Шпоры для сдачи риторики

Шпоры для сдачи риторики

Предмет и задачи риторики – это наука о теории, мастерстве и законах

искусства красноречия.

Соотношение риторики и философии – без философского осмысления невозможно

решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в

глобальном, философском ключе-это значит придавать ей общечеловеческое

значение, поднимать ее на более высокий нравственный и духовный уровень,

повышать ценность речи.

Соотношение риторики и логики – логика-это наука о законах правильного

мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть

безупречно точной, чтобы люди поверили вам безоговорочно. Чтобы слушатель

вам поверил, нужны точная последовательность и безупречность доказательств.

Связь этики и эстетики с риторикой-Этика-наука о законах нравственности и

морали общества. Эстетика-это наука о законах красоты.

Использование методов психологии в риторики – это наука изучающая законы

психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики,

законы психического поведения человека, все, что связанно с нервной

деятельностью человека, его душевным состоянием.

Как реализуется в риторике данные языкознания и орфоэпии –Языкознание наука

о законах языка. Грамотная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору,

и к тому что он произносит. Правильная речь может передать не только что

любую мысль, но и самый тонкий оттенок мысли и чувства. Орфоэпия наука о

законах правильного произношения и ударения. Неприятно, тяжело слушать

человека, коверкающего знакомое слова, неверно ставящего ударение.

Время и причины формирования риторики – Античная риторика родилась а

Древней Греции из героического эпоса и драмы, но в отличие от этих жанров

речи были необыкновенно актуальны и помогали решать именно те вопросы и

проблемы, которые возникали в данный момент жизни греков. Причем

красноречие взяло от других жанров самое лучшее: эмоциональность высокую

художественность, привнесло в искусство силу логики и убедительность.

Кем являлись в Древней Греции Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен? Их вклад в

развитие риторики – Горгий (480-380гг.до. н.э.) разработал приемы

риторической художественной прозы, используя для повышения ее

психологического воздействия поэтическую выразительность. Он сознательно

применят определенные стилистические средства украшения (горгианские

фигуры). Лисий (435-380гг.до.н.э.) – афинский оратор и логограф. Умел

отражать в речи особенности характеров своих клиентов. Благодаря простой

манере изложения он считался великим мастером речи. Исократ (436-338гг.

до.н.э.) – афинский оратор, учитель риторики, публицист, логограф.

Представитель торжественного, пышного красноречия. Сам публично не

выступал. Имел свою школу риторики. Демосфен (384-322гг до.н.э.) – афинский

оратор и политический деятель. Страстные речи против македонского царя

Филлипа II за свободу Греции вошли в историю человеческой культуры как

филлипики. Его манеру речи отличало эффективное применение риторических

средств. Для его речей характерны воодушевление и проникновенная

страстность, покоряющая логика и острая аргументация.

Основные черты древнегреческой риторики Платона и Аристотеля – Платон (427-

347гг до.н.э.) – один из выдающихся греческих мыслителей. Обобщил опыт

мастерства речи на примерах выдающихся ораторов, в том числе Сократа.

Аристотель (384-322гг. до.н.э.) – великий древнегреческий философ, ученый-

энциклопедист. Полагал, что риторика должна развивать способность

убеждения. Он возражал против смещения разных стилей

Древнеримское понимание риторики (Цицерон, Квинтилиан) – Цицерон (106-43гг.

до.н.э) – философ, оратор, политический деятель и писатель. Цицерон был

самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего

в его лице совершенства. Квинтилиан (35-100гг. н.э.) – оратор, ритор.

Написал “Наставление оратору” в 12 книгах, начиная с элементарных основ, с

изложением всей риторической теории. Теоретик литературного классицизма,

реформатор литературного стиля своей эпохи.

Гомилетика как отрасль риторики – церковное, богословие красноречие,

унаследовавшее основные принципы античной науки.

Основы древнерусского красноречия – были народные традиции.Существуют

тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи “Золотое слово

Святослава”(Слово о полку Игореве), “Поучение Владимира Мономаха” (Поучение

чадам своим) и др.Древнерусские произведения до монгольского нашествия

свидетельствуют,что старинному русскому красноречию были присущи: высокое

уважение к книжному слову,мудрой речи, словесному мастерству.

Значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской

риторики – первые русские руководства по риторики XVI I века написана

вологодским епископом Макарием одним из создателей Славяно-греко-латинской

академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем.Первые риторические

труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую

направленность они служили пособием для овладения особым проникновенным,

выразительным голосом, интанациями,принятыми в церковной службе,

речитативом.

М.В.Ломоносов и его вклад в русскую риторику XVIII века – наиболее заметный

след в развитии теории риторики XVII века оставило “Краткое руководство к

красноречию”.Оно предназначалось для нужд просвещения,образования,несколько

раз переиздавалось для молодежи жаждущей знаний.Он понимал значение

красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со

стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную

традицию).Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией,

русской наукой.

Стилистические или риторические фигуры – это зафиксированные обороты

речи,являющиеся подлинным ее украшением, поднимающие речь на высокий

эмоциональный уровень.Они используются для усиления выразительности

высказывания обогащают и разнообразят текст.

Синтаксический параллелизм как средство художественной выразительности –

это одинаковое построение соседних предложений или их частей. Используются

в афоризмах, пословицах – там, где требуется краткость, лаконичность.

Анафора и эпифора как средство художественного синтаксиса – эпифора – это

концовка или повторение слов или их сочетаний в конце конструкции.

Антитезы и оксюморон – 1.Это противопоставление контрастных положений,

понятий, образов. В ее основе лежат антонимы.Обычно антитеза может

ограничиваться всего двумя словами, как правило в заглавиях: “Войны и мир”,

“Волки иовцы”.2. Как и антитеза, строится на противоположностях, но они не

противопоставлены, а слиты и отражают противоречивость явлений жизни, они

парадоксальны: “Смех сквозь слезы”, “Пышное природы увяданье”.

Что относится к понятию “Культура речи” - под ней понимается совокупность

таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с

учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К

ним относятся: 1. Богатство ( разнообразие) речи; 2. Ее чистота.3.

Выразительность. 4. Ясность и понятность. 5. Точность и правильность.

Что в риторике понимается под словом этос – это нравственно-ценочный

критерий речь в котором должна быть правдивой, соответствовать истине,

должна преследовать благородные цели, служить добру.

Какими средствами достигается выразительность речи – в устном варианте речи

– это богатейшие по истине неисчерпаемые возможности интонации, ударений,

пауз, тона, тембра, темпа, и силы звука. Выразительность имеет свою шкалу:

от того минимума внятности, правильности, который обеспечивает понимание

текста, до многоцветного артистического исполнения, в котором расскрываются

новые глубины смысла и чувства.

Основные правила чтения книг – во время чтения важно уметь осмыслить

содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были

получены раннее. Это помогает анализировать и систематизировать материал,

делать необходимые выводы. Верный признак понимания прочитанного – умение

передать его содержание своими словами. Пересказ прочитанного – своебразноя

тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуются лекторское

мастерство.

Для чего нужна целевая установка в речи - она облегчает восприятие речи.

Говорящий должен ясно представлять для чего, с какой целью он произносить

речь, какой реакции слушателей добивается.Если выступающий не подумает о

назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Что в риторике понимается под композицией речи – под ней понимается

построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой

части ко всему выступлению как единому целому.

Основные правила и приемы композиции - 1.Пересекающиеся сюжетные линии;

они соприкасаются: например линии семейств Болконских, Ростовых,

Безуховых.2. Временный перенос места действия; повествование начинается не

сначала, а с итога жизни героя к примеру “ Мцыри”. 3.Обрамление текста

документами (записки, переписка). 4.Приемы поэтического

творчества.5.Рассказ в рассказе.

В чем различие монолога, диалога и полилога - в монологе один участник

общения говорит, а другие молчат, они воспринимают речь первого.В диалоге

каждый из двоих участников общения, в сущности, произносят небольшой

монолог, и они все время меняются ролями.И полилог т.е. разговор многих

обычно нескольких человек, обменивающихся по очереди небольшими монологами.

Основные способы подготовки речи – 1.Запись текста.2. Выступление с опорой

на текст.3.Выступление без записей.4.Выступление экспромтом.

Назначение и особенности развлекательной речи – она не содержит иной цели

кроме заключающейся в ней самой.Она сама по себе должна развлекать и

потешать слушателя.В ней шутка и серьезная мысль, правда и вымесел.Она

проникнута единством связного повествования, или состоит из анектодов.В ней

юмор много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура

преувеличения.

Назначение информационной речи – она пробуждает любознательность и дает

новое представление о предмете.Она может быть повествованием,

описанием,объяснением.Информационная речь должна отвечать следующим

требованием : 1.В ней ничего не должно быть спорного;2.Она должна вызывать

пытливость;3.Она должна удовлетворять запросы слушателя.4.Сообщение должно

быть актуально.

Особенности убеждающей речи – она логическими доводами доказывает или

опровергает какое-либо положение.В этих речах любимыми методами –

логическими или иными – оратор убеждает согласится с ним в спорном

вопросе.Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но она

не призваает к непосредственному действию.

Что представляет собой призывающая к действию или агитационная речь – она

заставляет слушателя почувствовать потребность делать то, о чем просит

оратор.Можно призвать к действию новому, к продолжению или прекращению

прежнего.Призыв к действию бывает прямым и косвенным.

Что такое стилистика – это учение о стилях их разграничении о выборе

выразительных средств языка.

Деление устно-разговорных стилей – они делятся на : литературно-разговорный

– это речь образованных людей в учебных заведения, в деловом

производственном общении, в учреждениях культуры; разговорно-бытовой – это

речь в домашних условиях, на отдыхе., на улице; тут встречаются не строгие

обороты речи и слова, выходящие за границы нормы литературного языка;

ораторский-строгий вариант устной-публичной речи: на

конференциях,собраниях,лекции,доклады, сообщения пр.;этот стиль находится в

рамках литературной нормы.

Риторические функции и определения - бывают трех видов:

1.Классификационные , где определение при помощи классификации указывает

род, которому принадлежит понятие и его видовые отличия.2.Определение при

помощи синонимов и антонимов вряд ли требует объяснения.3.Обычно самым

выразительным способом определения является пример, конкретный и

характерный случай, который типичен для нуждающегося в определении понятия.

Виды авторских утверждений – бывают трех видов 1.Утверждения основанные на

авторитете самого автора, и лучший способ убедить всех – в действительности

обладать качествами, внушающими доверие, т.е. быть добросовестным,

прямолинейным, объективным и хорошо знать предмет.2.Убеждение на основе

общественного мнения является вторым по своему значению.3. Утверждение

следующих лиц, авторитетное мнение – вопрос не только доходчивости речи, но

и этики оратора.

Композиционные части конспекта – 1.Введение(подход к теме и конкретная

цель, пояснение и предварительный обзор основных пунктов главной

части).2.Главная часть.3.Заключение.

Основные требования предъявляемые к тезису – тезис должен быть достаточно

подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним.В речи

агитационного характера тогда достаточно подтезисов, когда понятно, что

можно подвести слушателя к тому или иному убеждению.

Для чего нужно редактирование конспекта – оно необходимо чтоб он был ясным,

конкретным, кратким и отвечал специфике вопроса.Конспект не может и не

должен заключать все богатство самой речи.Но вдумчивое словесное его

оформление составляет первое условие, которое определит в конечном итоге

впечатляющую силу речи при ее признесении и будет также необходима для

оратора как партитура для музыканта.

Какая разработка делается на основе двух предметов – разработка делается на

основе уподоблений и противопоставлений двух предметов.

Перечислите зрительно воспринимаемые элементы речи – во время выступления

слушатели присматириваются к оратору: как он стоит, какое унего выражение

лица,какая походка,что он делает руками.

Основные виды жестов – их несколько

видов1.Выразительные.2.Описательные.3.Указывающие.4.Подражательная

жестикуляции.

Строение голосового аппарата – он состоит из четырех частей: дыхательных

органов,вибраторов,резонаторов и артикуляторов.

Значение интонации, основные недостатки интонирования – она создает общий

мелодический склад речи,т.е. рисунок речи.По тону мы можем определить не

только чего хочет человек , но и искренен ли он или издевается,

заинтересован или скучает,доволен или огарчен.

Тембр,темп как голосовые характеристики - это характерная окраска звука,

он определяется плотностью,формой и размерами тела, приведенного в

состояние колебания, и особенностями среды в которой оно вибрирует.

Какие требования предъявляются к артикуляции – она связана с требованием

членораздельного,отчетливого произношения.От неправильного произношения

можно избавится систематически и тщательно изучая словари и внимательно

прислушиваясь к речи окружающих, а в особенности образованных людей.

Что такое неориторика – это современная , обновленная риторика, прямое

продолжение риторики классической.

Смысл понятий коммуникатор и перципиент – 1.Это говорящее лицо или

отправитель речевых сигналов.2.Это лицо принимающее речевой сигнал.

Назовите ситуации побуждающие к высказыванию – 1.Бригадир дает задание

рабочим –строителям.2.Я решил написать письмо другу.3.Науроке географии

ученик вызван отвечать урок.4.Встретились друзья и рассказам нет

конца.5.Преподавателя истории попросили выступить с лекцией “О крещении

Руси”. 6.Журналист берет интервью у известной актрисы.

Что такое мотивация – это потребность высказывания превратившаяся в

конкретную цель, она начинает руководить действиями автора.

Мастерство оратора и понятие ораторской этики – оценка слушателями

языкового риторического мастерства оратора или собеседника, которая

проявилась в выступлении.Его ошибки в ударениях, орфоэпии, выборе слов,

образовании падежных форм и т.д.раздражают слушателя;примитивный уровень

речи разочаровывает.С другой стороны, мастерство, остроумие, уместный

намек, яркий художественный образ вызавают уважение к выступающему и

следовательно к его речи.Если цель выступления- убеждение слушателей, то

результат этого убеждения – главный критерий мастерства оратора.Этика -это

учение о морали,система норм нравственного поведения.Этикет –установленный,

принятый обществом порядок поведения, отраженный в речевых формах. Эитек

этичен только тогда,когда отражает душевное богатство личности.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты