Этические проблемы в психологическом исследовании. Измерение концентрации внимания

·                   Объем внимания – это такая его характеристика, которая

определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере сознания человека. Средний объем внимания человека равен 5-7 единицам информации.

Самую распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланки, которые объединены под общим названием «корректурные пробы». Они могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур и др. Задание для испытуемого – найти заданный стимул среди других и зафиксировать его на бланке.

Методическое обеспечение исследования внимания требует придерживаться определнных условий (чтобы успешность выполнения не была обусловлена специальными способностями). Действия испытуемого должны поддаваться контролю, а показатели успешности должны иметь количественное выражение. Этим условиям отвечает метод корректруной пробы (Бурдона-Анфимова).


Измерение концентрации внимания корректурным методом Бурдона Анфимова


Цель исследования: изучить концентрацию внимания.

Объект исследования: внимание.

Предмет исследования: концентрация внимания.

Гипотеза: отсутствие отвлекающих факторов повышает успешность деятельности.

Контргипотеза: отсутствие отвлекающих факторов снижает успешность деятельности.

Конкурирующая гипотеза: отвлекающие факторы не влияют на успешность деятельности.

Экспериментальное влияние: отвлекающий фактор (введение помех на 2-й и

4-й минутах).

НП (независимая переменная): наличие или отсутствие отвлекающего фактора.

ЗП (зависимая переменная): показатели успешности в выполнении деятельности.


Характеристика выборки исследования:


АА: 32 года, жен., тренер

АБ: 29 лет, жен., менеджер

АВ: 25 лет, жен., работник сферы обслуживания

АГ: 27 лет, жен., работник сферы обслуживания

АД: 31 год, жен., тренер

АЕ: 39 лет, жен., тренер

АЖ: 26 лет, жен., маркетолог

АЗ: 26 лет, жен., работник сферы обслуживания

АИ: 22 года, жен., курьер

АК: 42 года, жен., уборщица


Обработка и анализ результатов


Согласно результатам высчитывается коэффициент точности выполнения (формула Уиппла):


А= N-v/ N+p;


где N – общее количество зачеркнутых стимулов;

р – количество пропущенных стимулов;

v – количество неправильно вычеркнутых стимулов.


Условный показатель концентрации внимания – это отношение коэффициентов точности выполнения на фоне помех и без помех.


К= Ап/ Абп;


где Ап – точность на фоне помех;

Абп – точность без помех.

t – время (1-я минута, 2-я минута...).


Бланк АА

t

Условия

Результат

Характеристика внимания

N

v

p

А= N-v/ N+p

1

бп

62

0

0

1

2

п

60

0

0

1

3

бп

61

0

1

0,98

4

п

54

0

0

1

5

бп

60

0

0

1


Ᾱп=А2+А4/2=1

Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99

К=Ᾱп/Ᾱбп=1,01


Бланк АБ

t

Условия

Результат

Характеристика внимания

N

v

p

А= N-v/ N+p

1

бп

46

1

2

0,94

2

п

40

1

3

0,91

3

бп

59

0

2

0,97

4

п

37

0

3

0,93

5

бп

52

0

2

0,96


Ᾱп=А2+А4/2=0,92

Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,96

К=Ᾱп/Ᾱбп=0,96


Бланк АВ

t

Условия

Результат

Характеристика внимания

N

v

p

А= N-v/ N+p

1

бп

37

0

0

1

2

п

31

0

1

0,97

3

бп

34

1

0

0,97

4

п

24

1

4

0,82

5

бп

47

0

0

1


Ᾱп=А2+А4/2=0,9

Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99

К=Ᾱп/Ᾱбп=0,91


Бланк АГ

t

Условия

Результат

Характеристика внимания

N

v

p

А= N-v/ N+p

1

бп

57

0

0

1

2

п

45

0

0

1

3

бп

49

0

0

1

4

п

49

0

0

1

5

бп

44

0

0

1


Ᾱп=А2+А4/2=1

Ᾱбп=А1+А3+А5/3=1

К=Ᾱп/Ᾱбп=1


Бланк АД

t

Условия

Результат

Характеристика внимания

N

v

p

А= N-v/ N+p

1

бп

74

0

1

0,99

2

п

71

2

0

0,97

3

бп

75

1

0

0,99

4

п

64

0

0

1

5

бп

60

0

0

1


Ᾱп=А2+А4/2=0,99

Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99

К=Ᾱп/Ᾱбп=1


Бланк АЕ

t

Условия

Результат

Характеристика внимания

N

v

p

А= N-v/ N+p

1

бп

76

0

0

1

2

п

54

1

0

0,98

3

бп

71

1

0

0,99

4

п

33

0

0

1

5

бп

59

0

0

1


Ᾱп=А2+А4/2=0,99

Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99

К=Ᾱп/Ᾱбп=1


Бланк АЖ

t

Условия

Результат

Характеристика внимания

N

v

p

А= N-v/ N+p

1

бп

57

0

0

1

2

п

36

2

2

0,94

3

бп

37

1

0

0,97

4

п

30

0

1

0,97

5

бп

53

1

0

0,98


Ᾱп=А2+А4/2=0,95

Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,98

К=Ᾱп/Ᾱбп=0,97


Бланк АЗ

t

Условия

Результат

Характеристика внимания

N

v

p

А= N-v/ N+p

1

бп

34

1

0

0,97

2

п

23

0

2

0,92

3

бп

57

1

1

0,96

4

п

29

0

1

0,97

5

бп

38

0

0

1


Ᾱп=А2+А4/2=0,94

Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,98

К=Ᾱп/Ᾱбп=0,96


Бланк АИ

t

Условия

Результат

Характеристика внимания

N

v

p

А= N-v/ N+p

1

бп

34

1

1

0,94

2

п

27

1

1

0,93

3

бп

31

0

0

1

4

п

25

0

0

1

5

бп

23

0

1

0,96


Ᾱп=А2+А4/2=0,96

Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,97

К=Ᾱп/Ᾱбп=0,99


Бланк АК

t

Условия

Результат

Характеристика внимания

N

v

p

А= N-v/ N+p

1

бп

33

0

0

1

2

п

26

0

2

0,93

3

бп

32

0

0

1

4

п

24

1

0

0,96

5

бп

31

0

0

1


Ᾱп=А2+А4/2=0,94

Ᾱбп=А1+А3+А5/3=1

К=Ᾱп/Ᾱбп=0,94


Таблица сведенных результатов

№ п/п

Шифр

Характеристики внимания

К

Ап

Абп

1

АА

1,01

1

0,99

2

АБ

0,96

0,92

0,96

3

АВ

0,91

0,90

0,99

4

АГ

1

1

1

5

АД

1

0,99

0,99

6

АЕ

1

0,99

0,99

7

АЖ

0,97

0,95

0,98

8

АЗ

0,96

0,94

0,98

9

АИ

0,99

0,96

0,97

10

АК

0,94

0,94

1


Ᾱп=Ап1+Ап2+Ап3+Ап4+Ап5+Ап6+Ап7+Ап8+Ап9+Ап10/10=0,96

Ᾱп=0,96*100%=96%

Ᾱбп=Абп1+Абп2+Абп3+Абп4+Абп5+Абп6+Абп7+Абп8+Абп9+Абп10/10=0,98

Ᾱбп=0,98*100%=98%

Ҟ=К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7+К8+К9+К10=0,97

Ҟ=0,97*100%=97%


Далее используем математико-статистические методы для обработки групповых результатов.

Полученные эмпирические результаты коэффициента внимания записываем в строчку:


1,01; 0,96; 0,91; 1; 1; 1; 0,97; 0,96; 0,99; 0,94


Число вариант статистической совокупности N=10.

Упорядочиваем значения статистической совокупности:


0,91; 0,94; 0,96; 0,96; 0,97; 0,99; 1; 1; 1; 1,01


На основе упорядочивания данных строим график.

Эмпирическая кривая распределения

Эмпирическую кривую распределения сравниваем с теоретической кривой распределения Гаусса:


Сравнение проводим согласно параметрам нормального распределения: Мо, Ме, М(х).


М(х) =0,97

Мо=1

Ме=0,96


Мера рассеивания


Ɠ=√1/10Ʃ(0,91-0,97)²+(0,94-0,97)²+(0,96-0,97)²+(0,96-0,97)²+(0,97-0,97) (0,96-0,97)²+(0,99-0,97)²+(1-0,97)²+(1-0,97)²+(1-0,97)²+(1,01-0,97)²=0,032042


Высчитываем стандартную погрешность среднего значения:


Ɠх=Ɠ/√10=0,032042/3,162277=0,01013257


Высчитываем интервал доверия:


0,97+-0,01013257


И интервал значимости:


0,97+-0,03039771


Выводы


На основе результатов, полученных в данной группе, можно сделать вывод, что отсутствие отвлекающих факторов в большинстве случаев повышают успешность деятельности (коэффициент точности без помех в среднем по группе изменился на 2% в сторону увеличения). Точно также можно сказать о том, что для данной группы верно то, что наличие отвлекающих факторов снижает успешность деятельности. Есть также и результаты по группе, когда наличие отвлекающих факторов не влияет на успешность деятельности (3 человека: бланки АГ, АД, АЕ), хотя данных одного исследования недостаточно, чтобы говорить об этом как о закономерности (нужна более большая выборка испытуемых, а также повторные корректурные пробы для этих испытуемых, чтобы можно было сделать такой вывод). Также можно сделать вывод о том, что у данной группы испытуемых хорошие показатели концентрации произвольного внимания– способности сохранять сосредоточенность при наличии помех – этим показателям соответсвуют 97% испытуемых в группе.


Литература


1.            Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000.

2.            Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.

3.            Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.

4.            Методичні рекомендації та вказівки до вивчення курсу «Експериментальна психологія» для слухачів спеціальності «Психологія». / Укладач: Т.С. Кириленко. – Київ, 2007.

5.            Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.

6.            Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006.

7.            Психологический практикум «Внимание»: Учеб.- метод. пос. / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид / Под общ. ред. Л.И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2003.

8.            Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты