Дифференциальная психология и структура индивидуальности

Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности - нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности. Согласно Айзенку, люди с высоким уровнем нейротизма должны быть эмоционально лабильны, и часто жаловаться на тревогу и беспокойство. Здесь также предполагается, что наследственные биологические различия в функционирование нервной системы являются основой индивидуальных различий по этой психологической характеристике. В этом случае идея состоит в том, что индивиды с высоким уровнем нейротизма быстрее реагируют на стресс и медленнее возвращаются к прежнему состоянию после исчезновения опасности по сравнению с более стабильными индивидами (имеющими низкий уровень нейротизма).

Среди существующих теорий темперамента одной из самых разнообразных и используемых является теория структуры темперамента В.М. Русалова. В этой теории темперамент рассматривается как результат системного обобщения инвариантных биологических компонентов, которые вовлечены в функциональные системы поведения. Благодаря системному обобщению, первоначально генетически заданная система индивидуально- биологических свойств человека, включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально- устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или формальных свойств индивидуального поведения

Таким образом, темперамент, по Русалову,- это психобиологическая категория, охватывающая все богатство содержательных характеристик поведения человека.

Темперамент В.М. Русалов рассматривает как систему формальных поведенческих измерений, отражающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков функциональной системы в понимании П.К. Анохина.

Согласно этой концепции, поведение человека как соотношение организма со средой состоит из континуума поведенческих актов. Каждый такой акт организуется и реализуется как иерархия четырех блоков: афферентного синтеза, программирования (принятия решения), исполнения и обратной связи принимая, что формальные свойства индивидуального поведения образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических свойств, вовлеченных в функциональные системы поведения человека, то, исходя из внутренней четырехстадийной структуры функциональной системы, Русалов допускал существование и четырех фундаментальных параметров формальной организации поведения человека.

Первый характеризует в наиболее обобщенной форме широту – узость афферентного синтеза, или, иначе говоря, степень напряженности взаимодействия организма со средой. Второй отражает степень легкости переключения с одних программ поведения на другие. Третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения четвертый параметр отражает порог чувственности к возможному несовпадению результата действия с планируемым результатам.

Таким образом, предположенная теория опирается не на традиционные представления о работе мозга и нервной системы, а на достижения функционально- системного подхода в нейро- и психофизиологии. Согласно этому подходу, описанному ранее, в структуре темперамента В.М. Русалов выделял четыре фундаментальных измерения: 1) эргичность, 2) пластичность,3) скорость (темп) и 4) эмоциональную чувствительность.

Еще одной особенностью рассматриваемой модели темпераметра является то, что она построена на учете того факта, что поведение человека характеризуется двумя принципиально разными аспектами проявления.

В психологии уже давно установлено, что в поведении человека, т.е. в процессе его взаимодействия с окружающим миром можно выделить два типа: 1) взаимодействие с предметным миром и 2) взаимодействие с социальным миром. Первый тип называется субъект – объектным взаимодействием, или предметной деятельностью, второй – субъект – субъектным взаимодействием, или общением. Ко второму типу взаимодействия может быть отнесено и отношение к себе, общение с самим собой. Общение можно трактовать как предметную деятельность особого рода, деятельность общения. Однако при этом следует помнить: смысл и содержание предметной деятельности как таковой и коммуникативной деятельности общения совершенно различны, что позволяет выделить два различных аспекта темперамента – предметно - деятельностного и коммуникативного (или социального).

Исходя из этого, Русалов выделяет два аспекта эргичности: предметно – деятельный и коммуникативный, два аспекта пластичности, два аспекта эмоциональной чувствительности: к вещам (предметам) и к людям. [33, с. 3-6]

Таким образом, свойства темперамента обусловлены особенностями биологического и физиологического строения организма, в том числе свойствами нервной системы, и обнаруживают связь со многими компонентами индивидуальности. При существовании множества подходов к изучению темперамента большинство исследователей считают, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми.


1.5 Общие выводы по теоретической части

В отечественной психологии выделяются три основных подхода к анализу индивидуальности, описывающие и анализирующие ее структуру и основные компоненты. Все подходы выявляют существование в структуре индивидуальности уровня индивидных свойств и уровня личностных свойств и анализируют их вклад в существование индивидуальности. В нашей работе мы руководствовались подходами к структуре индивидуальности Э. А. Голубевой.

Сила нервной системы является природной предпосылкой индивидуальности. При наличии сильной (или слабой) нервной системы в ходе развития при различных условиях жизни и воспитания могут возникнуть разные психологические черты личности.

Внешняя среда всегда действует на человека через внутренние условия, важнейшим компонентом которых являются природные свойства нервной системы, в том числе и сила нервной системы. Многочисленные исследования говорят о существовании связи силы нервной системы с различными компонентами индивидуальности.

Мотивация, являясь личностной подструктурой индивидуальности, тесно связана с уровнем индивидных свойств. Природными предпосылками мотивации, ее основой, являются потребности. Конкретный набор потребностей, их иерархия, составляют наиболее существенную характеристику личности. Индивидуальная композиция потребностей уникальна и в наибольшей мере определяет неповторимость личности.

Существуют предположения о связи мотивации с другими структурами личности, особенно с темпераментом.

Свойства темперамента обусловлены особенностями биологического и физиологического строения организма, в том числе свойствами нервной системы, и обнаруживают связь со многими компонентами индивидуальности. При существовании множества подходов к изучению темперамента большинство исследователей считают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми.



2. Экспериментальное исследование взаимосвязи силы нервной системы и некоторых особенностей мотивационной сферы

2.1 Цели, задачи и гипотезы экспериментального исследования

Целями данного экспериментального исследования было:

1) выявить существование связи между свойствами нервной системы и темперамента;

2) выявить, что сила нервной системы обнаруживает наибольшее количество связей с различными показателями темперамента;

3) доказать, что характеристики темперамента связаны с динамической стороной мотивационной сферы.

В задачи исследования входило:

1) составить адекватную целям исследования выборку;

2) определить показатель силы нервной системы испытуемых;

3) определить показатели силы возбуждения и силы торможения;

4) определить показатель экстраверсии;

5) определить показатель активности;

6) определить показатель эмоциональности;

7) определить показатель нейротизма;

8) выявить мотивацию полка ощущений;

9) выявить мотивацию одобрения;

10) выявить направленность на процесс, на результат.

Общая гипотеза исследования: существуют много - многозначные связи между свойствами индивидного и личностного уровней индивидуальности.

Частные гипотезы исследования:

1) существуют связи между свойствами нервной системы и темперамента;

2) сила нервной системы обнаруживает наибольшее количество связей с различными показателями темперамента;

3) характеристики темперамента связаны с динамической стороной мотивационной сферы.


2.2 Испытуемые

В соответствии с целями и задачами эксперимента была сформирована выборка из 29 человек, студентов второго курса специальности «Психология». В выборку входили представители как женского, так и мужского пола. В ходе эксперимента выборка была поделена:

1) по критерию выраженности силы – слабости процессов возбуждения и торможения – на 4 группы;

2) по критерию выраженности силы – слабости нервной системы – на 3 группы.

Каждая группа имеет следующий состав:

1) с высокими показателями по параметру силы – слабости процесса возбуждения – 8 человек;

2) с низкими показателями по параметру силы – слабости процесса возбуждения – 8 человек;

3) с высокими показателями по параметру силы – слабости процесса торможения – 5 человек;

4) с низкими показателями по параметру силы – слабости процесса торможения – 5 человек;

5) группа испытуемых с сильной нервной системой – 3 человека;

6) группа испытуемых с нервной системой средней силы – 5 человек;

7) группа испытуемых со слабой нервной системой – 21 человек.


2.3 Методы и методики исследования

Основным методом исследования стал констатирующий эксперимент. В ходе эксперимента использовался следующий пакет диагностических методик:

1) Опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Предназначен для решения научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.

Опросник содержит 105 вопросов, требующих ответа в форме «да» или «нет», и позволят получить значения по восьми темпераментальным шкалам, на основании которых могут быть получены темпераментальные индексы и типы. Каждая шкала представлена 12 вопросами (пунктами) различной степени трудности и имеет значения от 0 до 12 балов. В опроснике имеется также контрольная шкала, оценивающая уровень социальной желательности.

Время заполнения опросника не более 20 минут. Обработка проводится с помощью стандартного шаблона – ключа.

Опросник включает следующие шкалы:

1) предметная эргичность – характеризует жизненный тонус, стремление к умственному и физическому труду, активность, работоспособность;

2) социальная эргичность – характеризует социальную активность, трудность или легкость в общении, общительность;

3) предметная пластичность – характеризует гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к монотонной работе;

4) социальная пластичность – показывает легкость вступления в новые социальные контакты, набор коммуникативных программ, расторможенность в общении;

5) предметный темп – характеризует темп поведения, легкость движений, скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности;

6) социальный темп – характеризует легкость и плавность речи, речедвигательную активность;

7) предметная эмоциональная чувствительность – показывает чувствительность к расхождению между задуманным действием и результатом этого действия, чувствительность к неудачам, ощущение уверенности в себе при выполнении любого дела;

8) социальная эмоциональная чувствительность – характеризует чувствительность к неудачам в общении, уверенность в процессе социального взаимодействия, эмоциональную ранимость;

9) контрольная шкала – показывает адекватность восприятия своего поведения.

Каждая из восьми шкал (кроме контрольной) рассматривается как континцум темпераментального свойства и может быть охарактеризована биполярно по крайним значениям континуума: 0 – 3 балла – низкое значение, 9 – 12 баллов – высокие значения свойства.

Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами, автор предлагает 10 индексов темперамента человека:

1)индекс общей эмоциональности,

2)индекс эмоционального дисбаланса,

3)индекс общего темпа,

4)индекс уровня готовности к предметной деятельности,

5)индекс уровня готовности к социальной деятельности,

6)индекс предметной активности,

7)индекс социальной активности,

8)индекс общей активности,

9)индекс активности дисбаланса,

10)             индекс адаптивности. [33]

2) Методика диагностики темперамента Я. Стреляу. Методика представляет собой опросник, направленный на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Текст содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».

Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится тупеем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. [27, с. 22-29]

3) Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана. Представляет собой опросник, предназначенный для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям. Содержит 16 вопросов на каждый из которых дается два варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать вариант ответа: «а» или «б». Оценка производится по степени совпадения ответов испытуемого с ключом.

Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущениях. [27, с. 79-81]

4) Методика «Оценка потребности в одобрении». Разработана американскими психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Для выявления потребности в одобрении ими была разработана шкала мотивации одобрения, позволяющая определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей.

В нашей работе был использован русский вариант опросника, разработанный Ю.Л. Ханиным (1974). Методика содержит 20 вопросов, на которые предлагается отвечать «да», либо «нет». За совпадение полученных данных с ключом проставляются баллы. Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают суммированием всех полученных баллов. Чем он выше, тем больше потребность в одобрении.

5) Методика Г. Айзенка EPQ. Представляет собой опросник, предназначенный для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра – интроверсии и психотизма.

Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да», либо «нет».

Полученные результаты ответов сопоставляются с ключом. Полученные баллы суммируются.

Методика содержит четыре шкалы:

1. экстраверсия – интроверсия – характеризует общительность и обращенность индивида внутрь себя или вовне, необходимость в контактах, импульсивность, эмоциональность.

2. нейротизм – эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

3. психотизм- эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, эгоистичности, равнодушию.

4. шкала искренности-показывает, насколько адекватно человек оценивает свое поведение.

Сочетание результатов по параметрам экстраверсия – интроверсия и нейротизм позволяют выделить четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. [27, с. 121-131]

6) Методика экспресс – диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильича (теппинг - тест). Тест основан на изменении по времени максимального темпа движений кистью. Испытуемые в течение 30 сек. Стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 сек. И по шести получаемым точкам строится кривая изменения темпа движений кистью.

Вначале обследуемому дается возможность выявить, какой у него максимальный темп движений кистью. Для этого он 5-10 сек. Старается максимально часто стучать карандашом на бумаге. Затем начинается эксперимент. Испытуемому дается лист бумаги, разделенный на шесть расположенных в два ряда квадратов. Он должен карандашом или шариковой ручкой поставить в каждом квадрате за отведенное на каждый квадрат время (5 сек) как можно больше точек. Переход из одного квадрата в другой (по часовой стрелке) производится по команде экспериментатора, следящего по секундомеру, через каждые 5 сек., не прерывая работы. Обследуемому дается задание работать обязательно с максимальной частотой в течение 30 сек., даже если он заметит, что рука устала.

На основании полученных данных строится кривая, в которой за исходную (нулевую) точку берется темп движения за первые 5 сек. По типу кривой можно делать вывод о выраженности силы нервной системы. Выделено четыре типа кривых:

- выпуклый тип, присущ индивидам с сильной нервной системой;

- ровный тип, свидетельствует о наличии у испытуемого средней силы нервной системы;

- нисходящий тип, свидетельствует о слабости нервной системы;

- вогнутый тип, говорит о слабости нервной системы.

Таким образом, данную методику возможно использовать для диагностики силы – слабости нервной системы.  

7) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. Используется для выявления степени выраженности социально – психологических установок. Методика представляет собой опросник, состоящий из двух частей:

1. методика выявления социально – психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»;

2. методика выявления социально – психологических установок, направленных на «свободу - власть», «труд - деньги».

Каждая часть состоит из 40 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». При обработке каждой из методик подсчитывается количество баллов, совпавших с ключом (к каждой методике прилагается свой ключ) и выявляется социально – психологическая установка обследуемого.

Основным методом математико – статистической обработки полученных данных стал метод анализа средних.


2.4 Описание и анализ результатов, полученных в экспериментальном исследовании

2.4.1 Описание и анализ результатов, полученных с помощью методики диагностики темперамента Я. Стреляу

При проведении методики обнаружились различия в показателях силы возбуждения и силы торможения. По каждому параметру было найдено среднее значение. Для силы возбуждения оно равно 51, для силы торможения – 57. Далее, для обоих показателей была определена дисперсия, которая составила:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты