Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста

В. Р. Лисина [18] важнейшим условием нравственного воспитания справедливо считает создание положительного микроклимата в группе детского сада.

В воспитании культуры поведения и гуманных отношений между детьми большое значение имеет создание в группе обстановки постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата. В таких условиях каждый

из детей имеет возможность реализовывать свои замыслы, вступать в контакты со сверстниками, педагогом, не испытывая при этом эмоционального напряжения, удовлетворяя свои потребности в деятельности по интересам, ощущая при этом доброжелательное отношение к себе со стороны детей и воспитателя.

Одним из важнейших средств, обеспечивающих создание в группе доброжелательной обстановки между детьми, является общение педагога с каждым из детей по самым различным поводам, особенно в часы, отведенные на самостоятельную деятельность, справедливо утверждают ученые Я. Л. Коломинский, [4] Т. А. Репина [4]. Общение со значимым взрослым помогает дошкольнику организовать разнообразную и интересную деятельность, наладить отношения со сверстниками и поддерживать положительно-эмоциональное состояние. Как правило, педагогическое общение протекает на фоне совместной практической деятельности с ребенком, в процессе которой он овладевает коммуникативными навыками. У каждого из детей появляется больше возможностей для вступления в контакт с окружающими, что обеспечивает ему состояние комфорта и усиливает стремление к общению.

Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как доказано ,что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Понятие "эмоциональное неблагополучие" - это устойчивое отрицательное эмоциональное состояние – достаточно редкое явление в практике дошкольных учреждений, гораздо чаще можно наблюдать ситуативный дискомфорт. Своевременное выявление негативных изменений в поведении ребенка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в общении с воспитателем и сверстниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет вернуть ему душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. А это, в свое очередь будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели. Кроме того, помощь воспитателя в разрешении того или иного конфликта способна восстановить положительную эмоциональную обстановку доверия в группе и доброжелательности во взаимоотношениях между детьми, установить взаимный контакт с ними. Следует особо подчеркнуть, что общение педагога с ребенком лишь тогда окажет положительное воздействие на него, когда содержание общения будет отвечать испытываемым ребенком потребностям (потребность в признании окружающих людей, в их внимании и уважении; потребность во впечатлениях, в познании окружающего мира , в активной деятельности и др.)

Поэтому, воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять потребность, которую испытывает ребенок, и помочь ему преодолеть отрицательный ситуативный дискомфорт. Взаимодействуя с ребенком ,воспитатель использует разные формы общения, выбирая из них те, которые наиболее адекватно соответствуют ситуации (непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная). Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей педагог может оценить их эмоциональное самочувствие. Систематические длительные наблюдения помогают выявить ситуации, приводящие к снижению эмоционального состояния ребенка, и увидеть его индивидуальную эмоциональную реакцию в разных случаях. Р. В. Лисина выделяет 3 группы ситуаций, которые являются причиной отрицательного эмоционального состояния. [18]

1 тип связан с неудовлетворением у дошкольника потребности в эмоциональной близости с педагогом. Наиболее часто в такие ситуации попадают дети в период адаптации к условиям детского сада либо не находящие эмоционального отклика и понимания в семье. К этим ситуациям можно отнести следующие:

1. Отсутствие у педагога интереса к деятельности ребенка.

2. Отклонение педагогом предложения ребенка о совместной деятельности.

3. Некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребенка.

Итак, тяготение к воспитателю может приобретать разные формы: потребность в совместной деятельности с педагогом, стремление к его одобрению и признанию, потребность в общности эмоциональных переживаний и общности в оценке событий и явлений.

2 тип Связан с неудовлетворением потребности ребенка в общении со сверстниками. В процессе общения со сверстниками происходит самопознание на основе сравнения себя с ним. Кроме того, он приобретает практические навыки общения с разными партнерами. Оценка сверстников, их признание оказывают значительное влияние на самооценку каждого дошкольника, включая отношение к себе и представление о себе. К данному типу ситуаций можно отнести следующие:

1. Отсутствие в группе предпочитаемого сверстника.

2. Отклонение сверстником предложения ребенка о совместной деятельности.

3. Стремление нескольких детей занять позицию лидера.

3 тип связан с неудовлетворением потребности ребенка в достижении успеха в деятельности.

К этому типу ситуаций В. Р. Лисина относит следующие:

1. Несовпадение замыслов участников совместной деятельности.

2. Жесткая регламентация воспитателем самостоятельной деятельности дошкольников.

3. Ребенок что-то нечаянно ломает, роняет, проливает.

Приведенные выше типы ситуации связаны с неудовлетворением потребности дошкольника в активной деятельности, в общении со сверстниками, с осознанием личного неуспеха в значимой для него деятельности.

Основываясь на исследовании Т. Б. Захараш,[9] задачу воспитателя по отношению к детям, не испытывающих выраженной потребности в общении с педагогом и сверстниками, исследователь формулирует следующим образом: необходимо усилить степень их привлекательности для сверстников путем подчеркивания их особых интересов. Детям важны предвосхищающая положительная оценка воспитателя, внимание к успехам в процессе деятельности, что поможет преодолеть возникший эмоциональный дискомфорт. Итак, в этом случае предпочтительной оказывается личностная форма общения, контакт с воспитателем, который должен разобраться в причинах несформировавшейся потребности общения с окружающими.

Таким образом, чтобы добиться эмоционального благополучия ребенка в детском саду, воспитателю необходимо понять причину душевного дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая наиболее адекватна характерному для ребенка типу поведения и той потребности, которая оказывается неудовлетворенной в данной конкретной ситуации.

Для предупреждения устойчивого эмоционального неблагополучия ребенка важно не только адекватное взаимодействие с ним воспитателя, но и умение самого ребенка справляться с ситуацией душевного дискомфорта.

Л. Р. Лисина рекомендует использовать приемы, такие как:

1.  Демонстрируемая воспитателем радость при встрече с помощью слова и невербальных средств (улыбка, теплый взгляд, интонация голоса).

2.  Использование тактильных контактов для передачи своего расположения.

3.  Обсуждение вопроса о причинах тревожности ребенка при условии соблюдения особой осторожности, учета степени внушаемости ребенка.

4.  Обращение педагога к ребенку в форме вопроса об оценке событий.

С. А. Козлова [11] не менее важным условием воспитания культуры поведения и отношений считает знание детьми правил поведения.

Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует установлению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.

В самом деле, всегда ли поступок ребенка, соответствующий правилу, отражает его нравственную воспитанность? Утвердительно ответить на этот вопрос можно только в том случае, если ребенка побуждают к определенному поступку нравственно ценные мотивы.

К сожалению, исследованиями установлено, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированны нравственно ценные мотивы . Так, если в начале учебного года дошкольникам задать вопросы "Что такое "хорошо себя вести"?", "Почему нужно хорошо себя вести?", то ответы детей покажут, что чаще всего они связывают выполнение правил с подчинением педагогу, когда нарушение правил ведет к наказанию. Одни дети ориентируются на получение одобрения, похвалы, другие — на окружающих сверстников. И лишь небольшая часть детей связывает выполнение правил с самооценкой, осознанием себя, своего "Я", испытанием чувства собственного достоинства.

Следует учитывать, что прямые вопросы могут вызывать затруднения у детей, и тогда их надо конкретизировать. Например, можно ввести ребенка в воображаемую ситуацию: "Представь себе, что к нам в группу пришла новая девочка, и она совсем не знает, как надо себя вести. Какие правила ты ей разъяснишь? Как ты объяснишь, почему их надо выполнять?"

Правила поведения, сообщаемые детям, могут быть условно объединены в несколько групп:

•         правила, регулирующие отношение к сверстникам;

•         правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;

•         правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.[4]

Однако знания правил недостаточно, чтобы они стали средством воспитания дошкольников. Сопоставление ответов детей с их реальным поведением (что отмечается при наблюдении за их самостоятельной деятельностью) нередко свидетельствует о наличии "нравственного формализма" (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, Т. И. Ерофеева), т. е. обнаруживается разрыв между знаниями о том, как следует поступать, и реальными поступками детей.

Следовательно, возникает задача приводить в соответствие знания детей о том, как следует себя вести в окружении сверстников, и накапливать опыт использования правил в регуляции своего поведения. Большую роль в решении этой задачи играет формирование у детей осознанного отношения к правилам, понимание их значимости, целесообразности при организации своей деятельности и поведения. [13, с. 45]

Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам, в себя, по мнению Е. А. Киянченко включает:

а) установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимы правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;

б) воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;

в) обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка. Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.[13]

Беседы по прочитанным рассказам расширяют представления детей о разнообразии поступков, в которых будет отражаться действие по правилу, конкретизированное в каждом случае.

Например, при проведении беседы по рассказу В. Осеевой "Строитель", Р. Буре предлагает воспитателю прочитать только первую часть рассказа, в которой описывается отрицательный поступок мальчиков, а затем задает вопрос: "Как бы вы оценили этот поступок?" И только после осознания поступка всеми детьми, прочитать окончание рассказа. Использование этого приема учит детей анализировать возникшую ситуацию, развивает умение предвидеть последствия поступков, способствует формированию самоконтроля.

В целях предупреждения морализирования, т. е. нравоучения, при внесении правил и воспитания пассивного послушания, а не осознания их значимости целесообразно использовать юмор.

Юмор представляет персонажей в смешном виде и тем самым побуждает дошкольников удерживаться от плохих поступков. Юмор высмеивает героев, попадающих в такое положение из-за своего нежелания следовать советам, правилам и справедливым замечаниям.

В ходе чтения юмористических произведений, например стихотворения С. Михалкова "Фома" или Г. Остера "Вредные советы", дети не только смеются над персонажами, попадающими в неловкое положение из-за их нежелания следовать установленным правилам, но и стремятся идентифицировать себя с положительным образом героя.

—Я так не делаю! Это стыдно!

— Если так делать, от тебя все ребята отвернутся!

Для стимуляции положительных поступков целесообразно использовать художественные произведения, в которых герой поступает в соответствии с нормами морали, например: Е. Пермяк "Чужая калитка", Э. Цурюпа "Неизвестный друг", В. Донникова "Канавка". [6]

Хорошую помощь окажет воспитателю и метод создания проблемных ситуаций, в которых ребенок встает перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений. Например, воспитатель ставит на стол конфеты, но их число меньше, чем число детей. Двоим детям конфет не хватит. Когда все взяли по конфете, двое растерянно смотрят на сверстников.

Так простая ситуация позволяет воспитателю понять мотивы поведения детей, оценить поступки, соответствие их моральным правилам, а также сложившийся опыт.

Очень полезно рассказывать детям про хорошие поступки сверстников, на которые они не обратили внимания.

Например: "Я видела, как на прогулке Саша упал и ушиб ногу. Когда дети вернулись с прогулки, Лена помогла ему снять обувь. Кто-то из ребят засмеялся: "Посмотрите, Лена — Сашина мама, раздевает его, как маленького". Но Лена сумела его убедить: "У него болит нога. Вот я ему и помогаю!"

Или: "Оля сидела на скамеечке и нанизывала рассыпавшиеся бусы. Вокруг бегали дети и могли помешать Оле. А Ира заметила и сказала: "Ребята, не бегайте здесь, вы можете толкнуть Олю, и у нее опять бусы рассыпятся". И мальчики вспомнили наше правило: когда играешь, надо выбрать такое место, чтобы не мешать другим. Илюша остановился и предложил помочь:

Может, тебе подержать нитку? Ведь одной неудобно!" Молодец! Друзьям надо помогать! И не тогда, когда попросят, а тогда, когда сам увидишь, что помощь необходима".

Таким образом, под влиянием растущего осознания значимости правил, и необходимости их выполнения поведение детей становится более организованным, повышается степень активности и самостоятельности, накапливается опыт эмоционально-нравственных отношений между ними за счет растущего эмпатийного отклика на переживания сверстника, повышается уровень нравственных мотивов, побуждающих к положительным поступкам.

Знание правил поведения не гарантирует достойное поведение ребенка. А. С. Макаренко писал, что между знанием как поступать и умением так поступать должна быть "канавка", заполненная опытом.

Опыт взаимодействия со сверстниками дети приобретают в деятельности, которая в старших группах чаще носит коллективный характер, поэтому формирование способов сотрудничества, организация совместной деятельности у детей являются условиями воспитания культуры поведения и отношений.

Р. Буре предлагает варианты совместной творческой деятельности.[4]

1. Объединение детей на основе организации продуктивной деятельности.

а) На этапе обобщения результатов.

Детям предлагается создать книжку "Про наши добрые дела". Каждый ребенок придумывает свой сюжет, рисует эпизод. Все работы брошюруются в одну книжку.

б) На этапе распределения общего задания и обобщения ре- зультатов.

Детям предлагается вылепить из глины разные овощи и фрукты в подарок детям средней группы для игры в магазин. Это вызывает необходимость договориться, кто какие виды овощей и фруктов будет лепить; все фрукты складываются в вазу, а овощи — в корзинку.

в) На этапе согласования при распределении работы, созда- ния композиции, обобщения результатов.

Аппликация "Цветы в вазе". Дети ставятся в условия выбора цветов (чтобы букет был из разных цветов), расположения их в вазе (сочетание по цвету, форме), достижения наиболее удачной композиции.

2. Объединение детей на основе организации подвижных игр.

а) На этапе обобщения результатов.

Детям предлагается разделиться на команды. Каждый игрок команды бросает мяч в цель (по договоренности можно изменить условия: каждый делает две-три попытки). Число мячей, попавших в цель от бросков всех членов команды, подсчитывается. Выигравшей считается команда, набравшая большее число очков.

б) На этапе выбора водящих.

Например, игра "Гуси-лебеди". Дети выбирают водящих (хозяйку, волка). Для этого предлагаются разные варианты: по очереди, по считалке.

3. Объединение детей на основе речевой деятельности.

а) Детям предлагается придумать сюжетный рассказ (или пересказать знакомую сказку), используя серию картинок, представляющих последовательный его ход, например: 1) дети в осеннем лесу собирают листья; 2) увидели ежа с больной лапкой; 3) ухаживают за ним в своей группе; 4) отпускают в лес. От детей требуется согласование последовательности рассказа при учете фрагмента, придуманного предыдущим рассказчиком.

б) Детям предлагается составить описательный рассказ по картинке. Ставится условие: каждый из рассказчиков выбирает для описания какую-либо часть картинки. Из рассказов детей составляется общее описание картинки.

Одним из ведущих условий воспитания культуры поведения и отношений является владение воспитателем методикой воспитания культуры поведения и отношений, осознание ответственности за нравственное развитие детей.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что для успешного воспитания культуры поведения и отношений в дошкольном образовательном учреждении и семье должны быть созданы следующие условия:

1.  Благоприятный психологический микроклимат, позволяющий чувствовать ребенку себя эмоционально защищенным.

2.  Знание детьми правил поведения, раскрытие их нравственного смысла.

3.  Организация совместной деятельности, в которой ребенок может реализовать освоенные правила поведения.

4.  Владение воспитателем методики воспитания культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста.


1.3.3 Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста

Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений.

Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.

На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна "методика предвосхищения". Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: "Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети", "Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, что бы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо". Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты