нтрактов(гос-во заключает контракт с частной фирмой о поставке товаров,оборудования и т.д.),но объязательно с элемлнтом конкуренции между фирмами;3.система ваучеров(гос-во повышает гражданам их по-
купательскую способность)ведётся это в виде сертификатов и ваучеры выполняют роль денег.Их применяют при аренде жилья,покупке жилья,в медицине.
Национальный доход.Национальный доход-обобщающий показатель экономического развития страны,в котором отображается уровень развития производительных сил общества,его экон. структура.Н.д.-часть
валового нац. продукта. Если из стоимости валового нац.прод. вычесть стоимость оборудования,транспорта,топлива,сооружений,то останется стоимость создания в текущем году. По натурально-вещественной фор-
ме нац.доход состоит из массы производственных за год предметов пот-ребления и тех.средств произ-ва,которые пойдут на произ-ные отноше-
ния и будут использованны для потребностей растительного воспро-ва.
Источником увеличения нац.дохода явл.труд занятых работников в сфе-
ре материального произ-ва. Н.д. общества подвергается первичному распределению и перераспределению,в результате формируются первич-
ные и конечные доходы общества.Первичное распределение н.д. проис-ходит в отраслях промышленности на пред-иях,т.е. там где он образует-
ся. В результате н.д. делится на 2 части:1.-в распоряжении работников пред-ий;2.-поступает в гос-ый бюджет. Конечной стадией движения н.д.
явл.его потребление,которое происходит при распределении средств по фондам:1фонд-фонд накопления-используется для расширения объёмов приз-ва,для создания резервов в гос-ве.;2фонд-фонд потребления-1.для работников материального произ-ва;2.для работников образования,науки культуры;3.для выплаты зарплаты;4.фонд соц.защиты населения.Нац.бо-гатство- это сумма потребительских стоимостей накопленных гос-вом за весь период его сущ.Сомой главной формой явл.материальное богатство,
а именно произ-ные фонды(оборудование,фабрики,заводы,энергия),не произ-ные фонды,т.е.(жильё,имущество граждан,природные ископаемые и т.д.).
Инфляция.
Инфляция - это нарушение пропорции между товаром и денежной мас-
сой, между спросом и предложением товаров и проявляется это в повы-
шении цен. Повышение цен внешне определяет инфляцию, а в основе-кризис экономики с учетом необходимых затрат кол-во денег опреде-
ляется по формуле: Д=(Р-К+П-ВП):Со, где: Д- деньги необходимые для оборота; Р- сумма цен на товар для реализации; К- товар реализуемый в кредит; П- платежи за товары; ВП- платежи кот. взаимо погашаются; Со- среднее число оборотов денежных единиц.
В зависимости от роста цен различают: 1- "ползучую инфляцию" - повы-
шение цен на товары за 100 на 10%; 2- "гиперинфляция" - цены повы-
шаются за 100 на 1000%; 3- "суперинфляция"- повышение цен от 3000% до 10 000% за год. Инфляция ведет к разрушению экономики, дефециту бюджета; если доходы населения и предприятий увеличиваются низкими темпами чем цены, то они становятся бедными. При инфляции в эконо-
мике дезорганизуется производство, поэтому гос-во ведет мероприятия по сдерживанию инфляции: 1- метод инфляции- т.е. замена старых денег на новые. 2- метод девольвации- т.е. снижение обменного курса денежной единицы одного гос-ва по отношению денежной единицы дру-
гого гос-ва. 3- метод конвертируемости валюты- означает возможность вледельцам денег одного гос-ва свободно обменивать эти деньги на вал-
люту другого гос-ва и это означает, что данное гос-во тесно связано в экономике с другими гос-ми. Сдерживание инфляции может вести к возврату предыдущей покупательской способности денег. Инфляция имеет несколько причин: 1.Дифицит бюджета, когда расходы гос-ва пре-
вышают его доходы. 2.Высокие цены на товары при низком спросе това-
ров. 3.Не рациональная структура промышленности, когда преобладают отрасли выпускающие средства пр-ва.
Трудовые ресурсы,безработица.Трудовые ресурсы-это трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет женщины и от 16 до 60 лет мущины. Всё трудоспособное население делится на занятое и трудоспособных.В соответствии с концепцией занятости на Украине к занятому населению относят:1.работающих на пред-тии независимо от форм собственности;
2.работники малых пред-ий,предприниматели и граждане занятые инди-видуальной трудовой деятельностью;3.избранные на работу в гос.адми-
нистрацию;4.служащие армии;5.учащиеся средних школ,ПТУ,ВУЗов,те-
хикумов;6.лица проходящие переподготовку в службе занятости;7.лица
занятые воспитанием детей,присмотром за инвалидами,пристарелыми родителями и т.д. Безработными явл. граждане трудоспособного возрас-
та,которые по независимым от них причинам не имеют заработка,из-за отсутствия подходящей работы,зарегисрирование в службе занятости действительно ищут работу и готовы к ней приступить.Сущ.3 вида без-
работицы:1.фрикционная-часть людей впервые ищут работу,а другая ча-сть добровольно оставили свою работу;2.структурная-в результате НТР происходит структура спроса на рабочую силу и работники работающие по старой технологии увольняются;3.цеклическая-обусловленно спадам произ-ва. Уровень безработицы должен составлять в гос-ве 2%-это счи-
тается нормальным явлением. В настоящее время в связи со спадом произ-ва сущ.частичная занятость работников,т.е.они заняты неполную рабочую неделю,день. Гос.гарантия занятости на Украине:1.доброволь-
ность трудо и выбор вида деятельности;2.защита от незаконного уволь-нения и необоснованного отказа в приёме на работу;3.бесплатный под-бор работы в соответствии с профессией и образованием;4.бесплатная переподготовка по другим профессиям в слудбе занятости;5.выплата материальной помощи по безработице. Гос-во содействует не занятому населению и обеспечивает такие компенсации:1.гарантия работникам уволенным по сокращению штатов;2.выплата степендии в период пере-
подготовки в службе занятости и включение этого времени в непрерыв-ный стаж;3.материальная помощь по безработице-50% от зарплаты по
последнему месту работы,если нет детей до 16 лет и пристарелых роди-телей,75%-если есть.
Предприятие в условиях рынка.
В начале 1995г. на Украине насчитывалось 23% гос.предприятий, 48% коллективной собственности и 29% частных предприятий. В соответст-
вии с законом Украины "о предприятиях". Предприятие - это самостоя-
тельный занимающийся производственной, исследовательской и комер-
ческой деятельностью с целью получения прибыли и имеет право юри-
дического лица. В зависимости от формы собств. предприятие может быть: гос. или частным, а так же смешанной формой собственности.
Экономическая роль гос-ва в условиях рынка.Свободный рынок явл. идеальной моделью,которая достигается на практике очень редко,а его функции выполняет гос-во,в часности экономические:1.обеспечение пра-вовой базы,которая ведёт к эффективному функционированию рынка;
2.регулирование цен на товары;3.защита конкуренции;4.налоги с пред-ий и граждан;5.контроль за оплатой труда;6.финансово-кредитное регу-
лирование;7.материальная поддержка малообеспеченных слоёв населе-
ния(соц.выплаты);8.контроль за уровнем инфляции и занятости;9.инди-
кативное планирование. В условиях рынка сущ. такие понятия(для пред-
ий):1.товарные знаки-спец.рисунки,которые позволяют установить товар
и форму производителя;2.лицензия(потент)-документы разрешающие вести произ-во или оказывать услуги (в образовании,медицине,юриди-
ческие услуги,парикмахерские услуги);3.авторские права-право автора товара,продавать его на протяжении своей жизни. В уловияз рынка де-
ловая активность пред-ий может увеличиваться или уменьшаться,а что-
бы уменьшить негативное влияние безработицы на экон. нужно знать
лики деловой активности пред-ия:Подъём-развитие произ-ва,снижение безработицы и больше инвистиции(вложение финансов в пред-ие).
Бум-увеличивается спрос на товары,повышаются цены на них,а экон. ра-ботает на гране своих возможностей.Сокращение-уменьшение объёма произ-ва товаров,сокращение рабочих,массовая безработица.Спад-пред-ие на гране остановки,банкротство пред-ия,массовая безработица-дипре-
ссия. Важным средством в действии гос-ва явл. индикативное планиро-
вание,которое состоит из двух частей:1.Индиканивная-цены на товары на первом уровне развития науки,техники произ-ва.2.Директивная-бюд-
жет,налоговая система,банковские проценты.
Налоговая политика гос-ва.Гос-во для выполнения своих функций до-
Лжно иметь определённое средство,которое находится в гос-ом бюджете и центролизованных фондах. Формирование этих фондов может проис-
Ходить за счёт доходов гос-ва и от налогов юридических и физических лиц. Основным методом финансирования доходов гос-ва явл.налоги.
Налоговая система-сумма взаимосвязанных налогов,которые дополняют друг друга и не противоречат друг другу. Сущ.две функции налогов:
1.Фискомкая-гарантирует стабильное поступление доходов в бюджет.
2.Регулирующая-использование налогов для социально-экон. развития гос-ва. Юридическую основу налоговой системы составляет право соб-
ственности:1.взависимости от форм собственности,пред-ие и гос-во име-
ет право на доходы;2.форма собственности влияет на формирование до-
ходов юридических и физических лиц.Элементы налоговой системы:
1.Субъект-физическое лицо,которое непосредственно выплачивает на-
логи.2.Объект-указывает,что подлежит налогооблажению.3.Единица налогооблажения-носит физическое или денежное выражение.4.Нало-
говая ставка-устанавливает по заказу размер налога.5.Твёрдые ставки-
фиксированные или относительные (конкретный % от зарплаты в виде подоходного налога).6.Процентные ставки-устанавливаются к объекту налогооблажения.Сущ.2 вида налогов:Прямые налоги-устанавливаются непосредственно к плательщикам и размер их зависит от масштабов объекта налогооблажения.Непрямые налоги-устанавливаются в ценах на
товары. К непрямым нагогам относятся акции,которые делятся на: фик-сированные,пропорциональные,универсальные и специфические. К общественным налогам относятся: 1.налог на добавленную стоимость;2.
акцизный сбор;3.налог на доходы пред-ий;4.походный налог с граждан;
5.налог на имущество пред-ий и т.д.(всего их 19). В состав местных на-логов входят:1.рыночный сбор;2.налог с рекламы;3.потенциальный на-
лог и т.д.(всего их 15).
Сущность экономического суверинитета.Суверинитет-означает пол-
ную независимость гос-ва,во внутренних вопросах и внешних отноше-
ниях. Сходным к понятию сув-ет явл. гос-ый сув-ет и народный сув-ет.
Суверенный-означает осуществление верховной власти.Сув-ет делится на два вида:Гос-ый-он представляет собой то,что гос-во занимает глав-ную роль во всех вопросах (правопорядок,нац.оборона).Гос-во явл.неза-
Висимым в международных отношениях и может формировать внеш-нюю политику.Одновременно каждое гос-во должно уважать сув-ет дру-
гих гос-в,поэтому международные взаимоотношения ведутся в форме взаимных соглашений и правил.Сув-ет реализуется так же в функциони-ровании и в развитии исполнительских и представительских органов, а так же суда и орбитража.Народный-означает власть народа,т.е.в случае проживания на территории гос-ва представителей нескольких наций,то на месте решаются вопросы развития национальной культуры,языка ка-
ждого народа или каждой национальности. Понятие сув-ет неследует рассматривать как неизменная потому,что на потяжении времени,проис-
ходятизменения в общественном произ-ве,в социальных,правовых,поли-
тических и культурных отношениях.Экономический сув-ет.Этот термин означает самостоятельное управление экономикой.Экономический сув-ет Украины можно определить как собственность народа,который созда-
ёт своё нац.богатство. Определение сущности экон.сув-та можно конк-ретизировать при согласовании основных его целей,структуры,а решаю-щую роль в этой имеет анализ структуры экон. сув-та.
Основы менеджмента.Менеджмент(управление)-в широком смысле означает влияние на объект или систему произ-ва с целью достижения выпуска товаров высокого кач-ва.Сущ.такие понятия в мен-те:Объект управления-это предмет или процесс на которые направляется управле-ние(рабочее место,бригада,цех).Субъект управления-это лицо которое управляет объектом для выпуска товаров.Отношение в управлении про-
из-вом-это комплекс установленных правил субординации(рабочий мас-
тер,начальник цеха).Они формируются в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления.Принципы управления-они обосновывают взвимодействия между объктом и субъектом управления в зависимости от конкретных экономических,социальных,политических условий в об-ществе и на пред-ии.Методы управления-это способы влияния на объект управления для выпуска товаров.Методы управления делятся:1.по содер-жанию-административные,экономические,социально-психологические.
2.по направлению влияния-на работника,трудовой коллектив.3.по хар-ру
действия-прямые и непрямые. Успех в управлении произ-ом зависит от рациональных действий и внутренней культуры человека,чем выше уро-вень культуры,тем больше ориентация на рынок товаров. Пред-ия име-ют свою культуру,которую понимают как сумму взглядов,настроений и методов ведения произ-ва товаров,которые признаются работниками пред-ия и характеризуют индивидуальность данного пред-ия.Поэтому пристиж пред-ия нужно формировать не только кач-ой продукцией,но и всей системой внимательного отношения к людям,окружающей среде и обществу.
Структура экон.сув-та Украины и пути его достижения.Экон.система состоит из:1.системы производственных сил.2.системы техники экон. от-ношений.3.реальные отношения к собственности.4.хозяйский механизм. Два первых элемента взаимодействуютмежду собой и формируют спо-
соб произ-ва.Он вместе с третим элементом создаётобщественный спо-
соб произ-ва,а хозяйственный механизм включает в себя юридические и политические стороны жизни гос-ва. Независимость при формировании и развитии способа произ-ва предусматривает сув-ет Украины в созда-нии собственного уровня развития системы произ-ых сил и технико-экон
отношений. Т.к. основными элементами системы произ-ых сил явл. Ра-
бочие средства труда,предметы труда,то это экон. сув-ет Украины преду-сматривает формирование и развитие каждого из 4-х элементов. Для экон-го сув-та главным явл.фомирование нового работника,но в нынеш-ней ситуации при нарушении хозяйственных связей на первое место выходит сырьевой вопрос. Сув-ет Украины при формировании техни-ко-экон. отношений включает в себя установление связей между пред-ми
разных гос-в,отраслей пром-ти и т.д. Гос-ый,народный и национальный сув-ты принадлежат к главным основам общества,которые развиваются по своим внутреним законам. Каждое гос-во,его экономика развивается в определённых условиях со своими природными ископаемыми,внутрен-ним рынком,развитием пром-ти и т.д. Будущее гос-ва должно быть ос-
нованно на гос-ом сув-те. Роль хояй-ого механизма в формировании экон-ого сув-та. С точки зрения материально-вещественного содержа-
ния собственности следует отметить материальное благо,ценные бума-
ги,деньги,а так же предметы труда,средства труда и т.д. В пределах об-
щественного способа произ-ва(единства произ-ых сил и произ-ых отно-
шений) и соответствующих частей экон.сув-та всё это будет учить при формировании хоз-го механизма. Хоз-ый механизм выполняет исполь-зование экон-их законов,соц-ых экон. условий,то должна быть создана система стимулов для функционирования хоз-го механизма.Формами хоз-ого механизма,на гос-ом уровне явл.програмирование и регулирова-ние экон.,а основными составляющими-финансово-кредитная система, налогооблажения и рациональная политика. На нынешнем этапе разви-тия экон.сув-та нужно сформировать свой хоз-ый механизм в регулиро-
вании экон.,денежного оборота в центрообразовании и т.д.
Восспроизводство общественного продукта. Общество не может прикратить произ-во товаров,потому что оно их потребляет. Производ-ство материальных благ как безпрерывный процесс наз. воспроизвод-
ством и носит общественный хар-ер.Сущ.2вида воспроиз-ва:1.Простой-
означает,что на протяжении года произ-во материальных благ происхо-
дит в неизменных размерах.2.Расширенное-означает, что с каждым пос-ледующим годом произ-во материальных благ происходит в возраста-ющих размерах.Сущ.2типа воспроиз-ва:1.Экстенсивный-это произ-во товаров происходит по одинаковой технологии на одном и том же обо-
рудовании,но за счёт привлечения дополнительной рабочей силы.2.Ин-
тенсивный-произ-во товаров увеличивается за счёт новой технологии,
нового оборудования,но при меньшем кол-ве работников. Интенсифика-
ция произ-ва состоит в увеличении произ-сти труда и в увеличении вы-пускаемых товаров. Структура общественного продукта.Вся масса про-из-ых за год материальных благ составляет совокупный общественный продукт,а 40%-это валовый национальный продукт,который содержит товары и оказанные услуги. По натурально-вещественной форме сово-
купный продукт делится на 2 группы:1.Средство произ-ва.2.Предметы потребления. В гос-ве сущ. фонды накопления и потребления. Экон.
пропорции и их регулирование. Для нормальной работы пред-ия и функционирования экон. нужно,чтобы между разными частями общест-венного продукта были пропорции,т.е.соответствующие соотношения.
Сущ.попорции которые нужно регулировари на уровне пред-ия,отрослей
пром-ти,через заработную плату,налоги,торифы и т.д.,но иногда гос-во умышленно не поддерживает эти пропорции что приводит к кризису экономики. Нерациональная структура народного хоз-ва (преобладал выпуск средств произ-ва,а не товаров народного потребления) и это привело к разбалансированности произ-ва и к очень высоким темпам инфляции.
Международная экон. интеграция.МЭИ-это высший уровень развития международных экон. отношений,когда 2 или несколько гос-в связаны между собой товаро-экон. политикой.МЭИ обусловленна:1.экон. разви-тием стран,их групп и регионов мира;2.научно-техническим процессом;
3.решением глобальных вопросов(энергитические,экология,народонасе-ления). Сущ.основные формы МЭИ:1.зона перефирийной торговли -2-а или несколько гос-в уменьшают тарифы на импортные товары;2.зона свободной торговли-несоклько стран устраивают внутренние тарифы в торговле с друг другом;3.таможенный союз-это соглашение между нес-
колькими гос-ми,когда устанавливается единый тариф;4.страны общего рынка-в них происходит свободное движение товаров, финансов и рабо-
чей силы.Интеграция Украины в настоящее время. Для эффективной интеграции необходимо:1.Политико-правовые условия-политическое признание Украины участие в решении региональных и глобальных про-цессах,формирование соответствующего законодательства,конституция.
2.Экон. условия-обеспечение экон. сув-та,реализация программ перехода к рынку,включение национальной валюты в международные расчёты,
расчёт по законодательности бывшего СССР.
1.Этапы развития экон. науки.
2.Модели современной экон.
3.Товар,его свойства.
4.Деньги и их функции.
5.Рынок и его инфраструктура.
6.Законы рыночного хоз-ва.
7.Необходимость перехода к рынку.
8.Перестройка административной в рыночную системы.
9.Конкуренция-важное отличие рынка.
10.Зарплата.Нормирование труда.
11.Собственность и её экон. содержание.
12.Разгосударствование и приватизация.
13.Национальный доход.
14.Инфляция.
15.Трудовые ресурсы,безработица.
16.Предприятие в условиях рынка.
17.Экон. роль гос-ва в условиях рынка.
18.Налоговая политика гос-ва.
19.Суверинитет Украины и пути его достижения.
20.Основы менеджмента.
21.Структура экон. сув-та Украины и его пути достижения.
22.Восспроизводство общественного продукта.
23.Международная экон. интеграция.
Страницы: 1, 2