Военная психология и ее значение в военной атмосфере

3.

Тревога

3,2

1,3

4.

Боязнь

1,6

0,7

1

Усталость

1,4

7,5

6.

Страх

6,9

-

7.

Рассеянность

8,4

5,2

8.

Разбитость

6,6

9,4

9.

Сонливость

4,2

8,1

10.

Тяжесть в голове

3,0

6,1

11.

Неуверенность в собственных силах

12,6

2,3

12.

Напряженность

41,5

12,8

13.

Собранность

34,6

23,7

14.

подъем

41,3

18,9

15.

Боевая активность

57,8

31,3

16.

Ригидность

9,0

9,0


Таким образом, психические состояния военнослужащих в условиях боевой обстановки или обстановки, приближенной к боевой, в определенной степени прогнозируемы на основе знания сущности психических состояний военнослужащих, их индивидуально-психологических особенностей, типологии характеров, реакций, связанных со структурно-содержательным анализом личностей и коллективов подразделений.


Глава 3. Предупреждение и преодоление отрицательных психических состояний в экстремальных условиях

 

3.1 Психологическое сопровождение военнослужащих


Психологическое сопровождение - это комплекс непрерывных мероприятий по поддержанию высокой служебной активности военнослужащих, их устойчивости к стрессам и психологическому воздействию, предотвращению отрицательных психологических состояний.

Целью психологического сопровождения является сохранение достигнутого в процессе психологической подготовки уровня боеспособности личного состава. В этих целях проводится непрерывный анализ динамики морально-психологической обстановки в ходе выполнения служебных задач, вырабатываются рекомендации органам управления для принятия целесообразных решений; поддерживаются и развиваются боевой настрой и установка на безусловное выполнение служебных задач; контролируется степень, усталости личного состава; создаются по возможности комфортные условия в местах несения службы и отдыха личного состава[14].

Психологическая помощь заключается в проведении мероприятий, направленных на преодоление психотравмирующих последствий воздействия боевой обстановки на психику военнослужащих и восстановление их боеспособности.

Целями психологической помощи являются восстановление психического здоровья людей, из служебной активности, преодоление дезорганизационных проявлений в воинских коллективах.

Задачи психологической помощи:

·                    снятие у военнослужащих психологической напряжённости и усталости,

·                    быстрое возвращение в строй военнослужащих, не нуждающихся в госпитализации,

·                    эвакуация лиц, получивших боевые психофизиологические травмы, для оказания им медицинской помощи и проведения реабилитации,

·                    восстановление боеспособности деморализованных воинских подразделений. 

Способы оказания психологической помощи:

·                    индивидуальные беседы и консультирование,

·                    групповые формы психологической работы-беседы, выступления, активный отдых, культурно-досуговые мероприятия и т.д. 

Психологическая помощь военнослужащим организуется и проводится командирами и их заместителями. Особая роль в проведении этой работы отводится военным психологам, реализующим непосредственно психологическое воздействие на военнослужащих, нуждающихся в помощи[15].

К сожалению, психологов в войсках и органах в настоящее время практически нет.

Психологическая реабилитация осуществляется с целью восстановления личностного и социального статуса военнослужащих для сохранения их психологического здоровья и активизации уровня их жизнедеятельности при выполнении служебных задач. Она включает в себя:

·                    восстановление утраченных (нарушенных) функций социального и личностного статуса военнослужащих,

·                    психологическая и психофизиологическая экспертиза военнослужащих,

·                    рациональное распределение военнослужащих по подразделениям, пограничным нарядам и видам деятельности в соответствии с их психологическим состоянием[16].

Для целенаправленной психологической помощи, как показывает войсковой опыт, необходимо создавать пункты психологической реабилитации в региональных управлениях, а у каждого начальника отдельно расположенного подразделения должен быть заместитель-психолог.

Психологическое обеспечение организуется во всех видах служебной деятельности. При этом наибольший эффект достигается тогда, когда оно организуется и проводится непрерывно, комплексно и целенаправленно, когда в его интересах используются все виды и формы, методы и средства воспитания и обучения, когда на решение задач психологического обеспечения направляется весь уклад повседневной жизни , система боевой, специальной и общественно-государственной подготовки личного состава органов и войск пограничной службы[17].


3.2 Управление психическими состояниями военнослужащих в бою


Управление психическими состояниями военнослужащих в бою является сложной задачей, включающий в себя целый комплекс таких вопросов, как предупреждение возникновения и пресечение в бою отрицательных психических состояний, ликвидация их последствий в подразделениях и т.д.

Постоянное усложнение ведения современного боя, возрастающие требования к качеству выполняемых задач приводят к повышению значимости управления психическими состояниями военнослужащих в боевой обстановке.

Управление является особым видом боевой деятельности, предназначенной для организации и координации психологических усилий всех командиров подразделений и воинов по достижению конечного или ожидаемого результата при выполнении боевой задачи. Организация современного боя представляет собой сложнейшую систему, которая, в свою очередь, образует подсистемы различного уровня и сложности. Управление психическими состояниями в процессе целенаправленного воздействия имеет конкретные цели и предполагает конечный результат.

Управление психическими состояниями военнослужащих осуществляется командирами разных уровней с учетом информации о поведении их подчиненных в бою, их отношения к боевой задаче, анализа реакции личного состава на разговоры о боевой обстановке, на основе переработки и осмысления этой информации и принятии конкретных решений.

Управление психическими состояниями военнослужащих - процесс глубинного порядка, очень сложный по своей динамике. Это - регулирование взаимодействия разноуровневых элементов системы управления, к которым относятся: организационный; военно-технический; идейно-политический; психологический[18].

Организационный - включает в себя психологические проблемы формированных контактов между командирами всех степеней.

Военно-технический - включает в себя социально-психологические проблемы боевого обеспечения подразделений и частей.

Идейно-политический - включает в себя наличный уровень сформированности у военнослужащих политических убеждений.

Психологический - основной элемент системы управления. Подразделение - объект управления психическими состояниями, имеющий свою специфику, суть которой заключается в строгой детерминированности и взаимосвязи. Поэтому все элементы системы управления психическими состояниями необходимо рассматривать в единстве, так как они представляют собой сложный социально-психологический механизм.

Поэтому командиру надо знать индивидуально-психологические особенности своих подчиненных и их уровень морально-психологических и боевых качеств, индивидуально-психологические особенности, их мотивы, потребности, цели, установки в сложных условиях боевой обстановки.

Использование боевой техники и оружия в бою, отношение личного состава к конкретной боевой задаче, характер взаимоотношений между военнослужащими разных степеней и ряд других аспектов находятся в прямой зависимости от содержания тех или иных преобладающих в конкретный отрезок времени психических состояний.

Отсюда следует, что управление психическими состояниями военнослужащих признано обеспечить функционирование и развитие внутри коллективных отношений для того, чтобы все психологические процессы и явления, происходящие в воинском коллективе, а также уровень необходимых личностно-профессиональных качеств воинов способствовали выполнению боевой задачи.

Недостаток четкой организации, уставных, здоровых взаимоотношений в подразделениях оказывает отрицательное воздействие на содержание и характер психических состояний военнослужащих.

Исходя из этого, активность воина зависит не столько от его потенциальных личностных возможностей и его боевого или социального опыта, сколько от уровня управления членами подразделения, его потенциальных возможностей, боевого настроя людей, их психических состояний перед предстоящей атакой или оборонительным боем.

Анализ опыта ведения боевых действий во время Великой Отечественной войны, в Республике Афганистан и Чеченской Республике свидетельствует о том, что успех в большинстве случаев зависел не столько от исполнителей - солдат или сержантов, сколько от руководящего звена, задействованного в общей системе управления боевыми действиями, их умения предвидеть, продумать, организовать боевые действия, обеспечить всем необходимым своих подчиненных, спрогнозировать поведенческие реакции в реальной боевой ситуации[19].

При рассмотрении вопросов, связанных с управлением психическими состояниями военнослужащих в современном бою, можно рассмотреть проблемы: организационно-технического порядка; психологические; психологические проблемы внутриколлективных отношений.

Проблемы организационно-технического порядка заключаются прежде всего в способности военнослужащего освоить современную боевую технику и оружие, а также в умении профессионального психологического отбора по предназначению и целесообразности использования воинов в конкретных боевых действиях. Здесь очень важны их психологическая совместимость в период подготовки и выполнения боевой задачи и психологические проблемы надежности подразделений и части в целом в бою[20].

Психологические проблемы управления психическими состояниями военнослужащих в современном бою связаны прежде всего с комплектованием и доукомплектованием подразделений и частей личным составом в бою. Потому что в условиях военного времени, в период проведения отмобилизования различных возрастов мужского населения комплектующими военными комиссариатами будет присутствовать достаточно высокий процент (30% и более) лиц, прибывающих в подразделения и часть в целом не по назначению. Поэтому в такой ситуации командирам необходимо знать политические взгляды и уровень коллективистских качеств, прибывающих для пополнения военнослужащих в условиях боевой обстановки[21].

В управленческой деятельности командиров и офицеров воспитательных структур психические состояния подчиненных должны стоять в центре внимания, так как именно от содержания и направленности последних в конечном счете зависит успех любого вида деятельности в боевой обстановке.

Психологические проблемы внутриколлективных отношений заключаются в психологической совместимости и самоутверждении военнослужащих, а также коллективной активности воинов в бою. Здесь же остро может стоять проблема возникновения, распространения и борьбы с упадническими настроениями и слухами в боевой обстановке.

Сработанность экипажей, расчетов, отделений наиболее четко выявляется при выполнении боевых задач в обстановке многочисленных раздражителей и дефицита времени. Боевая обстановка «обнаруживает» очень быстро недостаточность правильного понимания задачи каждым воином, проявления уровней осознанности и активности каждым членом экипажа (расчета).

Психологическая несовместимость, как правило, проявляется при выполнении сложных учебно-боевых задач. В такой обстановке конфликты, например, протекают наиболее остро, порой носят скрытый характер.

Воинский коллектив представляет собой сложный психологический механизм, в котором проявляются самые различные социально-психологические явления. Поэтому самоутверждение воина в бою - это своего рода очередной этап его гражданского становления, попытка получить признание в глазах окружающих его военнослужащих, личностных боевых возможностей в конкретной ситуации.

Успешность или неуспешность самоутверждения личности в подразделении напрямую зависит от содержания тех психических состояний, которые испытывает военнослужащий в данный момент.

Важнейшим условием повышения боеспособности воинов и подразделений в бою является работа командиров и офицеров воспитательных структур по пресечению отрицательных психических состояний среди подчиненных.

Задачи ликвидации последствий отрицательных психических состояний нельзя ограничивать только пассивными мероприятиями по устранению уже причиненного психологического ущерба, надо вести и активную борьбу с этим явлением: прогнозирование их возникновения, предупреждение, профилактику и ликвидацию.

Рассмотренные проблемы психических состояний личного состава в условиях современного боя дают основания для возможного анализа, прогнозирования с целью успешного управления военнослужащими в сложных условиях боевой обстановки.

 

3.3 Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов


Существует много приемов, помогающих военнослужащим адекватно реагировать на боевую обстановку и успешно выполнять стоящие перед ними задачи. К ним относят различные приемы психической саморегуляции, такие как идеомоторная тренировка, а также созданные на ее основе ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, индивидуальный психофизический тренинг, гетеротренинг, а также аутогенная тренировка, настрои. В эту же группу следует отнести и такие хорошо известные формы эмоционального заражения и энергетической мобилизации военнослужащих, как митинги-клятвы, ритуалы прощания с погибшими боевыми товарищами, встречи с очевидцами зверств противника на оккупированной территории и др.

Психическая саморегуляция - это регуляция различных состояний, осуществляемая самим человеком с помощью своей психической активности.

Психической саморегуляцией (ПСР) называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Иначе говоря - это самовоздействие для целенаправленной регуляции психической деятельности, процессов, реакций и состояний.

Главной особенностью этих определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции.

На сегодняшний день наиболее известными, доступными и весьма эффективными средствами регуляции психической деятельности являются аутогенные способы саморегуляции, направленные на улучшение психического состояния военнослужащих в бою[22].

К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции:

·                    дыхательные (успокаивающее и мобилизующее дыхание);

·                    управление тонусом скелетной мускулатуры (расслабление мышц по контрасту, релаксация);

·                    воздействие на биологически активные точки;

·                    самоубеждение;

·                    самовнушение;

·                    самоприказ;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты