· Объем внимания – это такая его характеристика, которая
определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере сознания человека. Средний объем внимания человека равен 5-7 единицам информации.
Самую распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланки, которые объединены под общим названием «корректурные пробы». Они могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур и др. Задание для испытуемого – найти заданный стимул среди других и зафиксировать его на бланке.
Методическое обеспечение исследования внимания требует придерживаться определнных условий (чтобы успешность выполнения не была обусловлена специальными способностями). Действия испытуемого должны поддаваться контролю, а показатели успешности должны иметь количественное выражение. Этим условиям отвечает метод корректруной пробы (Бурдона-Анфимова).
Измерение концентрации внимания корректурным методом Бурдона Анфимова
Цель исследования: изучить концентрацию внимания.
Объект исследования: внимание.
Предмет исследования: концентрация внимания.
Гипотеза: отсутствие отвлекающих факторов повышает успешность деятельности.
Контргипотеза: отсутствие отвлекающих факторов снижает успешность деятельности.
Конкурирующая гипотеза: отвлекающие факторы не влияют на успешность деятельности.
Экспериментальное влияние: отвлекающий фактор (введение помех на 2-й и
4-й минутах).
НП (независимая переменная): наличие или отсутствие отвлекающего фактора.
ЗП (зависимая переменная): показатели успешности в выполнении деятельности.
Характеристика выборки исследования:
АА: 32 года, жен., тренер
АБ: 29 лет, жен., менеджер
АВ: 25 лет, жен., работник сферы обслуживания
АГ: 27 лет, жен., работник сферы обслуживания
АД: 31 год, жен., тренер
АЕ: 39 лет, жен., тренер
АЖ: 26 лет, жен., маркетолог
АЗ: 26 лет, жен., работник сферы обслуживания
АИ: 22 года, жен., курьер
АК: 42 года, жен., уборщица
Обработка и анализ результатов
Согласно результатам высчитывается коэффициент точности выполнения (формула Уиппла):
А= N-v/ N+p;
где N – общее количество зачеркнутых стимулов;
р – количество пропущенных стимулов;
v – количество неправильно вычеркнутых стимулов.
Условный показатель концентрации внимания – это отношение коэффициентов точности выполнения на фоне помех и без помех.
К= Ап/ Абп;
где Ап – точность на фоне помех;
Абп – точность без помех.
t – время (1-я минута, 2-я минута...).
Бланк АА
t |
Условия |
Результат |
Характеристика внимания |
||
N |
v |
p |
А= N-v/ N+p |
||
1 |
бп |
62 |
0 |
0 |
1 |
2 |
п |
60 |
0 |
0 |
1 |
3 |
бп |
61 |
0 |
1 |
0,98 |
4 |
п |
54 |
0 |
0 |
1 |
5 |
бп |
60 |
0 |
0 |
1 |
Ᾱп=А2+А4/2=1
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99
К=Ᾱп/Ᾱбп=1,01
Бланк АБ
t |
Условия |
Результат |
Характеристика внимания |
||
N |
v |
p |
А= N-v/ N+p |
||
1 |
бп |
46 |
1 |
2 |
0,94 |
2 |
п |
40 |
1 |
3 |
0,91 |
3 |
бп |
59 |
0 |
2 |
0,97 |
4 |
п |
37 |
0 |
3 |
0,93 |
5 |
бп |
52 |
0 |
2 |
0,96 |
Ᾱп=А2+А4/2=0,92
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,96
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,96
Бланк АВ
t |
Условия |
Результат |
Характеристика внимания |
||
N |
v |
p |
А= N-v/ N+p |
||
1 |
бп |
37 |
0 |
0 |
1 |
2 |
п |
31 |
0 |
1 |
0,97 |
3 |
бп |
34 |
1 |
0 |
0,97 |
4 |
п |
24 |
1 |
4 |
0,82 |
5 |
бп |
47 |
0 |
0 |
1 |
Ᾱп=А2+А4/2=0,9
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,91
Бланк АГ
t |
Условия |
Результат |
Характеристика внимания |
||
N |
v |
p |
А= N-v/ N+p |
||
1 |
бп |
57 |
0 |
0 |
1 |
2 |
п |
45 |
0 |
0 |
1 |
3 |
бп |
49 |
0 |
0 |
1 |
4 |
п |
49 |
0 |
0 |
1 |
5 |
бп |
44 |
0 |
0 |
1 |
Ᾱп=А2+А4/2=1
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=1
К=Ᾱп/Ᾱбп=1
Бланк АД
t |
Условия |
Результат |
Характеристика внимания |
||
N |
v |
p |
А= N-v/ N+p |
||
1 |
бп |
74 |
0 |
1 |
0,99 |
2 |
п |
71 |
2 |
0 |
0,97 |
3 |
бп |
75 |
1 |
0 |
0,99 |
4 |
п |
64 |
0 |
0 |
1 |
5 |
бп |
60 |
0 |
0 |
1 |
Ᾱп=А2+А4/2=0,99
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99
К=Ᾱп/Ᾱбп=1
Бланк АЕ
t |
Условия |
Результат |
Характеристика внимания |
||
N |
v |
p |
А= N-v/ N+p |
||
1 |
бп |
76 |
0 |
0 |
1 |
2 |
п |
54 |
1 |
0 |
0,98 |
3 |
бп |
71 |
1 |
0 |
0,99 |
4 |
п |
33 |
0 |
0 |
1 |
5 |
бп |
59 |
0 |
0 |
1 |
Ᾱп=А2+А4/2=0,99
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99
К=Ᾱп/Ᾱбп=1
Бланк АЖ
t |
Условия |
Результат |
Характеристика внимания |
||
N |
v |
p |
А= N-v/ N+p |
||
1 |
бп |
57 |
0 |
0 |
1 |
2 |
п |
36 |
2 |
2 |
0,94 |
3 |
бп |
37 |
1 |
0 |
0,97 |
4 |
п |
30 |
0 |
1 |
0,97 |
5 |
бп |
53 |
1 |
0 |
0,98 |
Ᾱп=А2+А4/2=0,95
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,98
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,97
Бланк АЗ
t |
Условия |
Результат |
Характеристика внимания |
||
N |
v |
p |
А= N-v/ N+p |
||
1 |
бп |
34 |
1 |
0 |
0,97 |
2 |
п |
23 |
0 |
2 |
0,92 |
3 |
бп |
57 |
1 |
1 |
0,96 |
4 |
п |
29 |
0 |
1 |
0,97 |
5 |
бп |
38 |
0 |
0 |
1 |
Ᾱп=А2+А4/2=0,94
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,98
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,96
Бланк АИ
t |
Условия |
Результат |
Характеристика внимания |
||
N |
v |
p |
А= N-v/ N+p |
||
1 |
бп |
34 |
1 |
1 |
0,94 |
2 |
п |
27 |
1 |
1 |
0,93 |
3 |
бп |
31 |
0 |
0 |
1 |
4 |
п |
25 |
0 |
0 |
1 |
5 |
бп |
23 |
0 |
1 |
0,96 |
Ᾱп=А2+А4/2=0,96
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,97
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,99
Бланк АК
t |
Условия |
Результат |
Характеристика внимания |
||
N |
v |
p |
А= N-v/ N+p |
||
1 |
бп |
33 |
0 |
0 |
1 |
2 |
п |
26 |
0 |
2 |
0,93 |
3 |
бп |
32 |
0 |
0 |
1 |
4 |
п |
24 |
1 |
0 |
0,96 |
5 |
бп |
31 |
0 |
0 |
1 |
Ᾱп=А2+А4/2=0,94
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=1
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,94
Таблица сведенных результатов
№ п/п |
Шифр |
Характеристики внимания |
||
К |
Ап |
Абп |
||
1 |
АА |
1,01 |
1 |
0,99 |
2 |
АБ |
0,96 |
0,92 |
0,96 |
3 |
АВ |
0,91 |
0,90 |
0,99 |
4 |
АГ |
1 |
1 |
1 |
5 |
АД |
1 |
0,99 |
0,99 |
6 |
АЕ |
1 |
0,99 |
0,99 |
7 |
АЖ |
0,97 |
0,95 |
0,98 |
8 |
АЗ |
0,96 |
0,94 |
0,98 |
9 |
АИ |
0,99 |
0,96 |
0,97 |
10 |
АК |
0,94 |
0,94 |
1 |
Ᾱп=Ап1+Ап2+Ап3+Ап4+Ап5+Ап6+Ап7+Ап8+Ап9+Ап10/10=0,96
Ᾱп=0,96*100%=96%
Ᾱбп=Абп1+Абп2+Абп3+Абп4+Абп5+Абп6+Абп7+Абп8+Абп9+Абп10/10=0,98
Ᾱбп=0,98*100%=98%
Ҟ=К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7+К8+К9+К10=0,97
Ҟ=0,97*100%=97%
Далее используем математико-статистические методы для обработки групповых результатов.
Полученные эмпирические результаты коэффициента внимания записываем в строчку:
1,01; 0,96; 0,91; 1; 1; 1; 0,97; 0,96; 0,99; 0,94
Число вариант статистической совокупности N=10.
Упорядочиваем значения статистической совокупности:
0,91; 0,94; 0,96; 0,96; 0,97; 0,99; 1; 1; 1; 1,01
На основе упорядочивания данных строим график.
Эмпирическая кривая распределения
Эмпирическую кривую распределения сравниваем с теоретической кривой распределения Гаусса:
Сравнение проводим согласно параметрам нормального распределения: Мо, Ме, М(х).
М(х) =0,97
Мо=1
Ме=0,96
Мера рассеивания
Ɠ=√1/10Ʃ(0,91-0,97)²+(0,94-0,97)²+(0,96-0,97)²+(0,96-0,97)²+(0,97-0,97) (0,96-0,97)²+(0,99-0,97)²+(1-0,97)²+(1-0,97)²+(1-0,97)²+(1,01-0,97)²=0,032042
Высчитываем стандартную погрешность среднего значения:
Ɠх=Ɠ/√10=0,032042/3,162277=0,01013257
Высчитываем интервал доверия:
0,97+-0,01013257
И интервал значимости:
0,97+-0,03039771
Выводы
На основе результатов, полученных в данной группе, можно сделать вывод, что отсутствие отвлекающих факторов в большинстве случаев повышают успешность деятельности (коэффициент точности без помех в среднем по группе изменился на 2% в сторону увеличения). Точно также можно сказать о том, что для данной группы верно то, что наличие отвлекающих факторов снижает успешность деятельности. Есть также и результаты по группе, когда наличие отвлекающих факторов не влияет на успешность деятельности (3 человека: бланки АГ, АД, АЕ), хотя данных одного исследования недостаточно, чтобы говорить об этом как о закономерности (нужна более большая выборка испытуемых, а также повторные корректурные пробы для этих испытуемых, чтобы можно было сделать такой вывод). Также можно сделать вывод о том, что у данной группы испытуемых хорошие показатели концентрации произвольного внимания– способности сохранять сосредоточенность при наличии помех – этим показателям соответсвуют 97% испытуемых в группе.
Литература
1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.
4. Методичні рекомендації та вказівки до вивчення курсу «Експериментальна психологія» для слухачів спеціальності «Психологія». / Укладач: Т.С. Кириленко. – Київ, 2007.
5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.
6. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006.
7. Психологический практикум «Внимание»: Учеб.- метод. пос. / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид / Под общ. ред. Л.И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2003.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
Страницы: 1, 2