Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков

Достаточно известным является тест «Самооценка психических состояний (по Айзенку). Тест включает четыре блока, каждый из которых предоставляет 10 вопросов о различных психических состояниях человека. Итог баллов по первому блоку диагностирует состояние тревожности; второй блок - состояние фрустрации; третий - состояние агрессивности; четвертый - состояние ригидности.

Наиболее часто психологи используют тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки. Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. Указанная методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждается ее высокая валидность и надежность.

Методика представлена как самоотчет о склонности к разным формам агрессивного поведения, включает 75 пунктов и 8 шкал: «Вербальная агрессия», «Негативизм», «Непрямая агрессия», «Обидчивость», «Раздражительность»», «Физическая агрессия», «Подозрительность», «Чувство вины». Суммарные показатели шкал (1;2;3):3 - индекс агрессивности; (6;7):2 - индекс враждебности.

При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками. В нашем случае это опросник по Айзенку.

Процедура исследования. Испытуемым давался сначала опросник Баса-Дарки, они получали необходимые инструкции. После ответа на первый опросник испытуемому давался опросник Айзенка, так же с необходимыми инструкциями.

После чего полученные данные были обработаны и занесены в протокол.

3.2 Качественный и количественный анализ результатов исследования


Данные по типам реакций сведены в таблицы.

 

Таблица 3.1 Оценка психических состояний по Айзенку.

Испытуемые

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

1мальчики

4

4

13

9

2

4

7

8

10

3

10

6

6

13

4

8

6

5

6

5

9

9

10

10

6

9

5

9

10

7

6

11

8

6

8

5

5

6

14

9

9

4

9

7

10

7

9

10

13

11

11

9

14

12

12

5

8

11

12

13

5

7

19

10

14

3

7

10

12

15

3

8

6

14

16

5

6

5

11

17

6

6

9

7

18

14

7

12

13

19

5

7

5

8

20

9

7

4

6

21девочки

7

15

13

11

22

8

6

8

6

23

10

5

3

9

24

7

8

3

9

25

8

12

5

12

26

8

14

6

10

27

8

10

8

12

28

4

6

5

6

29

6

7

5

11

30

5

7

8

9

31

7

6

3

10

32

7

12

6

8

33

12

10

7

3

34

2

4

6

8

35

3

7

13

5

36

5

5

9

10

37

6

7

12

5

38

3

4

6

6

39

9

6

10

8

40

2

4

11

9


Исходя из данных таблицы видно, что большинство показателей находится в пределах нормы.

Среди мальчиков у №18 индекс тревожности находится на границе допустимого уровня. Индекс фрустрации у всех испытуемых в пределах нормы. Лишь у одного испытуемого № 13 индекс агрессии завышен, но по остальным характеристикам в пределах нормы. У испытуемых № 8, 14 индекс ригидности находится на границе нормы.

Среди девочек индекс тревожности у всех в норме. Индекс фрустрации у испытуемой № 21 завышен, так же можно заметить, что показатели по агрессивности и ригидности хоть и в пределах нормы, но довольно высоки. Индекс агрессивности у всех испытуемых в предал нормы, как и индекс ригидности.

В данной работе мы обратились к методам математической обработки статистических данных, в частности, использовался t-тест для средних показателей (критерий Стьюдента). Расчеты производились при помощи программы SPSS. Сравним группу мальчиком и девочек по индексу агрессивности.

Среднее по агрессивности:

Мальчики – 8,95 Девочки – 7,35

t = 1,471; Р= 0, 149

Данное различие находится в зоне не значимости. Существенных различий между группа по данному критерию не найдено.

Следующий этап исследования проводился по Методике диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, авторы выделили следующие типы реакций:

Фа - физическая агрессии (применение агрессии к другому человеку).

Ка - косвенная агрессия (направленная на другого в форме насмешек или не направленная ни на кого - топот ногами, разбитие посуды и т.д.).

Р - раздажение (готовность к проявлению агрессии, грубости).

Н - негативизм (опозиционные реакции, направленные против устаноившихся правил, обычаев).

О - обидчивость (зависть, ненависть при чувстве гнева на весь мир.

П - подозрительность (недоверие к людям, которое основано на стремлении причинить вред).

Ва - вербальная агрессия (выражение негативных чувств в форме скандала, крика)

Чв - чувство вины (степень убежденности человека, что он плохой).

Ив - индивидуальная враждебность

Иа - индивидуальная. агрессия

Полученные результаты обсчитаны с помощью ключей подсчета и сведены в таблицы. Отдельно по девочкам и по мальчикам.

 

Таблица 3.2 Результаты исследования показателей и форм агрессии по методике Басса-Дарки

Испытуемые

Фа

Ка

Р

Н

О

П

Ва

Чв

1мальчики

6

5

8

3

5

9

9

5

2

3

4

5

4

4

6

6

8

3

3

5

8

3

4

6

6

6

4

4

4

3

4

2

2

5

8

5

4

3

3

2

3

9

6

8

6

1

3

3

1

4

4

7

2

7

1

5

2

3

6

6

2

9

8

5

7

6

1

0

6

7

7

9

4

6

7

3

2

10

11

5

10

4

4

4

3

5

5

9

5

11

3

5

7

3

4

5

5

7

12

5

4

5

3

6

5

8

8

13

7

5

7

5

6

8

8

6

14

5

5

3

2

4

7

8

5

15

5

4

4

3

4

7

9

4

16

5

3

4

2

6

5

6

6

17

4

4

2

3

3

5

10

4

18

7

6

9

3

5

9

13

8

19

5

3

6

3

4

6

6

6

20

5

7

4

2

5

4

7

4

21девочки

6

7

10

3

7

7

7

6

22

2

3

4

0

2

4

4

7

23

3

3

3

1

3

7

3

6

24

2

4

0

1

5

5

3

4

25

4

3

7

4

5

8

5

6

26

4

1

3

3

3

7

3

5

27

3

5

3

3

3

9

10

5

28

3

5

5

2

5

6

7

8

29

4

7

6

3

4

5

8

5

30

5

7

5

4

7

6

4

6

31

5

5

1

2

4

5

5

7

32

3

8

6

4

4

4

6

6

33

3

7

5

2

5

6

7

7

34

2

4

1

1

6

2

3

6

35

3

2

0

1

4

4

5

3

36

5

5

3

3

3

2

1

5

37

3

7

5

2

1

1

5

6

38

2

8

8

4

3

6

9

7

39

2

8

5

4

2

9

6

8

40

4

5

4

3

2

5

7

4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты