б) для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
Игры детей с нарушением слуха нуждаются в повседневном руководстве, которое не должно сводиться лишь к регулированию отношений детей. Оно предусматривает обучение детей игровой деятельности, формированию у них творческого отношения к действительности, умения творчески отражать окружающий мир
В процессе экспериментального исследования при наблюдении за детьми было выявлено, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития ребенка с нарушениями слуха:
– в расширение знаний детей по выбранным темам, представления о функциональном назначении и сфере использования изучаемых объектов.
– в обучение отражать в играх труд взрослых людей, их взаимоотношений в процессе деятельности.
– в развитие в ходе игр словесного общения детей, использование ранее усвоенного словаря и развитие специфического, связанного с сюжетами игр.
– в развитие активности, самостоятельности, логического мышления, воображения, формирование познавательных интересов.
– в развитие речевого общения детей, для активизации и развития их речи.
– в развитие значений и функций слова.
– в развитие речевого мышления.
Контрольное наблюдение показали изменения в развитии ребенка из экспериментальной группы, в которой с детьми проводились специальные занятия по обучению их сюжетно-ролевой игре.
3.4 Контрольный этап эксперимента
Цель контрольного эксперимента: выявить, какие изменения произошли в экспериментальной группе детей в результате формирующего эксперимента, связанного с коррекционно-развивающей работе по формированию навыков и умений в игровой деятельности детей с недостатками слухового восприятия. Для этого были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольной оценки уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей экспериментальной группы
Таблица 3
Имя, возраст |
Содержание игры |
Сюжет игры |
Выполнение роли и взаимодействия детей в игре |
Игровые действия и игровые предметы |
Правила игры |
Игровые отношения |
Уровни освоения сюжетно-ролевой игры |
||||||
1. Лера А. |
IV |
IV |
III |
III |
III |
III |
2. Леша З. |
IV |
IV |
III |
IV |
III |
III |
3. Саша И. |
IV |
IV |
IV |
III |
IV |
III |
Как видно из данных таблицы 3 у детей экспериментальной группы наблюдается средний и высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры. Дети с недостатками слухового развития достигли уровня развития игровой деятельности соответствующей сверстникам с сохранным развитием.
3.5 Анализ результатов экспериментального исследования
Цель: выявить эффективность проведенного эксперимента.
Для этого был проведен сравнительный анализ результатов исследования по двум группам экспериментальной и контрольной, где сравнивались показатели наблюдения у обеих групп в начале эксперимента и в конце. Сравнительный анализ уровней развития сюжетно-ролевой игры у детей экспериментальной группы в начале и конце эксперимента
Таблица 4
Имя, возраст |
Содержание игры |
Сюжет игры |
Выполнение роли и взаимодействия детей в игре |
Игровые действия и игровые предметы |
Правила игры |
Игровые отношения |
Уровни освоения сюжетно-ролевой игры |
||||||
1. Лера А. |
III |
III |
II |
II |
II |
II |
Начало эксперимента |
||||||
Конец эксперимента |
IV |
IV |
III |
III |
III |
III |
2. Леша З. |
III |
III |
II |
III |
II |
II |
Начало эксперимента |
||||||
Конец эксперимента |
IV |
IV |
III |
IV |
III |
III |
3. Саша И. |
IV |
IV |
III |
III |
III |
II |
Начало эксперимента |
||||||
Конец эксперимента |
IV |
IV |
IV |
III |
IV |
III |
Как видно из таблицы 4, уровни развития сюжетно-ролевой игры выросли у всех трех детей экспериментальной группы.
Сравнительный анализ уровней развития сюжетно-ролевой игры у детей контрольной группы в начале и конце эксперимента
Таблица 5
Имя, возраст |
Содержание игры |
Сюжет игры |
Выполнение роли и взаимодействия детей в игре |
Игровые действия и игровые предметы |
Правила игры |
Игровые отношения |
Уровни освоения сюжетно-ролевой игры |
||||||
1. Саша П. |
III |
III |
II |
II |
II |
II |
Начало эксперимента |
||||||
Конец эксперимента |
III |
III |
II |
II |
II |
II |
2. Илья М. |
III |
III |
III |
III |
II |
II |
Начало эксперимента |
||||||
Конец эксперимента |
III |
III |
III |
III |
II |
II |
3. Имот А. |
IV |
IV |
III |
IV |
III |
II |
Начало эксперимента |
||||||
Конец эксперимента |
IV |
IV |
III |
IV |
III |
II |
Как видно из таблицы 5 уровни развития сюжетно-ролевой игры у всех трех детей контрольной группы остались на прежнем месте (Приложение 6).
Сравнивая результаты обеих групп можно достоверно говорить о том, что для развития сюжетно-ролевой игры у детей с недостатками слухового восприятия необходимо специально-развивающая программа, в которой активно принимает участие взрослый. Без такого участия и без специальных занятий развитие игровой деятельности у детей с недостатками слухового восприятия будет отставать от нормы для данного дошкольного возраста.
Результаты эксперимента показали, что обучение сюжетно-ролевой игре детей с недостатками слухового восприятия позволяет повысить не только уровень развития игры, но уровень развития поведения ребенка, связанного с взаимоотношениями с другими.
Исследование особенностей развития игровой деятельности детей с недостатками слухового восприятия и повышение уровня развития ребенка в игровой деятельности, оказалось достаточно новой темой, так как в основном такие исследования проводились с дошкольниками с нормальным развитием слуха.
Использование на практике в течение четырех месяцев разнообразных методов обучения сюжетно-ролевой игры, для активизации развития ребенка с недостатками слухового восприятия показали эффективность проведенной работы при соблюдение следующих условий:
1. Саму игровую деятельность у детей с недостатками слухового восприятия необходимо развивать и руководить ей и учить ей детей.
2. Для обучения новой сюжетно-ролевой игре детей с недостатками слухового восприятия, необходим предварительный этап, который заключается в том, чтобы дети вначале освоили тему в наглядном плане, будь то экскурсия, поход, просмотр
3. Для активизации речи в игре руководителю необходимо готовить необходимый минимум словарного запаса, соответствующего теме игры.
4. Игры желательно повторять для закрепления понятий и слов, при этом в каждой последующей игре необходимо добавлять новые слова и использовать такие активизирующие элементы как удивление, интригу, любопытство, азарт и т.д.
При сравнении уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием и с недостатками слухового восприятия можно выявить различия:
1. Дети с недостатками слухового восприятия отражают в игре реальную действительность, как и с сохранным развитием, но несколько беднее по содержанию, так как восприятия мира у них осуществляется в условиях ограниченного речевого общения
2. Дети с недостатками слухового восприятия не могут самостоятельно вычленить в воспринимаемом основное, существенное, так как они менее обобщенно отражают ту или иную сторону действительности, чем дети с сохранным развитием
3. Дети с сохранным развитием используют в игре предметы, которые в жизни имеют совсем другое назначении (перенос действий: карандаш используется в качестве термометра). В этом случае дети с недостатком слухового восприятия испытывают трудности при игровом замещение предметов.
4. Дети с недостатками слухового восприятия склонны к буквальному отражению в игре действительности. Значителен элемент механического подражания друг другу во время игр (стереотипное повторение игровых действий).
5. Сюжетно-ролевая игра появляется у детей с недостатками слухового восприятия только в случае прямого обучения их игровой деятельности.
6. Для детей с недостатком слухового восприятия имеет большое значение подготовительный этап, чем для детей с сохранным развитием, так как на этом этапе происходит обогащение знаний и представлений об изучаемой стороне действительности, создается положительная мотивация.
7. По мере овладения игровой деятельностью игровые действия у детей с недостатком слухового восприятия становятся более развернутыми, полными, начинают изобиловать подробностями, деталями.
В результате проведенного экспериментального исследования по обучению сюжетно-ролевой игре детей с нарушением слуха и развитию ребенка в игровой деятельности, мы убедились в том, что у детей произошли значительные изменения в развитие речи и психике, так развилась общая и речевая активность, самостоятельность, сформировались познавательные интересы и взаимоотношения. Все это способствовало развитию ребенка и это наглядно наблюдалось в течение всего времени эксперимента. А данные контрольного эксперимента подтвердили наблюдаемые изменения.
Практика подтвердила целесообразность и эффективность организации и обучение сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия для дальнейшего развития ребенка.
Таким образом, гипотеза: если в вести систематическую работу воспитателя по формированию сюжетно-ролевой игры, то уровень развития детей с недостатками слухового восприятия приблизится к возрастной норме, можно считать частично доказанной.
1. Андреева Е.И. Фонетический анализ устной речи глухих учащихся // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: сб. науч. трудов / Ответ. ред. Е.И. Андреева. – Л.: ЛГПИ А.И. Герцена, 1973. – 487 с.
2. Базилевская В.Н. Речевые игры в школе глухонемых детей. М.: Учпедгиз, 1967. – 127 с.
3. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: Наука, 1984. – 376 с.
4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977. – 187 с.
5. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: АПН РСФСР, 1963.
6. Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению. – М.: Просвещение, 1980. – 178 с.
7. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Педагогика, 1975. – 187 с.
8. Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей, Собр. соч., т. 5, М.: Педагогика, 1983. – 341 с.
9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 376 с.
10. Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе: сб. тр. – Новосибирск, 1989.
11. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе // Дефектология. – 1995. – №3. – С. 17–24.
12. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей – М.: Педагогика, 1981. – 276 с.
13. Леонгард Э.И. Значение контроля над произношением глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. – М., 1963. – 129 с.
14. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. – М.: Просвещение, 1990. – 328 с.
15. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988. – 212 с.
16. Нейман Л.В., Правдина О.В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С.С. – М., 1969.
17. Основы спец. обучения слабослышащих детей. / Под ред. Р.М. Боскис. – М.: Педагогика, 1988. – 329 с.
18. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.
19. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслена, Л.И. Солонцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2003. – 318 с.
20. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1966. – 327 с.
21. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы. Сборник научных трудов./ под ред. К.А. Волковой. М., 1983. – 393 с.
22. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М.: Просвещение, 1981. – 289 с.
23. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. – М.: Педагогика, 1981. – 276 с.
24. Речицкая Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Л., 1988. – 218 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава Память. – СПб.: Питер, 1998.
26. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – 3-е изд. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. – 144 с.
27. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной, М., 1989. – 452 с.