Лекции по риторике

должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый

создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать

нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие

новизны в сообщении.

Гр. и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается

как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука,

риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены

двумя схемами:

1. Схема Квинтилиана:

1) Изобретение;

2) Расположение;

3) Исполнение;

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная

схема безразлична к содержанию речи.

2. Схема Аристотеля:

1) Этос;

2) Пафос;

3) Логос.

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной

жизни.

Опр.: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на

основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает

получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия,

сроков, предвидения речи, темпы речи.

Опр.: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает

внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

Опр.: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть

воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

Эффективность речи

Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны,

уместности и правильности.

Социальная стагнация – деградация речи.

Объектом исследования современной риторики является не только устная

речь, а все виды речи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики,

а главной частью стилистики является теория словесности.

Словесность.

Структура риторики

Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает

этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со

стилистикой этого вида речи (частная словесность).

Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности

вокруг одной темы (для Америки).

Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем

верифицируются фактами истории и риторической практики.

Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на

практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.

Законы риторики.

Пр.1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема

обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит

опустошение речи (энтропия).

Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема

варьируется, то возникает обогащение содержания.

Пр.3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный

порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи,

эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то

стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой

содержания.

Правило гемилектики

Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа

автора, либо наоборот.

Правило риторики

Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в

зависимости от цели говорящего.

1) Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).

2) Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.

3) Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной

точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил

диалектики.

Оратория

Риторический анализ и риторический эскиз речи

1. Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического

риторического канона.

2. «Общее место» (Топ – как смысловой глагол). Топика.

3. Смысловая схема речи. Как размножаются идеи.

4. Классический образец речи – рассуждение (хрия). Структура строгой хрии.

5. Особенности структуры хрии и ее использования.

Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть

проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как

риторический канон.

Этапы классического риторического канона:

1. Инвенция – изобретение (найти что сказать).

2. Диспозиция – расположение изобретения.

3. Элокуция – словесное оформление мысли.

4. Меморио – запоминание.

5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.

Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем.

То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей.

Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели

развития речи).

Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи.

Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том

порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности

речи выделяется следующая структура:

1) введение;

2) предложение;

3) повествование;

4) подтверждение;

5) опровержение;

6) заключение.

Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и

словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор

слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства

для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).

Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение

пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).

Инвенция.

Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи.

По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре.

Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели ( топы ( «общие

места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина,

следствие, сравнение.

Совокупность «общих мест» - топика – отражает общие законы мышления

или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика

позволяет без напряжения разработать любую идею.

Смысловая модель: Род, вид

Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение

рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему –

индукция.

Смысловая модель: Определение

Предмет речи очень просто можно определить через блиайшие родовые и видовые

отличия.

В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация)

речи следует за вступлением.

I способ – подвести под общее понятие.

II способ – определить предмет речи через противопоставление.

III способ – используя метонимию – через смежность предмета.

IV способ – через последовательное перечисление свойств.

Троп: целое, часть.

Используется для определения:

1) Предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об

этом в целом;

2) Рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в

отдельности - анализ; и вновь возвращаются к целому на новом

познавательном уровне – синтез.

I. Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые

функционально значимы.

II. Самые заметные признаки и свойства.

Второй этап классического риторического канона – диспозиция.

Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.

Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру

слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают

оратору, а лишь предлагают определенные образцы.

Рекомендации старых риторик:

По Ломоносову порядок расположения топов следующий:

1) описание неодушевленных предметов:

- дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;

- смысловая модель целое-частное;

- внешние свойства (форма, материал);

- место, где встречается данный предмет;

- функции предмета;

- свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете

другие авторы);

2) схема описания одушевленных предметов (животных):

- определение, использование, топ, род, вид;

- свойства, внешний вид;

- действия, образ жизни;

- свойства внутренние: характер, нрав;

- польза;

3) требования при описании технического предмета (инструкция);

- описание должно быть понятным, полным, точным.

Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части –

начало, середина, конец.

Начало: 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)

2) сказать о времени дня или года

3) сказать о месте, где предмет находится или встречается.

(описание от общего к частному).

Середина: 1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются

перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время,

погода)

2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей –

описывается каждая часть

3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу,

вид, род, разновидность, подобие, противоположность.

4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют

правила расположения середины, концовки:

а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу

описания;

б) избегать излишней детализации (брать самое существенное,

главное); избегать повторов.

Конец: 1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства,

пожелания;

3) выразить нравственную идею, моральную мысль.

Как рассказывать истории

Существуют различные стратегии ведения рассказа (образец: Дубыч, Довлатов).

Рекомендации:

1. Начало повествования:

а) обращение к адресату;

б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса);

в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме;

г) место, время действия, лицо.

2. Середина повествования:

а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.

3. Конец повествования:

а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо

помнить что, кому, с какой целью рассказывать.

Принципы создания интересного рассказа:

1. Простота, ясность, краткость.

2. Правдоподобие.

3. Постепенное нарастание интереса.

Классический образец речи-рассуждения (хрия).

Опр. Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-

либо тезис.

В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как

справедливую, либо опровергнуть как ложную.

Структура строгой (классической) или прямой хрии.

Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала

возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис –

доказательство.

Структура состоит из 8 частей:

1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или

описание).

2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация.

3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).

4. Противное – если нет, то…

5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.

6. Пример.

7. Свидетельство (ссылка на авторитет)

8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).

Структура нестрогой (свободной) хрии.

Доказательство – тезис.

Опр. Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы,

а затем формируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским).

Структура состоит из 5 частей:

1. Приступ.

2. Доказательство или аргумент.

3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат

подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.

4. Формулировка тезиса (основной мысли).

5. Заключение.

Д/З: Используя структуру обратной хрии написать обращение, листовку,

рекламу.

3 Этап классического риторического канона – эллокуция.

Опр. Эллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в

соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию

дискуса.

Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.

Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном

значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и

переносный.

К тропам относятся: метафора, метонимия, синектоха, катахреза, оксюморон,

аллегория и т.д.

Опр. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью

которых усиливается выразительность или экспрессивность речи.

К фигурам речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз, градация,

риторический вопрос, восклицание.

Риторический анализ текста.

Он проводится в 3 аспектах:

- В аспекте смысловой структуры.

- В аспекте расположения этих идей.

- В аспекте риторических форм (тропов и фигур).

Риторика образа.

1. Понятие риторического тропа.

2. Метафора, ее структура и риторические функции.

3. Метонимия и ее использование в риторических целях.

4. Ирония и парадокс как риторические средства.

5. Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

Понятие риторического тропа.

Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном

значении.

Для риторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в

переносном значении, которые не утратили своей двузначности.

Важнейшие особенности тропов и их значение в речи.

1) Риторические тропы отражают ход познават. деятельности человека.

Рассматривая окружающий мир, человек обнаруживает в нем:

- сходные явления и вещи и объединяет их одним словом (так образуется

метафора)

- группирует явления по их близости, смежности друг с другом (так

образуется метонимия)

- замечает невидимые взгляду явления (мир чувств, интеллектуальный

мир)

2) Тропы отражают субъективный взгляд на мир, отражают его эмоции,

настроения, оценки.

3) Риторический троп обладает смысловой емкостью, что помогает кратко

передать сложное содержание.

4) Образный оборот нагляден, лучше остается в памяти, лучше воспринимается.

5) Риторические тропы дают возможность получить удовольствие от текста и

включить в творческий процесс адресата.

Метафора, ее структура и риторические функции.

Опр. Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по свойству

этих предметов.

Структура метафоры.

Метафора – скрытое сравнение, которое обнаруживает себя союзами «как»,

«будто».

Имеется два сравнения предмета:

- объект и субъект

- третий признак, по которому сравниваются предметы.

Правила:

1) Элементы сравнения должны быть разнородны – правило, основанное на

пропорции. Мастер парадокса – Гераклит.

2) Термин сравнения должен выявлять не любой случайный, а существенный

признак при сравнении.

3) От области сравнения зависит оценка предмета речи.

- когда сравнение ищется на улучшение метафоры

- когда сравнение ищется на ухудшение метафоры

4) Чтобы получить свежую метафору можно использовать видовые сравнения.

5) Метафоры могут быть краткими и развернутыми.

Краткая метафора – слова сравниваются в новом понятии, оборот «как будто»

вымывается.

Развернутая метафора – фраза внутри метафоры. Углубляет структуру предмета,

превращается в каркас текста.

Метонимия и ее использование в риторических целях.

Опр. Метонимия – (переименование) перенос названия предмета с одного на

другой по смежности или близости.

С помощью метонимии часто называют:

1) предмет по материалу, из которого он сделан

2) по свойству

3) по производителю, по автору

4) предмет называется по предмету, содер. его.

5) время называется по предмету или явлению, характеризующее это время

(любить до гроба)

6) частным случаем метонимии является синекдоха

- название части предмета переносится на весь предмет целиком

- множественное число заменяется единственным числом

7) на развитии метонимии строится риторический прием перефраз, когда

название предмета заменяется описанием его признаков.

Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

1) Олицетворение (одушевление) – наделение неодушевленных предметов

признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании

природы).

2) Аллегория (иносказание, аллюзия – «намек») – выражение отвлеченных

понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях

былинах сказках.

3) Антономасия (переименование) – употребление известного имени

собственного в значении нарицательного.

4) Эпитет – образное определение предмета или действия.

5) Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты.

6) Литота (простота) – обратная гипербола, образ. выражение намеренно

преуменьшающее размер, силу, красоту.

7) Мейозис (то же, что и литота) – фигура речи, преуменьшающая свойства,

степень чего-либо.

8) Парафраза (пересказ) – описательный оборот, который употребляется вместо

какого-либо слова, предмета речи.

9) Дисфемизм – троп состоящий в замене нормативного, естественного слова на

более вульгарное, фамильярное слово.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты