Актуальные вопросы развития российской социологии на современном этапе
) об оплате труда;

5) о трудовой нагрузке в разных отраслях и на предприятиях разных типов;

6) о забастовках;

7) о безработных;

8) о профзаболеваниях и производственном травматизме;

9) об уровне жизни населения (его доходах, питании, жилищных условиях, потреблении непродовольственных товаров);

10) об отдыхе и развлечениях (проведении отпусков, направлениях туризма, поездках в санатории, дома отдыха, туристские лагеря, базы отдыха и пр.). Как видим, круг данных Госкомстата России весьма широк. Это позволяет использовать их для решения самых разнообразных социологических, научных задач.

Отметим также, что информация Госкомстата России занимает особое положение в ряду всех видов информации, которые функционируют в обществе. Ее главная особенность в том, что она носит официальный характер и рассматривается как наиболее достоверная. На самом деле эта информация столь же субъективна, как v любая иная. Ее собирают люди - работники управлений статистики в регионах России. Далее собранная ими информация, всесторонне характеризующая соответствующие регионы, направляется в компьютерные центры Госкомстата России, где она сводится, обрабатывается, а затем публикуется в вышеназванных сборниках и бюллетенях. То есть эта информация отличается от всех других не достоверностью, а официальным статусом: ее производителем является государство.

Что касается достоверности этой информации, то однозначного мнения на этот счет нет. С одной стороны, исходя из общих соображений, ясно, что публикуемые данные не могут быть зеркальным отражением действительности, что интересы властей не могут не сказываться на информации. С другой стороны, масштабы воздействия власти на информацию установить тоже невозможно. Поэтому вопрос о достоверности, истинности информации Госкомстата России относится к числу вечно открытых. Мое мнение такое: объективной информации вообще не бывает; поскольку ее собирают люди, субъекты, она всегда содержит субъективный элемент.

Вопрос о достоверности информации связан со статусом доверия к ней, в отношении которого в России также нет согласия. Однако, независимо от того, осуществляют или не осуществляют органы статистики те или иные приписки и сокрытия собранных данных, информация Госкомстата России остается уникальной по широте отражения проблем: от браков и разводов, рождаемости и смертности в регионах России до здравоохранения, туризма, положения в странах мира. Уникальность этой информации также в том, что она носит количественный характер.

Еще одна особенность этой информации - охват длительных периодов времени. Причем, поскольку данные собираются по одним и тем же схемам, появляется возможность описания динамики в соответствующих сферах. Например, в сборнике "Россия в цифрах" имеется таблица 6.3, в которой представлена численность занятых в экономике по отраслям в 1992, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 гг. Сопоставление этих цифр позволяет получить график динамики численности в 1992-2000 гг. Наконец, информация Госкомстата России полирегиональна: она описывает ситуацию во многих (или даже во всех) регионах России.

Все это позволяет считать, что эта информация для освоения дисциплины "Социология российских реформ" весьма полезна. В той или иной степени большинство изучаемых ею проблем отражены в материалах Госкомстата России. Правда, относящаяся к этим проблемам информация как бы "размыта", как я уже отмечала, она публикуется во многих разных сборниках: ежегодниках, квартальных справочниках, тематических сборниках, юбилейных выпусках и др. Поэтому для пользования ею надо знать все основные источники и их содержание.

2.3 Данные, содержащиеся в официальных документах

Речь идет о документах, принимаемых (утверждаемых) органами власти и публикуемых в официальных изданиях. Субъектами, производящими эту информацию, являются такие органы, как Федеральное Собрание страны, Администрация Президента, Правительство, министерства, правовые структуры (Конституционный Суд, Прокуратура и др.). Центробанк и другие организации.

К числу таких документов относятся, во-первых, законодательные акты страны: Конституция, Трудовой кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс, Закон о милиции и др.

Во-вторых - официальные документы по текущим проблемам управления: постановления, программы и решения Правительства, министерств и ведомств; указы Президента по конкретным вопросам управления страной; текущие распоряжения официальных лиц в государственном аппарате, официальная переписка и др.

Особенность этого вида социальной информации состоит в том, что она представлена в текстовой форме, поэтому для ее использования нужны особые методы. Я уже говорила, что надо различать информацию как таковую и методы работы с ней - ее сбора, обработки и анализа. Каждый вид социальной информации требует применения своих специфических методов. Например, для обработки документальной информации используются методы контентанализа. В этом отличие официальной документальной информации от официальных статистических данных, которые обрабатываются теми или иными математическими методами. Уникальность документальной информации состоит в следующем: официальные документы раскрывают характер проводимой государством экономической и социальной политики. Никакие другие источники - ни статистические, ни анкетные - не дают и не могут дать столь ясного представления о политике, проводимой государством в тот или иной момент времени, о выдвигаемых глобальных целях и принимаемых способах их достижения.

2.4 Информация, собираемая с помощью массовых опросов

Поскольку массовые опросы чрезвычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специальными организациями. В России такими организациями являются: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд "Общественное мнение"), РОМИР (Российский мониторинг информации о России) и др. Эти организации специализированы на сборе данных по множеству актуальных проблем России. Например, ВЦИОМ собирает информацию об отношении населения России к рыночным реформам, о настроении общества, о рейтингах политиков и др.1

Особенность этой информации состоит в том, что, в отличие от двух первых видов данных, она собирается для научных целей - изучения общественного мнения. Социологические анкеты и "вопросники" интервью разрабатываются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов - группы населения, директоров предприятий, работников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает состояние массового сознания населения России, те мнения, которые люди высказывают в момент опроса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и образует общественное мнение.

Изучение общественного мнения - для России новое научное направление. Поскольку в советское время социологические опросы не практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общественное мнение в России существует. Его "легализация" явилась одним из проявлений либерализации общественной жизни. Информация, характеризующая общественное мнение - это богатейший источник для углубления социологических знаний, в частности, в области социологии российских реформ. Выясняя состояние общественного мнения, людей опрашивают обо всем, что происходит в стране и в мире - от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произошло в мире - буквально в тот же день появляются данные о мнениях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масштабы "архива" такого рода данных трудно себе даже представить.

2.5 Экспертная информация - данные, полученные с помощью опросов экспертов

Наряду с опросами населения важнейшим источником социальной информации являются опросы экспертов. Они используются для сбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений трансформации экономики и общества. Такого рода вопросы можно адресовать лишь достаточно компетентным экспертам. В этом и состоит основная особенность экспертных опросов и их отличие от опросов массовых. Однако "добывать" экспертов для опроса очень трудно, поэтому на практике часты случаи, когда социологи задают сложные "экспертные" вопросы "простым людям", которые ответов на подобные вопросы не знают и не могут знать. Например, надо ли спрашивать рабочих о положении в науке, школьников - об итогах приватизации? Очевидно, лучше следовать правилу: при проведении опросов не выходить за рамки информированности опрашиваемых.

Экспертные опросы начали использоваться в России с начала 1990-х гг. Тогда реформы только начинались, четких представлений обо всем, что нужно делать не было. Какие-либо ясные всем направления трансформации еще не проявились. В этой ситуации мнения тех, кто по уровню интеллекта и (или) занимаемой должности могли сформулировать хоть какие-то ответы на вопрос "что делать", были бесценными.

В 1991-1993 гг. мне довелось руководить экспертным отделом ВЦИОМ, где проводился своего рода эксперимент. Была сформирована "экспертная панель" в составе 200 экспертов: первых лиц из числа тогдашних молодых реформаторов; первых представителей бизнеса; первых создателей ассоциаций малого и среднего бизнеса; руководителей регионов; директоров промышленных предприятий; обозревателей газет, занимавшихся экономикой и политикой; ученые - экономисты, социологи, географы. Им предлагалась специально разработанная анкета, целью которой было выяснение мнения экспертов по двум группам вопросов:

1) об основных направлениях реформ;

2) о возможных социальных последствиях реформ (эта анкета приводится в приложении 1). В последующие годы экспертные опросы получили широкое распространение и заняли заметное место в социологической науке. Формы их очень разнообразны. Опубликовано немало сборников с данными экспертных опросов, в которых немало полезных практических предложений и аналитических наблюдений. Сегодня эксперты стали главными героями любых дискуссий, круглых столов, теледебатов, где выясняются наиболее сложные вопросы современной политической ситуации в стране, они стали публичными политиками.

Экспертная информация весьма разнообразна, что зависит от опрашиваемых экспертов. Наряду с политиками и учеными в качестве экспертов выступают представители самых различных профессионально-должностных групп, информированных по соответствующим проблемам различных отраслей и сфер экономики и общества. Примером экспертной информации могут служить данные, которые с 1995 г. собираются с помощью анкеты директора "Предприятия ВПК" (см. приложение 2). Эта анкета охватывает широкий круг вопросов, касающихся юридического статуса предприятия и его собственников, хода производства, конкурентоспособности продукции, инвестиций, динамики кадров на предприятии, отношения работников к труду, ожиданий и др. Ясно, что информацию такого рода может дать только тот субъект, который причастен к управлению и занимается им вплотную.

2.6 Данные средств массовой информации

Особенность этого вида информации состоит в том, что она является нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради информации воплощающейся в газетах, журналах, радио - и телепрограммах и т.п. Но поскольку во всех этих источниках содержится социальная информация, то она может использоваться и для научных целей. Однако это предполагает применение специальных методов извлечения из этих источников 1990-е гг.М., 2001; Неравенство и смертность в России. М.: Московский центр Карнеги, 2000.

Особенность информации, содержащейся в научной литературе по тем или иным социально-экономическим вопросам состоит в том, что она представляет собой научно обработанные, прошедшие анализ и синтез данные по изучаемым проблемам, почерпнутые из разных источников. Отсюда достоинства этого вида информации - систематизированность, обобщенность, глубина, достоверность и др.

Вместе с тем фактор субъективности присутствует и в научной информации. Что же получается - что любая информация субъективна? Да, именно так. Поэтому задача пользователя - овладеть искусством интерпретации всех видов информации, т.е. овладеть искусством извлечения "рационального зерна" из данных Госкомстата России, из официальных документов, из опросов общественного мнения, монографий, сборников, статей и других источников.

Заключение

Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1) подготовка исследований;

2) сбор первичной социологической информации;

3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным методом, представляет изучаемые явления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций социологии российских реформ специальный раздел о социальной информации.

Дать определение социальной информации не так уж сложно: это - совокупность сведений о социальных процессах в обществе, которые накоплены в разных источниках, - в сборниках статистических материалов и официальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.) в газетах и журналах, в архивных документах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носители, и др.

Говоря о социальной информации, следует отметить, что за годы реформ роль информации в российском обществе заметно возросла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общественного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в нашу повседневную жизнь, чему немало способствуют избирательные кампании, которые практически непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно социальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более того, технологии "паблик рилейшнз" в последние годы приобрели в России статус нового социального института.

В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания создают собственные аналитические центры (например, имеет его "Новая газета"), которые на рынке информационных услуг успешно конкурируют со многими специализированными НИИ и центрами общественного мнения. Через прессу с социальной информацией знакомятся миллионы людей.

Таблица 1

Четыре основных метода социологических исследований

Метод исследования

Сильные стороны

Слабые стороны

Полевая работа

1. Обычно дает более богатую и “углубленную” информацию, чем другие методы

1. Может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ

2. Дает возможность исследователю вести себя гибко - менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают

2. Результаты касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного полевого исследования весьма проблематично

Опросы (обследования)

1. Возможно получение эффективных наборов данных для большого количества индивидов

1. Собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены

2. Дают возможность точного сравнения ответов респондентов

2. Ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле

Документальное исследование

1. Исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов

1. Исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными

2. В особенности важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность

2. Трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики

Эксперименты

1. Можно контролировать степень влияния тех или иных переменных

1. Многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию

2. Эксперимент легче повторить другим исследователям

2. На ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента

Список литературы

1. Абалкин Л. Логика экономического роста. М.: ИЭ РАН, 2002.

2. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.

3. Авраамова Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М.: ИСЭПНРАН, 2004.

4. Алексеев А.Н. Драматическая социология (эксперимент социолога-рабочего). М.: ИС РАН, 2003.

5. Антов А. Понятие "социальная структура" в современной социологии // Социологические исследования 2003 г. №7 с.36-38.

6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций. По материалам этносоциологических исследований М.: Наука, 2005.

7. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, информация. Очерки на рубеже эпох.М., 1999.

8. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики. М.: ИКЦ "Академкнига", 2004.

9. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001.

10. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2004.

11. Властные элиты и номенклатура: Аннотированная библиография российских изданий 1990-2000 гг. СПб.: ИС РАН, 2001.

12. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. / Под ред.В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2004. - 432 с.

13. Вопросы социологии: Финансовое поведение населения России. М.: Socio-Logos, 2004.

14. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 2005.

15. Заславская Т.И. О социальном механизме постсоветских преобразований в России. М., 2002.

16. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002.

17. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 2003.

18. Зборовский Г.Е. Общая социология. - М.: Гардарики, 2004.

19. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал 2003 г. №2 с.98-106.

20. Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. - М., 2000.

21. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева.М., 2006. C.80-84.

22. Рофе А.И. Экономика и социология труда. - М.: Мик, 2001.

23. Слюсорянский М.А. и др. Проблемы стратификации российского общества в переходный к рынку период // ПГТУ П. 2005.

24. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 2001.

25. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. /А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др., Под общ. ред.А.Н. Елсукова. - Мн.: Тетра-Системс, 2003.

26. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е.Н. Бабосов, А.Н. Данилов. - Изд-е 4-е, стереотип. - Мн.: "Тетра-Системс", 2003.

27. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд.2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512

28. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд.2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.: ил.

29. Спасибенко С.Г. Социология. Человек как объект и предмет социологического изучения // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №6. с.34-56.

30. Тадевосян Э.В. Социология. - М.: Знание, 2004.

31. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 2004

32. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 2003.С. 20

33. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. М., 2006. C.8-12.

34. Эркки Калеви Асп. Введение в социологию. - Спб.: Алетейя, 1998.

35. 37. Ядов В.Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2005.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты