Язык, речь, общение

Язык, речь, общение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

ЯЗЫК, РЕЧЬ, ОБЩЕНИЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 4

ГЛАВА I

ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ПРОБЛЕМАМ ЯЗЫКА И РЕЧИ................................................................ 6

1.1. Изучение языка и речи в рамках основных психологических направлений     6

1.2. Проблема языка и речи в трудах известных психологов......................... 8

1.3. Характеристика языка и речи.................................................................. 12

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.................................................................... 18

ГЛАВА II

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ ЛИЧНОСТИ................................................... 20

2.1. Исследование аудирования речи и её темпо-ритмических характеристик 20

2.2. Распознавание эмоций вокальной речи и оценка свойств говорящего. 23

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.................................................................... 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. 30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек как личность может сформироваться только в общении с другими людьми. Непосредственное воздействие на его личность оказывают люди, с которыми он работает, отдыхает, играет, живёт. Все эти люди находятся в его психическом отражении, на каждого из них человек формирует определённый эмоциональный отклик и по отношению к каждому формирует уникальный тип поведения. Однако общение является не просто фактором формирования личности. Общение является условием формирования и развития всех познавательных процессов личности человека.

В психологической литературе проблема общения является одной из наиболее разработанных областей. К ней обращались такие известные учёные, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др. Эти и другие исследователи решали вопросы теории общения в психологии, вопросы психологии познания человека человеком в процессе общения, исследовали проблемы взаимосвязи общения и восприятия людьми друг друга, вели поиск качеств личности, необходимых для общения. Значительной разработке подверглись вопросы межличностного общения, вопросы его вербальных и невербальных средств, возрастные и индивидуальные вопросы восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения.

К общению тесно примыкают вопросы, связанные с языком и речью. Язык и речь выступают в качестве основных средств общения, и общение не может рассматриваться отдельно, не обращаясь к проблеме языка и речи, как вербальных компонентов общения.

Эта работа является попыткой рассмотреть проблему языка и речи в контексте развития современной психологической науки, показать важность и значимость этой тематики в психологии.

Основная цель работы – обратиться к проблеме языка и речи, как к коммуникативной части развития и формирования личности человека.

В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи:

-                  рассмотреть проблему языка и речи в рамках основных психологических теорий;

-                  изучить мнение известных психологов-исследователей в области проблем языка и речи;

-                  охарактеризовать понятия языка и речи, определить и дать характеристику их видам;

-                  изучить и представить методы психологических исследований речи.

Объект исследования – язык и речь человека, как коммуникативная часть развития его личности. Предмет исследования – общая характеристика языка и речи личности, основные виды речи.

Методологические основания работы – положения общей психологии в области проведения теоретических исследований.

В работе были использованы следующие методы – анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение полученных знаний.

В связи с логикой нашего исследования мы выделили две главы в работе. Первая глава посвящена обзору психологической литературы по проблемам языка и речи и рассмотрению мнений известных учёных в этой области. Во второй главе представлены методики исследования речи человека.

ГЛАВА I

ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ПРОБЛЕМАМ ЯЗЫКА И РЕЧИ

 

1.1. Изучение языка и речи в рамках основных психологических направлений


Исследования языка и речи проводилось в рамках основных научных направлений психологии – в рамках бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа, ролевой теории, гуманистической психологии. И все эти направления внесли свой вклад в развитие этой проблемы.

Среди социально-психологических теорий, которые основаны на парадигме бихевиоризма и которые повлияли на проблему речи и на разработку области общения, можно отметить теории социального научения и теории обмена. В рамках теории социального научения происходит систематическая модификация поведения человека при повторении одинаковых ситуаций. Так выделяют реактивное научение, т.е. выработка условного рефлекса на основе ассоциативных связей, инструментальное научение, т.е. закрепление необходимого поведения с помощью поддержки или подкрепления и научение на основе наблюдения. По отношению к речи, исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребёнок обладает врождённой потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведёт к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению основным её элементам, а механизмами формирования речи выступают подражание и подкрепление.

Однако данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остаётся быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в раннем возрасте. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в процессе научения. Далее в развитии ребёнка существуют моменты, которые не могут быть объяснены подражанием речи взрослых (это относится, в основном, к творческой деятельности). Это говорит о том, что в рамках теории речевого научения очень трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

Ещё одной теорией, рассматривающей проблему формирования речи, является теория специфических задатков, автором которой является Н. Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трёх лет. Этот возраст является сензитивным для развития речи. В течение этого периода развитии речи обычно происходит без осложнений, но вне его усвоить язык или трудно, или вообще невозможно.

Основная идея когнитивного подхода заключается в том, что подведение человека зависит от того, как он воспринимает социальное окружение. Насколько бы ни хаотична или противоречива была ситуация, люди привносят в неё определённый порядок. Когнитивные схемы, организующие восприятие и интерпретацию социального мира человека, влияют на поведение человека. И в этой связи, в центре внимания когнитивистов оказываются процессы восприятия, интерпретации, запоминания, формирования образов и их последующая активность. Большое значение для разработки проблем общения и речи имели теории структурного баланса, коммуникативных актов, конгруэнтности, теория каузальной атрибуции. Основные идеи этих теорий отражены в работах Ф. Хайдера, Т. Ньюкома, Ч. Осгуд, Э. Джонса, К. Дэвис, Дж. Келли, Л. Росс и др.

Остановимся более подробно на одной из наиболее известных и популярных теорий усвоения языка и формирования речи в рамках когнитивного подхода – когнитивной теории Ж. Пиаже. Согласно данной теории развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребёнка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребёнка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трёх создаёт предпосылки для успешного освоения ребёнком речи.

Другая теория рассматривает развитие речи с психолингвистических позиций. С данной точки зрения, процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся всё более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. Так, одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой.

Остановимся более подробно на некоторых работах известных учёных в области речевой деятельности человека.

 

1.2. Проблема языка и речи в трудах известных психологов

 

Взаимоотношения механизмов речи анализирует в своей работе «Механизмы речи» Н.И. Жинкин. Под механизмом речи он понимает живой, постоянно перестраивающийся и совершенствующийся механизм. Формирование этого механизма, перестройки и запуск происходят в результате обмена сообщениями. За основу всей речи автор принимает минимальную неделимую её часть – фонему.

Автор детально анализирует основные механизмы речи – механизм формирования слова из звуков и сообщения из слов. Для того, чтобы получилось сообщение необходимо не просто составить фонемы в определённой последовательности, но и учитывать их регулирование особой категорией правил – синтаксическими правилами [8, с. 45]. Такие синтаксические правила действуют в отношении к ряду слов и словосочетаний.

Анализируя особенности восприятия речи, учитывая то, что синтаксические правила относятся не к одному, а к группе слов, каждое из которых должно сохраняться в кратковременной памяти, автор задаётся вопросом – какой из анализаторов обладает долговременной памятью для сохранения слов. По мнению Н.И. Жинкина, словарь распределяется по анализаторам соответственно функциям приёма и выдачи. В долговременной памяти речедвигательного анализатора хранятся неполные потенциальные слова и оперативно составляются полные слова. В слуховом и зрительном анализаторах хранятся только те полные слова, которые были составлены в операциях речедвигательного анализатора.

Однако для составления сообщения необходимы ещё особые семантические правила, которые определяют сочетаемость слов по их значениям. В результате учёта этих правил сообщение становится более конкретным.

В дальнейшем вступают в силу ещё логические правила, в результате чего происходит дальнейшее уменьшение комбинаций слов, что является следствие регулирования по критериям истинности и ложности. После логических правил в силу вступают новые. Таким образом, делает вывод Н.И. Жинкин, прежде чем будет высказано законченное сообщение в составе полных слов, должен осуществиться сложный процесс применения целой серии разных правил, регулирующих их отбор, который будет являться единственным в данной ситуации [8, с. 46].

Большое внимание разработке проблемы речи уделил известный советский психолог А.А. Леонтьев [11]. Рассматривая речь как объект исследования, он говорил, что речевая деятельность должна получить двоякое осмысление. Первое – это представление речевой деятельности как «потока речи», своего рода пространственно-временного континуума говорений, образованного пересечением и взаимоналожением полей речевой активности говорящих и индивидов. Второе – трактовка ее именно как одного из видов деятельности, понимая под деятельностью «сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т.е. тем, в чем конкретизируется та или иная потребность субъекта» [11, с. 46].

Такая трактовка предполагает включение речевой деятельности в общую систему деятельности человека. Это меняет сам принципиальный подход к проблеме. Речевая деятельность берется с учетом всех объективных и субъективных факторов, определяющих поведение носителя языка, во всей полноте обусловливающих ее связей и отношений субъекта деятельности к действительности. Реальный процесс, происходящий в общении, – это не установление соответствия между речью и внешним миром, а установление соответствия между конкретной ситуацией, подлежащей обозначению деятельности, т.е. между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами речевого высказывания – с другой. Речевой акт есть всегда акт установления соответствия между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов этой последней.

Говоря о речевой деятельности человека, А.А Леонтьев замечал, что речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-то деятельность – целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую. С одной речью человеку делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности. Однако, несмотря на это, он всё-таки говорил о речевой деятельности, акцентируя внимание на том, что речь не заполняет собой всего «деятельностного» акта.

Интересными и не утратившими своей актуальности являются мысли Б.Г. Ананьева о речевом общении. Он подчёркивает, что особой и главной характеристикой речевого общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. С психологических позиций общение является компонентом всех видов деятельности, оно является тем условием, без которого невозможно всякое познание личности окружающей действительности. Б.Г. Ананьев помещает общение в триаду важнейших видов человеческой деятельности, наряду с познанием и трудом.

Основные характеристики речевого общения Б.Г. Ананьев рассматривает с точки зрения соотношения в них общественного и личного, указывая на то, что межличностное взаимодействие, каковым является общение, всегда определяется системой общественных отношений, в которые оно включено. При этом общение, замечает Б.Г. Ананьев, процесс столь же социальный, сколь и индивидуальный [4, с. 25].

Одна из основных проблем, связанных с общением, заключается в восприятии человека человеком в этом процессе. Эту проблемы поднимает А.А. Бодалев в своей работе «Восприятие и понимание человека человеком» [3]. В процессе общения, как отмечает А.А. Бодалев, достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растёт способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах. По его мнению, достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении, говорит А.А. Бодалев, часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый располагает.

В процессе общения самым теснейшим образом связаны социальное и личное. Средства коммуникации, которыми пользуются субъекты в процессе общения, общественны по своему происхождению, но индивидуальны по употреблению. Таковой является речь – индивидуальное проявление важнейшего средства связи, созданного обществом, – языка.

Все особенности, которые характеризуют облик человека в процессе общения, могут выступать в качестве носителей определённой информации и играть роль сигналов общения. Эти признаки-сигналы из которых слагаются внешний облик и поведение человека, по словам А.А. Бодалева, могут иметь для других людей осведомительное значение и выполнять различные функции, например, осведомительную или прагматическую [3, с. 45]. Однако широта охвата сигналов информации, которые поступают от одного человека к другому в процессе общения, и отклик на них или полное игнорирование зависят не только от объективного значения этих сигналов, но и от значения субъективного. Таким субъективным значением может выступать ожидание человека реакции другого на свои действия. В своей работе А.А. Бодалев анализирует возрастные и индивидуальные особенности восприятия человека другим человеком, профессиональные особенности, а также влияние рода деятельности и положения человека в процессе понимания им других людей.

Работы этих известных психологов, которые, без сомнения, внесли значительный вклад в психологическое понимание речи и остаются актуальными и заслуживающими внимания и в наше время.


1.3. Характеристика языка и речи

В современной психологической науке язык понимается как система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации [14, с. 912]. Исторической основой языка служит труд и совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. На сегодняшний момент в мире существует свыше 5000 языков и диалектов, каждый из которых имеет свой словарный фонд и грамматический строй. Слова в языке являются носителями понятий, благодаря чему возможно осмысленное отражение действительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением. Процесс овладения языком оказывает огромное влияние на все стороны психики человека и является условием формирования его сознания.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты