или предупреждения эмоциональных нарушений на осно-ве внутриличностных и поведенческих изменений.

Исследование психологических проблем участников группы и ока-зание помощи в их решении.

Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психиче-ского здоровья.

Для тренингов общения наиболее специфична первая группа целей, а для тренингов личностного роста -- вторая. Цели 3-5 пре-имущественно психотерапевтические и психопрофилактические. На тренингах они чаще присутствуют в качестве дополнительных[4, с 53-54].

Пространственная и временная организация тренингов

Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение участников выбирается большинством ве-дущих не случайно -- оно дает ряд преимуществ.

¦ В кругу обеспечивается наилучший взаимный обзор: все на виду,

есть возможность оказаться, так сказать, лицом к лицу с любым

из участников.

Круговое расположение обеспечивает высокий уровень вовлече-ния в работу -- в кругу невозможно «отсидеться» за спинами ос-тальных.

Круг -- фигура, максимально «демократическая». В нем невоз-можно выделить «главу», все находятся в равных условиях, что сплачивает группу.

Круговое расположение обеспечивает свободу движений участ-ников.

Однако круговое расположение отнюдь не предназначено на все случаи жизни. Например, оно не очень удобно при изложении ин-формации ведущим, особенно если при этом используются какие-либо средства наглядности, требующие выхода ведущего за пределы круга. В таком случае половина подростков оказываются спиной к ведущему, а если все пересаживаются к ведущему лицом -- круг рас-падается на две дуги, передняя из них перекрывает обзор задней. Кроме того, высокая степень взаимного обзора участников, которую дает круг, не всегда желательна; поскольку некоторые упражнения подразумевают индивидуальную работу.

В таких случаях целесообразно изменить расположение участни-ков. Если аудитории предстоит выслушать выступление ведущего, просмотр видеозаписи и т. п., хорошо подойдет расположение полу-кругом, «елочкой», углом или буквой «П». Если же предусматрива-ется индивидуальная работа, участникам можно предложить распо-ложиться в пространстве свободно и равномерно, каждый выбирает удобное для себя место.

Довольно часто тренинговые упражнения проводятся не в общем круге, а подразумевают работу в подгруппах. Состав подгрупп реко-мендуется регулярно менять, чтобы не вызвать эффект стабильного распадения на них подросткового коллектива.

2.2. Особенности организации тренинговой группы с подростками

Психологический тренинг -- это активное обучение посредством при-обретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в меж-личностном взаимодействии.

Особенно актуально такое обучение именно в подростковом воз-расте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально сконцентрированном виде, а с другой -- в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. «Тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам освоить какую-либо деятельность. Но какие условия обеспечивают усвоение новой деятель-ности? Очевидно, что человек должен: 1) хотеть это делать; 2) знать, как это делается и 3) уметь это делать» (Бачков, 2007, с. 18). Тренинг как раз и позволяет участникам осваивать деятельность посредством непосредственного соприкосновения с ней в специально смоделированных ситуациях [2, с.33-37].

По сравнению с индивидуальной групповая форма работы с подростками имеет ряд достоинств:

1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем.

2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров; по сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни. Это дает детям возможность увидеть и проанализировать закономерности общения и поведения других подростков и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

3. Возможность получения обратной связи от детей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную связь обратную связь, позволяющую увидеть себя в глазах других людей.

4. В группе подростки могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. Применяемыми кем- то другим; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания.

5. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; эти процессы не могут быть полными без участия других людей; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе[13, с45-46].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты