Женщина в российской политике и структурах власти
p align="left">В субъектах Российской Федерации в законодательных органах власти на государственных должностях женщин - 15%. Но среди государственных гражданских служащих категории «руководитель» число женщин в регионах вполне сравнимо с числом мужчин. Женщин 41% на высших должностях этой категории, 57% - на главных и 59,6% - на ведущих должностях.

Справочно. В настоящее время женщины возглавляют: Государственный Совет Республики Коми, Парламент Республики Северная Осетия Алания, Думу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

В федеральных органах исполнительной власти на 1 января 2007 на государственных должностях Российской Федерации не было ни одной женщины.

Среди «руководителей» на высших и главных должностях женщин было всего 15,3% и 22% соответственно. Среди «помощников (советников)» в федеральных органах исполнительной власти преобладают мужчины на должностях всех групп. Женщины и здесь сосредоточены на ведущих и старших должностях категории «специалисты» и на ведущих, старших и младших должностях категории «обеспечивающие специалисты».

Справочно. В Правительстве Российской Федерации две женщины, что составляет 9%. Они возглавляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В руководстве Аппарата Правительства России, среди руководителей секретариатов Председателя Правительства и его заместителей женщин нет. Из 15 департаментов Аппарата Правительства России только два - Департамент международного сотрудничества и Департамент отраслевого развития возглавляют женщины.

В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации на государственных должностях женщин было 14%, а, в остальном, картина примерно та же, что и на федеральном уровне.

Справочно. В России только один губернатор - женщина. До избрания в 2003 году на этот пост в Санкт-Петербурге В.И. Матвиенко, женщин среди глав регионов не было.

В федеральных органах судебной власти и прокуратуры государственные должности замещает 59% женщин. На должностях государственной гражданской службы в органах этой ветви власти представленность женщин снижается от низких должностей к высоким. Только в региональных органах судебной власти и прокуратуры женщины на всех ступенях служебной лестницы представлены не менее, а иногда и более, чем мужчины.

Справочно. В настоящее время среди 19 судей Конституционного Суда - 3 женщины. Председатель Верховного Суда - мужчина, среди его семи заместителей нет ни одной женщины. На должностях Председателя Высшего Арбитражного Суда и пяти его заместителей - мужчины, Первым заместителем Председателя Арбитражного суда является женщина.Уровень образования женщин замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы незначительно ниже, чем у мужчин. Так, высшее профессиональное образование имели 86,7% мужчин и 80% женщин, среднее профессиональное - соответственно 10% и 16%. Почти 12% мужчин и более 7% женщин имели два и более высших образований, 3% мужчин и 1% женщин имели послевузовское образование. 4% мужчин и 1% женщин (от числа имеющих высшее профессиональное образование) имели учёную степень. Количественно это сопоставимые доли, если принять во внимание численное превосходство женщин в органах государственной власти.На муниципальном уровне высшее образование имели 84% мужчин и 67% женщин, среднее профессиональное соответственно 14% и 30%.

3.4 Современная женщина - политик

К одной из проблем российского общества относится то, что в рядах женских движений, да и в обществе в целом, слишком мало ярких личностей, способных и словом, и делом убеждать в необходимости общественной поддержки борьбы женщин за подлинное равноправие. Кадры женщин-политиков нужно уже сегодня готовить и отбирать по всей России, может быть, при помощи специального фонда. Очевидно, что среди женщин-политиков необходима смена лиц, появление среди женских масс ярких личностей. Например, как Галина Старовойтова.

Ведь теперь женщина, которая хорошо говорит, выглядит успешной, способной на принятие решений и на самостоятельные поступки, которая не боится появиться на людях и занимает высокий социальный статус, такая женщина вызывает раздражение и часто агрессию. Я думаю, все помнят, каково было отношение к Раисе Горбачёвой, первой леди нашего государства. Её сравнивали с жёнами предыдущих вождей, и общественное сравнение оказывалось не пользу Раисы Максимовны. Хотя из тех жён многих невозможно было показать, и чувствовалась неловкость пребывания с ними на людях. Они лишь входили в состав «провожающих и других официальных лиц на аэродроме», по которым, не останавливаясь, быстро пробегала телекамера.

Еще одним серьезным препятствием в равноправии женщин и мужчин в политике и в других сферах общественной жизни являются консервативные и патриархальные установки не столько массового сознания (хотя это, безусловно, имеет место), сколько сознания властвующей элиты во всех её составляющих. Не российское общество, а скорее его правящие группы не готовы принять идею гендерного равенства в политическом представительстве во власти и управлении, поскольку это угрожало бы их политической и культурной гегемонии. Существуют, разумеется, и объективные факторы, включая ситуацию экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, когда женщины сами психологически склонны поддерживать «сильную руку», волевого лидера, способного навести порядок. Участвовать в грубой (а то и грязной борьбе), в жёсткой конкуренции за голоса избирателей, какою отличается нынешняя российская политика, сможет (или сочтёт нужным) далеко не каждая женщина. Однако сказанное не означает, что женщины должны сидеть и ждать, когда «созреет» общество или когда правящая элита согласится расстаться с собственной монополией на власть. Проблема реального равноправия мужчин и женщин в политике и других сферах жизни должна находиться в эпицентре современных политических дискуссий о судьбе и о будущем страны, о путях выхода из кризиса, об общественном оздоровлении духовно-нравственной ситуации в России.

Не всё так безнадёжно. Всё-таки 13% женщин имеют чётко выраженную позитивную установку и готовы участвовать в политической жизни на местах. Ещё у 15% есть такое желание, но они не считают себя пригодными к такого рода деятельности. Несколько лет назад эти цифры были гораздо ниже. Рассмотрим данные социологического опроса нашего города.

Подведя итоги, можно сказать, что все больше девушек хочет заниматься политикой, причем они вполне смогут восприниматься нашим обществом именно как политики, общественные деятели. Кроме того, большинство людей в возрасте от 25 до 40 относятся положительно к женщине во власти.

Другими словами, в последнее время отчётливо проявляется тенденция к увеличению числа женщин, которые не только теоретически не исключают своего участия в политике, но и уже оценивают собственные возможности, присматриваются к переменам в политической жизни и при благоприятных условиях будут готовы попробовать реализовать себя на этом поприще.

Яркий тому пример, Элла Памфилова, биография которой может стать сюжетом для фильма о судьбе простой советской женщины, прошедшей от рядового инженера до министра социальной защиты, выдвигавшей (одной из первых женщин) свою кандидатуру на пост Президента в 2000 году.

Женщины начинают занимать естественную и необходимую нишу во власти, потому что того требует ход развития исторических событий России. Женщина во власти - это реальность на сегодняшний день, на которую уже глаза не закроешь. Но очень важно обратить внимание на то, какова же женщина, берущая власть сегодня, каков её образ.

Пока мы имеем некий собирательный образ, который лишь по признаку можно отнести к женскому. Образ некоторого активного, деятельного человека, имеющего неполовые ориентиры. Такой образ с удовольствием поощряется социумом.

Но если женщина во власти рискнёт предъявить себя женщиной, это вызовет недоумение, растерянность, смятение всевозможного рода порицания в её окружении. Предъявлять в социуме своё женское начало считается постыдным. Стереотипы общества, наделившие мужчину главенствующим положением, рисуют мужское лицо политики. Единственная, кто из наших женщин-политиков отвоевал себе такое право, - это Ирина Хакамада. И именно потому, что её имидж, природные внешние данные сильно отличаются от российских стереотипов. Она - далеко не Некрасовская Женщина; она - символ инакости, который не распознаётся российским менталитетом как опасность. Имидж Ирины Хакамада стал её защитой не сразу. Её пытались отторгнуть, как представителя иной планеты, но в силу её запоминаемости и яркости, этого не произошло.

Нельзя не видеть, что в последнее время «слабый» пол потеснил мужчин в других сферах общественной жизни. Например, первый заместитель мэра в правительстве Москвы - Людмила Швецова; бывший вице-премьер правительства, ныне губернатор Санкт-Петербурга - Валентина Матвиенко; предводительница молодёжных «единороссов» - Александра Буратаева.

Может ли общество называть себя демократическим, если оно не пускает женщин во власть? Конечно, нет. Оно может называть себя как угодно, но никогда не будет демократическим, пока интересы более половины населения не представлены во власти. Россия не может назваться правовым государством, пока 53% её населения (женщины) не приобретут реальное, гарантированное законом и всей мощью законодательной и исполнительной власти, равенство с мужчинами.

А ведь я взяла только женщин. А есть мы, дети. Нас 20%, и наши интересы тоже не представлены!

Летом 2000 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания закона «О гарантиях равноправия мужчин и женщин в Российской Федерации». Его подготовили вице-спикер, один из лидеров движения «Единство» Любовь Слиска и Екатерина Лахова.

Дискуссия была о том, что в большинстве европейских стран в конституции прописано, что ни один пол (мужской или женский) не может иметь в парламенте больше 70%. Это значит, что если мы, скажем, втроём учредим партию и впишем в неё 71% женщин и 29% мужчин, нас не зарегистрируют. И соответственно, если наоборот - тоже не зарегистрируют. Дума решительно не приняла этот закон... Между тем, какие бы женщины ни пришли во власть, они всё равно не будут хуже самых худших мужчин, заседающих в Думе, потому что они по одним законам проходят в политику.

Но когда речь идёт о законодательстве (и это уже доказано мировой историей), мужчины и женщины при прочих равных данных принимают разные законы. Несмотря даже на свою ангажированность и проплаченность, женщины голосуют более выдержанно и конструктивно. Кроме того, есть такой незыблемый закон, что пока женщин меньше 20% в парламенте, не отстраивается и не работает законодательство, защищающее права детей; а до тех пор, пока меньше 30%, - права женщин. Это из хрестоматии.

4. Перспективы женской политики в России

4.1 Проблема квоты

По опыту мировой практики, на увеличение женского представительства в высших законодательных органах положительно влияют следующие факторы:

партийная квота или наличие политической цели увеличения числа женщин - кандидатов в парламент, избираемых по пропорциональной избирательной системе;

законы, согласно которым соотношение представителей полов в списках кандидатов от партий соответствовало бы демографическому показателю в стране (женщин - 53%, мужчин - 47%);

изменение избирательной системы с одномандатного (мажоритарного) на пропорциональное представительство.

Необходимо разработать систему квот для женщин по западному образцу, например, скандинавских стран, где доля женщин в политической жизни и управлении составляет 30%. В Финляндии Президентом республики в 2000 г. стала женщина.

В отдельных странах - Дании, Нидерландах, Норвегии и др. 1/3 министров составляют женщины, в Швеции - 52%. И эти страны отличаются своим стабильным социальным и политическим благополучием.

Система квот должна сопровождаться корректировкой всей избирательной системы, предусматривая увеличение или включение женщин в партийные списки.

В стране должны быть выработаны гендерная система экспертизы принимаемых решений, а также система систематического контроля за соблюдением прав женщин и изменена кадровая политика (в Правительстве РФ - одна женщина, вице-премьер).

Государство и общественные организации должны способствовать созданию школ политического лидерства для подготовки женщин к политической деятельности.

Обществу следует использовать в полной мере интеллектуальный потенциал женщин.

4.2 Основные проблемы, стоящие перед женским движением России

Прежде всего, необходимо реализовать основные требования Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. А это означает:

права женщин должны быть неотъемлемой составной частью прав человека;

обретение женщиной полноценного статуса;

превращение общества в цивилизованное, где не должно быть насилия и дискриминации;

обеспечение социальных гарантий семье, соблюдение прав ребенка. Создание нормативных актов, защищающих неприкосновенность личности ребенка;

широкое внедрение новой модели семейных отношений, основанной на равенстве супругов при выполнении всех функций;

участие женщин в избирательной компании не только как человека-избирателя, но и избираемых на основании утвержденной законодательными органами квоты;

постоянная работа с политическими партиями, обязательное включение н их программы женских проблем и привлечение женщин к руководству;

привлечение женщин к работе с Совете безопасности, поскольку «Совет безопасности без женщин - это Совет национальной опасности»;

реализация паритетной демократии, т.е. равное представительство в законодательной, исполнительной и судебной системах;

привлечение средств массовой информации к объективному освещению экономической, политической, социальной деятельности женщин, пропаганде и внедрению положительного опыта решения женского вопроса.

Заключение

Политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что женщины выбирают политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще. А если политиком становится мужчина, то неминуемо его супруга так или иначе вовлечена в политическую деятельность, бывая на приемах, наблюдая за деятельностью мужа, помогая ему в тех делах, в которых она может оказать помощь.

Время от времени женщина сама приходит во власть и правит страной, и так было во все времена. С конца XIX века в России появляются освободительные движения женщин, а с момента прихода к власти большевиков (1917 г.) оформляется комплекс прав для женщин. С 1930 г. «женский вопрос» считается решенным. Так, законодательно закреплено право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления. Иногда женщине удается быть мудрее некоторых мужчин, и она надолго удерживается у власти, как это было при правлении Елизаветы Английской и Екатерины II Великой.

Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных в России нет. Но в России, как и в других странах, проблема власти женщин или женщин у власти на данном этапе решена формально в пользу мужчин, если считать количество министров, сенаторов, депутатов, стоящих на вершине государственной власти.

Предпочтение мужчин-политиков женщинам-политикам имеет много причин, но главными являются образ политика, который должен обладать такими качествами как лидерство, самостоятельность, объективность, масштабность мышления, умение политического маневра - все эти качества считаются чисто мужскими; малая экономическая база, так как мало кто желает вкладывать деньги в женщину-политика. А ведь кто еще кроме самих женщин будет решать их «женские» вопросы. Они большее внимания уделяют социальным проблемам, в отличие от мужчин, отдающих предпочтение решению «военных» вопросов. Мужчинам не хватает таких женских качеств, как мудрости, позволяющей нестандартно мыслить и побуждающей к творчеству, приверженности идее больше, чем концентрация на эгоизме, общественного темперамента, требующего быть нравственным и помогающего быть смелым.

И вот отклонение поправки к законодательству (15 апреля 2005 г.), ограничивающей представительство в списках кандидатов от партий лиц одного пола 70 процентами, отодвинуло женщин-политиков на один шаг назад от политической арены.

За весь ХХ век в мире можно насчитать всего около 30 женщин, которые были избраны президентами или главами правительств.

В России в настоящее время в системе исполнительной власти число женщин, конечно, оставляет желать лучшего, но, тем не менее, с каждым годом их количество всё увеличивается. Хочется выделить самых активных из женщин-политиков.

Например, губернатором Санкт-Петербурга на выборах 2003 г. стала Валентина Ивановна Матвиенко.

Активную политическую деятельность ведет Ирина Хакамада - в настоящем лидер политической партии «Наш выбор».

Вице-спикером Госдумы является Любовь Слиска.

Можно так же упомянуть лидера движения за гражданское достоинство Эллу Памфилову, которая балатировалась на выборах в должность президента РФ в 2000г., непримиримого борца с коммунистическим движением - Б.Э. Новодворскую.

Нет сомнения в том, что доминирующей мужской политической элите не удалось создать ни устойчивой и сбалансированной политической системы, ни государственной системы власти, способной функционировать на возобновляемой основе, ни здорового цивилизованного демократического общества, опирающегося на общечеловеческие ценности. Отчуждение женщин как от власти, так и от собственности - один из серьезнейших просчетов мужской политической элиты.

Правда, нельзя снимать ответственность и с женщин: ведь это они сами позволили за себя решать свою судьбу и без их активного политического участия решать судьбу своей страны. Между тем, груз каждодневного выживания в условиях реформирования страны, да еще при обстоятельствах роста преступности и коррупции, лежит именно на женских плечах.

Сегодня важно понять: какую выгоду может извлечь общество в целом, создавая государство с политическим управлением, основанном на партнерстве мужчин и женщин в политике? Ответ прост: партнерство мужчин и женщин в политике является источником более полной и представительной демократии, поскольку создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты