Анализ практики социального обслуживания населения

Анализ практики социального обслуживания населения

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и система принципов социального обеспечения
  • 1.1 Общая характеристика системы принципов социального обеспечения
  • 1.2 Содержание принципов права социального обеспечения
  • Глава 2. Содержание принципов социального обслуживания
  • 2.1 Понятие социального обслуживания граждан
  • 2.2 Основные принципы социального обслуживания и их реализация
  • 2.3 Монетизация льгот: достоинства и недостатки
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
Введение

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.Кур-батов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов -- основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. № 6. С. 47-52.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.

Именно поэтому в Конституции РФКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237. закреплены социальные гарантии, которые распространяются на все категории населения. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, ЖКХ.

В созданной для поддержки населения системе государственной социальной защиты можно выделить два направления -- социальные выплаты и обеспечение социального обслуживания социально уязвимых категорий населения. Их цель -- как социальная поддержка отдельных категорий населения, не способных самостоятельно обеспечить свое существование, так и создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения.

Обусловленность жизни сложными социально-экономическими, экологическими и психологическими условиями предопределила рост потребности населения в социальных услугах. Наиболее нуждающимися в социальной поддержке категориями населения являются пожилые люди, семьи с детьми и дети. Следовательно, исследование динамики-развития учреждений социального обслуживания населения необходимо проводить, предварительно изучив потребности в социальных услугах.

Основным показателем потребности в услугах учреждений социального обслуживания принято считать структурно-демографические параметры: доля нетрудоспособного, нуждающегося в помощи населения в его общем количестве.

Второй важный показатель -- уровень бедности, доля населения с уровнем жизни ниже прожиточного минимума. Для создания и развития социальных учреждений также важны медицинские и социально-экологические параметры в регионе.

Анализ потребности в социальных услугах на базе определенных показателей в отношении пожилых людей показывает, что переход к рынку оказался более сложным и длительным, социальная цена реформ неизмеримо высокой и несправедливой по отношению к пожилым гражданам России. Разрешить конфликт между бесплодными ожиданиями и реальной жизнью, которая также далека от благополучия, как и в начале перестройки, обеспечить нуждающимся социальную защиту должна была созданная в 1991 году система социальной защиты населения, включающая учреждения социального обслуживания населения.

Перед учреждениями социального обслуживания и в настоящее время стоят конкретные задачи по адресной социальной поддержке пожилых людей, при этом важно правильно определить категорию наиболее нуждающихся в социальной помощи.

Среди пожилых людей в первую очередь необходимо выделить группы риска: это лица в возрасте 70-90 лет и старше, одиноко живущие, бездетные, инвалиды и страдающие хроническими заболеваниями.

По данным Госкомстата России, на начало 2004 г. категория пожилых людей в возрасте 70-90 лет и старше составила 12 млн. 555 тысяч, или 8,7% населения. Женщин среди них в 2,5 раза больше. В силу возрастных причин большинство пожилых людей вправе рассчитывать на социальную поддержку. В последние десять лет быстрыми темпами растет категория инвалидов, при сохранении тенденции к 2005 году их численность достигнет 12,5 миллиона. Как показывают исследования, третья часть неработающих пенсионеров имеет уровень жизни ниже прожиточного и нуждается в социальной поддержке.

Начало роста числа нуждающихся в социальной поддержке населения начнется с 2005 года, когда на пенсию будет выходить многочисленное послевоенное поколение, в общей массе имеющее низкие доходы. Можно прогнозировать, что количество работающих пенсионеров в этот период незначительно возрастет, учитывая неблагоприятную для трудоустройства ситуацию, если государством не будут задействованы дискриминационные факторы.

Тема настоящего дипломного исследования - «Понятие и принципы социального обслуживания.

Тема данной работы актуальна в связи с тем, что проблема повышения уровня жизни граждан остается по-прежнему острой, так как не решается на уровне государства, не отмечается стремления к самообеспечению и на личностном уровне -- среди старшего поколения продолжает действовать стереотип надежды на социальное обеспечение. По большому счету государство обязано защитить тех людей, кто в силу возрастных причин и состояния здоровья не может обеспечить себе достойный уровень жизни.

Целью данной дипломной работы является проведение исследования и рассмотрение содержания такого важного государственного правового института как социальное обслуживание граждан: понятие и принципы.

Исходя из поставленной цели, нам предстоит решить следующие задачи:

1) рассмотреть принципы социального обеспечения;

2) охарактеризовать принципы социального обслуживания.

Научной базой данной дипломной работы являются разработки отечественных ученых, где на теоретической основе раскрывается институт государственного служащего, также исследуются особенности правового регулирования института социального обслуживания граждан. В работе использованы работы таких ученых, как А. ГоспорьянаГоспорьян А. Анализ практики социального обслуживания населения // Социальное обеспечение. 2004. № 12. С. 2-12., И. ГригорьевойГригорьева И. Особенности системы обслуживания пожилых в России // Отечественные записки. 2005. № 3. С. 154-166., К.Н. ГусоваПраво социального обеспечения. Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Юристъ, 2001. М.Л. ЗахароваЗахаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2001. , Е.Е. МачулъскойМачулъская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспече-ния. Ростов н/Д: Феникс, 2000. , А.М. ПановаПанов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 2004. № 3. С. 57., Г.В. СулеймановойСулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Понятие и система принципов социального обеспечения

1.1 Общая характеристика системы принципов социального обеспечения

Исходя из общего определения принципов права в современной юридической литературе под принципами права социального обеспечения также понимаются, «руководящие начала, характеризующие основные черты данной отрасли в настоящем и указывающие направления развития данной отрасли в будущем».Свиридов С.А., Передерин СВ., Сенных Л.Н. Российское право социального обеспечения: в 2-х частях. Ч. 1. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 2000. С. 11. Прежде всего, необходимо в связи с этим отметить, что поскольку сами принципы влияют на систему права, изменяя ее и изменяясь в своей системе, то в свое, время выявление единых принципов социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников способствовало созданию новой отраслиАндреев B.C. Право социального обеспечения в СССР. М.: Юридическая литература, 1987; Егоров А.Н., Зайкин А.Д., Тарасова В.А. Методические разработки по курсу права социального обеспечения в СССР. Вып. I. - М., 1975. - права социального обеспечения. Общность принципов трудового и колхозного права свидетельствует о сближении этих отраслей и переходе в дальнейшем в единую отрасль правового регулирования труда в СССР и позднее в РФ.

В то же время, следует указать, что в научной и практической литературе этому вопросу уделено относительно мало внимания по сравнению с другими институтами данной отрасли права. Можно указать несколько авторов, которые в своих работах рассматривали вопрос о принципах социального обеспечения.

В литературе по праву социального обеспечения, отмечает Е.Е. Мачульская3, не сложилось единства взглядов на принципы этой отрасли и их классификацию. В отечественной науке советского периода были разработаны принципы пенсионной системы рабочих и служащих (Е.И. Астрахан), единой пенсионной системы (М.Л. Захаров), системы социального страхования рабочих и служащих (К.С. Батыгин) и колхозников (И.М. Сирота), принципы системы социального обеспечения колхозников (А.С. Таращанский). Мачульская Е.Е. Принципы права социального обеспечения. Перспективы развития. - М: Городец, 2000. С. 59.

Многообразие позиций в определенной степени объяснялось тем, что в основе анализа лежали различные объекты: система социального обеспечения в целом, организационно-правовая форма и др.

Наиболее часто в качестве отраслевых принципов права социального обеспечения указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В.Ш. Шайхатдинов отнес к принципам права социального обеспечения: а) связь обеспечения, как правило, с трудом; б) обеспечение не только трудящихся, но и их семей; в) свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; г) приоритет в обеспечении некоторых категорий трудящихся. Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. - Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1986. С. 76.

А.Н. Егоров, отмечая, что нельзя считать систему правовых принципов отрасли права законченной, если не рассматривается принцип защиты (охраны) тех прав, льгот (в настоящее время следует говорить не о льготах, а о мерах социальной защиты), которые общество не только объявляет, но и предоставляет и гарантирует определенной части населения и охраняет (защищает), считает, что праву социального обеспечения присущ принцип охраны прав граждан при социальном обеспечении. Егоров А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1984. С. 55.

Автор считает, что система правовых принципов самостоятельной отрасли права - права социального обеспечения складывается из восьми следующих основных принципов: 1) право на социальное обеспечение и распространение его на всех советских граждан; 2) многочисленность видов и форм социального обеспечения советских граждан; 3) осуществление социального обеспечения за счёт общества; 4) единство и дифференциация в социальном обеспечении советских граждан; 5) осуществление социального обеспечения в объеме, удовлетворяющем основные материальные и духовные потребности обеспечиваемых; 6) участие трудящихся в реализации права на социальное обеспечение; 7) стимулирование общественно полезной трудовой деятельности инвалидов и пенсионеров; 8) охрана прав советских граждан при социальном обеспечении.Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М.: Книжный мир. 2006. С. 49-52.

Необходимо указать, что данная система была разработана на основе изучения и анализа работ классиков марксизма-ленинизма, партийных и государственных документов, действующего советского законодательства о социальном обеспечении советских граждан, а также литературных источников многочисленных авторов того времени и в настоящее время немного устарела.

Между тем, в современном неидеологизированном понимании понятие принципов права социального обеспечения следует, безусловно, определять исходя из общего учения о правовых принципах. Под принципами права при этом следует понимать объективно обусловленные общие нормативно-руководящие начала, выражающие сущность права, определяющие главные черты и направленность развития содержания и формы права, а также правоустановительной и правоприменительной деятельности.

На основе данного общего понятия принципов права можно определить и отраслевые принципы, в том числе и принципы права социального обеспечения. Поскольку, руководящая роль принципов права для правотворчества и формы права имеет равное значение для всех его отраслей, видимо, не следует называть эти признаки в определении отраслевых принципов.

Что касается принципов правоприменения, то они могут играть специфическую роль в той или иней отрасли, и потому должны быть названы. Кроме этого, следует иметь в виду, что «любые общенаучные принципы, прежде чем они начнут играть конструктивную роль в специальных науках, должны пройти своеобразную переплавку, в результате которой они становятся не внешними к той или иной конкретной дисциплине, а имманентными её предмету и сложившейся в ней системе понятий».Егоров А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения. -- М.: Изд-во Московск. ун-та, 1984. С. 55. К сожалению, не всегда в определении отраслевых принципов подчеркивается их специфика. Обычно указывается, что эти принципы действуют в данной области права. При этом забывается, что в ней действуют и более общие принципы права.

Исходя из всего сказанного, можно принципы права социального обеспечения определить как объективно обусловленные общие нормативно-руководящие положения, определяющие основные черты содержания права социального обеспечения в настоящем и указывающие его общую направленность в будущем и правоприменительную деятельность в области, законодательства о социальном обеспечении в широком смысле слова.

Принципы права социального обеспечения есть принципы отраслевые, вытекающие из законодательства о социальном обеспечении граждан и определяющиеся экономическими, в первую очередь, возможностями закономерностями государства.

В сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление общеправовые, межотраслевые принципы и принципы отдельных институтов данной отрасли права. К общеправовым относятся такие, как признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения, равенство всех перед законом и судом, гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и некоторые другие.

Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права. К межотраслевым принципам относятся такие, как: право на защиту от безработицы; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права.

К основным отраслевым принципам права социального обеспечения можно отнести следующие: всесторонность и многообразие видов социального обеспечения, дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада и иных социально значимых обстоятельств, осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета.Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М.: Книжный мир. 2006. С. 49-52.

Наряду с рассмотренными выше группами принципов права выделяют также и внутриотраслевые принципы, т.е. принципы отдельных институтов отрасли. В праве социального обеспечения в некоторых нормативных актах, регулирующих отдельные институты данной отрасли права, находят закрепление принципы этих институтов. Так, в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4872; 2004. № 35. Ст. 3607.

Новым пенсионным законодательством и подзаконными актами изложены основополагающие принципы пенсионного страхования. Согласно новым принципам пенсионного страхования финансовые программы солидарности поколений, субъектов РФ и отраслей экономики должны дополняться накопительным принципом финансирования части трудовой пенсии.

В основу Концепции пенсионной реформы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г., положены следующие принципы:

1) каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

4) финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

5) средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законодательством.Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 мая 1997 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3388; 1997. № 23. Ст. 2689.

Первые три принципа сформулированы как основные права и фактически выражают принцип всеобщности пенсионного страхования. Второй принцип необходимо изменить, т.к. он ограничивает круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, наемными работниками и исключает из него самозанятое население и лиц, выполняющих работы и оказывающих слуги по гражданско-правовым договорам, а также создающих произведения на основании авторских договоров. Принцип «солидарности» поколений, субъектов РФ и отраслей экономики при финансировании трудовых пенсий в настоящее время дополнен накопительным. Приведенные принципы являются внутриотраслевыми, т.к. касаются правового регулирования только институтов трудовых пенсий и социального обслуживания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты