Из этих теорий можно позаимствовать много полезного для работы. Но гораздо труднее приобрести личностные характеристики, обязательные для эффективности подобного подхода. Способность по-настоящему присутствовать рядом с другим человеком – понять страдания человека и поддерживать в нем уверенность в своем росте – это достаточно трудновыполнимое требование к личности социального работника, работающего в рамках гуманистического подхода.
Глава II. Эмпирические основания применения гуманистического подхода в практике социальной работы
Как видно из первой главы данной работы, очень трудно недооценить значимость использования гуманистического подхода в практической социальной работе. И поэтому студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» должны владеть навыками консультирования в рамках гуманистической психологии. Но, вся сложность такого подхода заключается в том, что именно здесь от будущих социальных работников требуются очень важные и в то же время столь редкие качества и умения как эмпатия, способность безоценочного принятия человека, философский взгляд на происходящее вокруг, навыки глубокой личностной рефлексии. И формирование ценностей, мировоззренческих позиций, жизненных целей и устремлений личности происходит на основе потребностно-мотивационной сферы. Доминирование тех или иных потребностей в общей структуре направленности личности определяет уровень сформированности ее ценностей и ценностных ориентаций.
Выделяют четыре основных типа направленности личности: эгоцентрический; гуманистический; экзистенциальный; прагматический.[3, с. 41]
1. Эгоцентрическая направленность личности – это направленность, при которой цели, интересы, потребности личности носят, преимущественно, эгоистический характер и занимают центральное место в иерархии ценностей. Эгоисты центрированы на своих личных переживаниях.
2. Гуманистическая направленность личности – это такой вид направленности, при котором цели, интересы и потребности других людей приобретают первостепенное значение. В общении такие люди толерантны, аутентичны, эмпатийны.
3. Экзистенциальная направленность личности – это направленность, при которой доминирующей потребностью выступает потребность во внутренней деятельности, характеризующейся высоким уровнем самоанализа, стремлением к самосовершенствованию и самореализации.
4. Прагматическая направленность личности – вид направленности, при котором системой доминирующей потребностей являются планы и успехи в выполняемой личностью деятельностью, иначе говоря, личность ориентируется на конкретные результаты своей деятельности, которые, в свою очередь, определяют личностную ценность и значимость.
С целью определения личностной направленности будущих социальных работников был использован «Опросник диагностики типа направленности личности практического психолога». Этот опросник был адаптирован для социальных работников, для проведения исследования типа направленности личности в студенческих группах 3-го курса, специальности «социальная работа».
Задачами исследования были:
- выявить наличие различных типов направленности в структуре личности будущих практических социальных работников;
- выявить представленность основных типов профессиональной направленности личности у студентов- социальных работников.
Гипотезой исследования было предположение, что студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» имеют преимущественно гуманистический и экзистенциальный типы направленности личности, как наиболее способствующие эффективной работе в рамках гуманистического подхода в социальной работе.
Объектом исследования являются студенты групп ИС-021 и ИС-022 3-го курса гуманитарного факультета ОНПУ.
Предмет исследования - тип личностной направленности будущих социальных работников.
Анализ и обработка полученных результатов
В исследовании принимало участие 27 человек. Полученные результаты представлены в виде таблицы (см. таб. 1).
При обработке результатов была определена степень выраженности того или иного показателя. Ярко выраженный тип направленности соответствует 28-39 баллам. Средняя выраженность того или иного типа направленности – 13-28. Низкая выраженность того или иного типа направленности личности – от 0 до 13. Результаты по данному параметру представлены в таблице 2 (см. таб. 2).
Таблица 1
|
Гуманистический тип |
Экзистенциальный тип |
Прагматический тип |
Эгоцентрический тип |
1 |
17 |
20 |
30 |
13 |
2 |
24 |
30 |
29 |
27 |
3 |
17 |
15 |
15 |
27 |
4 |
18 |
17 |
25 |
21 |
5 |
28 |
21 |
35 |
28 |
6 |
17 |
16 |
23 |
20 |
7 |
19 |
19 |
27 |
20 |
8 |
17 |
22 |
23 |
26 |
9 |
31 |
21 |
24 |
22 |
10 |
15 |
22 |
26 |
21 |
11 |
13 |
17 |
22 |
17 |
12 |
16 |
16 |
29 |
24 |
13 |
27 |
22 |
32 |
24 |
14 |
21 |
20 |
29 |
25 |
15 |
16 |
13 |
28 |
25 |
16 |
25 |
19 |
29 |
23 |
17 |
26 |
27 |
26 |
30 |
18 |
23 |
21 |
21 |
14 |
19 |
5 |
8 |
17 |
12 |
20 |
12 |
26 |
27 |
19 |
21 |
14 |
21 |
22 |
26 |
22 |
13 |
14 |
20 |
22 |
23 |
19 |
16 |
32 |
30 |
24 |
22 |
16 |
25 |
21 |
25 |
21 |
15 |
30 |
18 |
26 |
20 |
17 |
26 |
20 |
27 |
17 |
15 |
20 |
23 |
Таблица 2
|
Яркая выраженность |
Средняя выраженность |
Низкая выраженность |
гуманистический тип |
2 |
21 |
4 |
экзистенциальный тип |
1 |
24 |
2 |
прагматический тип |
10 |
17 |
0 |
эгоцентрический тип |
3 |
22 |
2 |
В процентном соотношении результаты исследования показали следующее: гуманистический тип направленности личности составляет 22% от числа всех испытуемых, экзистенциальный тип направленности личности – 22%, прагматическая направленность у будущих социальных работников составляет 30%, эгоцентрический тип направленности представлен 26%. Более наглядно эти результаты видны на рисунке 2.
Рис. 2
По степени выраженности того или иного типа направленности личности результаты выглядят следующим образом: (см. рис. 3)
Рис. 3
Полученные в результате исследования результаты опровергают гипотезу о том, что студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» имеют преимущественно гуманистический и экзистенциальный типы направленности личности. Доминирующим оказался прагматический тип личности (30%).
Объяснить данную ситуацию можно с нескольких сторон.
Во-первых, так как исследование проводилось только на 3-м курсе, очень сложно сделать выводы относительно динамики формирования направленности личности студентов - социальных работников. Для получения более полной картины по этой проблеме следует провести эту методику на каждом из курсов данной специальности (с 1-го по 5-й курс).
Во-вторых, не были рассмотрены и учтены факторы, оказывающие влияние на динамику формирования направленности личности будущих практических социальных работников в процессе их профессионального обучения.
В-третьих, доминирующий прагматический тип направленности студентов может свидетельствовать о личной мотивации на достижение успеха в данной области: получение высокой должности, широкие перспективы дальнейшей деятельности и др.
В-четвертых, нельзя упускать из вида и такой фактор, как экономическое положение студентов, которое находится на низком уровне, что вызвано общей напряженной социально-экономической ситуацией в Украине.
В-пятых, подобные результаты могут быть обусловлены личными установками, сформировавшимися под действием воспитания, обучения в школе, общего процесса социализации, что в свою очередь, могло быть вызвано социально-исторической ситуацией в стране (средний возраст испытуемых 20 лет, это говорит о том, основной период социализации пришелся на момент нестабильности и трансформации общества).
Таким образом, прагматический тип соответствует среднему уровню, экзистенциальный – вероятностной тенденции к высокому, гуманистический – высокому уровню сформированности профессиональной направленности. И то что на 3-м курсе профессиональная направленность еще не достигла высокого уровня реально отражает имеющуюся на сегодняшний день ситуацию.
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы, посвященные гуманистическому подходу в психологии и его применению в социальной работе.
В первой главе работы был освещен гуманистический контекст психологической помощи в социальной работе. Был проведен анализ трех направлений гуманистической психологии – клиент-центрированного подхода К. Роджерса, мотивационно-потребностной теории А. Маслоу, экзистенциальной психологии И. Ялома.
Основной идеей К. Роджерса, является то, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе – Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценности». Основная суть этой психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений.
Из теории А. Маслоу можно позаимствовать достаточно много полезных и необходимых моментов для практической деятельности социального работника в рамках гуманистического подхода. Так, идеи Маслоу о том, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего», что потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей и к тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно, напрямую находят отражение в практике социальной работы. А так же: если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека и физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. Немаловажно чтобы социальный работник это учитывал при работе с клиентами.
Из экзистенциального подхода И. Ялома, который также был рассмотрен в первой главе, можно позаимствовать очень много важных аспектов, которые касаются самой сложной и психологически тяжелой стороны деятельности социального работника – это работа с людьми, пережившими попытки самоубийства, со смертельно и тяжело больными людьми, с теми, кто потерял близких.
Эти теории могут дать много полезного для социальной работы. Но гораздо труднее приобрести личностные характеристики, обязательные для эффективности подобного подхода. Способность по-настоящему присутствовать рядом с другим человеком – понять страдания человека и поддерживать в нем уверенность в своем росте – это достаточно трудновыполнимое требование к личности социального работника, работающего в рамках гуманистического подхода.
Вторая глава работы посвящена исследованию типа направленности личности практических социальных работников. Полученные в результате исследования результаты опровергают гипотезу о том, что студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» имеют преимущественно гуманистический и экзистенциальный типы направленности личности. Доминирующим оказался прагматический тип личности (30%). Но этот показатель объясняется многими факторами, например такими как личная мотивация студентов на достижение успеха в данной области, низкий уровень экономического положения студентов и др.
И в заключении можно добавить, что внимание социальных работников к гуманистически направленным теориям оправдано еще и тем положением, в котором сейчас находится практическая социальная работа в Украине, а развитие навыков работы в рамках гуманистической парадигмы у будущих социальных работников играет большую роль в эффективности дальнейшей деятельности.
Литература
1. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 539 с.
2. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татылбаевой А.М. Вступительная статья Чубарь Н.Н. – СПб.: Евразия, 2001. – 478 с.
3. Опросник диагностики типа направленности личности практического психолога. Т.Н.Данилова //Практична психологія та соціальна робота. – 2004. - №8. – с. 41- 44.
4. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ. Т.Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 512 с. (Серия «Психологическая коллекция»).
5. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с. (с.323-333)
6. Теории личности/ Л.Хьелл, Д.Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2003. – 608 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты/Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 608 с.
8. Фромм Э. Бегство от свободы – Мн.: Харвест. 2004. – 384 с. – (Философия. Психология).
9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – 576 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
Приложение
Опросник диагностики направленности личности социального работника
(Адаптированный для студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», вариант опросника диагностики направленности личности практического психолога (ДНЛПП) [3]).
Инструкция: Перед Вами ряд утверждений, касающихся Ваших жизненных стремлений и некоторых сторон Вашего образа жизни. Просим Вас оценить каждое из предложенных утверждений (а, б, в, г) по шкалам:
да, полностью с этим согласен – 3 балла;
пожалуй да, в целом согласен – 2 балла;
когда как, согласен в некоторой степени – 1 балл;
нет, не согласен – 0 баллов;
не знаю, не задумывался над этим – 0 баллов.
1) Я думаю, что в жизни важнее всего:
а) научиться любить и понимать других людей;
б) научиться доверять своим внезапным импульсам и желаниям;
в) научиться принимать разочарования и неудачи;
г) научиться реализовывать поставленные цели и задачи.
2) Мне кажется, что настоящий социальный работник это:
а) терпимый толерантный человек;
б) человек, умеющий принимать жизнь во всех ее проявлениях;
в) человек, умеющий легко и непринужденно реализовывать свои потребности и желания;
г) человек, умеющий во что бы то ни стало добиваться поставленной цели.
3) Я думаю, что смысл жизни, скорее всего, заключается:
а) в любви, дружбе, общении с людьми;
б) в самой жизни;
в) в достижении поставленных целей и задач;
г) в том, чтобы сбывались все желания и мечты.
4) Наибольшую ценность в жизни для меня представляют:
а) помощь другим людям;
б) поиск истины и смысла;
в) личные успехи и достижения;
г) умение точно и правильно спрогнозировать результаты собственной деятельности.
5) Наибольшее удовольствие в жизни я получаю от:
а) общения с интересными для меня людьми;
б) размышлений относительно вопросов смысла жизни;
в) осознания того, что мои планы и проекты реализовываются;
г) от выполнения своих желаний.
6) Я думаю, что любовь чаще всего проявляется:
а) в умении жертвовать собственными интересами ради интересов другого человека;
б) в умении полностью отдаваться чувствам, переживаниям, страданиям;
в) в умении полностью насладиться чувствами другого человека;
г) в умении создать стабильные и надежные отношения с любимым человеком.
7) В трудной кризисной ситуации я чаще всего:
а) ищу человека, способного меня выслушать, утешить, ободрить;
б) полностью погружаюсь в охватившие меня переживания, пытаясь понять их природу;
в) взвешиваю ситуацию и продумываю все возможные варианты решения возникшей проблемы;
г) принимаю ответственность за случившееся и надеюсь на то, что проблема вскоре разрешиться.
8) В свободное время я чаще всего:
а) посвящаю себя общению с обратившимися ко мне за помощью людьми;
б) занимаюсь тем, что способно принести мне материальный результат и продвижение в социальном росте;
в) посвящаю себе;
г) посвящаю размышлениям о прочитанных книгах, прослушанной музыке.
9) Я часто разговариваю со своими друзьями и знакомыми на темы:
а) о человеческих страданиях, исканиях, переживаниях;
б) о любви, взаимопонимании между людьми;
в) о результатах моей деятельности и деятельности моих друзей и близких;
г) о моих последних успехах и приобретениях.
10) Мне бы хотелось, чтобы в жизни меня больше окружали люди:
а) которым бы я мог в чем-то помочь и чем-то посодействовать;
б) с которыми интересно пообщаться, поразмышлять на интересующие меня темы;
в) которые достигли определенного социального статуса и успехов в реализации своих жизненных целей и планов;
г) которые могли бы помочь в реализации моих планов и желаний.
11) В университете у меня много свободного времени занимает:
а) подготовка к семинарам, написание рефератов, научно-исследовательская работа;
б) общение и консультирование обратившихся ко мне за помощью сокурсников, друзей;
в) разговоры, касающиеся моей личной жизни, моих проблем и планов на будущее;
г) освоение психологических и социологических дисциплин и направлений, с помощью которых можно будет чего-то добиться в жизни.
12) Мое жизненное кредо:
а) оказывать помощь слабым и нуждающимся;
б) поиск радостей и удовольствий;
в) добиваться успехов – избегать неудач;
г) принятие ответственности за каждый свой поступок.
13) Больше всего в жизни я не люблю:
а) когда на меня не обращают внимания;
б) когда люди не задумываются над тем, для чего они живут и как они живут;
в) когда я что-то наметил, а у меня не получается;
г) когда люди остаются безразличными и равнодушными к окружающим.
Обработка результатов:
Гуманистический тип направленности личности – 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а, 7г, 8а, 9б, 10а, 11б, 12а, 13г.
Экзистенциональный тип направленности личности – 1в, 2б, 3б, 4б, 5б, 6б, 7б, 8г, 9а, 10б, 11а, 12г, 13б.
Прагматический тип направленности личности – 1г, 2г, 3в, 4г, 5в, 6г, 7в, 8б, 9в, 10в, 11г, 12в, 13в.
Эгоцентрический тип направленности личности – 1б, 2в, 3г, 4в, 5г, 6в, 7а, 8в, 9г, 10г, 11в, 12б, 13а.
Далее необходимо суммировать количество баллов, полученных по каждой из шкал. Ярко выраженный тип той или иной направленности соответствует 28-39 баллам. Средняя выраженность того или иного типа направленности – 13-28. Низкая выраженность того или иного типа направленности личности – от 0 до 13.
â А. Маслоу «Мотивация и личность», 2001, с. 173.
â Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, стр. 18