По фактору андрогинности у юношей и у девушек степень различия стереотипов невысокая. Из этого следует, что обе стороны представителей своего пола оценивают себя как личности в которых на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов.
Следует обратить внимание на небольшую разницу в показателях у девушек: фактор андрогинности превалирует над фемининностью и маскулинностью. То есть можно говорить, что у девушек мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, что девушки принадлежат к андрогинному типу, имеющему черты одного и другого пола наиболее приспособленному к жизни.
Заключение.
Хотя в литературе исследования и не обнаруживают, что между мужчинами и женщинами существуют значительные расхождения по большинству качеств, мы считаем, что они очень не похожи друг на друга. Частично это происходит по той причине, что женщины и мужчины исполняют различные социальные роли, и, как следствие, мы полагаем, что между ними имеют место различия, которые оправдывают эти роли. Наше общество также указывает нам, что мужчины и женщины отличаются и должны отличаться друг от друга. Кроме того, наша врожденная когнитивная привычка разделять все на категории и действовать на основе такого разделения также способствует сохранению представления, что гендерные различия велики и актуальны. Мы еще больше склоняемся к тому, чтобы проводить грань между гендерами, и начинаем частично определять свою идентичность исходя из нашей гендерной принадлежности. Социальная гендерная психология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает нас указаниями в отношении того, как можно добиться гендерного равенства.
Следует обратить внимание на небольшую разницу в показателях у девушек: фактор андрогинности превалирует над фемининностью и маскулинностью. То есть можно говорить, что у девушек мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, что девушки принадлежат к андрогинному типу, имеющему черты одного и другого пола наиболее приспособленному к жизни.
Высокие значения по факторам силы личности, социального статуса, современности, маскулинности говорят о довольно традиционном взгляде на исследуемые образы мужчин.
Список литературы:
1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. В кн. Психология семьи.. Хрестоматия. Под ред. Д.Я.
Райгородского, Издат. Дом «Бахрах-М», Самара, 2002. с. 291
2.Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.// Вопросы психологии. 1987. № 2.
3.Алимджанова Д., Ким Л., Ганеева Э. Гендерные вопросы и стереотипы в учебниках общеобразовательных школ Узбекистана. Проект
4.Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1999. с. 309
5.Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. с. 313
6.Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/пер. с англ. Аспект Пресс. М., 1999. с. 307
7 Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с
8.Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с
Британского Совета, Т., 2002.
9.Гендерный подход в дошкольной педагогике: Монография в двух частях, под ред. к. пед. н. Л.В.Штылевой, Мурманск, 2001 г. Теория. с.
10.Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд–во Европейского университета СПб., 2007. С. 9–33.
11. Ибрагимова Ж. Дипломная работа «Изучение гендерных идеалов в представлениях студентов». Научный руководитель Л.Э.Ким.
Инициативы Исследований, ИОО - Будапешт, Ташкент, 2002.
12. Келли Г. Основы современной сексологии. – СПб.: Питер, 2000. – 896 с.:
13.Ким Л. Исследовательский проект «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей». Будапешт, Ташкент, 2002
14. Ким Л. Исследовательский проект «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей». Программа Центрально-Азиатские Инициативы Исследований, ИОО - Будапешт, Ташкент, 2002.
15. Ким Л. Исследовательский проект «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей». Будапешт, Ташкент, 2002
16.Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. с. 19
17. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. С.-Петербург, изд-во РГПУ им. А.И. Герцена_______, 1998. с. 23.
18. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. С.-Петербург, изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. с. 19.
19. Коломинский Я.Л., Мелтас М.Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной
20. Крайг, Г. Психология развития: [Текст]/Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2008. – 992с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность: [Текст]/ А.Н. Леонтьев.- М., 2005.
21. Майерс Д. Социальная психология / перев. С англ. – СПб.: Питер Ком, 1998. с.102
22. Меренков А.В. Социология стереотипов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001, с. 161.
23. Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках: Париж: ЮНЕСКО, 1991, с. 115
Национальный Университет Узбекистана, отделение психологии. Т., 2003.
24. Нечаева Н.А. Идеал женины в структуре гендерных картин мира.// гендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиал Института социологии
политической активности в переходный период. СПб., 1996, с. 7.
психологии. Минск, 1985.
25.Райгородского, Издат. Дом «Бахрах-М», Самара, 2002. с. 291
РАН. СПб., 1999, с. 10.
26.Степанова,Л.Г. Психологическая диагностика гендерных характеристик личности/Л.Г. Степанова.-Мозырь:Содействие,2006.-72 с.
26. Цит. по Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система России // Гендерное измерение социальной и
политической активности в переходный период. СПб., 1996, с. 7.
27. Best, D.L., & Williams, J.E. (1993). A cross-cultural viewpoint. In A.E. Beall & R.J. Sternberg (Eds.), The psychology of gender, New York:
28.Deux, K. & Taynor, J. (1973). Evaluation of male and female ability: Bias works two ways. Psychological Reports, 32, 261-262
29. Eagly, A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1987
30. Feldman-Summers, S., & Kiesler, S.B. (1974). Those who are number two try harder: The effect of sex on attributions of causality. Journal of
Guilford.
31. KesslerS.J., McKenna W. Gender Construction In Everyday Life: Transsexualism (Abridged) // Feminism & Psychology. 2000 SAGE (London, Thousand Oaks and New Delhi). Vol. 10 (1): 11–29.
32. Laqueur T. Making sex: Body and gender from the Greeks to Freud. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992. – 336 p
33. Personality and Social Psychology, 30, 80-85.
34. Rheingold, H.L., and Cook, K.V. (1975). The content of boys’ and girls’ rooms as an index of parents’ behavior. Child Development, 46, 459-463
35.Stoller R.J. Sex and gender: On the Development of Masculinity and Femininity. – New York: Science House, 1968. – 226 p.
36. Willyams J.E. Pancultural gender stereotypes revisited: the Five Factor Model. // Sex Roles: A Journal of Research, Issue: April, 1999.
37. Willyams J.E. Pancultural gender stereotypes revisited: the Five Factor Model. // Sex Roles: A Journal of Research, Issue: April, 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Исследование гендерных стереотипов методом личностных семантических дифференциалов О.Л. Кустовой
Процедура проведения исследования с помощью метода личностного семантического дифференциала стандартна. По множеству биполярных и униполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными и описательными характеристиками, оцениваются заданные образы, которые подвергаются факторному анализу.
Испытуемым предлагается дать характеристику следующим образам: «женщина в отличии от мужчины»(«мужчина в отличии от женщины»)
Для оценки мужских и женских образов предлагаются разные варианты
опросников.
Опросник, предлагаемый для оценки образа: «Женщина в отличие от мужчины», а также для оценки женщинами самих себя»
Инструкция: Внимательно прочтите каждую пару черт и поставьте знак + в соответствующей, по вашему мнению, графе.
В правом и левом (крайних) столбцах бланка содержатся полярные, полюсные качества.
Образ «Женщина в отличие от мужчины» исследуется в следующем варианте: необходимо обозначить процент отличия. Знак отличий значения здесь не имеет (например, женщины в отличие от мужчин более обаятельны, примерно на 20 %, что отмечается в соответствующей в графе).
Фамилия, инициалы: __________________________________________
Пол ______ Возраст _________ Дата __________ Время __________
|
0 % |
10 % |
20 % |
30 % |
40 % |
50 % |
60 % |
70 % |
80 % |
90 % |
100 % |
|
|
1 |
Отталкивающая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Располагающая |
2 |
Некрасивая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Красивая |
3 |
Необаятельная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обаятельная |
4 |
Не увлекает |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Увлекает |
5 |
Не вызывает доверия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вызывает доверие |
6 |
Глупая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умная |
7 |
Безучастная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доброжелательная |
8 |
Неискренняя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Искренняя |
9 |
Неуверенная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уверенная |
10 |
Робкая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Смелая |
11 |
Скованная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Свободная |
12 |
Слабая личность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сильная личность |
13 |
Не имеет собственного мнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеет собственное мнение |
14 |
Пассивная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активная |
15 |
Замкнутая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Открытая |
16 |
Надеется только на себя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Надеется на помощь других |
17 |
Расчетливая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Непосредственная |
18 |
Любит риск |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Любит стабильность |
19 |
Аналитический ум |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образное мышление |
20 |
Независимая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ориентируется на мнение других |
21 |
Любит соревноваться |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предпочитает компромиссы |
22 |
Черствая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внимательная к потребностям других |
23 |
«выражается» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не пользуется грубыми словами |
24 |
Недоверчивая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доверчивая |
25 |
Безразличная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сочувствующая |
26 |
Сдержанная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональная |
27 |
Не имеет дома животных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеет дома животных |
28 |
Рациональная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Надеется на интуицию |
29 |
Степенная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суетливая |
30 |
Фамильярная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корректная |
31 |
Низкий социальный статус |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий социальный статус |
32 |
Имеет узкий круг интересов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Имеет широкий круг интересов |
33 |
Плохо одета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хорошо одета |
34 |
Мало зарабатывает |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хорошо зарабатывает |
35 |
Несчастная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Счастливая |
36 |
Неорганизованная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организованная |
37 |
Неревнивая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ревнивая |
38 |
Предсказуемая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Непредсказуемая |
39 |
Ненадежная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Надежная |
40 |
Имеет любовника (ков) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Верная жена |
41 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умеет готовить |
42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Любит детей |
43 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образованная |
44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрепощена в сексе |
45 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спортивная |