Западноевропейская культура нового и новейшего времени
p align="left">Причины изменчивости разгадал чешский монах и естествоиспытатель Г. И. Мендель - создатель учения о наследственности, родоначальник новой науки генетики. Применив статистические методы для анализа результатов гибридизации, он в 1866 г. сформулировал закономерности распределения в потомстве наследственных факторов названных позднее генами. Правила Менделя включали: закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления гибридов второго поколения, закон независимого комбинирования признаков. Впрочем, следует отметить, что открытие Менделя в то время не привлекло особого внимания в обществе и среди ученых. В общекультурном плане вопрос о наследственности тогда представлял гораздо меньший интерес, чем сама идея изменчивости видов и роли в ней естественных факторов. По достоинству открытие Менделя было оценено позже.

Эволюционное учение Дарвина было творчески дополнены и другими учеными из разных стран. Были обнаружены новые переходные формы между различными классами животного мира и между человеком и высшими животными. Это нанесло сокрушительный удар по религиозному представлению о сотворении человека и всего живого. Так оформилась новая биологическая картина мира.

Таким образом, в конце XIX в. в естествознании произошел подлинный переворот, который, в конечном счете, подготовил научно-техническую революцию. Шла последовательная дифференциация отдельных отраслей науки на более узкие специальные отрасли.

Вместе с тем происходила и своеобразная интеграция: отдельные науки связывались между собой пограничными дисциплинами (астрофизика, геохимия, биохимия). Новые открытия в области физико-математических наук привели к созданию новой физической картины мира, получившей отражение в квантовой теории, теории относительности, учении о пространственно-временном континиуме. Очень сильно изменились представления об окружающем человека мире в связи с утверждением в биологии эволюционного учения, в результате чего в научном мировоззрении сформировалась новая биологическая картина мира.

Культурный прогресс в жизни стран Западной Европы и Северной Америки в конце XIX - начале XX в. связан в первую очередь с развитием научной мысли, с возросшей ролью научных представлений о природе, обществе и самом человеке. Эти представления по-разному преломлялись в сознании различных слоев общества, входя во взаимодействие с другими элементами культуры. В целом же они отражали прогресс научного познания, процесс приближения к истине, обогащение и углубление той картины мира, которая разворачивалась перед человечеством в результате великих научных открытий.

В массовом сознании находила отражение лишь сравнительно небольшая часть научных открытий. Следует заметить, что и эта часть доходила до читателя и слушателя в упрощенном, схематизированном виде. И все же, непрерывно росла та среда, в сознании которой откладывались новые научные достижения. Этому способствовали как существенные сдвиги в образовании, выражавшиеся в его демократизации, так и в росте престижа научных знаний, интереса к ним.

Внедрение элементов научного сознания в мышление и мироощущение людей, не причастных непосредственно к науке, шло различными путями. Помимо традиционного пути через систему обучения в школах различного уровня с середины XIX в. видное место в культурной жизни стали занимать публичные лекции. Люди, не имевшие порой даже элементов знаний, стремились приобщиться к научным достижениям. Они и составляли аудиторию таких лекций.

Публичные лекции на естественнонаучные темы читали многие выдающиеся ученые, чей вклад в науку обеспечивал повышенный интерес публики, получавшей информацию из первых рук. Так, в Германии с лекциями выступали Юстус фон Либих - автор крупнейших открытий в области органической химии, Герман Гельмгольц - физик и физиолог, известный своим вкладом в обоснование закона сохранения энергии. Наибольший резонанс имели выступления Эрнста Геккеля - выдающегося биолога, последовательного сторонника Дарвина. Это объяснялось огромным мировоззренческим и общекультурным значением тех проблем, которые освещались в его лекциях.

Выступления перед широкой публикой были еще более характерны для английских ученых, поскольку такая форма пропаганды идей соответствовала давней традиции публичных собраний и митингов. Томас Генри Гексли - ближайший друг и единомышленник Дарвина, ученый интересовавшийся почти всеми отраслями знаний - был центральной фигурой английского публичного просвещения. Его лекции читались не только в Лондоне, но и в различных городах Великобритании.

Популяризация науки не ограничивалась эпизодическими лекциями. В последние десятилетия прошлого века распространение получили различные школы, курсы, циклы лекций для взрослых. Университеты США создавали специальные популяризаторские отделения. В Англии, а затем и в других странах Европы, возникло «движение по распространению университетского знания». Создавались учреждения типа немецких просветительских ферейнов, французских «народных университетов», вечерних или воскресных школ. Уровень научности в этих учреждениях был, конечно, ниже, чем в аудиториях Гексли и Геккеля. Тем не менее, через них новейшими достижениями научной мысли овладевали люди, эти достижения становились, через проникновение в массовое сознание, неотъемлемым компонентом культуры.

В развитии техники второй половины XIX - начала XX в. можно выделить три направления: появляется техника, которая улучшает сложившееся машинно-фабричное производство; создаются новые отрасли техники, развивающие это производство; возникают элементы будущей техники, которые в то время еще не находят себе практического применения.

Интересным является тот факт, что идея телевидения, т.е. передача изображения, возникла еще в середине XIX в. после изобретения электромагнитного телеграфа. В 1875 г. в США была предложена система передачи изображения по отдельным точкам электрическими сигналами по проводам. Однако из-за громоздкости и недостаточного качества передачи эта система практического применения не получила.

Бурный технический прогресс XIX - начала XX в. не мог не повлиять на развитие западноевропейской и североамериканской культуры. Следствием завершения промышленного переворота и индустриализации стал рост городов. К началу XX столетия 13 крупнейших городов имело население, превышающее миллион. К городской жизни и городской культуре в эти годы приобщаются новые массы людей. Не случайно в это время город становится предметом художественного исследования в поэзии и живописи.

Поколения, входившие в жизнь в 70-е и последующие годы XIX в., воспринимали машинную индустрию, железные дороги, пароходы как составную часть естественной среды обитания. В духовной жизни появилось ощущение огромных возможностей новой и постоянно обновляющейся техники. Технический переворот во многом изменил материальную среду, внес существенные новшества в образ жизни людей. В историко-культурном плане главное то, что этот переворот способствовал переменам и в самом человеке как участнике технической и научной революции. Научившись мыслить в узкопрофессиональных рамках, человек приобретает способность к анализу других сфер бытия. Это сказывается на его нравственных принципах, художественных взглядах и вкусах. Более высокий интеллектуальный уровень становится характерной чертой национальных культур Западной Европы и Северной Америки.

Сдвиги в технике, вероятно, наиболее рельефно сказались на всем населении этих стран в области средств сообщения. Здесь, помимо экономического значения, развитие железных дорог объективно сыграло выдающуюся роль в культурном прогрессе. Оно обеспечивало мобильность основной массы городского и частично сельского населения, удешевило внутреннюю миграцию, благодаря быстрому перемещению внесло изменения в представление о времени. В этом же направлении действовали изменения во внутригородском транспорте.

Особое место с культурологической точки зрения принадлежит тем техническим новшествам, которые непосредственно связаны с передачей информации, т.е. с обогащением сознания фактами, идеями, образами, которые без этих изобретений вообще не дошли бы до множества людей или дошли бы значительно позже. Информация, как внутренняя, так и внешняя, стала поступать регулярно и прежде всего через прессу. Корреспонденты крупных газет стремились обеспечить свое издание наиболее свежим материалом, а благодаря железной дороге газеты из столиц и больших городов быстро доставлялись подписчикам.

Развитие транспорта и связи необычайно облегчило международные контакты и способствовало интенсивному культурному обмену. Этот процесс стимулировался и саморазвитием культуры, ее внутренними потребностями. Но только теперь были устранены технические препятствия к гастрольным поездкам актеров, частым личным встречам деятелей культуры, их интенсивной переписке. Международные культурные контакты приобрели регулярный характер.

Важнейшим средством коммуникации постепенно становится кино, особенно благодаря хроникальным фильмам, фиксировавшим событие и позволявшим увидеть его множеству зрителей в различных странах. Выдающимся общечеловеческим культурным достижением стало открытие художественных возможностей кинематографа. Кино уже в то время обладало тем преимуществом перед театром, музеем, картиной, что могло достигать самых отдаленных уголков любой страны. Зафиксированное на пленке зрелище воспроизводилось многократно, не требуя никаких специальных условий, а относительная дешевизна делала его доступным самым широким массам.

Таким образом, следует отметить, что технический прогресс способствовал не только повышению интеллектуального уровня и осознанию человеком своей мощи, но и своеобразному крушению культурных границ, духовному взаимообогащению, началу интернационализации культурной жизни.

3. Основные тенденции в развитии литературы и искусства XIX - начале XX в.

Для западноевропейской и североамериканской литературы и искусства первой половины XIX в. характерно преобладание идейного и художественного направления, возникшего в конце предыдущего столетия и получившего название романтизм.

Действительность не удовлетворяла романтиков, они ищут ответ на вопрос, как устранить зло и пороки общества, в чем заключается общественный и моральный идеал, к которому надо стремиться. С их точки зрения литература и искусство - явления общественно полезные. Так, Жорж Санд утверждала: «Искусство не есть изображение идеальной действительности, а искание идеальной правды». Виктор Гюго формулировал эту мысль следующим образом: «Человеческая душа в настоящее время имеет больше нужды в идеале, чем в реальности». Однако подобная позиция не исключала реалистических тенденций в творчестве романтиков.

Своеобразие романтизма особенно ярко выразилось в литературе. Для него характерно тяготение к исключительности, необычному, титанизм образов, резкие светотени, контрасты, стремительность событий, огромная роль роковых случайностей, широкое использование фантастических и легендарных образов и мотивов, гротеск. Литературе романтизма чуждо изображение героев в масштабах обыденной действительности.

Наиболее известным немецким писателем-романтиком был Эрнст Гофман . Он создавал фантастические образы, за которыми почти всегда стояли существенные конфликты действительности. Гофман дает реальную мотивировку всему чудесному, что происходит с его героями. Наибольший простор для фантазии писателя давали такие жанры как повесть, сказка и новелла. Известны его сборник новелл «Фантазии в духе Калло», повесть-сказка «Маленький Цахес», роман «Жизненные воззрения кота Мурра». Следует отметить, что из всех немецких писателей данного направления только Гофман пользовался особой популярностью у русского читателя.

Наиболее яркой и драматической фигурой английского романтизма был Джорж Гордон Ноэль Байрон . Аристократ, имевший наследственное место в палате лордов, Байрон выступил против правящих слоев английского общества и посвятил свою жизнь поэзии и активному участию в демократической и освободительной борьбе народов Италии и Греции. В поэмах «Паломничество Чайльд Гарольда», «Лара», «Корсар» он создал образ разочарованного бунтаря-индивидуалиста, носителя общественных умонастроений начала века. Его перу принадлежат драматическая поэма «Манфред», сатирическая поэма «Бронзовый век». Незаконченной осталась поэма Байрона «Дон Жуан» в которой наметилось сближение писателя с реализмом.

Вместе с Байроном выступил второй великий английский романтик Перси Биши Шелли, . Подобно Байрону Шелли был выдающимся поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона величайшим оптимизмом. Его первое крупное произведение поэма «Королева Маб». За ней последовали поэма «Аластор», лиро-эпическая поэма «Восстание Ислама», лирическая драма «Освобожденный Прометей». Шелли был не только поэтом-лириком, но и поэтом-политиком. Он создает новый для английской поэзии жанр массовой народной песни - сильного, грозного и в то же время простого как подлинная народная песня.

В истории английской литературы XIX в. особое место занимает Вальтер Скотт . Его творчество относится к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода к реализму. Скотт известен как создатель исторического романа с ярко выраженными чертами реализма. Ряд романов воспроизводят историческое прошлое Англии: «Айвенго», «Монастырь», «Аббат» и другие. Скотт обращается также и к истории других европейских стран - «Квентин Дорвард». Кроме романов его перу принадлежат несколько работ по истории, среди которых особенно известны «История Шотландии» и «Жизнь Наполеона Бонапарта». Необходимым условием исторического романа Скотт считал историческую точность и серьезную историческую проблематику. Он стремился к предельной правдивости и точности воспроизведения исторических событий и лиц, в передаче эпохи.

Вместе с тем романтизм в его творчестве присутствует в виде яркой контрастности персонажей, значительной роли рока, стремительности действий.

Крупнейшие представители французского романтизма, заслужившие мировое признание, Виктор Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго - сын генерала наполеоновской армии. Вместе с отцом в ходе наполеоновских походов он побывал в раннем детстве в разных странах. Уже в юном возрасте он проявил поэтическое дарование и в 18 лет получил титул «магистра поэзии» Гюго писал более 60 лет. Его литературное наследство составляет 26 томов стихотворений, 20 томов романов, 12 томов драм и 21 том философских и теоретических работ. Такие произведения как «Собор Парижской богоматери» и драмы 30-х годов отразили революционные настроения писателя. В романах 60-х годов на первый план выступает романтический герой, своеобразная титаническая личность. В основе сюжетов романов «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется» находится борьба одной личности против какой-то внешней силы.

В начале 30-х годов XIX в. во Франции выступила писательница Аврора Дюдеван, которая вошла в литературу под псевдонимом Жорж Санд . Первым ее романом была «Индиана», написанная в 1832 г. и принесшая ей заслуженную известность. Вслед за этим появляются другие романы: «Валентина», «Лелия», «Жак». За свою долгую жизнь она опубликовала около 90 романов и повестей. Бунтарский романтизм, пафос национально-освободительной борьбы нашел отражение в ее лучшем романе «Консуэло». Она ввела в романтическую литературу нового героя. Место королей, принцев и рыцарей, которые прежде были персонажами писателей-романтиков, занимает простолюдин.

В 20-30 годы прошлого столетия значительных успехов достигает американский романтизм. Видное место в нем занимают Вашингтон Ирвинг и Фенимор Купер . Ирвингу свойственная поэтизация человека, живущего на лоне девственной и могучей природы Америки, его мужественной борьбы с нею. Он в своих литературных работах выступал против истребления индейских племен, в юмористических новеллах и очерках критиковал стяжательство и противоречия прогресса. Важное место в его творчестве принадлежит элементам фантастики.

Широкую панораму жизни страны создал Фенимор Купер, способствовавший утверждению жанра исторического романа в американской литературе. Произведения этого автора по их тематике можно разделить на несколько циклов: исторические романы, морские романы, романы о борьбе индейских племен. Наибольшее признание получили романы «индейского цикла»: «Пионеры», «Последний из Могикан», «Прерия» и другие, известные под общим названием романов о Кожаном Чулке. Над этой серией писатель работал на протяжении двух десятилетий. Их главный герой Натти Бумпо воплощает лучшие стороны человека - смелость, мужество, верность дружбе, благородство и честность. Это идеал человека, выросшего в общении с природой, сформировавшегося под ее благотворным влиянием. Его романы отличаются динамизмом и простотой, мастерским описанием, и прежде всего описанием природы.

Своеобразно творчество американского писателя-романтика Эдгара По . Его литературное наследство весьма разнообразно. По - автор многих новелл, стихотворений, статей по вопросам искусства. В американской литературе Эдгар По стал основоположником детективного рассказа - «Убийство на улице Морг», «Маска красной смерти» и другие. Подавляющее большинство его произведений отличаются мрачным колоритом. Он настойчиво подчеркивает мысль о преступных наклонностях человека. По прославился как мастер «страшного» рассказа.

Романтическое направление в музыке оказалось очень богатым выдающимися дарованиями: это Франц Шуберт и Роберт Шуман , Гектор Берлиоз , Рихард Вагнер , Ференц Лист , Фридерик Шопен и многие другие композиторы. Романтизм принес в музыку повышенную эмоциональность, выразительность, фантастический вымысел, сказочно-поэтическую образность, нередко заимствованную из фольклора. Ему свойственна конкретность музыкальных метафор и масштабность символических обобщений. В музыке произошла перестройка жанров: важнейшее значение приобрели романс, фортепьянная пьеса, инструментальная танцевальная миниатюра, различные малые формы, наполнявшиеся глубоким содержанием.

Новые тенденции затронули и симфонизм, и музыку для театра. Появляется жанр героической оперы-саги - цикл «Кольцо нибелунга» Вагнера; жанр «героической» оперы, складывающийся под воздействием национально-освободительных движений. В творчестве Джузеппе Верди такой тип оперы представлен «Дон Карлосом» - произведением в целом реалистическим в отличие от его блестящих романтических опер «Риголетто», «Травиата», «Аида».

В период романтизма музыка активнее, чем прежде, взаимодействует с литературой. Это предопределило появление музыкальных сочинений, использующих в той или иной степени элементы художественного слова или театральной эстетики. Начиная с романтизма, этот принцип в многообразных своих проявлениях становится преобладающим.

Романтические тенденции заявляют о себе в живописи уже в самом начале XIX столетия. Они затрагивали даже стойких приверженцев классицизма, таких как Жан Энгр . О начале романтического периода во французской живописи возвестило творчество Теодора Жерико . Самым же значительным явлением романтизма оказалась живопись Эжена Делакруа , часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона. Делакруа во многом преобразовал историческую композицию, которая приобретает у него символическую обобщенность.

В Англии романтизм наиболее ограниченно выразился в творчестве У. Блейка, особенно в его живописи и графике, связанной с его же поэзией. Это направление нашло выражение в пейзажах Уильяма Тернера и Джона Констебла .

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты