Эмоциональная стойкость студентов-психологов

Отдельные ученые связывают с эмоциональной стойкостью надежность деятельности. По их мнению, эмоциональная стойкость - это свойство темперамента, который разрешает надежно выполнять целевые задачи. Эта стойкость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.

Следует отметить, что для многих ученых главным критерием эмоциональной стойкости является эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. Так, Я. Рейковский определяет эмоциональную стойкость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций [19, с. 102].

Однако, следует еще раз подчеркнуть, что анализ источников убеждает в том, что в психологической литературе еще мало исследуются психологические особенности эмоциональной лабильности личности.


3. Изучение эмоциональной культуры студентов-психологов


Как известно, формирование эмоций человека - важное условие развития его, как личности. Лишь если они станут предметом стойких эмоциональных отношений человека, его идеалы, обязанности, нормы поведения превратятся в реальные мотивы деятельности.

Поскольку психолог - это человек, прежде всего, высоко просвещенный, интеллектуальный и культурный, то можно говорить о необходимости формирования эмоциональной культуры у людей этой профессии.

Ряд исследований [9, 14, 15] свидетельствуют об отрицательной тенденции относительно эмоциональной культуры молодого поколения на уровне повышенной тревожности, агрессивности, эмоциональной сензитивности, эмпатии. Одной из причин такого положения в обществе является недостаточное внимание к культуре вообще и к эмоциональной культуре в частности.

В современных условиях высшей школы созрела необходимость формирования у будущих психологов такого качества, как толерантность (терпимость в отношениях между людьми, психическая, эмоциональная стойкость в экстремальных ситуациях) так как этого требует действительность.

Поскольку попытки решить этот вопрос в рамках других теорий [15, 17, 18] хотя и заполняли определенным чином образованный вакуум, тем не менее, не охватывали данной проблемы в целом. Нет исследований, в которых бы изучалась эмоциональная культура в процессе подготовки будущих психологов. Нет исследований, которые бы изучали эмоциональную культуру с точки зрения её особенностей, функциональных и структурных компонентов, как необходимого условия профессиональной подготовки личности.

На сегодняшнем этапе модернизации системы образования может обращаться внимание не только на когнитивную и креативную стороны развития личности молодого поколения, но и на развитие его эмоциональной сферы [6, с. 142], которое вдобавок, требует не только правильного формирования, а еще и умелого использования.

Эмоциональная культура психолога – это психологическая ценность его личности. На профессиональные качества психолога существенно влияют индивидуальные характеристики человека (в том числе и эмоциональное состояние), которые могут, как оказывать содействие формированию профессионального мастерства и творческого подхода к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению [10, с. 34] (чрезмерная эмоциональность). Эмоции включены в все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Довольно важным является вопрос о соотношении у человека эмоций и мышления [1, с. 142]. Благодаря мышлению, человек может сознательно оценивать тот или другое влияние на организм, понимать изменения во внешней среде, их значение для своего существования.

В современной научной литературе общекультурные ценности рассматриваются как одно из важнейших условий психологического развития индивида [4, с. 68]. Как уже упоминалось, факторы, которые являются основными в системе эмоциональной культуры психолога, это, во-первых, эмоциональная регуляция, которая предусматривает адекватное эмоциональное реагирование равное экспрессивности; во-вторых, эмоционально-гуманистическая направленность личности, которая обнаруживается в эмпатии; в-третьих, эмоционально - антиципирующие способности личности; в-четвертых, эмоционально-познавательная активность. Развивая их, личность может достичь значительного результата в своем психофизиологическом развитии, а вместе с тем, и в общепсихологическом аспекте развития.

Психолог, наделенный умением не только прекрасно знать материал и уметь применять его на практике, понимать себя и действовать "не против своей воли", конечно, способен на большее, чем тот, который зациклен на внешней или внутренней своей жизни или деятельности.

Итак, проанализировав работы многих психологов [2, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 16, 17, 18] по данной теме, можно определить направления, на которые следует сосредоточить внимание, развивая эмоциональную культуру студента - психолога.

Во-первых, необходимо увеличение уровня общей образованности будущего психолога в процессе наставительно-познавательной деятельности; во-вторых, необходимо обязательное эстетичное влияние искусства; в-третьих, развитие эмоциональной сенситивности, эмпатии как движущей силы эмоциональной культуры; в-четвертых, можно развивать эмоциональную культуру с помощью целенаправленного социально-психологического тренинга. Рассмотрим подробнее эти направления. Развитие эмоциональной культуры и стойкости в процессе учебной деятельности будущих психологов ограничено континуумом специфических гностических эмоций, которые детерминируют познавательную активность. Конечно, задействовав эмоции при усвоении знаний, надо иметь в виду еще одно содержание, в котором знания обогащают не только когнитивную, но и эмоционально-личностную сферу, а потому "выявление в эмоциях целостного отношения человека к миру" [13, с. 213]. В этом ракурсе рассматривается единство аффекта и интеллекта. Приобретенные знания уменьшают достоверность создания ситуаций, в которых человек является предметом неразумного познания. Обретение знаний с одной области уменьшают достоверность того, что индивид будет экспериментировать иррациональными познаниями также и в другой. Полученные знания помогут предупредить другой вид эмоциональной неразумности - эмоциональную незрелость. Это объясняется тем, что приобретение образования требует от личности увеличения когнитивной сложности, которая связанная с наличием определенной системы знаний. И потому, становя более просвещенным, индивид ощущает более сложные эмоции.

Познание искусства вводит человека непосредственно в мир эмоций и переживаний. Чтение литературных произведений, слушание музыки, созерцание живописи, танцы предусматривают эмоциональную включенность [10, с. 76], развитие не только речи, движений, понимания, но и развитие сознания.

Переживание красивых произведений искусства, соотнесение себя с некоторыми компонентами (героями, образами, "голосом" или автором, расположением духа произведения) владеет тем скрытым потенциалом, который в дальнейшем будет оказывать содействие лучшему пониманию, например, определенных жизненных ситуаций или точек зрения других людей.

Говоря о культурном наследии индивида, следует помнить, что оно складывается не только из понятий, убеждений и ценностей или лишь из эмоциональных переживаний [4, с. 114]. Мы воспринимаем собственную культуру как что-то неотъемлемое от нас самых. И пока не сопоставим ее с другой культурой, не можем увидеть ее недостатки. Под влиянием других культур происходит коррекция неразумных действий, ассоциаций, случаев, которые связаны в нашем сознании на иррациональном уровне. Таким образом, мы можем говорить о шаблонности эмоциональной культуры, эмоциональном клише [15, с. 147]. Оно представляет собой стереотипный способ эмоционального реагирования, к определенной мере стереотипный паттерн.

Так же, как мысли, суждение и оценки, эмоции могут быть в определенной мере одинаковыми в разных ситуациях, представлять собой эмоциональное клише, которое установлено и обусловлено культурой, начиная от юнговских архетипов и заканчивая типичными индивидуальными эмоциональными реакциями.

Итак, общекультурные ценности являются определяющими в развития эмоциональной сферы личности. Предложенные в искусстве и детерминированные социальными и этическими нормами, они формируют такие особенности эмоциональной культуры, как эмпатия, экспрессия, эмоциональная сенситивность, саморегуляция, эмоциональная стойкость, гностическая, эстетичная и этическая направленность личности.

По мнению ряда авторов [10, 11, 14] эмоциональная культура определяется умением индивида воспринимать и эмоционально ощущать окружающий мир. Формирование данного умения возможно с помощью процессов эмоциональной регуляции, понимания значения эмоций в человеческой жизни, а также с помощью коррекции алекситимии (умения объяснять свои чувства с помощью слов) и "использование" чувств в процессе наставительно-познавательной деятельности.

В последние годы рассматриваются вопрос активного формирования культуры личности в обучении как неотъемлемый элемент большинства психолого-педагогических тренингов [9, с. 17]. И действительно, необходимо направлять теоретические наработки на более широкое внедрение в практику. Привлекать приобретенный опыт развития эмоциональной культуры в педагогической среде в разнообразнейшие институты человеческого общества, этим самым повышая уровень культуры общества.


4. Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе


Итак, в психологической литературе зарубежные и отечественные авторы выделяют наряду с другими профессиональными и личностными качествами, необходимыми в работе психолога и эмоциональную стойкость.

При этом в психологической литературе существуют исследования профессиональных и личностных качеств отечественных психологов. Требования к эталону личности целиком реальные и применимые практически, при условии, что личность мотивирована для представления психологической помощи другим, постоянно развивается, стремясь к самоактуализации. А эффективность деятельности, как известно, зависит от личностных черт психолога-консультанта. Например, Овчарова Р. В. рассматривает требования к личности и деятельности будущего психолога. Используя опросник Р. Кэттелла, она выделяет такие личностные характеристики идеального практического психолога:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проникновенным, рассудительным, вольнодумным, аналитиком.

2. Психолог социабелен, поэтому любит работать с людьми. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезный, тактичный, дипломатичен в общении.

3. Он любит общие действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувства и ответственность, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально стоек, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, стрессоустойчив.

Овчарова Р. В. перечисляет и "личностные проявления, несовместимые с работой психолога": незрелость личности, низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, чрезмерная заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессам, потребность в гиперопеке, высокая тревожность и ощущение вины, низкая самооценка [9, с. 77].

Эти требования абсолютизированы, так как тяжело найти такие, в которых органически объединялось бы между собой такое множество свойств и качеств, тем не менее, данные эталонные требования могут быть общими ориентирами.

Климов Е. А. относит профессию психолога к типу "человек- человек" как профессию, которая требует специальных знаний, умений, привычек, то есть, специального обучения (квалификации) работника, где формируются вторичные признаки специальности. К этим признаками относятся доброжелательность, чувство эмпатии, эмоциональная стойкость, интеллектуальная активность, высокий уровень профессиональных знаний, умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность [9, с. 77].

Для психолога аксиомой является уважение клиента. Абрамова Г. С. считает, что позиция квалифицированного психолога основана на профессиональной рефлексии, а не на содержании Я - концепции [1, с. 37].

Аминов Н. А. считает главными условиями профессионализма психолога коммуникативные умения, силу влияния на поведение других, интегральную чувствительность объекта, процесса и результата психологической деятельности [9, с. 76].

В рамках физиологического подхода к исследованию индивидуальных расхождений способностей человека была выявлена взаимосвязь между коммуникативными способностями естественными типологическими предпосылками, в частности, слабостью и лабильностью ЦНС, ее адаптационными свойствами.

Обозов М. М. в первую очередь обращает внимание на такие качества:

1. безоценочное отношение к индивидуальным особенностям людей;

2. чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находятся рядом, тактичное отношение к клиенту;

3. пластичность (динамичность вместе с гибкостью), то есть, способность легко переключаться с одного темы на другую, легко выходить из тупиков;

4. эмоциональная сдержанность и терпимость - способность избегать невротических и субъективных отклонений в своих оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, успокоить - толерантность к возможным невротическим срывам клиента;

5. поддержка общей культуры поведения, то есть, использование знаний образцов культурного наследия;

6. умение выстраивать и выдерживать окончательно свою линию поведения, то есть, умение своевременно возвратить разговор к заданной теме, если клиент перескакивает с одной темы на другую или когда обсуждение выходит за рамки объективности;

7. наличие знаний в области поведения людей в конфликтах [3, с. 26].

Много внимания уделил эмоциональной сфере психолога Р. Кочюнас. он настаивает, что психологу необходимо иметь такие черты:

1. проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение при общении с ними;

2. чувствительность к установкам и к поведению других людей, способность отождествляться с разнообразнейший людьми;

3. эмоциональная стабильность и объективность, то есть, способность уважать права других людей, восприятие других людей, как способных решать свои собственные же проблемы и принимать за них ответственность [19, с. 174].

Психолог должен понимать, замечать свои чувства, в частности и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет контролировать свое поведение. Ведь психолог способен оказывать содействие в положительных изменениях клиента только тогда, когда проявляет толерантность ко всему разнообразию чужих и «своих» эмоциональных реакций.

А чем больше психолог знает о себе, тем лучше он поймет своих клиентов.

Студенты должны знать, что профессия психолога, с одной стороны, приносит удовлетворение оттого, что за короткое время можно глубоко и близко узнать жизнь других, оказать им помощь. С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А. Стора, противопоставляется:

- угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиенте:

- отрицательные последствия, которые могут возникнуть в личной жизни (семья, друзья);

- угроза психических нарушений из-за постоянных стычек с темными сторонами жизни и психической патологией (К. Юнг называет это "подсознательной инфекцией"). [13, с. 37]. Ведь психолог не имеет возможности узнать о деятельности клиента в реальной жизни, и получает информацию лишь от самого клиента, из его слов узнавая о многочисленных тревогах, страхах, неудачах, и, в гораздо меньшей мере – о достижениях.

Чрезмерное увлечение профессиональной деятельностью может сказаться и на семье психолога. Г. Кочюнас выделяет здесь две особенности:

1. профессиональная этика требует запретить психологу делиться с членами своей семьи своими психотерапевтическими впечатлениями.

2. Психологическое консультирование требует больших эмоциональных затрат, то есть, выслушивая проблемы других людей, углубляясь в их хлопоты, после рабочего дня бывает тяжело проникнуться хлопотами членов своей семьи. Ведь неопытный психолог-новичок может думать, скорее всего, о неразрешимых проблемах своего клиента даже по окончании рабочего времени.

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, которые несут большую эмоциональную нагрузку. Представителям этих профессий угрожает опасность "синдрома выгорания".

"Синдром выгорания" - сложный психофизиологический феномен, который выражается в эмоциональном, умственном и физическом истощении после продолжительной эмоциональной нагрузки и является показателем профессиональной дезадаптации работника [14, с. 127].

Феномен "выгорание" является кризисным состоянием и характеризуется душевной и физической усталостью, потерей веры в собственные силы, и, как следствие, невозможность качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Причинами возникновения синдрома "выгорания" по мнению О. Н. Моховикова являются: внутренний конфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация.

Отечественные психологи считают, что в основе феномена "выгорания" лежит механизм идентификации - отчуждение. Идентифицируясь с отрицательными переживаниями клиента, консультант переживает "чужое свое" и, нарушая целостность «Я» в кризисных ситуациях обуславливает "выгорание". [15, с. 36].

Кочюнас Р. отмечает, что люди с определенными чертами личности (неспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествлять себя с другими) больше поддаются этому синдрому.

Не секрет, что во время своей деятельности психолог нередко ощущает сильные отрицательные эмоции. Существуют запросы от клиентов с целью манипулирования консультантом, обращение по поводу актуальных сенсаций, просьба «навредить» родителям, детям и друзьям, обращение со скуки, обращение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

У любого психолога есть и постоянные клиенты. Чаще всего, это, те, кто пережил психическую травму и требует продолжительной поддержки: одинокие люди, инвалиды, душевнобольные. Поэтому эмоциональная стойкость для психолога – это одно из необходимых профессиональных качеств.

Исследование психологов и физиологов свидетельствует о взаимосвязи эмоциональной стойкости и свойств высшей нервной деятельности. П. К. Анохин свидетельствует, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах. Я. Стреляу считает, что эмоциональная стойкость зависит от свойства "реактивности личности". В случае "реактивность" характеризует высоту порога чувствительность проблемы и порога трудоспособности: что чем ниже порог чувствительности, тем ниже порог трудоспособности. А особы, у которых реактивность к стимулам высокая, в значительной мере ухудшают качество деятельности в стрессовых ситуациях.

Итак, по мнению В. Д. Небылицына, проблема свойств нервной системы «превращается в план проблемы факторов оперативной надежности человека, сталкивающегося с экстремальной ситуацией при условиях значительной напряженности» [4, с. 125].

Эффективность формирования эмоциональной стойкости у студентов -психологов определяется применением упражнений специального психофизического тренинга и ранней психодиагностикой, которая учитывает характеристики эмоциональной стойкости на разных уровнях ее проявления. Главным путем формирования эмоциональной стойкости является овладение приемами эмоционально-волевой регуляции на психологическом и физическом уровнях, развитие и усовершенствование индивидуальных свойств и психических функций личности, которые обеспечивают эмоциональную стойкость. Применение целостного комплекса психокоррекционного влияния разрешает оптимизировать эмоциональную стойкость будущих психологов во время учебной деятельности.

Изучение психологических условий и особенностей учебной деятельности студентов определило целесообразность и необходимость формирования эмоциональной стойкости, обусловило отбор комплекса психодиагностических и психокоррекционных методик. Это также дало возможность отделить те факторы, которые существенно влияют на эффективность учебной деятельности и уровень эмоциональной стойкости - увеличение интенсивности информационного потока, увеличение количества видов деятельности, возрастание личной ответственности за успешность учебной деятельности, значительное увеличение интеллектуальной нагрузки.

Информативными показателями, которые свидетельствуют об изменении уровня эмоциональной стойкости, следует считать: нейротизм, ситуативную тревожность, нервно-психическую стойкость; гипертимность, тревожность, возбудимость, эмотивные типы акцентуаций; общую интернальность, предметную и социальную эргичность, предметную и социальную пластичность, социальный темп, предметную и социальную эмоциональность; эмоциональную стойкость; такие эмоциональные состояния как тревожность, агрессивность, ригидность, трудоспособность и успешность учебной деятельности.

Обычно диагностика осуществляется при помощи отдельных методик: методики определения эмоциональной стойкости (разработанной сотрудниками лаборатории психофизиологических проблем высшей школы Казанского университета), методики ТТАРС (определение тревоги, трудоспособности, активности, расположения духа и самочувствия), методики диагностики эмоциональных состояний Г. Айзенка, методики определения темперамента В. М. Русалова, методики определения локуса контроля Дж. Роттера и нейротизма Г. Айзенка.

Итак, для будущего психолога эмоциональная стойкость – это не только профессионально необходимая черта, но и качество, которое нужно вырабатывать на протяжении всей жизни.


Выводы

История исследования проблемы эмоциональной стойкости выделяет два главных этапа в ее разработке: констатирующе - описательный и формирующий (профессионально - ориентированный). Под эмоциональной стойкостью мы понимаем сложное интегративное полисистемное качество личности, которое обеспечивает высокую производительность деятельности и целеустремленность поведения в сложных эмоционально напряженных условиях.

Развитие эмоциональной культуры у будущих психологов возможно в трех направлениях. Первое - развитие эмоциональной регуляции, второе - формирование правильного понимания значения эмоций в человеческой жизни, третье - целенаправленное введение сферы чувств к наставительно-познавательной деятельности.

Много исследователей не только делали акцент на необходимости развития эмоциональных процессов, но и на вторичности и зависимости роли когнитивных процессов в системе учебной и воспитательной деятельности. Тем не менее, не до конца изученными на сегодня являются формы, виды и методы развития эмоциональной культуры будущего психолога.

Важным и фактически единственным условием восприятия и осмысления общекультурных ценностей остается специально организованная учебная деятельность. Поэтому в процессе обучения студентов –психологов огромное внимание должно быть уделено развитию эмоциональной стойкости будущих профессионалов.

Познание эмоциональной сферы человека, не смотря на свою продолжительную историю, имеет еще много нерешенных задач. Это связано с тем, что эмоции, будучи самостоятельным явлением психики, очень тесно переплетаются с другими ее проявлениями. Интегрируясь с познавательными процессами и личностными качествами, они образовывают единство интеллектуального, креативного и эмоционального. Результатом таких образований является возникновение, функционирование и закрепление большого количества личностных качеств как стойких образований в поведении и деятельности.

Можно сделать вывод - успешность, эффективность, производительность психологической деятельности обеспечивают те личностные качества, которые осознаются как неопровержимые ценности. К их структуре беспрекословно и обязательно должна входить и эмоциональная стойкость будущего психолога. Только тогда личность будет современной, целостной и нужной, если она будет понимать себя, и эффективно будет сотрудничать с другими.


Список использованной литературы

1. Баданина Л. П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников: Автореф. дис. …канд. наук. – СПб. , 1996.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: Пер. с англ. – С. -Пб. : Прайм-Еврознак, 2001.

3. Бэрон Р. , Ричардсон Д. Агрессия: Пер. с англ. – С. -Пб. : Питер, 1998.

4. Власова О. І. Педагогічна психологія: Навч. Посібник – К. : Либідь, 2005. – 400 с.

5. Загальна психологія. / За редакцією академіка С. Д. Максименка. Підручник. – 2-ге вид. , переробл. і доп. – Вінниця: Нова Книга, 2004. – 704 с.

6. Занюк С. С. Психологія мотивації та емоцій / Волин. держ. ун-т ім. Лесі Українки. – Луцьк, 1997.

7. Изард К. Э. Психология эмоций: Пер. с англ. – С. -Пб. : Питер, 1999.

8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – С. -Пб. : Питер, 2001.

9. Кириленко Т. С. Психологія: емоційна сфера особистості: Навч. Посібник. – К. : Либідь, 2007. – 256 с.

10. Киршбаум Э. И. , Еремеева А. И. Психические состояния / Дальневост. ун-т. – Владивосток, 1990.

11. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. – М. , 1984.

12. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М. , 1984.

13. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. – М. : Наука, 1995.

14. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М. , 1964.

15. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. – М. : REFL - book, 1997.

16. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. - М. : Ювента, 1998. – 375 с. 17. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2002.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты