Cоциально-психологические механизмы влияния

Третью группу составляют личности с тонкой душевной организацией, богатым воображением, нестабильной эмоциональной системой, податливые к внушению. В них фиксируется сильный врожденный тяга к таинственному, к религиозности. Для них много значит моральная поддержка со стороны "учителя жизни", "гуру". Они страдают от господствующего прагматизма, рационализма, ищут способы оформления своих переживаний, чувств, стремятся найти утешение в новых идеях, в иррациональном.

К четвертой группе можно отнести лиц, которые приобщаются к тоталитарных групп из природного человеческого любопытства, возможности в разного рода группах, сектах, культах получить "кайф". Они уверены, что, порадовав себя, получив надежд наслаждение, так же легко и безболезненно оставят это занятие.

Пятую группу составляют лица, или же потеряли связь с традиционными церквями в силу различных причин, или же были атеистами достаточно поверхностно знают философско-религиозные учения.

Представители всех этих групп не осознают последствий своего пребывания в тоталитарной группе. Прежде всего - разрушения, десоциализацию личности, формирование ее психологической зависимости от группы, частичной или полной изоляции от общества, неприятие ею других людей, а людьми - ее.

Социализации личности можно определить как процесс, осуществляемый в ходе деятельности и общения индивида, результатом которого является усвоение и активное воспроизведение им социального опыта, накопленного обществом. Следствием процесса социализации является не только усвоение индивидом ценностей, регулирующих принципов и норм человеческого общежития, а прежде всего усвоения духовности, культуре своего народа, его национального духа, образа жизни, социальных ролей. В ходе десоциализацию происходит процесс усвоения некоторых новых субкультурных ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, характерных для определенных политических, культурных, религиозных, социальных групп и институтов, недостаточно усвоенных, устаревших или модифицированных или отвергнутых личностью. В условиях тоталитарной группы, где личность десоциализуеться, ее система ценностей, морали разрушается и формируется новая личность, податливая на воздействия, контроль со стороны группы. В десоциализованои личности искажается аксионормативна система, в частности регулирующие факторы (социальные установки, мировоззренческие ценностные ориентации) и детерминирующая факторы (унаследованные и приобретенные потребности) с помощью социально-психологических механизмов социального наследования, внушения, идентификации себя с группой, прививаются псевдопотребы.

Несмотря на разнообразие тоталитарных групп, в своей основе, методах работы и психологической обработки личности они имеют много общего. Во-первых, в них широко используются разнообразные приемы светского и религиозного миссионерства, учение которого представляет собой эклектику различных, порой противоречивых идей (восточных и западных, светских и религиозных), здесь распространяются и приобретают новый толкования апокалиптические темы. Во-вторых, запугивая людей картинами судного дня, "пророки" обещают легкий путь избавления от всех несчастий и бед в обмен на слепое подражание "духовных учителей", неукоснительное выполнение их воли. В-третьих, используя различные формы и приемы влияния на людей, лидеры этих групп под видом свободы слова, вероисповедания наживают большие состояния, проявляя равнодушие к рядовым членам групп, общин, их проблем, запросов, потребностей (кредо руководителя сайентологического движения Хаббарта: хочешь заработать миллион - создай секту На богослужениях церкви так называемого Полного Евангелия, действует в Киеве, пастор, призывая верующих к щедрой милостыни, время от времени повторяет, что деньги есть колесами Евангелия). Своих последователей "духовные учителя" рассматривают как толпу, необходимую для реализации своих целей. Происходит своеобразная "торговля душами": войди в наш круг - получишь исцеление, приведи друзей - получишь прощение, долучайся в группу - и мы найдем спасение не только для тебя, но и для всей страны, человечества; только с нами, "избранными", ты сможешь решить все свои проблемы. В-четвертых, в этих группах индивидам предлагают ложные жизненные ориентиры, а решение их насущных проблем, мировоззренческих и вероисповедных вопросов переносится, как правило, в сферу потустороннего мира, закрепляя зависимость человека от внешних сил, ее пассивность, ограничивая возможности, личные права и свободы . В-пятых, опасность пребывания личности в такой группе, как правило, не осознается ею.

Создание тоталитарной группы происходит по четко отработанному алгоритму:

появление фигуры - лидера, который постепенно обрастает небольшим кругом последователей;

впоследствии последователи вступают ранга апостолов и начинают проводить активную агитационно-пропагандистскую работу, отыскивают, вербуют своих последователей;

создание (и регистрация на законных основаниях, если выдается такая возможность) своей организации (уставы и регистрационные документы, как правило, полны фразами о духовности, заботу о физическом здоровье людей или желание развивать культурные связи с другими народами и т.д.);

в качестве организационного кредо берется некая болезненная социальная проблема, например, наркомания, алкоголизм и т.п.;

обращение к массам, которым предлагается изящная "доктрина спасения" (исцеления, поддержка, выход из трудного положения, возможность быстрой карьеры и финансового обогащения, открытие новых эзотерических знаний и т.д.).

В тоталитарном группе создается хорошо отлаженная система взаимоотношений и порядка: четкая иерархия, идеология, единый ритм жизни, подкрепленный, как правило, проживанием в одном доме, единственный тип питания и т.п. Человек сразу оказывается включенной в малую социальную группу, имеет своего руководителя, который непосредственно общается с "духовным учителем". Жизнь членов группы четко регламентировано и требует от них безусловного подчинения определенным установкам, которые даются через слово.

Включение индивида в жизни группы происходит главным двумя путями: через ритуал и через реализацию "дары" (способность понимать и интерпретировать новые философские и социальные идеи, слово нового бога, исцелять и т.д.). Новых сторонников привлекает перспектива в группе "найти живого бога", приобщиться к чему эзотерического, которые могут постичь лишь "избранные". Со временем эта идея трансформируется в установки другого порядка: "Сделай так, чтобы Абсолют, Бог узнал о тебе и дал тебе знать, наделив каким-то особым даром - умениями, навыками и т.п.".

Тоталитарные группы, особенно философско-религиозного направления, выработали несколько уровней ритуального включения индивида в деятельность группы. Это: а) "фоновый уровень" - регулярные собрания, богослужения экстатического плана, без которых со временем человек уже не видит своего существования; именно при них происходит "непосредственное общение между Абсолютом, Богом и человеком. Многочасовые молитвы, подкрепленные системой постов, становятся через некоторое время допингом для индивида;

б) регулярные собрания микрогрупп, микроосередкив, где во время молитвенного экстаза проговариваются житейские проблемы каждого члена, все то, что огорчает его душу, лежит бременем на ней. Действо заканчивается коллективной молитвой за каждого отдельно и может сопровождаться всевозможными "прозрениями", откровениями, полученными в молитвенном экстазе. Причем лидер внимательно следит, чтобы видение, откровение, "глас истины" членом группы интерпретировались в нужном группе понимании.

Для введения личности в стойку психологическую зависимость от группы широко используются психологические факторы влияния. Особенно эффективными они становятся на коллективных собраниях, где происходит трансфер эмоций с помощью привычных средств воздействия - музыки и слова. Этому способствует использование их цикличности - от минорной тональности к неистовым возгласов. Эмоциональное напряжение то усиливается, то ослабевает. На пике звучания появляется харизматичный лидер со своими установками, проповедью. Музыка, пасторские проповеди, привлечение к ним свидетелей и участников разного рода чудес, исцелений, вечное ожидание чуда (как это имело место, например, в церквях "Победа", "Слово веры") особенно сильно влияют на людей со слабой психикой, которые легко поддаются внушению. Внешне человек выглядит вполне свободным - ее никто ни к чему не принуждает, ей самой предоставляется право свободного выбора: где и с кем жить, дружить, общаться, кому поклоняться. Но в действительности ее жизнь подвергается четкому регламентации через подчинение определенным установкам, которые идут от лидера группы, его ближайшего окружения.

По мнению Р. Дж. Лифтона, известного психолога, изучающего влияние тоталитарных групп на личность, под давлением группы происходит не разрушение личности, а своеобразное ее "расплавления", "раздвоение", что вызывает необратимые психические изменения. Это становится возможным в условиях мощного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Собственно "Я" личности испытывает разделения на две независимые функционирующие целостности. В результате "раздвоения" происходит процесс естественной социальной адаптации к новым невыносимых социальных условий. Первичное ядро личности впадает в коматозное состояние. Этому способствует обстановка "тотальной любви" в группе к новичку, доведение личности сначала до состояния психологической аморфности, а впоследствии и податливости на воздействия. Искусственно созданный дефицит времени, бессонные ночи, усталость, физиологические дезориентации, изменение режима сна, питания (обедненный рацион, суровые посты, которые не всегда под силу выдержать даже подготовленному человеку), сенсорная депривация или перегрузки и другие методы имеют одну цель - уменьшить влияние защитных психологических механизмов человека. Одновременно подрываются внешние связи личности с микросоциальной, референтными группами (родители, семья, близкие друзья, коллеги и т.д.), ее побуждают даже отказаться от своего имени и принять новое. В психологическом плане это достаточно сильный ход, поскольку вследствие этого разрывается духовная программа, духовный связь личности со своим родом, и в этом состоянии ему можно навязать нелепые идеи, побуждать к любой поведения, поступков, в том числе и противоправных . Впоследствии начинается массовая атака на мировоззрение, систему убеждений личности, усиливается различными видами контроля за поведением и сознанием личности. Спектр психологического контроля достаточно широк по объему. Он включает этапы "промывания мозгов", контроль сознания, поведения, информации, мышления, эмоций. Над имеющимся ядром личности формируется новое, податливое на воздействия, которое не вступает в конфликт с предыдущим. Это состояние психологами мало изучен и не совсем понятен, поскольку внешне личность может казаться даже радостной, такой, что не знает сомнений, противоречий, мук совести [3].

Человека отлучают от светской информации и "бомбардируют" культовой. Затем осуществляется контроль над ее время и деятельностью: режим собраний, молитв или изучения доктрины группы не позволяет человеку надолго расставаться с группой, не оставляет времени на критическое осмысление информации. Новичка отучают от критического мышления; манипулируя лексикой, ему "открывают" новое значение понятий, вследствие чего он чувствует себя "посвященным". Кроме того, его обучают трансовых методикам, который производит впечатление своей причастности к божественных сил или чего исключительного. Это позволяет достаточно быстро внушить новичкам уверенность в правильности избранного пути и группы, избавиться сомнений.

С приходом в тоталитарную группу индивид получает возможность идентифицироваться отношении "внешнего мира" и внутри "современного" мира, то есть теперь мир существует лишь один - четко структурированный и упорядоченный - "мир-группа". Это дает возможность осознать себя как представителя определенной группы, как участника определенного типа служения для любой категории граждан (школьники, студенты, женщины, военнослужащие, пенсионеры и т.д.). Для каждой категории есть свои привилегии и даже возможности карьерного роста. Но основным условием для получения звания является разрыв со своей семьей, даже развод, если члены семьи не одобряют такой деятельности.

Взаимодействие с подобными себе является определяющим фактором, влияющим на личность. В ситуациях группового общения замкнутый "контур" отдельного человека как бы размыкается и включается в загальногруповий "контур", что приобретает новое значение, новой групповой качества. В тоталитарном группе обратная связь является односторонним, однонаправленным: группа (в лице харизматичных лидеров) влияет на личность, а не наоборот. Поскольку при этом личность изолируется (психологически, а иногда и физически) от внешнего мира, то альтернативного влияния не испытывает, а влияние группы приобретает постоянного и тотального характера. Наиболее распространенные формы воздействия на личность - манипулирование и обман. Личность вне тоталитарной группой имеет возможность противостоять манипуляции, осознать ее как некорректный влияние. Внутри такой группы этого осознания не происходит. Убеждение, что требует логических аргументов и критичности, не допускается.

Когда человек пытается покинуть тоталитарную группу и не получает при этом необходимой квалифицированной поддержки извне, то в этот момент, по мнению Р. Дж. Лифтона, старая личность "просыпается" от блуда как от сна, от своеобразного коматозного состояния. Между удвоенными личностями возникает конфликт: то старая, то новая выходят на первый план. Известный американский эксперт по проблемам тоталитарных групп С. Хассен отмечает, что этот момент в жизни члена группы является сложным. Используя контроль сознания, многие группы создают в своих членов болезненное состояние страха перед выходом из группы, формируется комплекс фобий (человек боится независимого мышления, внешнего мира, существование вне группы, природных катаклизмов, страшной и неотвратимой кары в случае выхода, побега из группы и т.д.) . В подсознание навиться ужасные картины жизни в результате разрыва связи с группой, невозможность представить себя счастливым и успешным вне ее. Когда подсознание программируется на наставления принимать именно эти негативные картины, то личность начинает вести себя так, будто это происходит в реальности, она может даже погибнуть, оставив группу. Пребывание под ежедневным психологическим контролем приводит к заметному интеллектуального торможения: в индивида снижается уровень внимания, ослабляется память, сужается кругозор, меняются структурно-логические связи. Он отказывается от активной жизненной позиции, не желает преодолевать трудности, не ставит перед собой жизненных целей и не стремится их достичь. Отчетливо заметны визуальные изменения: истощенность, бледность, ухудшение физического и психологического состояния, психосоматические симптомы. Могут иметь место галлюцинации, паранойя, дезориентация, приступы паники, депрессивные состояния и т.п.

Перед психологами, которые занимаются реабилитацией члена тоталитарной группы, стоит сложная задача - помочь личности решить конфликт между "раздвоенными личностями" и дискредитировать новую, навязаны личность. Когда этот этап результате целенаправленных усилий бригады по реабилитации успешно осуществлен, то, которое правило, старая личность за это время пробуждается. Но, как свидетельствуют западные и отечественные психологи, при этом не происходит возврат в полном объеме к предыдущей личности. Психологам, близким людям приходится долго и упорно опекать человека, чтобы потушить состояние гнитючости, тревожности, опустошенности у бывших членов группы.


Заключение


"Тоталитарная группа" является сообществом людей, объединенных сильной привязку связанность в определенной системы ценностей, идеологической программы, тенденции или фигуре, которая воплощает в своем образе эту систему ценностей. Такая группа имеет четкую иерархическую авторитарную структуру, особую и прочную модель отношений, верований, практики, собственную аксионормативну систему, которая противоречит общепризнанным демократическим ценностям; производит собственную субкультуру, что противопоставляется господствующей в обществе, и даже отрицает любую культуру; реформируя программу интегрирования индивида в коллектив, отработанную методику тотального подчинения личности группе, ее биологических и социогенных потребностей - групповым потребностям и целям.

Появление тоталитарных групп способствуют как объективные процессы в обществе, так и субъективные факторы, связанные с особенностями жизни отдельной личности.

В тоталитарном группе осуществляется десоциализацию личности (как девиация социализации. Десоциализацию можно определить как процесс усвоения некоторых новых субкультурных ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, характерных для определенных политических, культурных, религиозных, социальных групп и институтов, недостаточно усвоенных, устаревших или модифицированных.

В десоциализованои личности искажается аксионормативна система, в частности регулирующие факторы (социальные установки, мировоззренческие ценностные ориентации) и детерминирующая факторы (унаследованные и приобретенные потребности. С помощью социально-психологических механизмов социального наследования, внушения, идентификации себя с группой, прививаются псевдопотребы. В ходе десоциализацию не срабатывают защитные функции психики личности, разрушается самооценка.

Всеми средствами влияния, всеми видами и формами общения и взаимодействия потребности-цели личности пытаются поставить под тотальный контроль со стороны группы, чтобы получить возможность направлять его поступки, деятельность, линию поведения на реализацию групповых потребностей.

Во тотальным контролем в тоталитарной группе находится весь ритм жизни, эмоции и чувства, мышление, поведение личности, информация, поступающая извне. Результатом этого процесса является формирование псевдоособистости, раздробленной по своей структуре, по диссоциирован состоянием.

В тоталитарном группе личность тоже самореализуется, но оценка со стороны общества, ближайшего социального окружения этой самореализации является негативной, поскольку она носит антигуманную направленность

Следствием пребывания личности в тоталитарном группе есть как внешние психосоматические изменения, так и внешние и внутренние психосоциальные - отчуждение личности от внешнего мира, ее направленность только на внутренний мир с искаженными ценностями, потребностями, установками, идеалами, нравственными ориентирами, нормами, агрессивность, фанатичный защита доктрины группы, ее идей, идеологии "спасение души или человечества" только в этой группе, неспособность рационально оценивать окружающий мир и изменения, произошедшие с ней.

Процесс возвращения личности к предыдущему, но уже нового нормального социально-психологического состояния, к социальным нормам и ценностям, присущим обществу, можно определить как ресоциализацию. Это сложный этап в жизни личности, который она самостоятельно не может преодолеть, и который требует квалифицированной помощи извне (бригады, состоящей из психологов, психиатров, медиков, бывших членов группы, вышли из нее и прошли ресоциализацию успешно. Для квалифицированной помощи жертвам тоталитарных групп нужен специализированный реабилитационный центр.

Если в фундаменте социализации заложен механизм создания человека, то в фундаменте десоциализацию - механизм ущерба для тех черт, качеств, которых личность приобрела в обществе, определенном социальном окружении.

Новое социально-культурная среда группы используется харизматичными лидерами для сокрытия истинных намерений, потребностей - целей ее лидеров.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты