Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия

б) для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.

Игры детей с нарушением слуха нуждаются в повседневном руководстве, которое не должно сводиться лишь к регулированию отношений детей. Оно предусматривает обучение детей игровой деятельности, формированию у них творческого отношения к действительности, умения творчески отражать окружающий мир

В процессе экспериментального исследования при наблюдении за детьми было выявлено, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития ребенка с нарушениями слуха:

– в расширение знаний детей по выбранным темам, представления о функциональном назначении и сфере использования изучаемых объектов.

– в обучение отражать в играх труд взрослых людей, их взаимоотношений в процессе деятельности.

– в развитие в ходе игр словесного общения детей, использование ранее усвоенного словаря и развитие специфического, связанного с сюжетами игр.

– в развитие активности, самостоятельности, логического мышления, воображения, формирование познавательных интересов.

– в развитие речевого общения детей, для активизации и развития их речи.

– в развитие значений и функций слова.

– в развитие речевого мышления.

Контрольное наблюдение показали изменения в развитии ребенка из экспериментальной группы, в которой с детьми проводились специальные занятия по обучению их сюжетно-ролевой игре.

 

3.4 Контрольный этап эксперимента


Цель контрольного эксперимента: выявить, какие изменения произошли в экспериментальной группе детей в результате формирующего эксперимента, связанного с коррекционно-развивающей работе по формированию навыков и умений в игровой деятельности детей с недостатками слухового восприятия. Для этого были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольной оценки уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей экспериментальной группы


Таблица 3

Имя, возраст

Содержание игры

Сюжет игры

Выполнение роли и взаимодействия детей в игре

Игровые действия и игровые предметы

Правила игры

Игровые отношения

Уровни освоения сюжетно-ролевой игры

1. Лера А.

IV

IV

III

III

III

III

2. Леша З.

IV

IV

III

IV

III

III

3. Саша И.

IV

IV

IV

III

IV

III


Как видно из данных таблицы 3 у детей экспериментальной группы наблюдается средний и высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры. Дети с недостатками слухового развития достигли уровня развития игровой деятельности соответствующей сверстникам с сохранным развитием.

 

3.5 Анализ результатов экспериментального исследования


Цель: выявить эффективность проведенного эксперимента.

Для этого был проведен сравнительный анализ результатов исследования по двум группам экспериментальной и контрольной, где сравнивались показатели наблюдения у обеих групп в начале эксперимента и в конце. Сравнительный анализ уровней развития сюжетно-ролевой игры у детей экспериментальной группы в начале и конце эксперимента


Таблица 4

Имя, возраст

Содержание игры

Сюжет игры

Выполнение роли и взаимодействия детей в игре

Игровые действия и игровые предметы

Правила игры

Игровые отношения

Уровни освоения сюжетно-ролевой игры

1. Лера А.

III

III

II

II

II

II

Начало эксперимента

Конец эксперимента

IV

IV

III

III

III

III

2. Леша З.

III

III

II

III

II

II

Начало эксперимента

Конец эксперимента

IV

IV

III

IV

III

III

3. Саша И.

IV

IV

III

III

III

II

Начало эксперимента

Конец эксперимента

IV

IV

IV

III

IV

III


Как видно из таблицы 4, уровни развития сюжетно-ролевой игры выросли у всех трех детей экспериментальной группы.

Сравнительный анализ уровней развития сюжетно-ролевой игры у детей контрольной группы в начале и конце эксперимента


Таблица 5

Имя, возраст

Содержание игры

Сюжет игры

Выполнение роли и взаимодействия детей в игре

Игровые действия и игровые предметы

Правила игры

Игровые отношения

Уровни освоения сюжетно-ролевой игры

1. Саша П.

III

III

II

II

II

II

Начало эксперимента

Конец эксперимента

III

III

II

II

II

II

2. Илья М.

III

III

III

III

II

II

Начало эксперимента

Конец эксперимента

III

III

III

III

II

II

3. Имот А.

IV

IV

III

IV

III

II

Начало эксперимента

Конец эксперимента

IV

IV

III

IV

III

II


Как видно из таблицы 5 уровни развития сюжетно-ролевой игры у всех трех детей контрольной группы остались на прежнем месте (Приложение 6).

Сравнивая результаты обеих групп можно достоверно говорить о том, что для развития сюжетно-ролевой игры у детей с недостатками слухового восприятия необходимо специально-развивающая программа, в которой активно принимает участие взрослый. Без такого участия и без специальных занятий развитие игровой деятельности у детей с недостатками слухового восприятия будет отставать от нормы для данного дошкольного возраста.

Результаты эксперимента показали, что обучение сюжетно-ролевой игре детей с недостатками слухового восприятия позволяет повысить не только уровень развития игры, но уровень развития поведения ребенка, связанного с взаимоотношениями с другими.




Заключение


Исследование особенностей развития игровой деятельности детей с недостатками слухового восприятия и повышение уровня развития ребенка в игровой деятельности, оказалось достаточно новой темой, так как в основном такие исследования проводились с дошкольниками с нормальным развитием слуха.

Использование на практике в течение четырех месяцев разнообразных методов обучения сюжетно-ролевой игры, для активизации развития ребенка с недостатками слухового восприятия показали эффективность проведенной работы при соблюдение следующих условий:

1.                 Саму игровую деятельность у детей с недостатками слухового восприятия необходимо развивать и руководить ей и учить ей детей.

2.                 Для обучения новой сюжетно-ролевой игре детей с недостатками слухового восприятия, необходим предварительный этап, который заключается в том, чтобы дети вначале освоили тему в наглядном плане, будь то экскурсия, поход, просмотр

3.                 Для активизации речи в игре руководителю необходимо готовить необходимый минимум словарного запаса, соответствующего теме игры.

4.                 Игры желательно повторять для закрепления понятий и слов, при этом в каждой последующей игре необходимо добавлять новые слова и использовать такие активизирующие элементы как удивление, интригу, любопытство, азарт и т.д.

При сравнении уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием и с недостатками слухового восприятия можно выявить различия:

1.                               Дети с недостатками слухового восприятия отражают в игре реальную действительность, как и с сохранным развитием, но несколько беднее по содержанию, так как восприятия мира у них осуществляется в условиях ограниченного речевого общения

2.                               Дети с недостатками слухового восприятия не могут самостоятельно вычленить в воспринимаемом основное, существенное, так как они менее обобщенно отражают ту или иную сторону действительности, чем дети с сохранным развитием

3.                               Дети с сохранным развитием используют в игре предметы, которые в жизни имеют совсем другое назначении (перенос действий: карандаш используется в качестве термометра). В этом случае дети с недостатком слухового восприятия испытывают трудности при игровом замещение предметов.

4.                               Дети с недостатками слухового восприятия склонны к буквальному отражению в игре действительности. Значителен элемент механического подражания друг другу во время игр (стереотипное повторение игровых действий).

5.                               Сюжетно-ролевая игра появляется у детей с недостатками слухового восприятия только в случае прямого обучения их игровой деятельности.

6.                               Для детей с недостатком слухового восприятия имеет большое значение подготовительный этап, чем для детей с сохранным развитием, так как на этом этапе происходит обогащение знаний и представлений об изучаемой стороне действительности, создается положительная мотивация.

7.                               По мере овладения игровой деятельностью игровые действия у детей с недостатком слухового восприятия становятся более развернутыми, полными, начинают изобиловать подробностями, деталями.

В результате проведенного экспериментального исследования по обучению сюжетно-ролевой игре детей с нарушением слуха и развитию ребенка в игровой деятельности, мы убедились в том, что у детей произошли значительные изменения в развитие речи и психике, так развилась общая и речевая активность, самостоятельность, сформировались познавательные интересы и взаимоотношения. Все это способствовало развитию ребенка и это наглядно наблюдалось в течение всего времени эксперимента. А данные контрольного эксперимента подтвердили наблюдаемые изменения.

Практика подтвердила целесообразность и эффективность организации и обучение сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия для дальнейшего развития ребенка.

Таким образом, гипотеза: если в вести систематическую работу воспитателя по формированию сюжетно-ролевой игры, то уровень развития детей с недостатками слухового восприятия приблизится к возрастной норме, можно считать частично доказанной.




Список литературы


1.        Андреева Е.И. Фонетический анализ устной речи глухих учащихся // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е.И. Андреева. – Л.: ЛГПИ А.И. Герцена, 1973. – 487 с.

2.        Базилевская В.Н. Речевые игры в школе глухонемых детей. М.: Учпедгиз, 1967. – 127 с.

3. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: Наука, 1984. – 376 с.

4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977. – 187 с.

5. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: АПН РСФСР, 1963.

6. Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению. – М.: Просвещение, 1980. – 178 с.

7. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Педагогика, 1975. – 187 с.

8. Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей, Собр. соч., т. 5, М.: Педагогика, 1983. – 341 с.

9.       Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 376 с.

10.  Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе: сб. тр. – Новосибирск, 1989.

11.  Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе // Дефектология. – 1995. – №3. – С. 17–24.

12. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей – М.: Педагогика, 1981. – 276 с.

13. Леонгард Э.И. Значение контроля над произношением глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. – М., 1963. – 129 с.

14. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. – М.: Просвещение, 1990. – 328 с.

15. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988. – 212 с.

16. Нейман Л.В., Правдина О.В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С.С. – М., 1969.

17. Основы спец. обучения слабослышащих детей. / Под ред. Р.М. Боскис. – М.: Педагогика, 1988. – 329 с.

18. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.

19. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслена, Л.И. Солонцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2003. – 318 с.

20. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1966. – 327 с.

21. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы. Сборник научных трудов./ под ред. К.А. Волковой. М., 1983. – 393 с.

22. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М.: Просвещение, 1981. – 289 с.

23. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. – М.: Педагогика, 1981. – 276 с.

24. Речицкая Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Л., 1988. – 218 с.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава Память. – СПб.: Питер, 1998.

26. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – 3-е изд. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. – 144 с.

27. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной, М., 1989. – 452 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты