Основные качества речи

Основные качества речи

Содержание

Введение 2

Основные качества речи 3

Содержательность речи 3

Точность речи 3

Понятность речи 5

Чистота речи 8

Выразительность речи 8

Богатство и разнообразие речи 10

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Введение

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения

обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность,

выразительность, богатство, уместность.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,

которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью

словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов,

синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это

соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает

те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла,

существенные именно для данного высказывания.

Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов

(диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)

Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и

отношений между частями компонентами мысли.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате

реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность

может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют

специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические

фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия

создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой

опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше

сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему,

оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени

выразительности речи.

Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в

речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих

целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Основные качества речи

Содержательность речи

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не

случайно уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было

«разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в XIX в.

Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томился

молчаливо, И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи

зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это

подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку

наслаждение, приносят радость, обогащают новыми знаниями, недаром народ

говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума

наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный

разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку:

«Когда говоришь — думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на

ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а

слова с языка не воротишь». И в этих пословицах озабоченность о

содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай

соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее

переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого

никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего», «Во

многословии не без пустословия», «Говорит день до вечера, а послушать

нечего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, пословицы порицают

бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей,

привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:

- какие положения будут развиты;

- что нового вносится в решение вопроса;

- что остается спорным и требует дальнейших размышлений;

- насколько высказываемые мысли аргументированы;

- какова авторская позиция.

-

Точность речи

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления.

Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает

предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли

законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:

- знанием предмета,

- логикой мышления,

- умением выбирать нужные слова.

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении

приводит к неточности речи.

Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в результате

недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны из них:

- употребление слов в несвойственном им значении;

- не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность;

- смешение паронимов, омонимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е.

называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает

говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать.

Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным

действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.

Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать,

вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они

отличаются по значению? Как правильно спросить:

— (на катере) Вы на следующей пристани ...?

— (на электричке) Вы на следующей станции ...?

— (в автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей остановке ...?

Когда пароход, катер, причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним

пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить

по ступенькам. Поэтому и в том и другом случае принято говорить: «я схожу,

вы сходите». В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и

выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и

выходят. Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?»,

поскольку и в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов и

омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

Паронимами (para — рядом, onima — имя) называются слова, близкие по

звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант — адресат,

экскаватор — эскалатор, кворум — форум, контракт — контакт, факт — фактор,

описка — отписка, внеклассный — внеклассовый.

Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн — Эйнштейн,

Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.

Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем пребывании в

Индии, рассказывает: «Мы давно уже перестали называть себя австрийцами,

потому что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все принимались

сразу говорить об Австралии». В данном случае паронимами будут: Австрия —

Австралия, австрийцы — австралийцы.

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной

речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Вот какие факты

смешения паронимов приводит А. М. Горький:

«Верней клади ступень ноги, советует один поэт, не замечая некоторого

несходства между ступней ноги и ступенью лестницы... Прозаик пишет: Он

щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой. Когда Б. Пильняк пишет, что

«дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что

возраст и рост не одно и то же».

Употребление в речи омонимов, т. е. слов, различных по значению, но

одинаковых по написанию и звучанию, может так же привести к смысловой

неточности, двузначности высказывания. Например, предложение «Издали закон

об упразднении транспортных судов» звучит двусмысленно из-за наличия в

языке омонимов; судов — форма родительного падежа множественного числа

существительного суд и судов — форма родительного падежа множественного

числа существительного судно. Возникает вопрос, что упразднили —

транспортные суды или транспортные суда? Неудачное употребление омонимов

может привести к комическому эффекту. Так, фраза «совместный отдых, как и

труд, спаивает людей» обязательно вызывает нежелательную реакцию.

Опасна в речи и синтаксическая омонимия. Например, предложения

«Назначение председателя всем показалось удачным» и «Характеристика Климова

точно соответствовала действительности» заключают в себе двойной смысл.

Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил;

характеристика, данная, Климову или Климовым? По разному может быть

воспринято и предложение «Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии

(отъезд английского гостя или лица, гостившего в Англии).

Понятность речи

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего,

выделяется требование понятности. М. М. Сперанский (1772—1839) в «Правилах

высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали,

«есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с

действенностью, эффективностью устного слова.

По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде

всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить

использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не

обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно

разделить на две большие группы — лексику неограниченной сферы

употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех

слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены

профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т. е. слова,

употребляемые в определенной сфере — профессиональной, территориальной,

социальной.

Лексика неограниченной сферы употребления состоит из

общеупотребительных слов, которые в определенных социальных условиях должны

быть понятны всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья,

город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила.

Общеупотребительный словарный фонд русского языка огромен. Он-то и делает

нашу речь общедоступной для каждого, кто владеет русским языком.

Гораздо труднее обстоит дело с восприятием слов ограниченной сферы

употребления. Она так и названа потому, что ее не могут и не должны

понимать абсолютно все.

Профессионализмами называются слова и выражения, используемые людьми

одной профессии (журналисты, электронщики, плотники, шахтеры и др.). Они в

большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям.

Для них характерна большая детализация в обозначении специальных

понятий, орудий труда, производственных процессов, материала. Так, коневоды

различают лошадей по назначению: упряжная, верховая, вьючная, а первая в

упряжке: коренная, пристяжная, ды-шельная, выносная (подседельная и

подручная); в речи плотников и столяров инструмент для строгания досок

рубанок имеет разновидности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка,

дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, зензубель. В

профессиональной речи бревна и доски различают по размеру, форме и

называются: брус, лежень, пластина, четвертина, горбыль и др.

Профессионализмы часто обладают экспрессией, что сближает их с

жаргонизмами. Так водители автобусов, грузовиков, легковых ав томобилей

руль называют баранкой, полиграфисты принятый на письме знак — кавычки по

их виду образно называют ёлочками (« »), лапками (" "), общий заголовок в

газете — шапкой.

Диалектная лексика — слова, ограниченные в территориальном отношении,

входящие в словарный состав отдельных диалектов, понятные лишь жителю

данной местности. Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах

Архангельской области); зобать — «есть» (в рязанских говорах); жварить —

«сильно бить, колотить» (в калужском говоре).

Жаргонизмы — слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В

современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется

для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат

средством общения различных социальных групп.

Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп

противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться

от них, используя средства языка. В отличие от общенародного языка,

призванного содействовать широкому общению людей, жаргон — «тайный» язык,

цель которого — скрыть смысл произносимого от «чужака». Таков, к примеру,

появившийся на Руси жаргон староверов-раскольников, преследуемых

государством и церковью. Ими был создан так называемый «офеньский язык» —

тайный язык офеней — торговцев раскольничьими книгами и иконами.

Часто говорят и пишут о молодежном жаргоне. Вряд ли это явление можно

назвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных корней. Молодежь, особенно

подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова

и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы

разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы, вульгаризмы,

диалектизмы и в какой-то мере жаргонизмы. Употребляются они как некий

признак принадлежности к определенному «клану» — возрастной группе.

Применяются эти слова бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен,

а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего. Вряд ли кто-нибудь,

употребляя модное в свое время словечко «клёво», подозревал, что оно давно

известно в рязанских, владимирских, тамбовских говорах, обозначая в них

«хорошо».

Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженную лексику

и находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово

литературного языка, диалекта, со временем устаревают и исчезают или вместо

одних жаргонизмов появляются другие.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней

обращения. Не нужно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится

общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в

речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет

уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, то следует

раскрыть, объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Диалектные слова, а тем более жаргонизмы и арготизмы, как правило,

недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут быть

введены в речь только с определенной целью, например в качестве

выразительных средств, подчеркивающих отношение говорящего, но делать это

следует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такого

применения в каждом конкретном случае.

Особого внимания требует использование еще одной значительной группы

слов ограниченной сферы употребления — терминологической лексики.

Термины — это слова, которые являются точным обозначением определенного

понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства,

общественной жизни и т. п. Напомним, что понятие — это мысль об общих

существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений

объективной действительности. Как форма мышления понятие неразрывно связано

с языком. Всякое понятие формируется и реализуется в слове или

словосочетании. Формирование понятий является важнейшим условием научного

знания.

Роль терминов в науке велика. Установлено, например, что представление

об инерции уже было известно предшественникам Галилея. Но только с того

момента, когда Галилей дал этому явлению название инерция, было уточнено

само представление об инерции и понятие вошло в научный оборот. В целом

ряде случаев переход от предположений и догадок к точному знанию

совершается при помощи утверждения соответствующего термина. Вот почему все

великие ученые уделяли особое внимание созданию и развитию научной

терминологии.

Немалый вклад в становление российской терминологии внес М. В.

Ломоносов. Ему принадлежат названия: северное сияние, земная ось, воздушный

насос, удельный вес и др. Фиксируя время рождения того или иного термина,

можно судить о развитии науки, ее проблематике, объектах исследования, о

появлении новых научных направлений.

Вполне естественно, что термины довольно часто встречаются в речи людей

разной специальности: инженеров, врачей, экономистов, юристов,

преподавателей, агрономов и др. Однако не все и не всегда умело используют

их, не задумываются над тем, понятны ли термины слушателям, не учитывают

особенности восприятия семантики слова в звучащей речи. Различие в

понимании содержания слов у отправителя и получателя снижает эффективность

восприятия.

В процессе общения людям часто приходится разъяснять, как следует

понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то или иное слово,

выражение. Речевая практика выработала несколько способов объяснения слов.

Их используют лексикографы, составляя словари; преподаватели, обучая

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты