Гендерные различия проявления застенчивости в зрелом возрасте

На рисунке 7 представлен частотный анализ ответов на вопрос "Ситуации и виды действий, вызывающие застенчивость".


Рисунок 7 - Ответы на вопрос 11 анкеты "Насколько Вы застенчивы"

На рисунке 7 видно, что для мужчин наиболее частыми причинами, вызывающими застенчивость являются:

1) общение с представителями другого пола (7 человек, 26 %);

2) ситуации, в которых занимают приниженное положение (5 человек, 18,5 %).

У женщин, по сравнению с мужчинами, значительно большее количество ситуаций вызывает застенчивость. Женщины, как и мужчины, наиболее застенчивы, когда находятся в ситуации, в которой они занимают приниженное положение (5 человек, 16 %). Кроме этого, к основным ситуациями, вызывающим застенчивость у женщин, относятся:

1) действия, направленные на отстаивание своих прав (4 человека, 12,5 %);

2) ситуации, когда женщину сравнивают с другими (4 человека, 12,5 %);

3) ситуации, в которых требуется показать себя (4 человека, 12,5 %).

Различие заметно в выборе типов людей, вызывающих застенчивость у М и Ж на уровне значимости 0,05(). На рисунке 8 показано, что у мужчин застенчивость вызывают авторитетные лица (14 человек из 27, 52 %), в то время как у женщин застенчивость вызывают представители другого пола (13 человек из 32, 41 %). Женщины ощущают застенчивость при общении с незнакомыми людьми (9 человек из 32, 28 %).


Рисунок 8 - Ответы на вопрос 12 анкеты "Насколько Вы застенчивы"


Выявлено статистическое различие между М и Ж по вопросу возможности преодоления застенчивости при уровне достоверности 0,05 (). На рисунке 9 показано, что 84 % женщин считают преодоление застенчивости возможным и только 52 % мужчин поддерживают данное мнение. При этом 22 % мужчин думают, что застенчивость невозможно преодолеть.


Рисунок 9 - Ответы на вопрос 16 анкеты "Насколько Вы застенчивы"


На последний вопрос анкеты мнения М и Ж оказались одинаковыми, статистически однородными (). Большинство мужчин и женщин готовы избавиться от застенчивости, они ответили "да, безусловно" и "пожалуй, да" (рисунок 10).


Рисунок 10 - Ответы на вопрос 16 анкеты "Насколько Вы застенчивы"


Отдельно были проанализированы ответы испытуемых на вопрос № 12, отвечая на который нужно было по каждому варианту оценить ответы в диапазоне {0,1,2,3}.

В таблице 2 представлены сводные итоги ответов на вопрос 12 "Как Вы полагаете, насколько застенчивыми считают Вас люди". Сравнивая ответы мужчин и женщин, был рассчитан критерий хи-квадрат по формуле (1), описанный ранее.


Таблица 2 - Хи-статистика частотного анализа ответов на вопрос 12 "Как Вы полагаете, насколько застенчивыми считают Вас люди"


Ранги ответов

руководители

близкие друзья

соседи

братья и сестры

коллеги

отец

друг или подруга

мать

м

0

6

6

4

7

6

15

6

7

 

1

12

10

10

17

8

7

8

14

 

2

5

6

6

0

8

0

10

4

 

3

3

4

4

1

4

3

2

1

ж

0

10

8

9

9

11

8

7

5

 

1

13

11

16

10

10

13

8

0

 

2

7

13

3

17

7

11

15

9

 

3

0

0

0

0

4

0

2

8

 


2,25

4,36

8,02

22,3

2,8

19,9

1,81

9,7

 

 

7,81

7,81

7,81

7,81

7,81

7,81

7,81

7,81


Рисунок 11 - Результаты средних значений ответов М и Ж вопроса № 12


На рисунке 11 видно, что М предполагают, что их считают застенчивыми коллеги, соседи, в то время как Ж предполагают, что застенчивыми их считают мать, подруга или друг, братья или сестры. Необходимо отметить, что влияние родственников (матери, отца, братьев и сестер) намного выше для женщин, чем на мужчин. При этом для мужчин наиболее важно мнение коллег, соседей, близких друзей и руководителей.

Однако, анализ таблицы 2 показывает, что статистические различия в ответах М и Ж достоверно наблюдаются по показателям соседи, братья и сестры, отец, мать (>). По остальным показателям различия наблюдаются, но не являются достаточно существенными.

Анализируя результаты личностного опросника для измерения эмоционального отношения к общению, представленные в приложении Е, можно согласиться с выдвинутой гипотезой о том, что застенчивость блокирует развитие субъектных качеств личности, как эмпатия, аффилиация и чувствительность к отвержению.

В результате тестирования выявлены следующие показатели (рисунок 12): мужчины по первой шкале 7 человек - нормативные показатели, 20 - ниже нормы; по второй шкале - 3 человека - норма, 24 - ниже норматива; по третьей шкале все ответы вошли в диапазон допустимых значений.


Рисунок 12 - Нормативные данные личностного опросника, мужчины


У женщин (рисунок 13) получены следующие результаты: по первой шкале все испытуемые не вошли в допустимые значения; по второй шкале - 6 человек - норма, 26 - ниже норматива; по третьей шкале все ответы вошли в диапазон допустимых значений.


Рисунок 13 - Нормативные данные личностного опросника, женщины


Характеризуя исследование в целом, можно сделать вывод, что у застенчивых людей часто встречается самосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. Они обладают меньшей экстравертированностью, меньшим контролем над своим поведением в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не застенчивые люди. Застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов. Это позволило описать их психологический портрет: застенчивые часто погружены в себя, не общительны. Им легче общаться с младшими по возрасту, чем со старшими и более компетентными людьми. Они склонны к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации по пассивно-оборонительному типу. Мучительно переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания группы людей или когда их оценивают. Характеризуются беспокойством и мнительностью. В состоянии высокой тревоги не могут сконцентрировать внимание. Нерешительны, недостаточно настойчивы в достижении цели, им трудно принимать решение. Испытывают трудности в общении, особенно с лицами противоположного пола.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


По окончании обзора и анализа литературы о застенчивости мы выяснили:

1 Застенчивость очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Под застенчивостью понимают стыдливость, замкнутость, неуверенность, робость, чувствительность, смущение, и аутизм, как крайнее проявление застенчивости. Застенчивость - это скрытая, личная проблема, влияние которой испытывает все общество.

2 Природа застенчивости разнообразна. Источником является страх перед людьми. Возникновение застенчивости во многом зависит от родителей, школы и социальной среды. От застенчивости почти никто не застрахован. Она может поразить многих.

3 Застенчивость - понятие расплывчатое; чем пристальнее мы него в него вглядываемся, тем больше видов застенчивости обнаруживаем.

Существуют три основных вида проявления застенчивости

а) внешнее поведение человека, сигнализирующее о застенчивости;

б) физиологические симптомы;

в) внутренние ощущения и ранимость интеллектуальных функций.

Так же нужно выделить так называемую гиперкомпенсацию застенчивости, где за сознательной беззастенчивостью люди пытаются скрыть свою застенчивость.

4 Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности и депрессий. Она может быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими (например: самоубийство, алкоголизм и т.д.).

5 Застенчивость - явление не только чреватое проблемами, у нее есть немало положительных сторон. Есть люди, которым нравится быть застенчивыми. Застенчивость помогает самоусовешенствоваться, облегчает развитие самостоятельности и индивидуальности. Застенчивый человек производит впечатление человека осмотрительного, серьезного анализирующего свои поступки.

Таким образом, застенчивость может быть и бедой, и болезнью, и мелким затруднением, и очаровательной чертой характера.

Одиночество ребенка, как и одиночество взрослого или престарелого человека, - явление весьма распространенное в наши дни. Причиной этого является развитие прогресса, экономический кризис и беспорядок в стране. Все это повлияло на то, что люди поздно обзаводятся семьей, имеют малое количество детей и часто разводятся. А среднее количество людей на сегодня, проживающих под одной крышей, - меньше трех. Все живут затворниками в своей собственной квартире, где каждый изолирован от соседа, особенно городские жители. Подверженный влиянию этих сил, индивидуум может стать замкнутым даже уже потому, что общение с другими людьми усложнилось. Исчезла возможность получать моральную поддержку, обмениваться комплиментами, вести дружеские беседы. В обществе, все члены которого изолированы друг от друга, любой эмоционально окрашенный контакт, становится роскошью. И все это является предпосылкой такой актуальной проблемы - как застенчивость.

Застенчивость очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Главный источник застенчивости - страх перед людьми. Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве, с помощью родителей, школы и социальной среды. Переживание застенчивости начинается с интенсивного усиления осознания своего "Я". Осознание "Я" настолько доминирует в сознании, что когнитивные процессы резко затормаживаются, приводя к отсутствию мыслей и увеличению вероятности ошибок. У застенчивых людей часто встречается самосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках.

Застенчивость - это сложное, комплексное состояние, которое может проявиться в самых разнообразных формах. Это может быть и просто смущение, замкнутость, неловкость, тревожность и напряженность. Но в некоторых случаях застенчивость не только лишает человека дара речи, она убивает память и искажает восприятие. А также она может принять хронические формы психических расстройств. К проявлениям хронической застенчивости относятся: алкоголизм, изнасилование, убийство, депрессия и самый последний шаг - это самоубийство. Однако, не надо забывать, что у застенчивости есть и светлые стороны. Она играет значительную роль в развитии самостоятельности и индивидуальности. Застенчивость способствует уменьшению уязвимости личности, усиливает самокритику, что способствует формированию более адекватной Я - концепции. Значит застенчивость - явление чреватое не только проблемами, но для некоторых людей она является вполне подходящим жизненным стилем.

То есть застенчивость может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой, а может быть и очарованием юности или совершенством характера. Хотя застенчивость и является частью личного опыта, ее влияние на себе ощущает все общество. Личная черта застенчивости может быть одной из важнейших для индивида и для общества черт.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1                    Адлер А. Понять природу человека. - СПб: Речь, 1997. - 618с.

2                    Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л: Лань, 1969 - 336 с.

3                    Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Просвещение, 1982. - 335 с.

4                    Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

5                    Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб: Питер Пресс, 1999. - 256 с.

6                    Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Просвещение, 1999. - 176 с.

7                    Василюк Ф. Е. Психологические переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Издательство Московского университета, 2004. - 335 с.

8                    Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Опросник для измерения эмоционального отношения к общению. - СПб.: Издательство НИИ им. Бехтерева, 2001 - 82 с.

9                    Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. - СПб.: Издательство НИИ им. Бехтерева, 2007. - 115 с.

10               Грановкая Р.М., Никольская И.М. Защита личности. - СПб.: Питер Пресс, 1999. - 250 с.

11               Григорьева Т. Г. "Основы конструктивного общения". Практикум.- Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 2007. - 98 с.

12               Захаров А.И. Психотерапия у детей и подростков. - СПб.: Лань, 2002. - 214 с.

13               Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Знание, 2001. - 200 с.

14               Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство Феникс, 2007. - 256 с.

15               Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер Пресс, 2009. - 176 с.

16               Изард К. Эмоции человека: Перевод с англ. - М.: Издательство Московского университета, 2000. - 440 с.

17               Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Психология отношений: Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология. - СПб.: Издательство НИИ им. Бехтерева, 2000. – 136 с.

18               Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Издательство Московского университета, 2004. - 335 с.

19               Коротаева В.В. "Хочу, могу, умею!" Обучение, погруженное в общение - М. КСП, Институт психологии РАН, 2007. - 135 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты