Эмоции и их роль в жизни человека

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект (от лат. – «душевное волнение», «страсть») – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступления любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейств, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, причем человек не в состоянии или не хочет осознать эту невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей, Так например, задача может казаться сверхтрудной, невыполнимой и вызовет панический страх.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При это изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Кроме того, изменяется мышление, человеку трудно сосредоточиться, предвидеть результат своих поступков, и целесообразное поведение становится невозможным. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки не разумны, совершаются без учета обстановки. Если в сфере действий человека попадают предметы, не имеющие отношение к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшую под руку вещь, толкнуть стул, хлопнуть по столу. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию. Состояние аффекта показано М.Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри»:


Тогда на землю я упал,

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В ней горючею рекой.


Такое состояние вызвано сильным возбуждением определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий. Обладая свойствами доменанты, аффект тормозит несвязанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Так как эти способы (оцепление, бегство, агрессия) сложились в процессе биологической эволюции, то и оправдывают они себя только в соответствующих биологических условиях.

Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на событие.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то вначале это может сделать любой нормальный человек. Конечно, это иногда требует огромных волевых усилий, тем более значительных, чем в большей мере развилось аффективное состояние. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс. Под стрессом («давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что в различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или на упоминание о ней.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому. Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап – реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается зачет второстепенных задач, Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе – этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне, Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже к смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями. Они проследили смертность от коронарной у представителей 13 профессиональных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: Врачи – хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты – в 5 с лишним раз. В других случаях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков – испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышения эффективности деятельности. Это та называемый «стресс льва».

Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации.

Фрустрация («обман», «расстройство», «разрушение планов») – состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии Фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же специфика страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть избирательна и всегда предметна. Таковые, например, наблюдающиеся у людей страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Жизнь дает немало примеров, когда ученые, страстно работающие над открытием, не придавали значения своему внешнему виду, забывали про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности, обладая большой силой. Поэтому чрезвычайно важно знать, на что направлена страсть. Недаром христианская мораль рассматривает страсть как тайную, фатальную силу, которая ослепляет человека, вовлекает его во власть инстинктов. В действительности оценка значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Так, например, в рамках одной культуры приверженность народным принципам и идеалам может рассматриваться людьми как преданность традициям, то время как другие могут назвать эту страсть фанатизмом; или страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность, расчетливость.


3. Роль, эмоций в жизни человека


Пожалуй, главный вопрос, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемах эмоциональной сферы, - это вопрос о роли, которую играют эти явления в жизни человека. Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что эмоции охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Так, например, человек, переходящий дорогу, может испытать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Эмоциональная оценка событий формируется не столько на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате переживаний, возникших в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Благодаря отражательной функции эмоций человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. В этом смысле эмоции выполняют еще и прединформационную или сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия он встречает на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Так, в той же дорожной ситуации, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Эмоции как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

В связи с тем, что эмоции принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию эмоций. Значимые события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда угасить ее. Американские психологи Р.М.Йеркс и Дж.Д.Додсон, изучая зависимость научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей, установили зависимость качества выполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впоследствии эта зависимость была выявлена у людей. Оказалось, что по мере интенсивности качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.

В связи с этим нельзя не отметить и приспособительную функцию. По утверждению Ч.Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшим эмоциям, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающему миру.

Коммуникативная функция. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации, являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования не все эмоции одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). Наибольшую информативность об эмоциях, испытываемых человеком, несет выражение его рта.

В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Эмоции могут нести воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

Эмоции связаны с особыми физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек – краснеет, при других – бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем, органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторной системах.

Эмоции нацелены на овладение приемлемыми объектами. Их можно рассматривать как средство достижения конкретных объектов, но не только – этим они также способствуют совершенствованию нашей собственной личностью, развитию потенциальных способностей. Даже беглый взгляд на собственные переживания показывают, что эмоция может побудить нас к действию и облегчить его выполнение. Мы преследуем цель, которую очень желаем, и добиваемся ее без всякого чувства усилия; но для нас тяжелым бременем являются усилия, необходимые для достижения цели, которую нам следовало бы достичь, но которая не слишком нас заботит. Это проявляется также в ускорении деятельности, наступающем в те моменты, когда мы бываем охвачены отвагой, гневом или страхом. Как импульсивные эмоции, так и эмоции сопротивления могут служить нам средствами в преследовании поставленных целей. Овладение объектом начинается с желания, достигается действием и завершается радостью, которую нам этот объект доставляет. Если с нами приключается что-то недоброе, мы стараемся от этого избавиться и ищем чего-то лучшего.

Труднее выяснить, каким образом способствуют деятельности по достижению цели отрицательные эмоции и вызванные ими состояния. Необходимо иметь в виду, что отрицательная эмоция отрицательное движение, связанное с нею, в действительности являются позитивными состояниями – ведь при этом что-то происходит. Движение называется отрицательным потому, что оно удаляет от того ,что его вызывает. Но это движение не просто удаляет от нежелательного объекта или состояния. Есть основания утверждать, что это движение положительно(направлено к чему-то) в такой же мере, как и отрицательно (в сторону нежелательного), потому что даже с точки зрения принципов чисто физической эволюции организмов выживание – это функция реакций избегания. Следовательно, отрицательное движение всегда есть движение к чему-то лучшему, а не просто от какого-то наличного зла. Правда, это «что-то лучшее» всегда осознается, конечно, весьма смутно и туманно, в то время как объект, вызвавший эмоцию, воспринимается в фокусе сознания со всей отчетливостью. Но для выживания имеет значение не отчетливость восприятия и не факт избегания, а, скорее, ценность движений для достижения положительной цели. Ситуация типа «из огня да в полымя» представляют собой редкое исключение.

Кроме того, эмоциональная реакция при отрицательных эмоциональных состояниях редко является результатом действия одиночного объекта или не чем не осложненного ума. Печаль, которая на первый взгляд кажется исключительно депрессивной, имеет и позитивное содержание: она направляет нас к чему-то (неважно, к чему именно) конструктивному и повышающему настроение. Более сложные случаи, когда печаль вызвана потерей, Здесь мы имеем отрицательную эмоцию, подкрепляемую и поддерживаемую эмоцией сопротивления. Мы жаждем утерянного добра, теперь уже недостижимого, и угнетены его отсутствием, теперь уже неизбежным. Именно эмоция сопротивления закрепляет нашу связь с причиной нашей печали. Вся проблема тревоги, печали и отрицательных эмоций в целом нуждается в новом рассмотрении с этой точки зрения

Как мы говорили, эмоции возникают в результате оценочного суждения, составленного первоначально на основе сенсорной привлекательности или отвращения. Но основываясь только на этом, нельзя судить о том, что для человека хорошо, а что - плохо. Основой для такого суждения должна быть и разумная оценка. Объект может вызывать приятные ощущения и удовлетворение, но быть вредным с рациональной точки зрения. Плитка шоколада диабетику очень привлекательной, но он знает, что будет страдать, если съест ее. Подобно этому, весенний воздух и солнце могут вызвать у студента сильное желание уйти с лекций, но если он уступит ему, пострадают его надежды сдать экзамены.

Следовательно, для того чтобы эмоция служила средством самоутверждения, необходимо установление гармонии между объектами эмоции и жизненными целями личности. Если эти объекты воспринимаются в их истинной ценности, если они рассматриваются с точки зрения конечных целей человека, то и суждение о том, насколько они приемлемы для человека, будет объективным и адекватным.


Заключение


Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врождённой эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать её.

Большинство учёных, как и обычные люди, делят эмоции на: позитивные и негативные. Но, было бы правильнее считать, что существуют эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволяет отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Это указывает на то, что в процессе переживания эмоций задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эмоция активизирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия.


Список использованной литературы

1.       Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: 2007. – 544с (Психология для студента).

2.       Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И. Рогов. – М.:2000. – 448с.

3.       Вилюнас В Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008. – 496с: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

4.       Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания//Психология. Эмоции. Тексты. – М; 1984.

5.       Изард К.Е. Эмоции человека. – М; 1980.

6.       Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М. 1978.

7.       Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 2003.



[1] Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания// Психология. Эмоции. Тексты. М.,1984.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты