Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность языка – все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса.
Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.
Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать “живой” голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.
Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке.
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса.
При условии хорошо организованного детского коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь, формирует у детей чуткость и заботливость как черту характера.
Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство детей с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, писателями формирует у ребенка чувство гордости и любви к своей стране.
Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение поручений формирует у ребенка новое чувство – чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство собой. Оно возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники.
Сравнивая свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним воспитателей, дети получают основу для переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувство превосходства, неловкости и стыда.
Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. А таких дел, доступных детям, полезных обществу и радостных для самих ребят, воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборке территории детского сада, и уход за цветами, животными в живом уголке, и украшение помещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по дому.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными общественными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.
Поступая в школу, ребенок приобретает не только новые обязанности, но и новые права. Ему покупают книги, тетради. Он, как и взрослые члены семьи, имеет свое настоящее, ответственное дело, с которым считаются все, в том числе и родители. Ему надо готовить уроки, надо иметь свой стол, разрезную азбуку и т.д.
Изменение общественного положения маленького ученика наполняет его чувством гордости, радости и удовлетворения. Однако возникает у ребенка и много тревожных чувств: “Что будет в школе? Какая будет учительница?”
В школе происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и вкусов. В период младшего школьного возраста создаются благоприятные условия для дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса.
Исследования психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том , что у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к окружающим.
Формирование эстетических чувств у младших школьников происходит так же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни, огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, с теми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает у детей не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко различать произведения разных жанров.
В школе уже больше внимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов: Гжели (художественная роспись по керамике), Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивого в поделках детей.
Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств.
Глубокие изменения происходят у детей и в сфере нравственных чувств.
Как показывают исследования психологов, отношение, складывающиеся у младшего школьника с классом, во многом определяются его успешным учением. Если для первоклассника решающую роль в оценке того или другого ученика играют отметки и оценка учителя, то у учащихся 3 класса особого признания заслуживает не отличник, а тот, кто много знает, кто легко решает трудные задачи, может правильно ответить на любой вопрос, тот, кто показал себя как хороший спортсмен. При этом у класса складывается определенное отношение к каждому ученику. Характерно, что это отношение становится все более независимым от оценки учителя.
Чувство товарищества рождает чувство ответственности за себя и за других, заботу о выполнении данного классу поручения. Младшие школьники с большой ответственностью и трогательной заботливостью готовят малышам игрушки к празднику и другое.
Дети уже могут испытывать высокие нравственные чувства: заботу и чуткость к матери, к учительнице и даже к чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность друг другу. А беседы с учащимися и обсуждение вместе с ними поступков реальных людей или литературных персонажей развивают у них умение правильно оценивать факты.
Возникновение, сила и особенности протекания интеллектуальных чувств зависят не столько от возраста детей, сколько от содержания и организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Обучение, построенное на активной, разнообразной мыслительной деятельности детей, быстро воспитывает у маленьких школьников любовь к умственному труду, радость исканий и большое удовлетворение от найденных решений.
Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста выражаются и в нарастающей его любознательности, в ненасытной жажде знаний. Они усиливаются чтением книг, журналов. При этом младших школьников привлекают уже не отдельные яркие и удивительные факты, как это имело место у дошкольников. Учащиеся 1-3 классов интересуются более глубокими причинами изучаемых явлений, событий, о которых они узнают. Детям нравиться читать, они стремятся приобретать все новые и новые знания.
Так рождаются у младших школьников учебные, а затем и познавательные интересы.
Рассматривая подростковый возраст, как следующую ступень в жизни человека, можно выделить существенные черты, присущие этому возрасту относительно нравственного воспитания. Подростковый возраст называют переходным возрастом, так как происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию.
Э. Штерн: “Подростковый возраст – один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу кто ты.”1
Для подростка характерно эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Дети общаются: их отношения строятся на кодексе полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. Центр жизни переносится из учебной деятельности в деятельность общения. Мнение коллектива сверстников становится даже важнее оценки учителя и родителей. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей.
Одной из важных особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания : нравственных представлений, понятий, система одиночных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Если младший школьник действует по указанию старших, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.
Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше.
Убеждения – это и мысль, и чувство, и воля, это такие знания, положения, суждения, мнения, которые связаны с глубоким переживанием их истинности.
Убеждения – это своеобразный сплав нравственных знаний, оценок, переживаний и побуждений к действиям и поступкам. Убеждения определяют требования развивающейся личности к себе и всю систему поведения и взаимоотношений с окружающими.
“В убеждении находит свое возражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный, с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности школьников”. 1
Таким образом, отношения к действительности, то есть чувства положительные и отрицательные, возникают с первых дней жизни ребенка.
Чувства развиваются в процессе усложнения образа жизни ребенка, разнообразных видов его деятельности и обогащения содержания и форм его общения с окружающим миром: природой, людьми, предметами.
С изменением положения ребенка среди сверстников и взрослых, которое связано с его приходом в школу, перестраиваются его чувства и отношения как к другим, так и к себе. Появляются новые переживания, углубляются и приобретают большую системность прежде испытанные чувства..
Формирование высших чувств – познавательных, нравственных эстетических – требуют усвоения ребенком некоторой системы соответсвующих знаний. На их основе формируются оценочные суждения и разнообразные чувства.
Воспитание, направленное только на совершенствование одного из этих звеньев, обособленное от двух остальных, ведет либо к формализму, либо к переживаниям, за которыми скрывается равнодушие и черствость.
Заключение.
Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и так далее.
Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а так же стремления к нравственному совершенствованию. Трудно установить какие–либо пределы этому совершенствованию. Это дело каждой отдельной личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство и каждая отдельная личность обязаны определить тот минимум нравственности, без которого не может существовать полноценная личность и полноценное общество.
Становление морального мира личности зависит от очень многих факторов.
Исключительная роль семьи в формировании высших чувств заключается в том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте. Именно в ней будущие граждане получают первые уроки жизни, приобретаются навыки общественного поведения, здесь закладываются основы мировоззрения.
Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа – второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детском саду и школе. Через школу проходит все подрастающее поколение. Притом в таком возрасте, когда у него формируются мировоззрение, нравственное сознание, трудовые навыки, эстетические вкусы. Школа должна закладывать основы самовоспитания, пробуждать интерес к постоянному совершенствованию. Именно в школьном возрасте возникает стремление к самооценке, самоопределению, появляются возвышенные и конкретные идеалы.
“Воспитание – дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит выдавать за ненужность воспитания” говорил Соловьев.
Список литературы.
1. Богословский В.В. Общая психология. М., 1981
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб., 1999 .
3. Годфруа Ж.А. Что такое психология М., 1992 .
4. Ковалев А.Г. Общая психология, М., 1981 .
5. Крутецкий В.А. Психология, М., 1980 .
6. Крылов А.А. Психология, М ., 1998.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, М., 1999.
8. Люблинская А.А. Детская психология, М., 1971
9. Немов Р.С. Психология, М., 1990 .
10. Обухова Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы , М. , 1995 .
1 .Ковалева А.Г. Общая психология : М; Просвещение 1981 С. – 293
2 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: М; 1974 С. - 117
1 Немов Р.С. Психология М,1985. Просвещение, С - 209
[1] Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника М ,Просвещение1985 , С. 16..
1 Обухова Л.Г. Психология детства; Просвещение , М , 1992 . С. 45
1 Обухова Л.Г. Психология детства ; Просвещение, М 1992 , С . 56.
Страницы: 1, 2