Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.
Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности.
Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости.
Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.
Разумеется, выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации в поведении разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теория социальной работы: Курс лекций. Автор составитель. – Г.А. Качан – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 243с.
2. Социология молодёжи: Учебное пособие /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д, 2001. – 576с.
3. www.mail.ru//sokrat.info реферат «Девиантное поведение».
4. Смелзер Н. Социология /пер. с англ. – М., 1985. – 121с.
5. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие /В.Г. Кондрашенко, С.Л. Игумнов. – Мн.; Аверсэв, 2004. – 365с.
6. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры //Социология преступности. М., 1966.
7. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс, 1989. №5. С.61.
8. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990., №9. C. 94.
9. Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодёжи // Социс. 1990., №9. С. 90 – 91.
10. www.mail.ru//5ka реферат «Девиантное поведение»
11. Стариков Е. Маргиналы, или размышление на тему: «Что с нами про
исходит?» //Знамя. 1989. №10. С. 133.
12. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистров, аспирантов пед. Высш. учеб. Заведений /В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – 2005. – 400с.
13. Социальная работа: Учебное пособие //В.И. Курбатов [и др.]. – 5-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 480с.
14. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. Мн.: Сфера, 1997. – 528с.
15. Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. Мн.: Совершенство, 1997. – 176с.
16. Социально-психологический коррекционный инструментарий /Под ред. С.А. Беличевой. М.: Социальное здоровье России.1993. 116с.
17. Фигдор Г. «Я тебя понимаю, но я тебе этого не скажу» (О возможностях психоаналитической педагогики в работе с трудными детьми) //Психологическая наука и образование 1998. С. 59 – 74.
18. Мирошниченко Л.Д., Пелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической профилактика в подростковой среде// Педагогика, 2000, №3. С.9.
19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.. 2001.
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001
21. Смит Н. Психология. Психология. Современные системы: история, постулаты, практика/ Н. Смит. СПб., 2007.
22. 12. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию/В.А. Янчук / Минск,2005
23. Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения поведения детей старшего школьного возраста. И.А. Фурманов// История психологии в Беларуси. Минск: Тесей.2004. С.301-306
Приложение 1
Сводная таблица по анкетированию
Название вопроса |
Вариант ответа |
% соотношение по полу |
||
Ж |
М |
|||
Что вы понимаете под девиантным (отклоняющимся) поведением? |
Агрессивное поведение |
60 |
10 |
|
Употребление спиртных напитков |
15 |
10 |
||
Употребление наркотических веществ |
30 |
5 |
||
Хорошие взаимоотношения с родителями, учителями |
5 |
|
||
Вредные привычки |
15 |
20 |
||
Уход из дома |
15 |
|
||
Что, по вашему мнению, способствует формированию девиантного поведения у подростков? |
Отрицательный пример взрослых |
35 |
35 |
|
Конфликтность в общении с родителями |
55 |
10 |
||
Отсутствие интересов |
30 |
20 |
||
Неумение занять себя |
25 |
5 |
||
Негативное влияние друзей |
25 |
|
||
Плохие взаимоотношения с учителями |
35 |
40 |
||
Какие типичные черты характерны, с вашей точки зрения, для подростков с девиантным поведением? |
Агрессивность |
40 |
5 |
|
Грубость |
50 |
5 |
||
Конфликтность |
30 |
5 |
||
Демонстративность |
5 |
10 |
||
Лживость |
15 |
30 |
||
Жестокость |
45 |
10 |
||
Замкнутость |
20 |
5 |
||
Кто из членов семьи больше уделяет вам внимание? |
Мать |
45 |
20 |
|
Отец |
|
5 |
||
Оба родителя |
25 |
20 |
||
Бабушка |
10 |
|
||
Никто |
15 |
|
||
Какие взаимоотношения преобладают в вашей семье? |
Дружелюбие |
30 |
25 |
|
Согласие |
15 |
15 |
||
Сотрудничество |
20 |
5 |
||
Взаимоподдержка |
20 |
5 |
||
Враждебность |
5 |
|
||
Равнодушие |
20 |
|
||
Холодность |
5 |
5 |
||
Имеет ли место в вашей семье следующее? |
Частое употребление спиртных напитков родителями |
|
5 |
|
Постоянные ссоры, скандалы |
25 |
15 |
||
Оскорбительные и бранные слова в ваш адрес |
35 |
15 |
||
Длительное нахождение посторонних людей в вашем доме |
10 |
10 |
||
Драки между членами семьи |
10 |
|
||
Нет |
15 |
10 |
||
Нравится ли вам учиться? |
Да, но некоторые предметы даются не легко |
25 |
10 |
|
Да, несмотря на то, что испытываю трудности при изучении отдельных предметов |
30 |
25 |
||
Нет, но некоторые предметы даются легко |
20 |
10 |
||
Нет |
25 |
10 |
||
Вступаете ли в конфликт с учителями? |
Да |
10 |
10 |
|
Иногда |
50 |
35 |
||
Нет |
20 |
|
||
Часто |
15 |
10 |
||
Что чаще всего является причиной этих конфликтов? |
Непонимание и неприязнь |
25 |
10 |
|
Несправедливое отношение со стороны учителя |
60 |
15 |
||
Предвзятое отношение |
5 |
20 |
||
Неуважительное отношение учителя |
20 |
10 |
||
С кем вы предпочитаете проводить свое свободное время? |
С семьёй |
10 |
|
|
С компанией друзей |
65 |
40 |
||
Один |
25 |
15 |
||
Своё свободное время вы проводите? |
Посещая увеселительные заведения |
35 |
5 |
|
Читая художественную или периодическую литературу |
20 |
|
||
Занимаясь спортом |
15 |
10 |
||
Употребляя спиртные напитки |
5 |
10 |
||
Просматривая видео |
20 |
15 |
||
Ничего не делаете |
20 |
15 |
||
Гуляю |
5 |
|
||
Если вы употребляете спиртные напитки, то каковы мотивы этого? |
Хочется быть взрослым |
|
|
|
Для храбрости |
515 |
|
||
Стесняюсь отказаться |
25 |
|
||
Праздность обстановки |
45 |
20 |
||
За компанию |
30 |
20 |
||
Для поднятия настроения |
25 |
|
||
Для улучшения самочувствия |
|
5 |
||
В жизни подростка огромное значение имеет компания друзей. Согласны с этим? |
Да |
70 |
10 |
|
Нет |
30 |
25 |
||
Затрудняюсь ответить |
|
15 |
||
Что связывает вас с вашей компанией? |
Возможность быть раскованным, свободным |
25 |
5 |
|
Общие взгляды на жизнь |
45 |
25 |
||
Интерес к определённому делу |
25 |
15 |
||
Отсутствие норм и правил, принятых у взрослых |
|
10 |
||
Общность судьбы |
10 |
5 |
||
Совершали ли вы какие-либо проступки, правонарушения? |
Пропуск учебных занятий |
50 |
30 |
|
Употребление спиртных напитков |
30 |
10 |
||
Сквернословие |
50 |
15 |
||
Воровство |
5 |
|
||
Нанесение телесных повреждений другому лицу |
5 |
|
||
Как вы считаете, должны ли в школе проводиться работы по профилактике девиантного поведения? |
Да |
75 |
35 |
|
Нет |
10 |
10 |
||
Не знаю |
10 |
10 |
||
В каких формах, по вашему мнению, должна проводиться данная профилактическая деятельность? |
Лекции |
30 |
10 |
|
Беседы |
35 |
15 |
||
Распространение специальной литературы и видеофильмов |
10 |
25 |
||
Тренинги |
|
|
||
Индивидуальные консультации |
35 |
5 |
||
Ролевые игры |
10 |
|
||
Приложение 2
Теория девиации
Подход в объяснении девиации |
Теория |
Автор |
Основная идея |
1 |
2 |
3 |
4 |
Биологический |
Физические черты связаны с преступными наклонностями |
Ломброзо |
Физические особенности тела человека являются при чиной девиации |
Определённое строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов |
Шелдон |
||
Психологический |
Психоаналитическая теория |
Фрейд |
Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию |
Социологический |
Аномия (рассогласование) |
Дюркгейм |
Девиация, в частности, самоубийства, происходят вследствии нарушения или отсутствия ясных социальных норм |
Социальная дезорганизация |
Шоу и Маккей |
Девиация многих видов возникает в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают и становятся противоречивыми |
|
|
Аномия |
Мертон |
Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между обостряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения |
|
Культорологические теории |
Селлин, Миллер, Сутерленд, Клауорди, Оулин |
Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой |
|
Теория стигматизации (клеймения) |
Беккер |
Девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп |
Радикальная криминология |
Турк, Квинни, Тэйлор, Уолтон и Янг |
Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества |
Приложение 3
Частота сочетания форм девиантного поведения и типов особенностей характера у подростков
Формы девиантного поведения |
Типы особенностей характера |
||||
Сочетаются очень часто (свыше 50% случаев) |
Сочетаются часто (до 50%) |
Сочетаются редко (до 20%) |
Практически не сочетаются |
||
Пьянство |
Эксплозивный, неустойчивый |
Эпилептоидный, истероидный, гипертимный |
Психастенический, эмоционально-лабильный |
Шизоидный, сенситивный, астенический |
|
Правонарушения |
Эпилептоидный, эксплозивный, неустойчивый |
Гипертим-ный, истероидный |
Шизоидный, эмоционально-лабильный |
психастенический, сенситивный, астенический |
|
Бродяжничество |
Эпилептоидный, гипертимный |
Эксплозивный, шизоидный, истероидный |
Неустойчивый |
Психастенический, сенситивный, астенический, эмоционально-лабильный |
|
Сексуальные девиации |
Эпилептоидный |
Шизоидный, эксплозивный, истероидный, неустойчивый, гипертимный |
Эмоционально-лабильный |
Психастенический, сенситивный, астенический |
|
Суицидальные намерения |
Истероидный |
Эксплозивный, неустойчивый, эмоцианально-лабильный |
Эпилептоидный, астенический, сенситивный |
Шизоидный, психостенический, гипертимный |
|
Суицидальные демонстрации |
Истероидный, эксплозивный |
Астенический, эмоционально-лабильный |
Неустойчивый |
Шизоидный, эпилептоидный,психастенический, сенситивный, гипертимный |
|
Покушения на самоубийство и убийство |
Шизоидный, сенситивный |
Эпилептоидный, психастенический |
Эксплозивный, эмоционально-лабильный |
Астенический,гипертимный, неустойчивый, иистероидный |
|