Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами тревожности:
I Общая тревожность в школе – 10 мальчиков (40%) и 10 девочек (40%)
II Переживание социального стресса – 4 мальчика (16%) и 2 девочки (8%)
III Фрустрация потребностей в достижении успеха – 0 мальчиков и 3 девочки (12%)
IV Страх самовыражения – 5 мальчиков (20%) и 2 девочки (8%)
V Страх ситуации проверки знаний – 3 мальчика (12%) и 6 девочек (24%)
VI Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – 3 мальчика (12%) и 7 девочек (28%)
VII Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 4 мальчика (16%) и 6 девочек (24%)
VIII Проблемы и страхи в отношениях с учителями – 3 мальчика (12%) и 8 девочек (32%)
Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых девочки испытывают большую тревожность, чем мальчики. При обработке результатов по всем факторам получилось у девочек 176% случаев тревожности, а у мальчиков – 128%.
Методика 2. «Шкала личностной тревожности»
Методика разработана А.М. Прихожан и предназначена для определения тревожности по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни (см. Приложение 2).
Таблица 3. Результаты методики «Шкала личностной тревожности» диагностирующей тревожность в обыденной ситуации на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Школьная тревожность |
Самооценочная тревожность |
Межличностная тревожность |
Магическая тревожность |
1 |
Андрюшенко Д. |
+ |
в |
+ |
+ |
2 |
Валеева К. |
+ |
н |
|
+ |
3 |
Вечеркин Я |
|
н |
+ |
|
4 |
Гулинян Р. |
+ |
в |
+ |
|
5 |
Гусева А. |
+ |
в |
+ |
+ |
6 |
Дмитриенко Д |
|
н |
|
+ |
7 |
Жданов Н. |
+ |
а |
|
+ |
8 |
Журкина А. |
|
а |
|
|
9 |
Ильясов С |
+ |
а |
|
|
10 |
Кадыров Д. |
+ |
в |
+ |
|
11 |
Конарев И. |
+ |
в |
+ |
|
12 |
Короткова К. |
+ |
а |
|
+ |
13 |
Милян А. |
+ |
в |
+ |
+ |
14 |
Насыров Д. |
+ |
в |
|
|
15 |
Нуриев А. |
|
а |
|
|
16 |
Оглоблина Д. |
+ |
в |
|
+ |
17 |
Орлов Д. |
+ |
в |
+ |
+ |
18 |
Петров А. |
+ |
н |
+ |
|
19 |
Плеханова И. |
|
а |
|
|
20 |
Рубцова А. |
+ |
в |
|
+ |
21 |
Сарычева Д. |
+ |
в |
|
+ |
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Школьная тревожность |
Самооценочная тревожность |
Межличностная тревожность |
Магическая тревожность |
22 |
Сорокин М. |
+ |
н |
|
|
23 |
Трофимов Д. |
+ |
н |
+ |
+ |
24 |
Хабирова Л. |
+ |
а |
|
+ |
25 |
Чуприна Д. |
+ |
а |
+ |
+ |
|
Всего мальчиков |
10 |
в – 4, а – 3 |
7 |
3 |
|
Всего девочек |
10 |
в – 7, а – 5 |
4 |
11 |
|
В процентах |
40/40 |
28/48 |
28/16 |
12/44 |
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у девочек самооценочная и магическая тревожность выше (92%), чем у мальчиков (40%). Школьная тревожность в исследуемой группе одинакова как у мальчиков, так и у девочек (по 40%), но у мальчиков межличностная тревожность выше (28%), чем у девочек (16%). Исследование показало, что тревожность выше у девочек, чем у мальчиков.
Методика 3. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Методика разработана Спилбергером Ч.Д. и направлена на дифференцированное измерение тревожности как личностного свойства (уровня личностной тревожности) и как состояния (уровня ситуативной тревожности) (см. Приложение 3).
Таблица 4. Результаты методики «Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)» диагностирующей тревожность как личностное свойство и как состояние на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
1 |
Андрюшенко Д. |
56 |
62 |
2 |
Валеева К. |
32 |
47 |
3 |
Вечеркин Я |
40 |
43 |
4 |
Гулинян Р. |
58 |
32 |
5 |
Гусева А. |
52 |
59 |
6 |
Дмитриенко Д |
42 |
48 |
7 |
Жданов Н. |
24 |
32 |
8 |
Журкина А. |
20 |
31 |
9 |
Ильясов С |
31 |
29 |
10 |
Кадыров Д. |
47 |
31 |
11 |
Конарев И. |
54 |
41 |
12 |
Короткова К. |
59 |
62 |
13 |
Милян А. |
63 |
65 |
14 |
Насыров Д. |
43 |
31 |
15 |
Нуриев А. |
18 |
22 |
16 |
Оглоблина Д. |
33 |
45 |
17 |
Орлов Д. |
49 |
44 |
18 |
Петров А. |
40 |
35 |
19 |
Плеханова И. |
12 |
26 |
20 |
Рубцова А. |
53 |
59 |
21 |
Сарычева Д. |
51 |
57 |
22 |
Сорокин М. |
32 |
43 |
23 |
Трофимов Д. |
51 |
44 |
24 |
Хабирова Л. |
65 |
68 |
25 |
Чуприна Д. |
41 |
47 |
|
Всего мальчиков |
в – 5, у – 5, н – 2 |
в – 0, у – 10, н – 2 |
|
Всего девочек |
в – 7, у – 4, н – 2 |
в – 11, у – 1, н – 1 |
|
В процентах |
в – 20/28 |
в – 0/44 |
Анализируя полученные результаты мы приходим к выводу, что у девочек личностная и ситуативная тревожность выше, чем у мальчиков.
Методика 4. Опросник EPQ
Опросник разработан Г.Ю. Айзенком и направлен на диагностику особенностей личности (Приложение 4).
Таблица 5. Результаты методики «Опросник EPQ» диагностирующей особенности личности на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Экстраверсия-интроверсия |
Нейротизм |
Психотизм |
Тип личности |
1 |
Андрюшенко Д. |
и |
|
+ |
мх |
2 |
Валеева К. |
э |
|
|
сф |
3 |
Вечеркин Я |
и |
+ |
|
м |
4 |
Гулинян Р. |
э |
+ |
|
х |
5 |
Гусева А. |
и |
|
|
ф |
6 |
Дмитриенко Д |
и |
+ |
|
фм |
7 |
Жданов Н. |
э |
|
|
хс |
8 |
Журкина А. |
э |
+ |
|
х |
9 |
Ильясов С |
и |
|
|
ф |
10 |
Кадыров Д. |
и |
+ |
|
м |
11 |
Конарев И. |
и |
|
+ |
мх |
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Экстраверсия-интроверсия |
Нейротизм |
Психотизм |
Тип личности |
12 |
Короткова К. |
э |
|
|
хс |
13 |
Милян А. |
и |
|
|
фм |
14 |
Насыров Д. |
э |
|
+ |
х |
15 |
Нуриев А. |
э |
|
|
с |
16 |
Оглоблина Д. |
и |
|
|
фм |
17 |
Орлов Д. |
и |
|
|
м |
18 |
Петров А. |
э |
+ |
|
х |
19 |
Плеханова И. |
э |
+ |
|
х |
20 |
Рубцова А. |
э |
|
+ |
мх |
21 |
Сарычева Д. |
и |
|
|
м |
22 |
Сорокин М. |
э |
|
+ |
х |
23 |
Трофимов Д. |
э |
|
|
сф |
24 |
Хабирова Л. |
э |
|
|
с |
25 |
Чуприна Д. |
и |
|
|
м |
|
Всего мальчиков |
и – 5, э – 7 |
4 |
3 |
|
|
Всего девочек |
и – 7, э – 6 |
3 |
2 |
|
|
В процентах |
и – 20/28, э – 28/24 |
16/12 |
12/8 |
|