Изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества
о революция не только больно, на смерть ушибла старое студенчество. Наряду с ним она создала и новое. Это молодежь, которая выросла в огне, в муках и в работе революции, которая до студенческой скамьи сплошь и рядом работала и воевала. Это развило в ней энергию, которая прежде убивалась жизнью на всем готовом.     А наряду с ней появились совсем новые никогда не бывалые категории студенчества - рабфаки - молодежь, из рабочей или крестьянской среды, еще недавно работавшая на заводе у станка или в деревне за плугом. Революция создала новый тип студента. Однако жизнь часто надолго отторгала от обучения, при чем не только не усваивалось за это время ничего нового, но забывалось и старое. В силу всего этого уровень знаний большинства студентов был чрезвычайно низок как в области общего развития, так и в области наук, ими изучаемых. Но студенчество само чувствует и сознает недостаток своих знаний и всеми силами стремится восполнить его на разных курсах, недельных, месячных и годичных и т.д. Мещеряков Н. Новое студенчество // http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/274.html

Современное студенчество - это и объект социальной опеки, подобно детству и старости, малоимущим слоям населения и т.д., но, с другой стороны, это и субъект социального действия, а студенты скоро пополнят верхушку общества и станут "отцами нации". Имеет место диалектический баланс революционной активности студенчества и его правовой и экономической зависимости от государства и общества. С его правовым бесправием связаны и наиболее худшие качества студенчества, его "девиантно-делинквентное поведение" Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. С.206-207.

Таким образом, студенчество представляет собой не только передовой отряд молодежи, но и, будучи высокообразованной и высококультурной частью общества, студенчество выступает как инновационный резерв и потенциальная элита общества в целом, которая аккумулирует в своих идеях потенциал будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе.

2. Изменения ценностных ориентаций у российской студенческой молодежи

2.1. Понятие ценности и ценностных ориентаций

Ценности - это общепринятые представления людей относительно ц
елей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) // http://www.soc.pu.ru/publications/vestnik/1997/2/sibirev.html

Ценности выступают символами интеграции людей в человеческое сообщество. Так ценность "быть русским" интегрирует людей в общество россиян, ценность "быть китайцем" в китайское общество, ценность "быть христианином" в христианское общество. Ценности подразделяются на "интегрирующие -- те, которые в основном консолидируют поведение субъектов, и дифференцирующие -- те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении" Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. № 12. М., 2000. . С.98. .

В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. "Особое место в этом смысле занимает концепция "личностного смысла"... Дело в том, что изменение социально - экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями" Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно -- экономических условиях. Москва --Воронеж. 1998 . С.15-16.. Иначе говоря, ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом.

В социологии "...ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования" Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996. С. 3. , поскольку "по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества" Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996. С. 3... Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

Изменение социальных ценностей извне оборачивается переоценкой ценностей изнутри, -- "изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей." Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно -- экономических условиях. Москва --Воронеж. 1998 . С. 16.

2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики

По мнению Т.Э. Петровой студенчество можно интерпретировать как "социальную группу переходного (по существу маргинального характера) с "отложенным" включением в социальные отношения"
Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления., СПб., 2000.С.172 - 173. Представляется более верной определение тех авторов, которые считают студенчество такой социальной группой, чьей основной характеристикой является "пограничность" (но не "маргинальность"). Ведь именно это фундаментальное свойство накладывает специфический отпечаток на формирование ценностных ориентаций. "Пограничность" делает студенчество самой динамичной частью общества, которая чутко реагирует на малейшие изменения в его структуре, его политические и экономические трансформации, быстро улавливает новые тенденции в культуре. Тот вроде бы малозначительный факт, что студенчество оперативнее, чем другие слои молодежной части общества, откликается на новые веяние в моде, литературе, кино, музыке, говорит об ее крайней восприимчивости к новому. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998. С.4 Иными словами, ценностные ориентации студенчества потенциально динамичны.

Студенчество, как социальная группа, уже освободилась от абстрактного содержания детства, но еще не наполнилось конкретным содержанием социальных функций зрелости и находится между двух полюсов. Оно, с одной стороны, является предметом образовательной опеки государства и воспитательно-культурной заботы общества, а, с другой стороны, способно принимать самое деятельное участие в общественной практике, включая экономическое производство и политическую деятельность. Его ценностные ориентации связаны с промежуточным положением студенчества между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия.

Академическое образование составляет тот культурный стержень, в котором конденсируется вся культурная память социума, элементом которого является система идеалов и ценностей народа. Поэтому студенчество несет в себе историю социального мира в виде совокупности теоретических знаний и перспективы его развития в качестве потенциала реализации этих знаний на практике. В соответствии с этим его ценностные ориентации носят, с одной стороны, отвлеченный, абстрактный, теоретический характер, почти не имеющий практического значения, а, с другой стороны, ценности и идеалы слабо выражены на практике по причине отсутствия возможности их приложения. Студенчество оказывается в ситуации как бы "подвешенности" между "небом" ценностей и "землей" общественной практики.

В этом смысле студенчество непрерывно несет реформаторский, инновационный потенциал общества, являя его наиболее динамический срез и очаг будущих преобразований. Студенчество, с одной стороны, уже не испытывает зависимости от "отцов", а, с другой стороны, еще не испытывает ответственности перед детьми. И эти независимость и безответственность представляют определенную опасность безудержного "революционаризма" студенческой "переоценки ценностей", как по отношению к "детям" (общество), так и по отношению к отцам (государство). В результате студенчество выводится за рамки набора традиционных ценностей, связанных с семейными ценностями и ценностями профессионального служения обществу. Именно, это промежуточность студенчества чревата патологическим вырождением в "вечное студенчество". Оборотной стороной этой промежуточности выступает возможность всплеска творчества, связанная с независимостью от авторитетов, с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально-функциональным и "цеховым" ценностям. Это, в сочетании с девиантно-деленквинтная асоциальностью, связанная с безответственностью за плоды своей деятельности, образует шкалу ценностей, пределы амплитуды динамики ценностных ориентаций студенчества. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. СПб., 1998; .Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000 С.179.

Возрастно-демографический фактор См.: Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000., Социология молодежи. Под редакцией Лисовского В.Т. СПб., 1996, формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще непрочность усвоения ценностей и норм. Ценностные ориентации еще не стали внутренним законом, а поступки в определенной мере стимулируется страхом перед наказанием.

Зависимость от общества и государства вынуждает студенчество идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможности проявить свою самостоятельность в независимом выборе ценностных ориентаций, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью. Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций студенчества, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания ценностной направленности.

Социальный статус студента неопределенен и отличается размытыми очертаниями, что связано с его относительной невысоким статусом в настоящем и возможностью получения высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов "поднять планку" своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.

С другой стороны, теоретическое осознание своей свободы в реализации права на выбор профессии не подкреплено никакой практической базой и быстро утрачивается при столкновении с практической стороной профессиональной деятельности.

Девиантно-делинквентный фактор См.:Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально -- культурной интеграции. М., 1996; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молдежи России. СПб., - 2000; Профилактика девиантного поведения молодежи . Учебное пособие. -- Москва -- Санкт-Петербург -- Березники. Под ред. В.Т. Лисовского. 1998. опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, требования экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, -- все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как-то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром и т.д.

Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к "навязываемым" обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв делает студенчество заложником агрессивно-политических, радикальных и террористических сил общества. Девиантно-деленквинтная часть студенчества (по разным подсчетам, примерно 1-5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал-большевизма (весьма распространенное явление среди студенческой молодежи Санкт-Петербурга) Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. Спб., 1999, С.115..

Таким образом, базовые ценности студенчества более чем у других общественных слоев подвергаются мощной трансформации, что может сделать его заложником экстремальных общественно-политических и других сил вследствие пониженной социальной ответственности. Но эта же динамичность делает студенчество интеллектуальным и культурным авангардом молодежной части обществ.

2.3. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества

Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный х
арактер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой "вечных ценностей" - Истина, Добро, Красота, - подразделяются на рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.

1) Материально-экономические ценностные ориентации. Этот вид ценностей сегодня распределяется по оси "плановая экономика -- рыночная экономика". Выбор на ней определяется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

Поскольку студенчество является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, студенчество ратует за социально ориентированную экономику. Однако "на смену патерналистским и в какой то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий" Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х -- социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000, . С. 62. . Однако, с другой стороны, студенчество, являясь революционно - реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений Могильчак Е.А. Диспозиции студентов относительно собственности. // Социологические исследования. №2. М., 2001. С.92-96, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

Большую заинтересованность современное российское студенчество проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией студенческой молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место "феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать" Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12. С.89. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х -- социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000. С. 56-64. .

В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, -- "наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов". "Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим "рынком связей", определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей." Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика.// Социологические исследования. №12. М., 2000. С.56--64.

Студенчество считает, что "...рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком возможностей ... напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов" Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 2000. № 3. С. 92. Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. № 8. С.42-43. . Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России - СПб:, 2000 - С. 32.

Особое значение имеет то, что новое поколение учится "делать" деньги в условиях "дикого" рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, пре-зрение к созидательному труду. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х -- социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000, С. 64. .

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты